Глава 2. Система следственного комитета и организация деятельности следственного комитета 10 глава




 

Статья 13. Председатель Следственного комитета

1. Рассматриваемая статья комментируемого закона посвящена определению правового статуса Председателя Следственного комитета, который согласно части первой данной статьи возглавляет Следственный комитет, в связи с чем несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Его правовой статус как должностного лица включает в себя: порядок назначения и подотчетность, совокупность прав и обязанностей, а также ответственность. В свою очередь, этот статус обусловлен задачами, компетенцией и принципами деятельности, установленными законом и иными нормативными правовыми актами для Следственного комитета как федерального государственного органа.

Исходя из этого, следует отметить следующие особенности правового статуса Председателя Следственного комитета.

Во-первых, в соответствии со Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32, должность Председателя Следственного комитета является государственной должностью Российской Федерации.

Во-вторых, приобретается этот правовой статус с момента назначения на должность Президентом Российской Федерации и прекращается - с момента освобождения от должности.

В-третьих, поскольку согласно части 3 статьи 1 комментируемого закона руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации, Председатель Следственного комитета ему подотчетен и перед ним несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

В-четвертых, он обладает совокупностью прав и обязанностей, вытекающих из его организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, обусловленных полномочиями по организации работы единой централизованной системы Следственного комитета, действующей на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и, в конечном итоге, - ему.

В-пятых, как участник уголовного судопроизводства он является руководителем следственного органа, обладающим определенным уголовно-процессуальным статусом.

Таким образом, Председатель Следственного комитета - это лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, назначаемое Президентом Российской Федерации и ему подотчетное, которое возглавляет систему Следственного комитета и обеспечивает организацию его работы с целью выполнения возложенных на него законодательством Российской Федерации задач и реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, в том числе заместителя, являющегося руководителем Главного военного следственного управления, а также советников, старших помощников и помощников, старших помощников по особым поручениям и помощников по особым поручениям.

По должности Председателя Следственного комитета предусмотрено присвоение специального звания генерал юстиции Российской Федерации, о чем решение принимается Президентом Российской Федерации.

2. В соответствии с частью второй комментируемой статьи Президент Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Председателя Следственного комитета, что, в свою очередь, определяет характер властно-распорядительных взаимоотношений со стороны первого по отношению к последнему.

Решение о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Следственного комитета оформляется указом Президента Российской Федерации. Информация о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Следственного комитета освещается в средствах массовой информации.

Кроме того, по отношению к Председателю Следственного комитета Президент Российской Федерации обладает следующими властно-распорядительными полномочиями:

определяет полномочия Председателя Следственного комитета путем утверждения Положения о Следственном комитете и издания иных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;

устанавливает ему размер денежного содержания;

присваивает специальные звания вплоть до генерала юстиции Российской Федерации;

принимает его доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной работы и повышении ее эффективности;

определяет количество его заместителей и по его представлению назначает их на должность.

Поскольку Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, именно ему Председатель Следственного комитета подотчетен и перед ним несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

3. Частью третьей рассматриваемой статьи установлена обязанность Председателя Следственного комитета ежегодно представлять Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

Такой доклад Председателя Следственного комитета представляет собой документ, содержащий сведения о принятых им и подчиненными работниками Следственного комитета конкретных мерах по реализации государственной политики в сфере исполнения закона об уголовном судопроизводстве, о результатах следственной и иной входящей в компетенцию Следственного комитета деятельности, а также принятых мерах по повышению эффективности такой деятельности и предложениях по совершенствованию ее законодательного регулирования, адресованный Президенту Российской Федерации.

Доклад Председателя Следственного комитета представляется Президенту Российской Федерации ежегодно по итогам работы за отчетный период. Его основу составляет информация из докладных записок, подготовленных подразделениями центрального аппарата Следственного комитета по направлениям деятельности.

На основе этого доклада Президент Российской Федерации делает выводы об исполнении Следственным комитетом и возглавляющим его Председателем определенных законом задач в установленной сфере деятельности, необходимости нормативно-правового совершенствования его деятельности и кадровых изменений, роли Следственного комитета в обеспечении государственной политики по борьбе с преступностью и т.п.

4. Часть четвертая комментируемой статьи посвящена полномочиям Председателя Следственного комитета. Вместе с тем в ней упоминаются лишь три основных полномочия, касающиеся организации его работы, издания организационно-распорядительных документов и утверждения в пределах своей компетенции структуры и штатов всех звеньев системы Следственного комитета. Остальные полномочия согласно пункту 4 рассматриваемой части статьи определяются федеральными законами, Положением о Следственном комитете и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Полномочия Председателя Следственного комитета представляется возможным подразделить на следующие группы:

1) вытекающие из подчиненности Президенту Российской Федерации как руководителю Следственного комитета;

2) связанные с организацией работы Следственного комитета;

3) по взаимодействию с другими государственными органами, судами, компетентными органами иностранных государств и международными организациями;

4) присущие ему как руководителю следственного органа.

Исходя из первой группы полномочий Председатель Следственного комитета:

представляет Президенту Российской Федерации: информацию по вопросам, относящимся к деятельности Следственного комитета, требующим его рассмотрения; ежегодный доклад о работе возглавляемого ведомства; предложения о законопроектах и проектах иных нормативных правовых актов, а также по совершенствованию государственной политики в установленной сфере деятельности;

вносит Президенту Российской Федерации представления: о назначении своих заместителей и иных назначаемых им должностных лиц, в том числе служащих государственной гражданской службы; о присвоении высших специальных званий, классных чинов государственной гражданской службы и воинских званий; о награждении государственными наградами и т.п.;

представляет Президенту Российской Федерации проект Положения о Следственном комитете; а также предложения о включении должностей в соответствующий перечень, предусматривающий присвоение высших воинских и специальных званий; о численности коллегии и ее персональном составе; об официальных символах Следственного комитета.

В части полномочий по организации работы Председатель Следственного комитета вправе:

издавать нормативные правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию, в том числе совместные с руководителями других федеральных государственных органов; утверждать положения о подразделениях центрального аппарата и следственных подразделений по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных органов, уставы учреждений и организаций Следственного комитета, образуемых в нем советов и комиссий и их составы, а также положения и инструкции, касающиеся деятельности Следственного комитета;

устанавливать в пределах своих полномочий порядок прохождения службы (прием на работу, ведение кадровых документов, вопросы материально-технического обеспечения и выдачи служебных удостоверений и т.п.);

распределять обязанности между своими заместителями и определять полномочия других сотрудников Следственного комитета;

создавать, реорганизовывать и упразднять (ликвидировать) следственные органы, учреждения и организации Следственного комитета, утверждать их структуру и штатное расписание;

решать вопросы поощрения сотрудников Следственного комитета, в том числе ведомственными наградами и т.п.

Полномочия по взаимодействию с другими государственными органами, судами, компетентными органами иностранных государств и международными организациями включают в себя его права:

представлять Следственный комитет в отношениях с органами государственной власти различных уровней, иными государственными органами, компетентными органами иностранных государств и международными организациями;

заключать соглашения межведомственного характера, в том числе международные в установленной сфере деятельности;

обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судом разъяснений по вопросам судебной практики;

участвовать в заседаниях органов государственной власти, деятельности межведомственных рабочих групп, комиссий, советов;

вносить в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета.

Как руководитель следственного органа Председатель Следственного комитета обладает следующими установленными уголовно-процессуальным законом двумя группами полномочий.

Во-первых, в части организации предварительного расследования он уполномочен:

лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении, возбуждать и принимать уголовное дело к своему производству, проводить по нему предварительное расследование;

поручать производство предварительного следствия следователю (следователям), в том числе следственной группе, изымать и передавать уголовное дело от одного следователя к другому;

давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

согласовывать ходатайства следователя, возбуждаемые перед судом, когда для избрания меры пресечения либо производства процессуального действия требуется судебное решение;

разрешать отводы, заявленные следователю, и его самоотводы, а также отстранять следователя от дальнейшего производства расследования при наличии к тому оснований;

продлевать срок предварительного расследования, утверждать и согласовывать некоторые процессуальные решения.

Во-вторых, при осуществлении процессуального контроля он уполномочен:

проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя, в том числе по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам - постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа.

К этому следует добавить, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Председатель Следственного комитета может наделяться иными полномочиями в установленной сфере деятельности.

5. Частью пятой рассматриваемой статьи предусмотрены случаи исполнения обязанностей Председателя Следственного комитета его заместителями при его отсутствии либо невозможности их самостоятельного исполнения в целях обеспечения бесперебойной организации деятельности Следственного комитета.

Так, в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих служебных обязанностей (например, в связи с болезнью или по иным причинам) его обязанности исполняет первый заместитель Председателя Следственного комитета.

Если отсутствуют и он, и его первый заместитель или они не могут исполнять свои служебные обязанности, обязанности исполняет один из заместителей Председателя Следственного комитета в соответствии с распределением служебных обязанностей.

Исполнение обязанностей Председателя Следственного комитета в указанных случаях его первым заместителем либо одним из заместителей оформляется его соответствующим приказом.

 

Статья 14. Заместители Председателя Следственного комитета

1. Часть первая комментируемой статьи предоставляет Председателю Следственного комитета право иметь первого заместителя и заместителей, наличие которых необходимо для эффективного исполнения возложенных на Следственный комитет полномочий и задач в установленной сфере деятельности, организации работы всех звеньев системы Следственного комитета.

Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" установлено, что Председатель Следственного комитета имеет восемь заместителей, в том числе одного первого заместителя и одного заместителя, являющегося руководителем Главного военного следственного управления.

В отсутствие Председателя Следственного комитета или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет его первый заместитель, а в отсутствие как Председателя Следственного комитета, так и его первого заместителя или в случае невозможности исполнения ими своих служебных обязанностей - один из заместителей в соответствии с распределением обязанностей.

Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета, в свою очередь, имеют помощников по особым поручениям, а заместитель Председателя Следственного комитета - руководитель Главного военного следственного управления имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников и помощников, в том числе помощников по особым поручениям.

Заместители Председателя Следственного комитета входят по должности в состав коллегии Следственного комитета. Кроме того, заместитель Председателя Следственного комитета - руководитель Главного военного следственного управления является председателем коллегии Главного военного следственного управления, в состав которой также он и его заместителя входят по должности.

Обязанности между своими заместителями Председатель Следственного комитета распределяет путем издания соответствующего приказа. При этом каждый из заместителей Председателя Следственного комитета несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед ним задач.

В соответствии с Регламентом Следственного комитета заместители Председателя Следственного комитета в соответствии с распределением обязанностей обладают следующими полномочиями:

1) осуществляют координацию и контроль работы закрепленных за ними следственных органов, организуют исполнение поручений, содержащихся в организационно-распорядительных документах, планах работы, решениях коллегии Следственного комитета, протоколах проводимых Председателем Следственного комитета совещаний;

2) представляют Следственный комитет по отдельным вопросам сферы его деятельности в отношениях с государственными органами власти всех уровней;

3) организуют рассмотрение поступающих в Следственный комитет обращений и иных документов, проводят прием граждан;

4) рассматривают и визируют проекты документов, представляемых для подписания Председателю Следственного комитета;

5) проводят оперативные совещания по вопросам, входящим в их компетенцию;

6) издают распоряжения и указания по отдельным вопросам сферы деятельности Следственного комитета;

7) осуществляют полномочия руководителя следственного органа в соответствии с уголовно-процессуальным законом.

Приказом Председателя Следственного комитета от 15.01.2011 N 5 "Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации" установлено, что первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета, курирующие подразделения, осуществляющие предварительное следствие и (или) процессуальный контроль, заместитель, являющийся руководителем Главного военного следственного управления, осуществляют все процессуальные полномочия, кроме исключительных полномочий Председателя Следственного комитета, предусмотренных УПК РФ, по отношению к действиям и решениям находящихся в их подчинении или нижестоящих следователей и других должностных лиц следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета.

При этом к исключительным процессуальным полномочиям Председателя Следственного комитета относится, к примеру, право возбуждать уголовное дело в отношении отдельной категории лиц, указанных в статьях 447 и 448 УПК РФ.

Помимо этого, заместитель Председателя Следственного комитета, курирующий в соответствии с распределением обязанностей кадровую работу, приказом Председателя Следственного комитета от 15.04.2011 N 65 "О полномочиях по изданию каровых документов в Следственном комитете Российской Федерации" наделен полномочиями по:

освобождению от занимаемых должностей и назначению на другие должности ряда сотрудников центрального аппарата Следственного комитета и следственных органов;

присвоению очередных специальных званий (до подполковника включительно) сотрудникам центрального аппарата Следственного комитета (до руководителя отдела в составе главных управлений, управлений включительно), следственных органов (за исключением руководителей, их первых заместителей и заместителей), сотрудникам образовательных учреждений (до заведующего кафедрой включительно);

заключению трудовых договоров и служебных контрактов, соглашений к ним;

подписанию служебных удостоверений, заключений по некоторых кадровым вопросам;

предоставлению отпусков, возложению обязанностей временно отсутствующих сотрудников, установлению и пересмотру надбавок и т.д.

Также заместитель Председателя Следственного комитета, курирующий кадровую работу, является председателем Высшей аттестационной комиссии.

Организационно-распорядительными документами и нормативными правовыми актами Председателя Следственного комитета его заместителям могут быть предоставлены и другие полномочия.

2. Согласно части 2 комментируемой статьи первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению Президентом Российской Федерации. Решение о назначении на должность и освобождении от нее указанных должностных лиц Следственного комитета оформляется указом Президента Российской Федерации.

Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности заместителя Председателя Следственного комитета осуществляется Председателем Следственного комитета с разрешения Президента Российской Федерации. Освобождение от исполнения обязанностей осуществляется Председателем Следственного комитета. При этом срок исполнения обязанностей таким образом не может превышать шести месяцев.

По должностям первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета предусмотрено присвоение специального звания генерал-полковника юстиции, о чем решение принимается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: