Принципы взаимоотношений банка с клиентами




Под принципами взаимоотношений банка с клиентами следует понимать основы их деятельности, правила, которых им следует придерживаться. Они затрагивают обе стороны и часто совпадают.

1. Принцип взаимной заинтересованности предполагает сохранение взаимоотношений банка и клиента благодаря компромиссам, уступкам, основанным на реальных возможностях участников сделки.

2. Принцип платности. Банк и предприятия – коммерческие единицы, мотивом их деятельности является не только производство продукта, но и получение прибыли. Поэтому всякие работы, выполняемые ими и сопровождаемые затратами труда и материалов, должны компенсироваться эквивалентной оплатой. Банк, выполняя работу по запросу клиента, взыскивает за это определенную плату. Предоставление клиентом ресурсов в виде вкладов также осуществляется на платной основе.

3. Принцип рациональной деятельности. Клиент обращается в банк, потому что хочет правильно, рационально организовать свою деятельность – посредством денежно-кредитных платежей ускорить производство и обращение своего продукта. Пользуясь услугами банка, клиент не работает себе в убыток, уплачивая комиссию или ссудный процент, напротив, он обеспечивает непрерывность и ускорение кругооборота своего капитала.

4. Принцип обеспечения ликвидности. Ликвидность как способность расплачиваться по обязательствам важна и для банка, и для клиента. В отношениях друг с другом обе стороны рассчитывают на сохранение своей ликвидности. задача банка состоит при этом не только в том, чтобы сохранить свою собственную ликвидность, но и в том, чтобы обеспечить ликвидность своего клиента, предоставляя ему необходимые платежные средства.

5. Принцип взаимной обязательности требует учета интересов противоположной стороны, выполнения взаимных договоренностей.

6. Принцип доверительных отношений. Его больше всего связывают с кредитными отношениями, однако доверие характерно для экономических отношений в целом. Поэтому задача банка и клиента во взаимоотношениях друг с другом состоит в том, чтобы обеспечить такой стиль отношений, который внушал бы их участникам убежденность во взаимном выполнении принятых обязательств.

7. Принцип ответственности. Банки и клиенты не просто доверяют друг другу и обязаны выполнять принятые договоренности, но и несут ответственность друг перед другом в случае их невыполнения. Как правило, такая ответственность носит экономический характер (напр., повышение процентной ставки), но в случае обмана, мошенничества, подделки документов закон позволяет привлечь нарушителя и к уголовной ответственности.

8. Принцип невмешательства. Банк и клиент могут требовать лишь того, что предусмотрено соглашением, но не имеют права вмешиваться в повседневную деятельность друг друга.

9. Принцип партнерских отношений. Каждый клиент вне зависимости от территориального расположения сам определяет, услугами какого банка ему воспользоваться, нет принудительного закрепления за банком. В равной степени это относится и к банку, который выбирает себе клиента. К данному принципу относятся такие свойства, как добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер.

10. Принцип договорных отношений. Все основополагающие банковские операции (кредитные, депозитные, расчетные) оформляются соответствующим договором. Кредитный договор, договор о вкладе депозите), договор банковского счета закладывают правовую основу взаимодействия сторон, их права и обязанности.

11. Принцип законопослушания. Как банк, так и его клиенты ведут свою деятельность с соблюдением установленных законом правил, в конечном счете определяющих юридические нормы договоров и контрактов, заключаемых между участниками денежно-кредитных отношений.

12. Принцип дифференцированности. Индивидуализация отношений банка с клиентами становится наиболее заметной тенденцией: характер кругооборота их капитала, направление их деятельности вызывает не только неодинаковый подход к организации кредитно-расчетного обслуживания, но и особую организацию аппарата управления, специализирующегося, напр., на обслуживании только корпоративных предприятий или физических лиц, промышленных или сельскохозяйственных предприятий, крупных клиентов или малых предприятий.

Банковская тайна

Важнейшей обязанностью банка является сохранение в строгой секретности всех дел клиента. Эта обязанность распространяется не только на данные по счету, но и на сведения, касающиеся дел клиента при осуществлении им финансовых, денежно-кредитных и иных деловых отношений, проходящих через банк. Обязанность сохранения тайны банком выполняется и в случае, когда счет клиента открыт и когда он впоследствии закрывается.

Раскрытие информации допускается в четырех случаях:

1) с согласия клиента;

2) в интересах банка (если против банка начинаются процессуальные действия и он, чтобы защитить себя, вынужден сообщать те или иные сведения без каких-либо ограничений);

3) в общественных интересах (напр., банку становятся известны факты террористических действий клиента);

4) в соответствии с законом.


47 Менеджмент персонала в коммерческом банке

Человеческие ресурсы банка – это фактор прибыли и уровня качества услуг. В то же время люди – это риски и существенные затраты. Они возникают из-за людей, но и управляются людьми.

Управление персоналом в банке имеет свои особенности:

1) Высокая степень персоналоемкости банковской деятельности.

2) Высокий уровень профессиональной специализации основной части сотрудников банка.

3) Особые требования к ответственности персонала при выполнении конкретных операций. Это связано с высокой степенью технологической обособленности большинства рабочих мест.

4) Особые требования к лояльности персонала, связанные с высокой степенью уязвимости банка с точки зрения экономической безопасности.

5) Высокострессовый характер трудовой деятельности, требующий постоянной психологической поддержки.

Основные принципы управления персоналом:

1. Управление должно подчиняться целостной стратегии банка.

2. Четкое разграничение функций, полномочий и ответственности.

3. Комплексный подход к организации системы управления.

4. Использование в управлении наиболее эффективных административных, экономических и социально-психологических методов.

Управление персоналом должно базироваться на кадровой стратегии и политике банка.

Кадровая стратегия - совокупность стратегических целей банка по кадровому направлению его деятельности и избранных им приоритетных подходов к их практической реализации.

Методологической основой кадровой стратегии является возможный подход к управлению персоналом. Существуют две кадровые стратегии:

1) Доктрина развития человеческих ресурсов организации, в основе которой лежит идеология отношений социального партнерства работодателя и наемного работника.

2) Доктрина «винтиков» основывается на формальном отношении к наемному персоналу, как к одному из многих видов потребляемых ресурсов, предполагает ориентацию на административные методы управления.

Управление персоналом в банке состоит из следующих подсистем:

1) Планирование персонала, включающее: требования к рабочим местам, определение потребности в персонале и развитие системы управления.

2) Регулирование кадрового состава банка, в т. ч. привлечение и сокращение персонала. 3) Подсистема контроля, оценки и учета, в т. ч. регистрация и учет работников, оценка деловых качеств (аттестация).

4)Развитие, в т. ч.: первичное развитие; последующее развитие (повышение квалификации); резерв на выдвижение.

5)Подсистема оплаты труда и социальной поддержки, включающая основную и дополнительную заработную оплату труда, а также социальную и материальную поддержку.

6) Психологическая поддержка, мониторинг и коррекция психологич. климата.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: