Дождлив___ холодн___ день, тёпл___ хорош___ пальто, трудн___ экзаменационн___ сессия, больш___ студенческ___ общежитие, нов___ ливанск___ студент, длинн___ грамматическ___ упражнение, толст___ домашн___ тетрадь, ежедневн___ делов___ газета, весёл___ студенческ___ концерт, близк___ добр___ друг.
! ЗАПОМНИТЕ прилагательные с мягкой основой (модель «синий»)
-ИЙ, -ЯЯ, -ЕЕ, -ИЕ
осенний | утренний | нижний | внутренний | разносторонний |
зимний | вечерний | передний | крайний | трёхлетний |
весенний | ранний | средний | последний | пятилетний |
летний | поздний | задний | лишний | десятилетний |
вчерашний | соседний | дальний | односторонний | однолетний |
сегодняшний | домашний | ближний | двусторонний | многолетний |
завтрашний | верхний | внешний | многосторонний | древний |
Задание 4. Восстановите окончания прилагательных.
Осенн___ пальто, зимн___ шапка, летн___ каникулы, вчерашн___ газета, сегодняшн___ передача, завтрашн___ лекция, соседн___ комната, домашн___ задание, верхн___ этажи, нижн___ губа, нижн___ веко, верхн___ веко, передн___ зубы, передн___ сторона головы, задн___ ряд, Дальн___ Восток, Ближн___ Восток, последн___ деньги, внутренн___ поверхность, внутренн___ слой, внешн___ среда, лишн___ тетрадь, лишн___ хромосома, многолетн___ дружба, разносторонн___ помощь.
ЗАДАНИЕ 5. Употребите слова из скобок в нужной форме.
1. Нейрон – это __________________(нервный) клетка с __________________(отходящий) от неё отростками, среди которых различают один __________________(длинный) – аксон, и __________________ (короткий) отростки, или дендриты.
2. По количеству __________________ (отходящий) отростков различают нейроны: __________________ (мультиполярный) – с __________________ (большой) количеством отростков, ____________________________________ (биполярный, имеющий 2 отростка), нейроны и __________________ (униполярный) нейроны, __________________ (имеющий 1 отросток).
|
3. Нейрон представляет собой _____________________________ (высокоспециализированный) клетку, которая воспринимает раздражения и передаёт их либо __________________ (другой) нейронам, либо __________________ (рабочий) органам.
ЗАДАНИЕ 6. Восстановите предложения.
1. Здоровый человек имеет __________________ (нормальный) работоспособность.
2. Боль нарушает __________________ (психический) деятельность больного.
3. При отравлении щёлочью может начаться __________________ (кровавый) рвота, что говорит о __________________ (внутренний) кровотечении.
4. Хрусталик является __________________ (важный) частью оптической системы глаза.
5. Вода является __________________ (составной) частью всех живых организмов.
! ЗАПОМНИТЕ существительные, которые изменяются как прилагательные:
кто? | что? | что? |
больной | столовая | настоящее |
знакомый | операционная | прошлое |
учёный | мастерская | будущее |
рабочий | парикмахерская | мороженое |
военный | набережная | |
дежурный | запятая | лёгкие |
животное | данные | |
насекомое |
ЗАДАНИЕ 7. Найдите предложения, где прилагательное имеет значение существительного (т.е. отвечает на вопрос кто? что?), а где оно является определением к существительному (т.е. отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?). Напишите вопросы над подчёркнутыми словами.
1. В шкафу стоит столовая посуда. Столовая закрыта.
2. Андрей – рабочий, а Виктор – военный. Вот рабочий кабинет моего отца. На этой улице находится военный госпиталь. Мой друг – военный врач.
3. Недавно ко мне заходил мой старый знакомый. Я услышал знакомый голос.
|
4. Больная рука с трудом поднимается. Больная чувствует себя лучше.
5. Человек и высшие животные рождают потомство и вскармливают его молоком. Растительные и животные клетки сходны по строению. Животный мир очень многообразен.
6. Это очень лёгкие вопросы. Лёгкие являются органом дыхания.
7. Многое мне уже понятно. Многие студенты ещё не вернулись с каникул.
8. Будущее покажет, кто был прав. “Сделаю”– это будущее время глагола “сделать”.
9. Данные, полученные в результате опыта, доказывают нашу теорию. Данные примеры доказывают нашу теорию.
10. Операционная сестра готовит операционную и участников к проведению операции.
Урок 5
ТЕМА 5. | Позиционная структура простого предложения: позиция несогласованного определения |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Несогласованные определения не совпадают по форме с определяемым словом и не изменяются. Обычно они находятся в постпозиции, то есть после определяемого слова. Несогласованное определение выражается существительным и местоимением в косвенных падежах (Это тетрадь (какая?) по физике), синтаксически неделимым словосочетанием (Пушкин – поэт (какой?) с большой буквы.), наречием (Чтение (какое?) вслух помогает лучше запомнить прочитанное), инфинитивом (У меня возникло желание (какое?) прогуляться).
ЗАДАНИЕ 1. В следующих предложениях подчеркните слова вместе с их определением (в постпозиции).
1. Скелет выполняет функцию опоры.
2. Сосудистая система играет большую роль в теплорегуляции организма.
3. Клетки хрящевой ткани имеют форму шара.
4. Вода – бесцветная жидкость без запаха и вкуса.
5. Трахея представляет собой трубку длиной около 11 см.