Модель 1: каменный дом – дом из камня
(характеристика предмета по материалу, из которого он сделан: ИЗ + Р. п.)
деревянный стол =
металлические инструменты =
стальной нож =
резиновая трубка =
шёлковая нить =
молочные продукты =
стеклянная пробирка =
жировой слой =
кожаная сумка =
серебряное кольцо =
рыбный суп =
фруктовый сок =
Модель 2:
инструменты, которые используют во время операции = инструменты для операций
(характеристика предмета по назначению, функции: ДЛЯ + Р. п.)
прибор, с помощью которого делают измерения =
шкаф, в котором стоят книги =
штатив, в котором стоят пробирки =
баллоны, в которых находится кислород =
колба, в которую помещают раствор =
Модель 3: характеристика предмета по наличию/отсутствию признака
а) клетка, в которой 2 ядра = клетка с двумя ядрами
(характеристика предмета по наличию признака: С + Д. п.)
тело, у которого гладкая поверхность =
полость, у которой гладкие стенки =
металл, который имеет яркий блеск =
чай, в котором есть молоко и сахар =
жидкость, у которой резкий залах =
человек, у которого широкие плечи =
девушка, у которой голубые глаза и светлые волосы =
б)бесцветная жидкость = жидкость без цвета
(характеристика предмета по отсутствию признака: БЕЗ + Р. п.)
безударный слог =
бескрайние поля =
беззвёздное небо =
бездомная кошка =
безбилетный пассажир =
безветренная погода =
безлюдная улица =
безостановочное движение =
бессердечный человек =
беспричинная радость =
Модель 4: характеристика предмета по внешнему виду: Р. п. без предлога
а) кристаллы соли имеют кубическую форму = кристаллы соли кубической формы
(характеристика предмета по форме)
крестец имеет треугольную форму =
|
теменная кость имеет 4-х-угольную форму =
надколенная ямка имеет ромбовидную форму =
зародыш похож на шар =
отросток височной кости похож на шило =
митохондрии похожи на палочку =
молекула ДНК похожа на нить =
б) бром имеет тёмно-красный цвет = бром тёмно-красного цвета
(характеристика предмета по цвету)
кристаллы йода имеют тёмно-серый цвет =
алюминий имеет серебристо-белый цвет =
хлор имеет жёлто-зелёный цвет =
золото имеет ярко-жёлтый цвет =
серебро имеет голубовато-белый цвет =
нефть имеет красно-коричневый цвет =
цинк имеет серебристый цвет =
Модель 5: окружность (диаметр 10 см) = окружность диаметром 10 см
(характеристика предмета по размерам: Т. п. без предлога)
тело (масса 1 кг) =
бассейн (глубина 1,5 м) =
башня (высота 150 м) =
река (ширина 20 м) =
мозг (объём 900 см3) =
трубка (длина 1,5 м) =
оболочка (толщина 7 см) =
кровяные пластинки (размер 2-3 ангстрем) =
металл (плотность 2,7 г/см3) =
Модель 6: человек (чёрный костюм) = человек в чёрном костюме
(характеристика по одежде: В + П. п.)
врач (белый халат, белая шапочка) =
юноша (чёрные брюки, тёплый свитер) =
мальчик (белая рубашка, берет) =
мужчина (строгий костюм, галстук) =
старик (очки) =
Модель 7: рассказ (дети) = рассказ о детях
(характеристика по теме: О + П. п.)
повесть (настоящий человек) =
книга (профессия врача) =
разговор (прошлые годы) =
статья (хирургия сердца) =
лекция (правильное питание) =
Модель 8: экзамен (физика) = экзамен по физике
(характеристика по связи: ПО + Д. п.)
тетрадь (русский язык, химия, физика) =
лекция (гистология, физиология) =
|
занятие (история медицины, информатика) =
экзамен (анатомия, латинский язык) =
учебник (биология, культура речи) =
сосед (квартира, комната) =
друзья (работа, учёба) =
кружок (интересы, пение) =
чемпион мира (фигурное катание) =
ЗАДАНИЕ 3.
А) Прочитайте предложения. Замените несогласованные определения согласованными. Используйте слова для справок.
1. Комплексы тканей в многоклеточном организме образуют отдельные органы.
2. Оболочка ядра обеспечивает обмен веществ между ядром и цитоплазмой.
3. Скелет осуществляет функции защиты, опоры и регуляции минерального обмена.
Слова для справок: тканевый, ядерный, защитный, опорный.
Б) В данных предложениях согласованные определения замените несогласованными. Используйте слова для справок.
1. Плазматические клеточные мембраны обладают способностью к восстановлению после повреждения.
2. Скелет выполняет кроветворную функцию.
3. Змеиный яд широко используется в медицине.
4. Каникулярное время я использовал для чтения.
Слова для справок: клетки, кроветворение, змея, каникулы.
ЗАДАНИЕ 4. В данных предложениях подчеркните согласованные определения одной чертой, несогласованные определения – двумя чертами.
1. Головной мозг делится на пять отделов: продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный, мозжечок и передний мозг с большими полушариями.
2. Ядерная оболочка обеспечивает обмен веществ между ядром и цитоплазмой.
3. Органы слуха отличаются необычайной чувствительностью.
4. Азотная кислота – это бесцветная жидкость с резким запахом.
5. Теменная кость имеет вид четырёхгранника.