Модель 1: глагол + наречие: писать правильно (как?)
приходить поздно (когда?)
находиться справа (где?)
Модель 2: наречие + прилагательное: очень красивый (насколько? в какой степени?)
абсолютно чистый (насколько? в какой степени?)
Модель 3: наречие + наречие: очень красиво (насколько? в какой степени?)
совершенно правильно (насколько? в какой степени?)
Задание 1. Подчеркните слова, которые связаны с другими словами только по смыслу, без изменения формы:
а) хорошо говорит, говорит по-русски, говорит на русском языке, говорит правильно; много занимается, занимается успешно, занимается в читальном зале, занимается анатомией; быстро работает, быстрая работа; идти впереди, отдыхать летом, работать ночью;
б) очень хорошо, довольно правильно, чрезвычайно важно, совершенно другой, абсолютно новый, немного холодно.
Задание 2. Восстановите словосочетания с помощью слов, данных справа:
думать________________________ | долгий, долго
______________________ процесс |
читать _______________________ | арабский, по-арабски
_________________________ язык |
_________________________ язык | русский, по-русски
разговаривать_________________ |
вставать______________________ | утро, утром
солнечное |
поехать домой_________________ | зима, зимой
холодная______________________ |
пойти в гости| вечером, вечер
тёплый _______________________ |
Задание 3. Составьте словосочетания из данных слов. Следите за формой зависимых слов:
1) система, окончание, разговаривать, волокно, клетки, смеяться
Нервн(-ый, -ая, -ое, -ые)
нервно
2) температура, обмен веществ, чувствовать себя, работать, работа
нормальн(-ый, -ая, -ое, -ые)
нормально
3) вирус, размножаться, ферменты, вещество, участвовать
активн(-ый, -ая, -ое, -ые)
активно
|
4) воздействовать, воздействие, нагрузка, условия
неблагоприятн(-ый, -ая, -ое, -ые)
неблагоприятно
5) дышать, глотать, сустав, орган, люди, двигаться
больн(-ой, -ая, -ое, -ые)
больно
ЗАДАНИЕ 4.
а) Напишите о высокой и очень высокой степени признака. Используйте наречия очень, весьма и чрезвычайно, исключительно, крайне.
Модель: тяжёлый – крайне тяжёлое положение, очень тяжёлый чемодан
мягкий –
простой –
резкий –
прочный –
чувствительный –
токсичный –
болезненный –
прозрачный –
бледный –
невозможный –
б) Напишите о том, что степень признака слишком большая. Используйте наречия: слишком, излишне, чрезмерно, чересчур.
Модель: трудный – слишком трудный вопрос
высокий –
длинный –
яркий –
большой –
узкий –
резкий –
глубокий –
серьёзный –
тяжёлый –
слабый –
в) Напишите о не очень высокой по сравнению с другими степени признака. Используйте наречия: не очень, сравнительно, относительно, достаточно, довольно.
Модель: небольшой – сравнительно небольшая сила тока
высокий –
сильный –
длинный –
ясный –
громкий –
лёгкий –
простой –
прочный –
дешёвый –
дорогой –
ЗАДАНИЕ 5. Восстановите предложения, используя нужные по смыслу наречия степени.
1. Положение ____________________ трудное, нужно немедленно искать выход.
2. Я думаю, вы решите задачу, она ____________________ простая.
3. Не будем спорить, вопрос ____________________ ясный.
4. Такие растения встречаются ____________________ редко.
5. Сделать такой прибор ____________________ сложно.
6. Этот материал ____________________ хрупкий, он легко разрушается при ударе.
7. Этот прибор ____________________ простой, с ним может работать даже неспециалист.
|
8. Улица ____________________ узкая, две машине не могут проехать по ней одновременно.
9. Эта проблема ____________________ важная. Её можно назвать одной из самых актуальных проблем нашего времени.
10. Эта тема ____________________ новая: её только начинают исследовать.
Урок 7
ТЕМА 7. | Позиционная структура простого предложения: сравнительная степень прилагательных и наречий |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете больше, чем в другом. Модели:
(И. п.) (Р. п.) 1. КТО / ЧТО (больше) КОГО / ЧЕГО = (И. п.) (И. п.) 2. КТО / ЧТО (больше), чем КТО / ЧТО |
Москва больше (чего?) Симферополя. = Москва больше, чем (что?) Симферополь.
Анна пишет быстро, Мария пишет быстрее (кого?) Анны. = Мария пишет быстрее, чем (кто?) Анна.
Таблица 1. Образование сравнительной степени прилагательных и наречий
Основа | Суффикс | Сравнительная степень | |
сильн-ый, сильно длинн-ый, длинно тёпл-ый, тепло интересн-ый, интересно красив-ый, красиво | -ЕЕ | сильнЕЕ длиннЕЕ теплЕЕ интереснЕЕ красивЕЕ | |
дорог-ой, дорого строг-ий, строго лёгк-ий, легко громк-ий, громко мягк-ий, мягко мелк-ий, мелко тих-ий, тихо молод-ой, молодо редк-ий, редко узк-ий, узко богат-ый, богато чист-ый, чисто прост-ой, просто | -Е | дороЖЕ (г/ж) строЖЕ легЧЕ (к/ч) громЧЕ мягЧЕ мельЧЕ тиШЕ (х/ш) молоЖЕ (д/ж) реЖЕ уЖЕ (з/ж) богаЧЕ (т/ч) чиЩЕ (ст/щ) проЩЕ | |
! Запомните: | |||
хороший, хорошо ® лучше плохой, плохо ® хуже большой, много ® больше маленький, мало ® меньше | широкий, широко ® шире высокий, высоко ® выше глубокий, глубоко ® глубже тонкий, тонко ® тоньше | ||