Б) Закончите предложения.




1. У меня есть полчаса свободного времени, поэтому я могу зайти к вам только

2. Перерыв будет продолжаться 15 минут, значит, мы можем открыть окно

3. Больной должен лежать в больнице месяц. Это значит, что его положили в больницу

4. Раствор должен охлаждаться 40 минут, поэтому его поставили в холодильник

5. Каникулы будут продолжаться 2 недели. Значит, мы можем поехать домой

6. Эта тетрадь будет нужна мне через неделю, значит, я могу дать вам её

 

в) С помощью модели НА СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? постройте фразы в следующих ситуациях:

1. Вы хотите, чтобы ваш товарищ дал вам книгу, которую вы вернёте через 3 дня. Попросите его об этом.

− Дай мне, пожалуйста, книгу _________________________________________________

2. Вы хотите, чтобы вам разрешили выйти, вы вернётесь через 5 минут.

− Разрешите мне, пожалуйста, выйти ___________________________________________

3. Вы хотите, чтобы вам разрешили уехать, вы вернётесь через неделю.

− Разрешите мне, пожалуйста, уехать ___________________________________________

4. Вы хотите, чтобы ваш друг дал вам словарь, он будет нужен вам в этот вечер.

− Дай мне, пожалуйста, словарь _______________________________________________

5. Вы хотите, чтобы ваш товарищ остался у вас, через полчаса он сможет уйти.

− Останься, пожалуйста, ______________________________________________________

6. Вы хотите, чтобы ваш чемодан был у соседа полчаса.

− Разрешите мне, пожалуйста, оставить у вас чемодан _____________________________

г) Работаем по моделям СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? – ЗА СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ?

1. На решение задач вам дали 40 минут.

− Сколько времени вы решали задачи? __________________________________________

− За сколько времени вы смогли решить все задачи? ______________________________

2. Поезд идёт до Киева 19 часов.

− Сколько времени мы ехали в поезде? _________________________________________

− За сколько времени мы доехали до Киева? _____________________________________

3. На подготовку к зачёту вам дали неделю.

− Сколько времени вы готовились?_____________________________________________

− За сколько времени вы смогли подготовиться? _________________________________

4. Праздник будет продолжаться 2 дня.

− Сколько времени вы будете отдыхать?________________________________________

д) На основе данных ситуаций задайте вопрос с определителем времени (За сколько времени?)

1. У нас есть ещё полчаса. Мы успеем пообедать _______________________________________?

2. До начала фильма осталось 20 минут. Мы сможем доехать до кинотеатра ________________?

3. На подготовку к ответу на экзамене дают 15 минут. Вы сможете подготовиться ______________________________________________________?

4. До экзамена осталось 3 недели. Мы успеем всё повторить _____________________________?

5. До начала лекции осталось 4 минуты. Мы сможем добежать до аудитории ______________________________________________________?

Задание 5. Восстановите предложения, используя определители времени (Сколько времени?, На сколько времени?, За сколько времени?)

 

1. Мне дали книгу ______ 5 дней. Я надеялся прочитать её ______ 5 дней, но не успел прочитать ______ это время.

2. На подготовку реферата мне дали всего ________________________ (одна неделя). Но литературы было так много, что я не успел прочитать её _________________ (неделя). Я попросил для подготовки ещё __________________ (неделя).

3. Я забежал к другу ______ 5 минут, а просидел у него целый час. ______ это время мы обсудили много вопросов.

4. Я плохо себя чувствовал и лёг отдохнуть ______ 15 минут, но уснул и проспал 2 часа. Я хорошо отдохнул _______ это время.

5. Я не был дома _______ 5 лет, _______ это время мой родной город очень изменился.

6. Эксперимент в лаборатории будет продолжаться (2 часа). Думаю, что ________ 2 часа мы сможем всё закончить.

 

 

Урок 10

Тема 10. Позиционная структура простого предложения: автономное присоединение со значением времени (предшествование и следование, начало и конец действия)

а) предшествование и следование: вопрос когда?

Таблица способов обозначения предшествования и следования

Значение Модель Сущ., используемые в модели Примеры
Выражение отношений предшест-вования ДО + сущ. в Р. п. 1. Название дней недели, месяцев, частей суток, времён года, времени по часам. 2. Существительные со значением действия, процесса, события. 1. Отложить до вторника, остаться до вечера, расстаться до весны, принимать до трёх часов. 2. Позвонить до отъезда, волноваться перед экзаменом.
ПЕРЕД + Т. п.
Глагол в прош. вр. + сущ. в В. п.+ (тому) назад Единицы времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута и др.).   Уехал пять лет (тому) назад, заболел три месяца (тому) назад, ушёл два часа (тому) назад.
ЗА + В. п. + ДО + Р. п. ЗА + единицы времени; ДО + сущ. со значением действия, проц., события. Прибежать за минуту до грозы, приехать за 5 дней до начала занятий.
Выражение отношений следования ЧЕРЕЗ + сущ. в В. п. Единицы времени (год, месяц, неделя, час и др.). Сдавать экзамены черездва месяца.
ПОСЛЕ + сущ. в Р. п. Сущ. со значением действия, проц., события. После каникул, отпуска, отъезда, возвращения.

Задание 1. В следующих предложениях назовите определители значения предшествования (ДО) и следования (ПОСЛЕ).

 

1. До поступления в институт я учился в школе.

2. За минуту до урока я вспомнил, что оставил дома тетрадь.

3. Через неделю после окончания экзаменов я поеду домой.

4. Эту тему мы изучили неделю назад.

5. Он окончил институт. Несколько лет спустя он стал известным хирургом.

6. После лекции студентов пригласили на собрание.

7. Перед прыжком в воду он глубоко вдохнул.

 

Задание 2.

а) Восстановите предложения, используя предлоги ЧЕРЕЗ, ПОСЛЕ, ДО.

1. Фильм начнётся ______________________________ (несколько минут).

2. Они познакомились ________________________________________________ (поступление в университет).

3. ________________________________________ (прогулка в парке) ребёнок хорошо спит.

4. ________________________________________ (операция) больной должен находиться под наблюдением врача.

5. Он вышел из комнаты, но _____________________________________________ (несколько минут) вернулся.

6. Лекарство надо принимать _________________________________________________ (еда).

7. Сейчас у нас лекция, __________________________________________ (она) будет перерыв.

8. Зачёт по анатомии будет ________________________________________________ (месяц).

 

б) Отвечайте на вопросы, используя предлоги ЧЕРЕЗ, ПОСЛЕ, ДО.

1. Сейчас 9 часов. Самолёт улетает в 9.30. Когда улетает самолёт? _____________________

2. Когда открыли электричество, промышленность стала развиваться очень быстро. Когда промышленность стала очень быстро развиваться?_________________________________

3. Когда не было открыто электричество, люди пользовались свечами. Когда люди пользовались свечами? _________________________________________________________

4. Когда изобрели микроскоп, учёные начали изучать клетку. Когда начали изучать клетку? _____________________________________________________________________________

Задание 3. Отвечайте по модели:

 

Модель: – Вы не забыли, что должны прийти за полчаса до начала лекции?

– Да, я приду ровно за полчаса до начала лекции.

1. Вы помните, что нужно прийти за 10 минут до начала фильма и купить билеты? ___________________________________________________________

2. Вы знаете, что надо быть на вокзале за полчаса до отхода поезда? ___________________________________________________________

3. Вам надо быть дома за час до прихода гостей. – ___________________________________ ___________________________________________________________

4. Вы знаете, что надо купить билеты за месяц до отъезда? – __________________________ ___________________________________________________________

5. Вы знаете, что надо быть в аэропорту за 2 часа до вылета самолёта? – _________________ ___________________________________________________________

Задание 4. Ответьте на вопрос, используя предлоги ЗА, ДО или ЧЕРЕЗ, ПОСЛЕ.

 

1. Мы позавтракали. Прошло полчаса, и мы пошли на занятия. Когда мы пошли на занятия? _____________________________________________________________________________

2. Когда человек ест, он не сразу чувствует сытость. Проходит 20 минут, и он чувствует, что сыт. Когда человек чувствует, что сыт? ___________________________________________ _____________________________________________________________________________

3. Больному вводят обезболивающее средство. Проходит 10-15 минут – он теряет чувствительность. Когда больной теряет чувствительность? _________________________ _____________________________________________________________________________

4. В 1911 г. учёные установили, что корь является вирусным заболеванием, но вирус кори выделили только в 1954 году. Когда выделили вирус кори? __________________________ _____________________________________________________________________________

5. Врач обследовал больного. Прошло несколько дней, и его прооперировали. Когда врач обследовал больного? _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

6. Преподаватель провёл консультацию. Прошло 2 дня, и мы сдали экзамен. Когда была консультация? ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

7. Больному сделали операцию. Прошло 3 часа, и он пришёл в себя. Когда больной пришёл в себя? ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

8. Экзамены заканчиваются 20 января, я уеду домой 22 января. Когда я уеду домой? _____________________________________________________________________________

9. Лекция закончилась в 11часов. Практические занятия начинаются в 11.40. Когда начинаются практические занятия? ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

10. Больному дали наркоз. Проходит некоторое время, и операция начинается. Когда больному дают наркоз? ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

11. Прекращается доступ кислорода в организм, проходит 5 минут, и в тканях мозга возникают необратимые изменения. Когда в тканях мозга возникают изменения? _____________________________________________________________________________

12. У больного начался сердечный приступ. Прошло несколько минут, и пришёл врач. Когда пришёл врач? _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: