Глава 2. Система следственного комитета и организация деятельности следственного комитета 3 глава




Председателем Следственного комитета с компетентными органами иностранных государств также могут подписываться программы международно-правового сотрудничества, предусматривающие, в частности, возможность создания временных совместных органов, координирующих расследование уголовных дел в отношении граждан и граждан-потерпевших одной стороны на территории другой; организацию рабочих встреч экспертов и следователей для обсуждения результатов деятельности временных совместных органов, координирующих расследование по уголовным делам об особо тяжких преступлениях против личности; обмен опытом в расследовании преступлений.

Важной составляющей международно-правового сотрудничества Следственного комитета является взаимодействие с такими международными организациями, как Международная организация уголовной полиции (Интерпол) и Европейское полицейское общество (Европол). При этом следует учитывать, что Интерпол осуществляет координацию борьбы различных стран с общеуголовной преступностью путем обеспечения и развития широкого взаимного сотрудничества их органов (учреждений) уголовной полиции, создания и развития межгосударственных учреждений с целью предупреждения общей уголовной преступности, а Европол - координирует оперативно-розыскные полицейские действия государств ЕС, осуществляет сбор и обмен информацией о деятельности международных преступных организаций.

Взаимодействует Следственный комитет и с Европейским Судом по правам человека при рассмотрении последним жалоб российских граждан на действия следственных органов Следственного комитета при производстве предварительного расследования, повлекших нарушение прав и свобод человека.

В своей деятельности при осуществлении сотрудничества Следственный комитет также может направлять своих представителей и делегации в иностранные государства и для участия в работе международных организаций, а также принимать аналогичные иностранные делегации на территории Российской Федерации.

Следующее направление сотрудничества Следственного комитета в международно-правовой сфере - участие в международных конференциях и заседаниях международных организаций.

Следственный комитет может выступать организатором международных научно-практических конференций в сфере уголовного судопроизводства, раскрытия, расследования и предотвращения преступлений, а также принимать участие в подобных конференциях, организуемых другими компетентными ведомствами.

В целях обмена информацией и создания международной базы знаний об организованной преступной деятельности, о торговле людьми, коррупции и терроризме Следственный комитет взаимодействует с Межрегиональным научно-исследовательским институтом Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ).

Последнее, не менее важное направление международно-правового сотрудничества Следственного комитета - это участие в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Приказом Председателя Следственного комитета от 14.06.2011 N 101 "Об утверждении Комплексного плана развития Следственного комитета Российской Федерации на 2011-2013 годы" определены следующие направления развития международно-правового сотрудничества Следственного комитета:

1) подготовка предложений о внесении изменений в международные договоры Российской Федерации и законодательство об их ратификации, в иные нормативные правовые акты в связи с созданием Следственного комитета и наделением его полномочиями компетентного органа при направлении и исполнении запросов о правовой помощи;

2) заключение международных соглашений межведомственного характера с компетентными органами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства;

3) разработка механизма использования возможностей Интерпола и Европола, института офицеров связи, аккредитованных при посольствах иностранных государств в Российской Федерации;

4) подготовка предложений о внесении изменений в соответствующие международные договоры Российской Федерации в целях наделения военных следственных органов Следственного комитета полномочиями по осуществлению уголовной юрисдикции Российской Федерации в государствах пребывания российских воинских формирований;

5) подготовка предложений о введении института представителей Следственного комитета за рубежом.

 

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Законодательная техника обуславливает использование по тексту комментируемого закона некоторых собирательных понятий, раскрытие содержания которых необходимо в целях его единообразного применения и толкования.

В пункте 1 рассматриваемой статьи раскрыто содержание понятия "следственные органы Следственного комитета", позволяющее дать следующую их классификацию.

Так, их возможно подразделить на: центральный аппарат Следственного комитета и нижестоящие следственные органы (следственные управления по субъектам, в том числе их подразделения по административным округам, межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные органы); территориальные и специализированные органы (военные следственные органы, следственные управления на транспорте, Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление, следственный отдел на комплексе "Байконур", следственный отдел в ЗАТО "Межгорье").

Прежде всего, в понятие "следственные органы Следственного комитета" входит центральный аппарат Следственного комитета и его подразделения (в том числе по федеральным округам). В центральный аппарат входят такие подразделения, как главные управления, управления, отделы и отделения, а также главные следственные управления и следственные управления по федеральным округам. В свою очередь, в состав главных управлений входят управления, отделы и отделения, в управления - отделы и отделения, в отделы - отделения.

По федеральным округам действует 8 подразделений центрального аппарата: Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу и 7 следственных управлений по остальным федеральным округам.

Все остальные следственные органы Следственного комитета по отношению к его центральному аппарату являются нижестоящими следственными органами. Центральный аппарат выполняет следующие функции:

осуществляет руководство всей системой Следственного комитета;

организует работу всех входящих в нее подразделений, в том числе путем издания организационно-распорядительных документов по вопросам деятельности Следственного комитета;

координирует и контролирует работу нижестоящих следственных органов;

взаимодействует с федеральными государственными органами, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия в сфере уголовного судопроизводства, касающиеся проверок сообщений о преступлениях и производства предварительного расследования, реализует такое подразделение центрального аппарата Следственного комитета, как Главное следственное управление.

Следующее звено понятия "следственные органы Следственного комитета" составляют главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета.

По состоянию на 01.01.2012 действуют четыре Главных следственных управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации: по г. Москве, г. Санкт-Петербургу, Красноярскому краю и Московской области. В остальных субъектах Российской Федерации действуют следственные управления.

К специализированным следственным органам, приравненным к следственным управлениям по субъектам, отнесены:

военные следственные управления окружного звена;

следственные управления на транспорте (Московское межрегиональное следственное управление на транспорте, следственные управления на транспорте: Северо-Западное, Приволжское, Южное, Уральское, Восточно-Сибирское, Западно-Сибирское, Дальневосточное);

Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление;

следственный отдел (на правах управления) на комплексе "Байконур";

следственный отдел (на правах управления) в ЗАТО "Межгорье".

Перечисленные следственные органы осуществляют руководство деятельностью, ее организацию, координацию и контроль по отношению к нижестоящим следственным органам.

И наконец, низовое звено понятия "следственные органы Следственного комитета" составляют следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним (межрайонные), включая специализированные (военные следственные отделы гарнизонного звена; следственные отделы и отделения следственных управлений на транспорте; следственные отделы Волжского межрегионального природоохранного следственного управления), следственные подразделения Следственного комитета.

Таким образом, следственные органы Следственного комитета - это его подразделения различных уровней, непосредственно осуществляющие полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия в установленной для него сфере деятельности.

2. В пункте 2 комментируемой статьи определяется содержание понятия "учреждения Следственного комитета". Исходя из положений статьи 120 ГК РФ, применительно к комментируемому закону учреждением Следственного комитета является некоммерческая организация, созданная Следственным комитетом для осуществления управленческих, социально-культурных, обеспечительных или иных функций некоммерческого характера.

К учреждениям, во-первых, отнесены научные и образовательные учреждения Следственного комитета (в том числе общеобразовательные и кадетские).

Так, приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.10.2008 N 84 "Об институтах (учебных центрах) повышения квалификации Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" при следственных управлениях по городам Москве, Санкт-Петербургу, Нижегородской, Ростовской, Свердловской, Новосибирской областям и Хабаровскому краю созданы отделы профессионального развития (учебные центры) для прохождения сотрудниками Следственного комитета обучения по краткосрочным программам повышения квалификации.

Помимо этого, в целях совершенствования системы дополнительного профессионального образования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2010 N 1182 "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации" на основании приказа Председателя Следственного комитета от 22.02.2011 N 98-кш создано Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации", а приказом Председателя Следственного комитета от 29.12.2011 N 164 созданы его Ростовский и Екатеринбургский филиалы.

С 01.09.2009 действует кадетский класс имени Александра Невского муниципальной образовательной школы-интерната Общеобразовательной школы-интерната начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования г. Химки Московской области под патронатом Следственного комитета, а с 01.03.2012 действует кадетский класс при Главном следственном управлении Следственного комитета по г. Санкт-Петербургу.

Во-вторых, к учреждениям Следственного комитета отнесены иные организации, создаваемые для обеспечения его деятельности: санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные учреждения, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных изданий, типографии; экспертные, ревизионные, информационные подразделения и подразделения физической защиты.

Основным предназначением учреждений Следственного комитета является обеспечение его деятельности по реализации полномочий в установленной сфере. Образуются они на основании распоряжений Правительства Российской Федерации и приказов Председателя Следственного комитета, свою деятельность осуществляют на основании Уставов, утвержденных Председателем Следственного комитета.

3. В пункте 3 рассматриваемой статьи раскрывается содержание понятия "руководители следственных органов Следственного комитета", к каковым отнесены Председатель Следственного комитета и его заместители, руководители подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их заместители, руководители главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и следственных отделений, их заместители, руководители подразделений аппаратов главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и их заместители.

Вместе с тем руководителя следственного органа Следственного комитета следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения и, во-вторых, как должностное лицо, наделенное организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в деятельности Следственного комитета.

Установим, прежде всего, содержание понятия "руководитель следственного органа Следственного комитета" как участника уголовного судопроизводства.

В соответствии с пунктом 38.1 статьи 5 УПК РФ под руководителем следственного органа понимается должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Применительно к данному определению следует отметить, что следственному органу присуще выполнение функций предварительного расследования преступлений и процессуального контроля деятельности его должностных лиц. Эти функции следственный орган осуществляет непосредственно или через входящие в него соответствующие следственные подразделения, в компетенцию которых входит производство предварительного расследования и (или) осуществление процессуального контроля.

В части 5 статьи 39 УПК РФ указано, что установленные этой статьей процессуальные полномочия руководителя следственного органа осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

В соответствии с приказом Председателя Следственного комитета от 15.01.2012 N 5 "Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации" к иным руководителям следственных органов следственного комитета отнесены:

1) руководители таких подразделений центрального аппарата Следственного комитета, как Главное следственное управление, Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу и входящие в их состав управления по расследованию особо важных дел, следственные управления по другим федеральным округам и входящие в их состав следственные отделы, следственные управления Главного военного следственного управления и составляющие его следственные отделы; Главное управление процессуального контроля и Главное управление криминалистики, а также входящие в них управления и отделы, отдел процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах; управления процессуального контроля и криминалистики, входящие в них отделы, контрольно-методический отдел Главного военного следственного управления; контрольно-криминалистическое управление и входящие в него отделы Главного следственного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу;

2) руководители управлений по расследованию особо важных дел главных следственных управлений по субъектам Российской Федерации, отделов по расследованию особо важных дел и отделов по расследованию преступлений отдельных категорий следственных управлений по субъектам Российской Федерации; руководители управлений процессуального контроля и криминалистики, их отделов главных следственных управлений по субъектам Российской Федерации, отделов и отделений процессуального контроля и криминалистики следственных управлений по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных органов;

3) руководители подразделений по административным округам главных следственных управлений и следственных управлений по субъектам Российской Федерации, межрайонных следственных отделов, следственных отделов и отделений по районам и городам;

4) руководители следственных управлений и следственных отделов на транспорте, Волжского межрегионального природоохранного следственного управления и природоохранных следственных отделов, следственного отдела (на правах управления) на комплексе "Байконур", следственного отдела (на правах управления) в ЗАТО "Межгорье", следственных отделов по закрытым административно-территориальным образованиям;

5) руководители военных следственных управлений по военным округам, флотам и других военных следственных управлений, приравненных к главным следственным управлениям и следственным управлениям по субъектам Российской Федерации, и входящих в их состав военных следственных отделов, военных следственных отделов по объединениям, соединениям, гарнизонам, других военных следственных отделов и отделений;

6) заместители всех перечисленных руководителей.

Однако объем процессуальных полномочий у всех указанных руководителей не одинаков. Так, руководители подразделений процессуального контроля и криминалистики осуществляют лишь процессуальные полномочия по рассмотрению жалоб, проверке материалов уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, отмене незаконных или необоснованных решений, даче указаний о направлении расследования и производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого и квалификации преступления, об объеме обвинения и избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения.

Таким образом, в уголовном судопроизводстве руководитель следственного органа - это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе досудебного производства по уголовному делу, а также процессуальный контроль за деятельностью подчиненных органов предварительного следствия.

Что же касается руководителя следственного органа Следственного комитета как должностного лица, наделенного организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в его деятельности, то он осуществляет реализацию иных полномочий Следственного комитета: инспекторскую деятельность, правотворчество, международное сотрудничество, обеспечение собственной деятельности и собственной безопасности, представительство, взаимодействие с общественностью. Осуществление перечисленных полномочий свойственно для:

Председателя Следственного комитета и его заместителей;

руководителей ряда подразделений центрального аппарата Следственного комитета, таких как Главное организационно-инспекторское управление, Главное управление обеспечения деятельности, правовое управление, а также управления взаимодействия со средствами массовой информации, кадров, международно-правового сотрудничества, по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению, по защите государственной тайны, физической защиты;

руководителей Главного следственного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу и следственных управлений по другим федеральным округам и их заместителей;

руководителей главных следственных управлений и следственных управлений по субъектам Российской Федерации и их заместителей.

Следует отметить, что первая, третья и четвертая группы руководителей обладают как полномочиями в сфере уголовного судопроизводства, так и иными. Вторая же группа руководителей обладает лишь иными полномочиями.

4. В пункте 4 комментируемой статьи определяется содержание понятия "следователь", каковым для целей комментируемого закона является собственно следователь, а также старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам, следователь-криминалист, старший следователь-криминалист.

Само же определение термина "следователь" дано в УПК РФ, которым следователь отнесен к участнику уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Так, исходя из смысла закона и положений пункта 41 статьи 5 и части 1 статьи 38 УПК РФ, следователь является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование при производстве предварительного расследования по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Главной процессуальной функцией следователя является производство предварительного расследования, причем как в форме следствия, так и дознания, и осуществление в ходе него уголовного преследования. При этом следователю присуща процессуальная самостоятельность, выражающаяся в его праве самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

Основные полномочия следователя при осуществлении указанных функций установлены статьей 38 УПК РФ, а также в ряде других статьей этого кодекса. К примеру, статьей 21 УПК РФ следователю при реализации своих функций предоставлено право направлять требования, поручения, запросы, обязательные для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Согласно части 2 статьи 158 УПК РФ следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, или других нарушений закона.

К иным полномочиям следователя можно отнести проверку сообщений о преступлениях. При проверке сообщения о преступлении следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (часть 1 статьи 144 УПК РФ).

Помимо прав, у следователя имеются и предусмотренные УПК РФ обязанности. Например, согласно части 2 статьи 21 УПК РФ в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь обязан принять процессуальные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Исходя из части 1 статьи 144 УПК РФ следователь обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение.

Применительно к понятию "следователь" старший следователь, следователь по особо важным делам и старший следователь по особо важным делам обладают тем же процессуальным статусом, функциями и полномочиями, что и следователь, и обозначают лишь название должности.

Другим участником уголовного судопроизводства, включенным комментируемой статьей в понятие "следователь", является следователь-криминалист (и как название должности - старший следователь-криминалист).

Согласно пункту 40.1 статьи 5 УПК РФ под следователем-криминалистом понимается должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству.

Главным отличием в процессуальном статусе следователя-криминалиста от следователя выступает его полномочие по производству отдельных следственных и иных процессуальных действий либо участию в них по уголовному делу без принятия его к своему производству, для чего, однако, требуется письменное поручение руководителя следственного органа. К иным процессуальным действиям относится проверка сообщений о преступлениях, изучение материалов таких проверок и уголовных дел.

В том случае, когда следователь-криминалист реализует свое полномочие по осуществлению предварительного следствия по уголовному делу, он обладает, по сути, процессуальным статусом следователя.

Следует отметить, что УПК РФ не содержит специальной нормы, определяющей процессуальный статус, функции и полномочия следователя-криминалиста.

В соответствии с требованиями приказа Председателя Следственного комитета от 11.08.2011 N 124 "Об организации работы следователей-криминалистов в системе Следственного комитета Российской Федерации" основными задачами следователей-криминалистов являются:

осуществление криминалистической деятельности;

внедрение в деятельность Следственного комитета достижений науки, техники и положительного опыта раскрытия и расследования преступлений, разработка методики расследования отдельных видов преступлений;

участие в обобщении правоприменительной практики в сфере уголовного судопроизводства;

формирование федеральных и ведомственных учетов, баз данных криминалистической информации и их ведение;

участие в работе по повышению квалификации и стажировки кадров Следственного комитета.

5. Пункт 5 комментируемой статьи посвящен определению содержания понятия "сотрудники Следственного комитета", под которыми понимаются как руководители следственных органов, следователи, так и другие должностные лица, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено их присвоение.

Основными признаками сотрудника Следственного комитета являются, во-первых, статус должностного лица, во-вторых, наличие специального или воинского знания либо замещение должностей, предусматривающих их присвоение. Перечень должностей, по которым предусмотрено присвоение специального или воинского звания, устанавливается Президентом Российской Федерации.

Сотрудниками Следственного комитета, помимо руководителей следственных органов и следователей, также являются: старшие помощники и помощники Председателя Следственного комитета, его заместителей, руководителей подразделений центрального аппарата, руководителей уровней субъекта Российской Федерации и нижестоящих следственных органов Следственного комитета; старшие инспекторы и инспекторы; старшие эксперты и эксперты; старшие ревизоры и ревизоры; старшие специалисты, специалисты, помощники следователя (следователя-криминалиста).

При этом следует отличать понятие "сотрудники Следственного комитета" от понятия "работники Следственного комитета". Последнее понятие более широкое и включает в себя сотрудников Следственного комитета, федеральных государственных гражданских служащих, а также работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих.

Рассмотрим определения иных сотрудников Следственного комитета.

Помощник руководителя следственного органа является должностным лицом, осуществляющим процессуальный контроль деятельности следователей, рассмотрение жалоб участников уголовного судопроизводства и иные полномочия без права принятия процессуальных решений.

Приказом руководителя следственного органа помощнику может быть определен только определенный круг полномочий, к примеру, вопросы взаимодействия со средствами массовой информации, обеспечения собственной безопасности, организации деятельности и контроля исполнения, информационно-статистического обеспечения и т.д.

Также в системе Следственного комитета предусмотрены должности старших помощников и помощников Председателя Следственного комитета по особым поручениям, помощников по особым поручениям его заместителей.

Определение понятия "инспектор" аналогично определению помощника руководителя следственного органа. Специфика лишь в том, что должности старших инспекторов и инспекторов вводятся в подразделениях процессуального контроля.

Эксперт - это должностное лицо, обладающее специальными знаниями и наделенное полномочиями по производству судебной экспертизы и дачи заключения, в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Ревизор является должностным лицом, наделенным полномочиями по производству в уголовном судопроизводстве ревизий.

Специалист - это должностное лицо, осуществляющее полномочия по обеспечению деятельности следственного органа Следственного комитета (например, по вопросам обеспечения делопроизводства, секретного документооборота и т.п.).

Помощник следователя (следователя-криминалиста) является сотрудником Следственного комитета, оказывающим содействие в реализации своих процессуальных полномочий следователю (подготовка проектов процессуальных документов, оказание технической и иной помощи при производстве следственных действий и т.п.).

 

Статья 5. Принципы деятельности Следственного комитета

1. Данная статья закрепляет принципы деятельности Следственного комитета, то есть те основополагающие начала, которые отражают его сущность и предназначение, а также определяют построение его системы и организацию её функционирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: