1. У меня есть полчаса свободного времени, поэтому я могу зайти к вам только
2. Перерыв будет продолжаться 15 минут, значит, мы можем открыть окно
3. Больной должен лежать в больнице месяц. Это значит, что его положили в больницу
4. Раствор должен охлаждаться 40 минут, поэтому его поставили в холодильник
5. Каникулы будут продолжаться 2 недели. Значит, мы можем поехать домой
6. Эта тетрадь будет нужна мне через неделю, значит, я могу дать вам её
в) С помощью модели НА СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? постройте фразы в следующих ситуациях:
1. Вы хотите, чтобы ваш товарищ дал вам книгу, которую вы вернёте через 3 дня. Попросите его об этом.
− Дай мне, пожалуйста, книгу _________________________________________________
2. Вы хотите, чтобы вам разрешили выйти, вы вернётесь через 5 минут.
− Разрешите мне, пожалуйста, выйти ___________________________________________
3. Вы хотите, чтобы вам разрешили уехать, вы вернётесь через неделю.
− Разрешите мне, пожалуйста, уехать ___________________________________________
4. Вы хотите, чтобы ваш друг дал вам словарь, он будет нужен вам в этот вечер.
− Дай мне, пожалуйста, словарь _______________________________________________
5. Вы хотите, чтобы ваш товарищ остался у вас, через полчаса он сможет уйти.
− Останься, пожалуйста, ______________________________________________________
6. Вы хотите, чтобы ваш чемодан был у соседа полчаса.
− Разрешите мне, пожалуйста, оставить у вас чемодан _____________________________
г) Работаем по моделям СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? – ЗА СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ?
1. На решение задач вам дали 40 минут.
− Сколько времени вы решали задачи? __________________________________________
− За сколько времени вы смогли решить все задачи? ______________________________
2. Поезд идёт до Киева 19 часов.
− Сколько времени мы ехали в поезде? _________________________________________
|
− За сколько времени мы доехали до Киева? _____________________________________
3. На подготовку к зачёту вам дали неделю.
− Сколько времени вы готовились?_____________________________________________
− За сколько времени вы смогли подготовиться? _________________________________
4. Праздник будет продолжаться 2 дня.
− Сколько времени вы будете отдыхать?________________________________________
д) На основе данных ситуаций задайте вопрос с определителем времени (За сколько времени?)
1. У нас есть ещё полчаса. Мы успеем пообедать _______________________________________?
2. До начала фильма осталось 20 минут. Мы сможем доехать до кинотеатра ________________?
3. На подготовку к ответу на экзамене дают 15 минут. Вы сможете подготовиться ______________________________________________________?
4. До экзамена осталось 3 недели. Мы успеем всё повторить _____________________________?
5. До начала лекции осталось 4 минуты. Мы сможем добежать до аудитории ______________________________________________________?
Задание 5. Восстановите предложения, используя определители времени (Сколько времени?, На сколько времени?, За сколько времени?)
1. Мне дали книгу ______ 5 дней. Я надеялся прочитать её ______ 5 дней, но не успел прочитать ______ это время.
2. На подготовку реферата мне дали всего ________________________ (одна неделя). Но литературы было так много, что я не успел прочитать её _________________ (неделя). Я попросил для подготовки ещё __________________ (неделя).
3. Я забежал к другу ______ 5 минут, а просидел у него целый час. ______ это время мы обсудили много вопросов.
4. Я плохо себя чувствовал и лёг отдохнуть ______ 15 минут, но уснул и проспал 2 часа. Я хорошо отдохнул _______ это время.
5. Я не был дома _______ 5 лет, _______ это время мой родной город очень изменился.
|
6. Эксперимент в лаборатории будет продолжаться (2 часа). Думаю, что ________ 2 часа мы сможем всё закончить.
Урок 10
Тема 10. | Позиционная структура простого предложения: автономное присоединение со значением времени (предшествование и следование, начало и конец действия) |
а) предшествование и следование: вопрос когда?
Таблица способов обозначения предшествования и следования
Значение | Модель | Сущ., используемые в модели | Примеры |
Выражение отношений предшест-вования | ДО + сущ. в Р. п. | 1. Название дней недели, месяцев, частей суток, времён года, времени по часам. 2. Существительные со значением действия, процесса, события. | 1. Отложить до вторника, остаться до вечера, расстаться до весны, принимать до трёх часов. 2. Позвонить до отъезда, волноваться перед экзаменом. |
ПЕРЕД + Т. п. | |||
Глагол в прош. вр. + сущ. в В. п.+ (тому) назад | Единицы времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута и др.). | Уехал пять лет (тому) назад, заболел три месяца (тому) назад, ушёл два часа (тому) назад. | |
ЗА + В. п. + ДО + Р. п. | ЗА + единицы времени; ДО + сущ. со значением действия, проц., события. | Прибежать за минуту до грозы, приехать за 5 дней до начала занятий. | |
Выражение отношений следования | ЧЕРЕЗ + сущ. в В. п. | Единицы времени (год, месяц, неделя, час и др.). | Сдавать экзамены черездва месяца. |
ПОСЛЕ + сущ. в Р. п. | Сущ. со значением действия, проц., события. | После каникул, отпуска, отъезда, возвращения. |
Задание 1. В следующих предложениях назовите определители значения предшествования (ДО) и следования (ПОСЛЕ).
|
1. До поступления в институт я учился в школе.
2. За минуту до урока я вспомнил, что оставил дома тетрадь.
3. Через неделю после окончания экзаменов я поеду домой.
4. Эту тему мы изучили неделю назад.
5. Он окончил институт. Несколько лет спустя он стал известным хирургом.
6. После лекции студентов пригласили на собрание.
7. Перед прыжком в воду он глубоко вдохнул.
Задание 2.
а) Восстановите предложения, используя предлоги ЧЕРЕЗ, ПОСЛЕ, ДО.
1. Фильм начнётся ______________________________ (несколько минут).
2. Они познакомились ________________________________________________ (поступление в университет).
3. ________________________________________ (прогулка в парке) ребёнок хорошо спит.
4. ________________________________________ (операция) больной должен находиться под наблюдением врача.
5. Он вышел из комнаты, но _____________________________________________ (несколько минут) вернулся.
6. Лекарство надо принимать _________________________________________________ (еда).
7. Сейчас у нас лекция, __________________________________________ (она) будет перерыв.
8. Зачёт по анатомии будет ________________________________________________ (месяц).
б) Отвечайте на вопросы, используя предлоги ЧЕРЕЗ, ПОСЛЕ, ДО.
1. Сейчас 9 часов. Самолёт улетает в 9.30. Когда улетает самолёт? _____________________
2. Когда открыли электричество, промышленность стала развиваться очень быстро. Когда промышленность стала очень быстро развиваться?_________________________________
3. Когда не было открыто электричество, люди пользовались свечами. Когда люди пользовались свечами? _________________________________________________________
4. Когда изобрели микроскоп, учёные начали изучать клетку. Когда начали изучать клетку? _____________________________________________________________________________
Задание 3. Отвечайте по модели:
Модель: – Вы не забыли, что должны прийти за полчаса до начала лекции?
– Да, я приду ровно за полчаса до начала лекции.
1. Вы помните, что нужно прийти за 10 минут до начала фильма и купить билеты? ___________________________________________________________
2. Вы знаете, что надо быть на вокзале за полчаса до отхода поезда? ___________________________________________________________
3. Вам надо быть дома за час до прихода гостей. – ___________________________________ ___________________________________________________________
4. Вы знаете, что надо купить билеты за месяц до отъезда? – __________________________ ___________________________________________________________
5. Вы знаете, что надо быть в аэропорту за 2 часа до вылета самолёта? – _________________ ___________________________________________________________
Задание 4. Ответьте на вопрос, используя предлоги ЗА, ДО или ЧЕРЕЗ, ПОСЛЕ.
1. Мы позавтракали. Прошло полчаса, и мы пошли на занятия. Когда мы пошли на занятия? _____________________________________________________________________________
2. Когда человек ест, он не сразу чувствует сытость. Проходит 20 минут, и он чувствует, что сыт. Когда человек чувствует, что сыт? ___________________________________________ _____________________________________________________________________________
3. Больному вводят обезболивающее средство. Проходит 10-15 минут – он теряет чувствительность. Когда больной теряет чувствительность? _________________________ _____________________________________________________________________________
4. В 1911 г. учёные установили, что корь является вирусным заболеванием, но вирус кори выделили только в 1954 году. Когда выделили вирус кори? __________________________ _____________________________________________________________________________
5. Врач обследовал больного. Прошло несколько дней, и его прооперировали. Когда врач обследовал больного? _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
6. Преподаватель провёл консультацию. Прошло 2 дня, и мы сдали экзамен. Когда была консультация? ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
7. Больному сделали операцию. Прошло 3 часа, и он пришёл в себя. Когда больной пришёл в себя? ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
8. Экзамены заканчиваются 20 января, я уеду домой 22 января. Когда я уеду домой? _____________________________________________________________________________
9. Лекция закончилась в 11часов. Практические занятия начинаются в 11.40. Когда начинаются практические занятия? ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
10. Больному дали наркоз. Проходит некоторое время, и операция начинается. Когда больному дают наркоз? ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
11. Прекращается доступ кислорода в организм, проходит 5 минут, и в тканях мозга возникают необратимые изменения. Когда в тканях мозга возникают изменения? _____________________________________________________________________________
12. У больного начался сердечный приступ. Прошло несколько минут, и пришёл врач. Когда пришёл врач? _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________