Приёмы работы по усвоению биографических сведений о писателе (Соловей Т.Г.)
· «Белые пятна жизни и творчества» писателя (годы обучения в лицее А.С.Пушкина; участие в обороне Севастополя Л.Н.Толстого; семья в жизни и творчестве А.Л.Барто);
· составление примечаний и комментариев к рассказу, очерку, зарисовке, героем которых является писатель («зрительный» комментарий, фотографии, слайды, репродукции);
· заочная экскурсия в родной край писателя, в дом-музей (дом, интерьер, портреты писателя, его родных и друзей, современников);
· заочное путешествие «Дорогами писателя» (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.Я.Маршак): на основе географической карты Украины разрабатывается маршрут (стрелки, условные знаки) в каждом значимом месте, «гид» демонстрирует фото, рассказывает о населенном пункте и событиях;
· составление сценария учебного фильма о жизни и творчестве писателя (работа в творческих группах);
· «живые картины» (биография писателя преподносится в инсценировках событий из жизни писателя);
· «несколько дней из жизни писателя» (работа в мини-группах по 3-5 человек): выбирают по своему усмотрению из фактического материала информацию о ярких, важных днях из жизни писателя, пытаются воссоздать их в деталях;
· интервью или беседа с писателем (вопросы, задаваемые «писателю» могут касаться его жизненного и творческого пути, истории создания произведений, отношения к ним и их героям);
· зрительная викторина (учитель показывает фотографии мест, портреты, иллюстрации к произведениям, памятники и предлагает назвать связанные с ними факты жизни и творчества писателя).
Плакат-задание для стимулирования самостоятельного чтения младших школьников (Джежелей О.В., Емец А.А.)
|
· Читай и рассматривай книги Марка Твена: «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекельберри Финна», «Принц и нищий».
· Постарайся узнать о писателе, стране, в которой он жил, и той стране, где происходят события повести, которую ты выбрал для чтения.
· Узнай и назови повесть, о которой мы будем беседовать на уроке
Кто они и откуда?
Том, Гек, Сид, Мэри, тётушка Поли; Джо Гарпер, Беки Тэчер, Альфред Темплем, учитель Добкинс, вдова Дуглас, индеец Джо.
Кто из них:
Гроза океанов, Чёрный мститель испанских морей, Кровавая рука?
Вспомни героев повести, подумай, как ты к ним относишься: сочувствуешь? Осуждаешь? Уважаешь? Восхищаешься? Как относится к своим героям автор?
С чего начались события в повести? Какие события произведения ты выделил бы как главные?
О ком ты хочешь рассказать подробно?
Питання:
1. Русский язык как учебный предмет. Его значение в развитии младших школьников.
2. Направленность и содержание обучения русскому языку младших школьников в условиях одновременного изучения русского и украинского языков.
3. Основные виды речевой деятельности школьников. Особенности овладения ими в условиях одновременного изучения русского и украинского языков.
4. Психолого-педагогические основы обучения русскому (неродному) языку младших школьников.
5. Характеристика действующих учебно-методических комплектов по русскому языку для школ с украинским языком обучения.
6. Игра как методический прием включения школьников в речевое общение. Использование занимательных речевых заданий.
|
7. Формирование у учащихся навыков понимания устной речи. Материал для аудирования. Характер вопросов и ответов.
8. Методика формирования навыка говорения. Особенности развития речевых навыков в условиях одновременного изучения русского и украинского языков.
9. Развитие фонетического слуха у учащихся. Содержание и методика звуковой работы. Ее специфика.
10. Формирование элементарных навыков правильного произношения на основе программной лексики. Прием имитации в системе работы.
11. Практическое ознакомление с основными правилами русского литературного произношения. Приемы предупреждения интерференции навыков.
12. Методика введения слов, предназначенных для усвоения. Способы семантизации слов. Приемы уточнения значения.
13. Развитие навыков диалогической речи. Программные требования к построению диалога.
14. Развитие навыков связного высказывания. Программные требования к монологическому высказыванию.
15.Подготовка к чтению и письму по-русски. Проведение аналитико-синтетической работы над предложением, словом, слогом на основе навыков.
16.Материалы первоначального чтения и письма слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской графиках.
17.Методика изучения букв, различающихся в русской и украинской графиках. Порядок ознакомления с буквами, его обоснование.
18.Учет графических особенностей изучаемых букв русского языка, их звуковых значений в сравнении с украинским. 19.Развитие способа чтения у школьников. Методика чтения учебного текста.
20.Трудности обучения элементарному чтению и письму по-русски, пути их преодоления. Основные ошибки в элементарном чтении и письме, их устранение.
|
21.Цели и задачи классного чтения на русском языке. Познавательное, воспитательное и развивающее значение чтения.
22.Содержание и структура программы по чтению, требования к умениям.
23. Обзор психолого-педагогической литературы по вопросам обучения чтению младших школьников.
24. Организация речевой деятельности школьников на уроках чтения. Взаимосвязь слушания, говорения и чтения – основной принцип обучения.
25. Формы чтения, специфика их использования, соотношение на уроках.
26. Техника чтения, методический аспект этого понятия. Развитие техники чтения у младших школьников.
27. Приёмы формирования навыков правильного и беглого чтения. Упражнения в развитии скорости чтения у младших школьников. Развитие умений читать молча.
28. Развитие навыков выразительного чтения. Техника речи и чтения. Основные этапы подготовки учащихся к выразительному чтению.
29. Обучение выразительному чтению стихотворений, методика их чтения. Проведение хоровой декламации.
30. Изучение состояния навыков чтения у учащихся. Научные данные об уровнях развития разных сторон навыка чтения, их учет в процессе обучения русскому языку.
31. Организация словарно-семантической работы. Пути обогащения активного словаря учащихся. Место словарной работы на уроке русского языка. Способы семантизации слов.
32. Анализ фактического и образного содержания текста в единстве с разбором художественных средств и языковых особенностей.
33. Методика обучения различным видам пересказа. Чередование пересказов на основе зрительных и слуховых восприятий. Виды творческого пересказа.
34. Подготовительная работа к чтению текста. Цели, содержание и методика её проведения. Элементы словарной работы.
35. Этапы работы над учебным текстом. Виды работы при чтении художественных текстов.
36. Особенности чтения произведений различных жанров. Методика работы над загадками и пословицами.
37. Использование наглядных пособий и технических средств на этапах чтения.
38. Критерии и нормы оценивания навыков чтения.
39. Условия формирования грамотного письма у младших школьников. Соединение графической и орфографической.
40. Виды орфографических упражнений для формирования и развития у младших школьников грамотного письма, их классификация в зависимости от характера анализаторов…
41. Пути усвоения младшими школьниками правописания в начальной школе. Специфика формирования орфографических действий у младших школьников в условиях одновременного изучения русского и украинского языков.
42.Содержание лингвонародоведческого компонента языкового образования учащихся начальной школы
43.Приёмы формирования у младших школьников представлений о речевом этикете
44.Продуктивные формы воспитания культуры общения у учащихся начальной школы на уроках русского языка.
45.Совершенствование у школьников умений различать текст и предложение, умений строить предложение и связное высказывание.
46.Развитие у младших школьников представлений о лексическом значении слова, опора на знания, полученные на уроках украинского языка.
47.Методика изучения морфемного состава слова в начальных классах.
48Значение фонетических знаний в овладении графикой и орфографией русского языка. Четкое разграничение звука и буквы при усвоении звуковых явлений и элементов графической системы русского языка.
49.Акустические и артикуляционные упражнения. Усвоение специфических фонем русского языка.
50.Аналитико-синтетический метод как основной метод обучения языку. Роль наблюдений над языковыми фактами. 51.Проблемный подход к изучению фонетического, морфемного и орфографического материалов.
52.Анализ учебно-методического комплекта по русскому языку (соответствие требованиям программы, качество теоретического материала).
53.Цели и задачи обучения школьников русскому языку на этапе устного практического курса. Структура, содержание и требования программы. Задачи развивающего обучения. 54.Требования к знаним и умениям речевой деятельности учащихся к концу устного практического курса. Контроль за развитием у учащихся речевых умений. Его формы.
55. Цели, структура и содержание уроков устного практического курса русского языка.
56.Цели и задачи начального обучения чтению и письму. Структура, содержание и требования программы. 57.Организация наблюдений над особенностями речи, связанными с различными условиями общения.
58. Развитие орфоэпических умений и навыков, произношение безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных.
59.Цели, структура и содержание уроков начального обучения чтению и письму. Их типы, комплексный характер.
60.Требования к знаниям и умениям речевой деятельности учащихся к концу начального обучения чтению и письму. 61.Анализ учебно-методического комплекта для периода начального обучения чтению и письму.
62. Речевая направленность уроков русского языка. Организация речевой деятельности на уроках. 63.Формирование наиболее общих лингвистических представлений у школьников – о роли языка в жизни человека, о существовании различных языков.
64.Виды и содержание наглядных пособий при изучении различного материала в русском и украинском языках. 65.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку в 3-4 классах.
66.Внеклассная работа по русскомуязыку. Организациядетскихутренников, викторин, конкурсов, игр.
67.Творческий опыт учителей начальных классов в организации внеклассной работы языкового и литературного направлений.