Связь слов по смыслу, без изменения формы зависимого слова




Модель 1: глагол + наречие: писать правильно (как?)

приходить поздно (когда?)

находиться справа (где?)

Модель 2: наречие + прилагательное: очень красивый (насколько? в какой степени?)

абсолютно чистый (насколько? в какой степени?)

Модель 3: наречие + наречие: очень красиво (насколько? в какой степени?)

совершенно правильно (насколько? в какой степени?)

Задание 1. Подчеркните слова, которые связаны с другими словами только по смыслу, без изменения формы:

а) хорошо говорит, говорит по-русски, говорит на русском языке, говорит правильно; много занимается, занимается успешно, занимается в читальном зале, занимается анатомией; быстро работает, быстрая работа; идти впереди, отдыхать летом, работать ночью;

б) очень хорошо, довольно правильно, чрезвычайно важно, совершенно другой, абсолютно новый, немного холодно.

 

Задание 2. Восстановите словосочетания с помощью слов, данных справа:

думать________________________ | долгий, долго

______________________ процесс |

 

читать _______________________ | арабский, по-арабски

_________________________ язык |

 

_________________________ язык | русский, по-русски

разговаривать_________________ |

 

вставать______________________ | утро, утром

солнечное |

 

поехать домой_________________ | зима, зимой

холодная______________________ |

 

пойти в гости| вечером, вечер

тёплый _______________________ |

 

Задание 3. Составьте словосочетания из данных слов. Следите за формой зависимых слов:

1) система, окончание, разговаривать, волокно, клетки, смеяться

Нервн(-ый, -ая, -ое, -ые)

нервно

2) температура, обмен веществ, чувствовать себя, работать, работа

нормальн(-ый, -ая, -ое, -ые)

нормально

3) вирус, размножаться, ферменты, вещество, участвовать

активн(-ый, -ая, -ое, -ые)

активно

 

4) воздействовать, воздействие, нагрузка, условия

неблагоприятн(-ый, -ая, -ое, -ые)

неблагоприятно

5) дышать, глотать, сустав, орган, люди, двигаться

больн(-ой, -ая, -ое, -ые)

больно

 

ЗАДАНИЕ 4.

а) Напишите о высокой и очень высокой степени признака. Используйте наречия очень, весьма и чрезвычайно, исключительно, крайне.

Модель: тяжёлый – крайне тяжёлое положение, очень тяжёлый чемодан

мягкий –

простой –

резкий –

прочный –

чувствительный –

токсичный –

болезненный –

прозрачный –

бледный –

невозможный –

 

б) Напишите о том, что степень признака слишком большая. Используйте наречия: слишком, излишне, чрезмерно, чересчур.

Модель: трудный – слишком трудный вопрос

высокий –

длинный –

яркий –

большой –

узкий –

резкий –

глубокий –

серьёзный –

тяжёлый –

слабый –

 

в) Напишите о не очень высокой по сравнению с другими степени признака. Используйте наречия: не очень, сравнительно, относительно, достаточно, довольно.

Модель: небольшой – сравнительно небольшая сила тока

высокий –

сильный –

длинный –

ясный –

громкий –

лёгкий –

простой –

прочный –

дешёвый –

дорогой –

 

ЗАДАНИЕ 5. Восстановите предложения, используя нужные по смыслу наречия степени.

1. Положение ____________________ трудное, нужно немедленно искать выход.

2. Я думаю, вы решите задачу, она ____________________ простая.

3. Не будем спорить, вопрос ____________________ ясный.

4. Такие растения встречаются ____________________ редко.

5. Сделать такой прибор ____________________ сложно.

6. Этот материал ____________________ хрупкий, он легко разрушается при ударе.

7. Этот прибор ____________________ простой, с ним может работать даже неспециалист.

8. Улица ____________________ узкая, две машине не могут проехать по ней одновременно.

9. Эта проблема ____________________ важная. Её можно назвать одной из самых актуальных проблем нашего времени.

10. Эта тема ____________________ новая: её только начинают исследовать.

 

Урок 7

 

ТЕМА 7. Позиционная структура простого предложения: сравнительная степень прилагательных и наречий

 

 

& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете больше, чем в другом. Модели:

 

(И. п.) (Р. п.) 1. КТО / ЧТО (больше) КОГО / ЧЕГО = (И. п.) (И. п.) 2. КТО / ЧТО (больше), чем КТО / ЧТО

Москва больше (чего?) Симферополя. = Москва больше, чем (что?) Симферополь.

Анна пишет быстро, Мария пишет быстрее (кого?) Анны. = Мария пишет быстрее, чем (кто?) Анна.

Таблица 1. Образование сравнительной степени прилагательных и наречий

 

Основа Суффикс Сравнительная степень
сильн-ый, сильно длинн-ый, длинно тёпл-ый, тепло интересн-ый, интересно красив-ый, красиво -ЕЕ сильнЕЕ длиннЕЕ теплЕЕ интереснЕЕ красивЕЕ
дорог-ой, дорого строг-ий, строго лёгк-ий, легко громк-ий, громко мягк-ий, мягко мелк-ий, мелко тих-ий, тихо молод-ой, молодо редк-ий, редко узк-ий, узко богат-ый, богато чист-ый, чисто прост-ой, просто дороЖЕ (г/ж) строЖЕ легЧЕ (к/ч) громЧЕ мягЧЕ мельЧЕ тиШЕ (х/ш) молоЖЕ (д/ж) реЖЕ уЖЕ (з/ж) богаЧЕ (т/ч) чиЩЕ (ст/щ) проЩЕ
! Запомните:
хороший, хорошо ® лучше плохой, плохо ® хуже большой, много ® больше маленький, мало ® меньше широкий, широко ® шире высокий, высоко ® выше глубокий, глубоко ® глубже тонкий, тонко ® тоньше  
       

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: