ЗАДАНИЕ 2. Образуйте несогласованные определения по моделям.




Модель 1: каменный дом – дом из камня

(характеристика предмета по материалу, из которого он сделан: ИЗ + Р. п.)

деревянный стол =

металлические инструменты =

стальной нож =

резиновая трубка =

шёлковая нить =

молочные продукты =

стеклянная пробирка =

жировой слой =

кожаная сумка =

серебряное кольцо =

рыбный суп =

фруктовый сок =

Модель 2:

инструменты, которые используют во время операции = инструменты для операций

(характеристика предмета по назначению, функции: ДЛЯ + Р. п.)

прибор, с помощью которого делают измерения =

шкаф, в котором стоят книги =

штатив, в котором стоят пробирки =

баллоны, в которых находится кислород =

колба, в которую помещают раствор =

Модель 3: характеристика предмета по наличию/отсутствию признака

а) клетка, в которой 2 ядра = клетка с двумя ядрами

(характеристика предмета по наличию признака: С + Д. п.)

 

тело, у которого гладкая поверхность =

полость, у которой гладкие стенки =

металл, который имеет яркий блеск =

чай, в котором есть молоко и сахар =

жидкость, у которой резкий залах =

человек, у которого широкие плечи =

девушка, у которой голубые глаза и светлые волосы =

б)бесцветная жидкость = жидкость без цвета

(характеристика предмета по отсутствию признака: БЕЗ + Р. п.)

безударный слог =

бескрайние поля =

беззвёздное небо =

бездомная кошка =

безбилетный пассажир =

безветренная погода =

безлюдная улица =

безостановочное движение =

бессердечный человек =

беспричинная радость =

 

Модель 4: характеристика предмета по внешнему виду: Р. п. без предлога

а) кристаллы соли имеют кубическую форму = кристаллы соли кубической формы

(характеристика предмета по форме)

крестец имеет треугольную форму =

теменная кость имеет 4-х-угольную форму =

надколенная ямка имеет ромбовидную форму =

зародыш похож на шар =

отросток височной кости похож на шило =

митохондрии похожи на палочку =

молекула ДНК похожа на нить =

б) бром имеет тёмно-красный цвет = бром тёмно-красного цвета

(характеристика предмета по цвету)

кристаллы йода имеют тёмно-серый цвет =

алюминий имеет серебристо-белый цвет =

хлор имеет жёлто-зелёный цвет =

золото имеет ярко-жёлтый цвет =

серебро имеет голубовато-белый цвет =

нефть имеет красно-коричневый цвет =

цинк имеет серебристый цвет =

 

Модель 5: окружность (диаметр 10 см) = окружность диаметром 10 см

(характеристика предмета по размерам: Т. п. без предлога)

тело (масса 1 кг) =

бассейн (глубина 1,5 м) =

башня (высота 150 м) =

река (ширина 20 м) =

мозг (объём 900 см3) =

трубка (длина 1,5 м) =

оболочка (толщина 7 см) =

кровяные пластинки (размер 2-3 ангстрем) =

металл (плотность 2,7 г/см3) =

Модель 6: человек (чёрный костюм) = человек в чёрном костюме

(характеристика по одежде: В + П. п.)

врач (белый халат, белая шапочка) =

юноша (чёрные брюки, тёплый свитер) =

мальчик (белая рубашка, берет) =

мужчина (строгий костюм, галстук) =

старик (очки) =

 

Модель 7: рассказ (дети) = рассказ о детях

(характеристика по теме: О + П. п.)

повесть (настоящий человек) =

книга (профессия врача) =

разговор (прошлые годы) =

статья (хирургия сердца) =

лекция (правильное питание) =

 

Модель 8: экзамен (физика) = экзамен по физике

(характеристика по связи: ПО + Д. п.)

тетрадь (русский язык, химия, физика) =

лекция (гистология, физиология) =

занятие (история медицины, информатика) =

экзамен (анатомия, латинский язык) =

учебник (биология, культура речи) =

сосед (квартира, комната) =

друзья (работа, учёба) =

кружок (интересы, пение) =

чемпион мира (фигурное катание) =

 

ЗАДАНИЕ 3.

А) Прочитайте предложения. Замените несогласованные определения согласованными. Используйте слова для справок.

 

1. Комплексы тканей в многоклеточном организме образуют отдельные органы.

2. Оболочка ядра обеспечивает обмен веществ между ядром и цитоплазмой.

3. Скелет осуществляет функции защиты, опоры и регуляции минерального обмена.

Слова для справок: тканевый, ядерный, защитный, опорный.

 

Б) В данных предложениях согласованные определения замените несогласованными. Используйте слова для справок.

 

1. Плазматические клеточные мембраны обладают способностью к восстановлению после повреждения.

2. Скелет выполняет кроветворную функцию.

3. Змеиный яд широко используется в медицине.

4. Каникулярное время я использовал для чтения.

Слова для справок: клетки, кроветворение, змея, каникулы.

 

ЗАДАНИЕ 4. В данных предложениях подчеркните согласованные определения одной чертой, несогласованные определения – двумя чертами.

 

1. Головной мозг делится на пять отделов: продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный, мозжечок и передний мозг с большими полушариями.

2. Ядерная оболочка обеспечивает обмен веществ между ядром и цитоплазмой.

3. Органы слуха отличаются необычайной чувствительностью.

4. Азотная кислота – это бесцветная жидкость с резким запахом.

5. Теменная кость имеет вид четырёхгранника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: