ЗАДАНИЕ 3. Восстановите окончания прилагательных.




Дождлив___ холодн___ день, тёпл___ хорош___ пальто, трудн___ экзаменационн___ сессия, больш___ студенческ___ общежитие, нов___ ливанск___ студент, длинн___ грамматическ___ упражнение, толст___ домашн___ тетрадь, ежедневн___ делов___ газета, весёл___ студенческ___ концерт, близк___ добр___ друг.

! ЗАПОМНИТЕ прилагательные с мягкой основой (модель «синий»)

-ИЙ, -ЯЯ, -ЕЕ, -ИЕ

осенний утренний нижний внутренний разносторонний
зимний вечерний передний крайний трёхлетний
весенний ранний средний последний пятилетний
летний поздний задний лишний десятилетний
вчерашний соседний дальний односторонний однолетний
сегодняшний домашний ближний двусторонний многолетний
завтрашний верхний внешний многосторонний древний

 

Задание 4. Восстановите окончания прилагательных.

Осенн___ пальто, зимн___ шапка, летн___ каникулы, вчерашн___ газета, сегодняшн___ передача, завтрашн___ лекция, соседн___ комната, домашн___ задание, верхн___ этажи, нижн___ губа, нижн___ веко, верхн___ веко, передн___ зубы, передн___ сторона головы, задн___ ряд, Дальн___ Восток, Ближн___ Восток, последн___ деньги, внутренн___ поверхность, внутренн___ слой, внешн___ среда, лишн___ тетрадь, лишн___ хромосома, многолетн___ дружба, разносторонн___ помощь.

ЗАДАНИЕ 5. Употребите слова из скобок в нужной форме.

1. Нейрон – это __________________(нервный) клетка с __________________(отходящий) от неё отростками, среди которых различают один __________________(длинный) аксон, и __________________ (короткий) отростки, или дендриты.

2. По количеству __________________ (отходящий) отростков различают нейроны: __________________ (мультиполярный) – с __________________ (большой) количеством отростков, ____________________________________ (биполярный, имеющий 2 отростка), нейроны и __________________ (униполярный) нейроны, __________________ (имеющий 1 отросток).

3. Нейрон представляет собой _____________________________ (высокоспециализированный) клетку, которая воспринимает раздражения и передаёт их либо __________________ (другой) нейронам, либо __________________ (рабочий) органам.

 

ЗАДАНИЕ 6. Восстановите предложения.

 

1. Здоровый человек имеет __________________ (нормальный) работоспособность.

2. Боль нарушает __________________ (психический) деятельность больного.

3. При отравлении щёлочью может начаться __________________ (кровавый) рвота, что говорит о __________________ (внутренний) кровотечении.

4. Хрусталик является __________________ (важный) частью оптической системы глаза.

5. Вода является __________________ (составной) частью всех живых организмов.

! ЗАПОМНИТЕ существительные, которые изменяются как прилагательные:

кто? что? что?
больной столовая настоящее
знакомый операционная прошлое
учёный мастерская будущее
рабочий парикмахерская мороженое
военный набережная  
дежурный запятая лёгкие
животное   данные
насекомое    

ЗАДАНИЕ 7. Найдите предложения, где прилагательное имеет значение существительного (т.е. отвечает на вопрос кто? что?), а где оно является определением к существительному (т.е. отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?). Напишите вопросы над подчёркнутыми словами.

1. В шкафу стоит столовая посуда. Столовая закрыта.

2. Андрей – рабочий, а Виктор – военный. Вот рабочий кабинет моего отца. На этой улице находится военный госпиталь. Мой друг – военный врач.

3. Недавно ко мне заходил мой старый знакомый. Я услышал знакомый голос.

4. Больная рука с трудом поднимается. Больная чувствует себя лучше.

5. Человек и высшие животные рождают потомство и вскармливают его молоком. Растительные и животные клетки сходны по строению. Животный мир очень многообразен.

6. Это очень лёгкие вопросы. Лёгкие являются органом дыхания.

7. Многое мне уже понятно. Многие студенты ещё не вернулись с каникул.

8. Будущее покажет, кто был прав. “Сделаю”– это будущее время глагола “сделать”.

9. Данные, полученные в результате опыта, доказывают нашу теорию. Данные примеры доказывают нашу теорию.

10. Операционная сестра готовит операционную и участников к проведению операции.

Урок 5

 

ТЕМА 5. Позиционная структура простого предложения: позиция несогласованного определения

 

 

& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Несогласованные определения не совпадают по форме с определяемым словом и не изменяются. Обычно они находятся в постпозиции, то есть после определяемого слова. Несогласованное определение выражается существительным и местоимением в косвенных падежах (Это тетрадь (какая?) по физике), синтаксически неделимым словосочетанием (Пушкин – поэт (какой?) с большой буквы.), наречием (Чтение (какое?) вслух помогает лучше запомнить прочитанное), инфинитивом (У меня возникло желание (какое?) прогуляться).

 

ЗАДАНИЕ 1. В следующих предложениях подчеркните слова вместе с их определением (в постпозиции).

1. Скелет выполняет функцию опоры.

2. Сосудистая система играет большую роль в теплорегуляции организма.

3. Клетки хрящевой ткани имеют форму шара.

4. Вода – бесцветная жидкость без запаха и вкуса.

5. Трахея представляет собой трубку длиной около 11 см.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: