Модель: Я остановился и стал смотреть на горы. =
= Остановившись, я стал смотреть на горы.
1. Когда я выходил из магазина, я увидел моего друга. = _____________________________ _____________________________________________________________________________
2. Он почувствовал себя плохо и поэтому пошёл к врачу. = _____________________________ _____________________________________________________________________________
3. Когда я возвращался домой, я потерял ключ. = ______________________________________ _____________________________________________________________________________
4. Когда я вернулся домой, я увидел, что меня ждут друзья. = ____________________________ _____________________________________________________________________________
5. Когда я жил в Киеве, я часто гулял по центру. = ____________________________________ _____________________________________________________________________________
6. Я прожил несколько месяцев в Киеве и уехал в Крым. = _______________________________ _____________________________________________________________________________
7. Преподаватель проверил контрольную работу и нашёл в ней ошибки. = ________________ _____________________________________________________________________________
8. Я посоветовался с друзьями и принял решение. = ___________________________________ _____________________________________________________________________________
9. Машина подъехала к вокзалу и остановилась. = _____________________________________ _____________________________________________________________________________
10. Я лежал на диване и смотрел телевизор. = __________________________________________ _____________________________________________________________________________
11. Мы пригласили гостей и стали готовиться к празднику. = _____________________________ _____________________________________________________________________________
12. Я гулял с собакой и встретил своего друга. = ________________________________________ _____________________________________________________________________________
13. Сосед купил новый костюм и надел его на мой день рождения. = ______________________ _____________________________________________________________________________
14. Я сидел в комнате один и вспоминал родителей. = ___________________________________ _____________________________________________________________________________
|
15. Бактерии попадают в организм и вызывают заболевания. = ____________________________ _____________________________________________________________________________
16. Лимфа оттекает от лимфатических узлов и собирается в крупных лимфатических сосудах. = ______________________________________________________________________
Задание 10. Восстановите предложения, используя нужные по смыслу союзы
а) со значением одновременности (когда, пока, в то время как – научный стиль)
1. __________________________ повышается температура, повышается давление любого газа.
2. __________________________ человек страдает ожирением, его дыхание затрудняется.
3. __________________________ организм ослаблен, он плохо сопротивляется болезням.
4. __________________________ я лежал в больнице, мои товарищи сдали первый экзамен.
5. __________________________ нарушается функция поджелудочной железы, человек страдает сахарным диабетом.
6. __________________________ больной находится в состоянии клинической смерти, нужно начинать его реанимацию.
7. __________________________ врач делает записи в истории болезни, больной одевается после осмотра.
б) со значением предшествования, то есть одно действие происходит раньше другого (до того как, перед тем как, прежде чем)
1. ______________________________________ началась война, его родители жили в этом городе.
2. ______________________________________ уйти, он обратился к нам с вопросом.
3. Я окончил медучилище, ______________________________________ поступил в институт.
4. ______________________________________ садиться за стол, нужно хорошо вымыть руки.
5. Ещё раз продумай свой ответ, ______________________________________ идти отвечать экзаменатору.
6. ______________________________________ войти в операционную, нужно надеть бахилы.
7. ______________________________________ переехать сюда, он жил в Киеве.
|
8. ______________________________________ сказать, подумай.
в) со значением следования – быстрой смены действий, событий (после того как, как только)
1. ______________________________________ я произнёс эти слова, раздался телефонный звонок.
2. ______________________________________ погода станет лучше, мы поедем на море.
3. В доме сразу стало весело, ______________________________________ появились мои друзья.
4. ______________________________________ закончилась лекция, мы пошли в читальный зал.
5. Врач пришёл к больному сразу, ______________________________________ его вызвали.
6. ______________________________________ остановилось сердце, немедленно начали делать искусственное дыхание.
7. ______________________________________ он принял решение, он рассказал нам о своих планах.
8. ______________________________________ были открыты группы крови, переливание крови стало безопасным.
9. ______________________________________ у больного появляются первые признаки гриппа, необходимо обращаться к врачу.
Урок 11
Тема 11. | Позиционная структура простого предложения: автономное присоединение со значением квалификации (образа действия) |
ЗАДАНИЕ 1. В следующих предложениях найдите слова, отвечающие на вопросы как? КАКИМ ОБРАЗОМ? и подчеркните их вместе с глаголом.
а)
1. Больной дышал спокойно и глубоко.
2. Лекцию профессора студенты слушали с большим вниманием.
3. Не читайте лёжа.
4. Сидя в кресле, я смотрел телевизор.
5. При ангине больной глотает с трудом.
б)
1. Лекарства вводят подкожно, внутривенно и внутримышечно.
2. В прошлом веке больных оперировали без наркоза.
3. Кости соединяются с помощью хряща, соединительной или костной ткани.
4. Эпидемии гриппа распространяются очень быстро.
|
5. Непроизвольные мышцы сокращаются без участия воли человека.
Задание 2. Восстановите предложения с помощью определителей образа действия (как? КАКИМ ОБРАЗОМ?) или определений (какой?, какая?, какое?, какие?) в правильной форме.
1. Вначале слышался ______________________ смех. В комнате ______________________ разговаривали. | тихо, тихий |
2. В организме ______________________ идёт процесс отмирания клеток. ______________________ процесс отмирания клеток – естественное состояние организма. | постоянно, постоянный |
3. Клеточная оболочка играет ______________________ роль. Он ______________________ посмотрел на меня. | важно, важный |
4. Белки и липиды соединены друг с другом _____________________ взаимодействиями. Белки и липиды различаются ___________________. | химически, химический |
5. Клапаны сердца закрываются ______________________. Аппарат работает в ______________________ режиме. | автоматически, автоматический |
6. Сердечная мышца сокращается ______________________. Из комнаты слышались звуки ______________________ мелодии. | медленно, медленный |
7. Вегетативная и соматическая нервная системы _____________ связаны между собой. Они живут в маленькой, ____________________ квартире. | тесно, тесный |
8. Человек должен питаться ______________________. ______________________ питание необходимо для организма. | регулярно, регулярный |
9. Изучать язык ______________________. Преподаватель дал нам ______________________ задание. | трудно, трудный |
Урок 12
Тема 12. | Позиционная структура простого предложения: автономное присоединение со значением причины |
ЗАДАНИЕ 1. В следующих предложениях найдите слова, отвечающие на вопросы почему? по какой причине? и подчеркните их вместе с глаголом.
а.
1. Благодаря хорошему уходу больной быстро поправился.
2. От волнения он не мог говорить.
3. От удивления он широко открыл глаза.
4. Больной умер от инфаркта.
5. По забывчивости я оставил дома проездной билет.
6. По разрешению декана этот студент может сдать сессию досрочно.
б.
1. Вследствие нагревания объём тела увеличивается.
2. Ввиду лёгкости и прочности алюминий используется в самолётостроении.
3. В результате окисления веществ в организме образуется углекислый газ.
4. Под влиянием солнечных лучей в растениях образуется хлорофилл.
5. Из осторожности он подождал, пока проедут все машины.
6. Ну вот, из-за тебя мы опять опоздали!
Задание 2.
а) Восстановите предложения, используя предлоги ИЗ-ЗА (чего?) или БЛАГОДАРЯ (чему?).
1. ___________________________________ (твоя помощь) я сделал работу быстрее, чем думал.
2. Он не пришёл на урок ______________________ (болезнь).
3. ______________________ (дождь) на улице стало холодно.
4. ______________________ (возрастные изменения) кости в организме становятся хрупкими.
5. ______________________ (переливание крови) больного удалось спасти.
6. _____________________________________________________ (ритмичные сокращения сердца) кровь непрерывно движется по сосудам.
б) Передайте смысл следующих предложений, используя предлоги ИЗ-ЗА (чего?) или БЛАГОДАРЯ (чему?).
1. Систематическое чтение научных журналов помогло студенту отлично написать доклад. =
________________________________________________________________________________
2. Серьёзная подготовка к эксперименту обеспечила его успех. = ________________________
________________________________________________________________________________
3. Начался сильный дождь, и мы должны были вернуться. = ____________________________
________________________________________________________________________________
4. Я долго не мог заснуть, так как получил неприятное сообщение. = ______________________
________________________________________________________________________________
5. У нас такой шум, что невозможно работать. = ______________________________________
________________________________________________________________________________
в) Самостоятельно сформулируйте причину действия, используйте предлоги ИЗ-ЗА и БЛАГОДАРЯ.
1. Я сумел быстро научиться плавать _____________________________________________
2. Я вышел из трудного положения ______________________________________________
3. Самолёт опаздывает _________________________________________________________
4. У него всегда есть все лекции и конспекты ______________________________________
5. Закрыто движение на нашей улице _____________________________________________
6. Урок прошёл интересно ______________________________________________________
Задание 3. Восстановите предложения, используя предлоги ИЗ чего? (внутренняя причина) или ОТ чего? (внешняя причина или внутреннее чувство, вызванное внешней причиной).
1. _____________________ (чувство долга) врач никогда не должен отказывать в помощи больному.
2. _____________________ (скромность) он никому не сказал о своём героическом поступке.
3. В прошлом много людей умирало _____________________ (туберкулёз).
4. _____________________ (голод) у него кружилась голова.
5. _______________________ (вежливость) он дослушал меня до конца.
6. Он совершил подвиг _______________________________________ (любовь к Родине).
7. _____________________ (любовь) она стала ещё красивее.
8. Мальчик побледнел _____________________ (страх).
9. Мальчик ничего не говорил __________________________________ (страх быть наказанным).
10. Он подобрал собаку _____________________________ (жалость к ней).
Задание 4. Восстановите предложения, используя предлог ПО + Д. п. (многие причины)
1. Лаборант допустил ошибку _______________________(неопытность).
2. ______________________ (неосторожность) я уронил вазу, и она разбилась.
3. Он бросил институт ____________________ (собственное желание).
4. Я взял чужую тетрадь ________________________(рассеянность).
5. ________________________(приказ ректора) этот студент переведён на другой факультет.
6. ___________________________(ошибка) я сделал другое упражнение.
7. Я пролил чай на книгу __________________________(неаккуратность).
8. ___________________(небрежность) медсестра ошиблась в выборе лекарства.
Задание 5. Восстановите предложения, используя предлоги ИЗ, ОТ, ПО.
1. Студент плохо занимается ____________________________ (легкомыслие).
2. Больной застонал ____________________________ (боль).
3. ____________________________ (волнение) он не мог отвечать на экзамене.
4. ____________________________ (страх) у него задрожали руки.
5. Друг заступился за меня ____________________________ (чувство справедливости).
6. Ребёнок упал ____________________________ (недосмотр няни).
7. Фильм был очень смешной, все умирали ____________________________ (смех).
8. Он никому ничего не сказал ____________________________ (скромность).
9. ____________________________ (ошибка) я вошёл в другую аудиторию.
10. Смертность ____________________________ (инфаркт) ещё очень высока.
11. Студенты подарили профессору цветы __________________________ (уважение) к нему.
12 Ребёнок проснулся ____________________________ (шум).
13. Зазвонил телефон, и я вздрогнул ____________________________ (звонок).
14. Лес спасает людей ________________________ (жара) и ____________________ (холод).
15. Лаборант допустил ошибку _____________________ (неопытность).
16. Физические тела могут менять форму ____________________________ (удар).
17. Он никак не хотел соглашаться со мной ____________________________ (упрямство)
18. Человек улыбнулся ____________________________ (вежливость).
Задание 6. Соедините пары предложений в одно, используя предлоги со значением причины ИЗ-ЗА, ОТ, ПО, ИЗ и (по необходимости) меняя порядок слов.
1. Экскурсии не было. Погода была очень холодная –__________________________________ ________________________________________________________________________________
2. Товарищ был очень рассеянным. Он взял вместо книги тетрадь. –______________________ ________________________________________________________________________________
3. Мой друг пропустил много занятий. Он был болен. – ________________________________ ________________________________________________________________________________
4. Мы не могли прийти в парк. Шёл дождь. – _________________________________________ ________________________________________________________________________________
5. Девочке было жалко котёнка, и она принесла его домой. –____________________________ ________________________________________________________________________________
6. Мальчик заплакал. Ему было больно. – ____________________________________________ ________________________________________________________________________________
7. Этот мальчик был упрям и никого не хотел слушать. – _______________________________ ________________________________________________________________________________
8. Мы всю ночь не спали. Было холодно. – ___________________________________________ ________________________________________________________________________________