Глава 3. Служба в следственном комитете. Правовое положение сотрудников следственного комитета 4 глава




8. В соответствии с частью восьмой анализируемой статьи в исключительных случаях Председатель Следственного комитета вправе назначить на должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе по их административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти. При этом последние не должны отвечать требованиям, установленным частью 7 статьи 16 комментируемого закона.

В рассматриваемом контексте исключительными случаями могут являться:

1) наличие высоких показателей, достигнутых гражданином в процессе работы на руководящих должностях в органах государственной власти;

2) высокий профессионализм и квалификация претендента на указанные должности, проявленные в процессе работы на должностях в органах государственной власти;

3) необходимость внедрения в деятельность Следственного комитета имеющегося у лица уникального опыта.

Между тем следует отметить, что назначение на такие должности, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, производится Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета. В то же время исполняющим обязанности по такой вакантной должности лицо может быть назначено Председателем Следственного комитета с разрешения Президента Российской Федерации, однако, на срок не более шести месяцев.

9. Исходя из части девятой комментируемой статьи, основания отказа в приеме гражданина на службу в Следственный комитет, рассмотренные выше, распространяются и на случаи приема на должности федеральной государственной гражданской службы и на работу в Следственный комитет по трудовому договору.

Поскольку гражданин, занимающий должность федеральной государственной гражданской службы или рабочего в системе Следственного комитета, может иметь доступ к сведениям, составляющим тайну предварительного расследования и иную охраняемую законом тайну, а также к иной конфиденциальной информации, законодатель установил те же запреты на прием на работу в Следственный комитет на перечисленные должности, что и для лиц, принимаемых на должности федеральной государственной службы (руководителей следственных органов, следователей и т.п.). Тем самым обеспечивается, прежде всего, собственная безопасность Следственного комитета и высокий профессионализм выполнения всеми его работниками своих служебных обязанностей.

 

Статья 17. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в Следственном комитете

1. В целях противодействия коррупции и злоупотреблению служебным положением, минимизации последствий от таких неправомерных действий, создания в Следственном комитете системы организационных основ эффективного осуществления его сотрудниками полномочий в интересах государства, общества и граждан комментируемой статьей установлено, что на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для всей системы федеральной государственной службы и федеральной государственной гражданской службы в Российской Федерации.

Такие ограничения, запреты и обязанности установлены Федеральными законами от 27.05.2003 N 58-ФЗ, от 27.07.2004 N 79-ФЗ, от 25.12.2008 N 273-ФЗ.

2. Исходя из норм перечисленных законов, для сотрудников Следственного комитета, замещавших должности: Председателя Следственного комитета и его заместителей; руководителя Главного следственного управления Следственного комитета и его заместителей; руководителей следственных органов всех уровней и их заместителей; старших помощников и помощников Председателя Следственного комитета, его заместителей и руководителей следственных органов всех уровней; следователей-криминалистов, следователей и референтов следственных органов, а также федеральных государственных гражданских служащих, замещавших должности: руководителей управлений и их заместителей в центральном аппарате Следственного комитета и следственных органах по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных органах*(5), действуют следующие ограничения:

1) в течение двух лет после увольнения со службы из Следственного комитета они имеют право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные (служебные) обязанности, только с согласия соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, действующих в Следственном комитете и его следственных органах по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных органах;

2) в течение двух лет после увольнения со службы из Следственного комитета они обязаны при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы;

3) не допускается разглашение или использование в интересах организаций либо физических лиц сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших ему известными в связи со службой в Следственном комитете.

Несоблюдение перечисленными выше лицами указанных требований влечет прекращение трудового договора, заключенного с ними.

3. Что касается запретов, распространяющихся на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета, на время прохождения ими службы, установленных указанными выше федеральными законами, то они заключаются в следующем:

во-первых, им запрещено осуществлять действия, связанные с извлечением иного дохода либо материальной выгоды, нежели доход по основному месту работы (участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; осуществлять предпринимательскую деятельность; приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; выезжать в зарубежные служебные командировки за счет физических и юридических лиц);

во-вторых, указанным лицам запрещено продолжать службу в Следственном комитете при избрании или назначении на государственную должность, выборную должность в органе местного самоуправления, оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;

в-третьих, запрещено использовать свои служебные полномочия в политических целях (участвовать в предвыборной агитации и по вопросам референдума; действовать и выступать в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; создавать в Следственном комитете политические партии, другие общественные и религиозные объединения и способствовать их созданию; получать награды, почетные и специальные звания от политических партий, других общественных объединений);

в-четвертых, им также запрещено использовать свои служебные полномочия вопреки интересам службы и задачам, стоящим перед Следственным комитетом (использовать в целях, не связанных со службой, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество и передавать их другим лицам; разглашать или использовать в неслужебных целях конфиденциальную и иную служебную информацию; допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности Следственного комитета и других государственных органов, а также их руководителей, если это не входит в круг его служебных обязанностей; прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора; выступать поверенным или представителем по делам третьих лиц в системе Следственного комитета);

в-пятых, таким лицам запрещено осуществлять непредусмотренное законом взаимодействие с иностранными государствами, их органами и представительствами, а также международными организациями, в том числе с использованием служебного положения (получать от них награды, почетные и специальные звания (за исключением научных); входить в состав органов управления, попечительских и наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, а также заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет таких государств и организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договорам Российской Федерации).

4. Кроме того, определяя обязанности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета, законодатель говорит:

1) о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

2) об уведомлении о случаях обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

3) о соблюдении установленных требований к служебному поведению;

4) о необходимости принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Рассмотрим перечисленные обязанности более подробно.

Первая обязанность касается необходимости представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Порядок представления сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими Следственного комитета сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559, а также изданным во исполнение этого Положения приказом Председателя Следственного комитета от 15.05.2011 N 92.

Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие Следственного комитета представляют в управление кадров и кадровые подразделения следственных органов Следственного комитета ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в двух экземплярах:

1) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

2) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

В управлении кадров и кадровых подразделениях следственных органов Следственного комитета назначается ответственный работник, который осуществляет прием указанных сведений, в течение 5 рабочих дней проверяет полноту и правильность заполнения справок и в случае отсутствия замечаний по их оформлению проставляет отметку о принятии данных документов, после чего не позднее следующего дня с момента окончания такой проверки направляет сотруднику или федеральному государственному гражданскому служащему второй экземпляр справки, а подлинники справок в течение 5 рабочих дней с этого момента приобщает к материалам их личных дел.

В том случае, если указанные лица обнаружили, что в представленных сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения (справки).

Вторая обязанность касается необходимости уведомления о случаях обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Порядок уведомления сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими Следственного комитета представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения к ним в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, а также перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, порядок регистрации уведомлений и организации проверки таких сведений, содержащихся в уведомлениях, определен приказом Председателя Следственного комитета от 15.01.2011 N 11 "О порядке уведомления сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими Следственного комитета Российской Федерации представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений".

Такое уведомление оформляется рапортом, который передается сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Следственного комитета, а также руководителями следственных органов по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных органов, их заместителями и руководителями структурных подразделений этих следственных органов - в управление собственной безопасности Главного организационно-инспекторского управления Следственного комитета; другими сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими следственных органов по субъектам Российской Федерации - в отделы обеспечения собственной безопасности, а также старшим помощникам (помощникам) по вопросам безопасности руководителей этих следственных органов.

Такой рапорт регистрируется в Журнале регистрации уведомлений представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений. Проверка сведений, изложенных в таком рапорте, проводится в течение 30 дней, начиная с даты регистрации его в журнале. Результаты проверки оформляются докладной запиской.

По результатам проверки принимаются меры, направленные на предупреждение коррупционного правонарушения, пресечение вмешательства в деятельность Следственного комитета, а в случае выявления признаков совершенного или готовящегося преступления материалы проверки направляются для проведения процессуальной проверки в порядке статей 144-145 УПК РФ.

Третья обязанность состоит в необходимости соблюдения установленных требований к служебному поведению. Такие требования установлены статьей 18 указанного выше Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

Помимо этого, общие принципы профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие Следственного комитета, содержатся в Кодексе этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации, утвержденном Председателем Следственного комитета 11.04.2011.

Согласно таким требованиям, в частности, сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие Следственного комитета обязаны: исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне, руководствуясь законом и в пределах компетенции Следственного комитета; признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению обязанностей; не совершать поступки, порочащие их честь и достоинство, и др.

Наконец, четвертая обязанность заключается в необходимости принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) сотрудника или федерального государственного гражданского служащего Следственного комитета влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

В основе личной заинтересованности лежит возможность получения при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

В случае возникновения конфликта интересов сотрудник или федеральный государственный гражданский служащий Следственного комитета обязан в письменной форме уведомить об этом своего непосредственного руководителя. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов выражается в изменении должностного или служебного положения указанного лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, включая отвод или самоотвод, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Невыполнение сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета перечисленных обязанностей является правонарушением, влекущим его освобождение от замещаемой должности либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, рассматриваются:

1) в отношении сотрудников Следственного комитета - аттестационными комиссиями, действующими на основании приказа Председателя Следственного комитета от 21.04.2011 N 70 "Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях Следственного комитета Российской Федерации";

2) в отношении сотрудников военных следственных органов Следственного комитета - аттестационными комиссиями, действующими на основании приказа заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителя Главного военного следственного управления от 26.08.2011 N 155 "Об утверждении Положения об аттестации сотрудников военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и работе аттестационных комиссий военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации";

3) в отношении федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета - комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, действующих на основании приказа Председателя Следственного комитета от 15.06.2011 N 102 "О создании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов".

 

Статья 18. Испытание при приеме на службу в Следственный комитет

1. Частью первой комментируемой статьи установлено, что в целях проверки соответствия граждан, впервые принимаемых на службу в Следственный комитет, замещаемой должности может предусматриваться испытание. Данное требование обусловлено необходимостью проверки соответствия профессиональных, квалификационных и личностных качеств такого гражданина, проявленных в период испытания, требованиям, предъявляемым к сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета. Вместе с тем это положение не распространяется на граждан, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования Следственного комитета.

При оценке соответствия гражданина, впервые принятого на службу в Следственный комитет, замещаемой должности во внимание принимаются следующие критерии: данные о его профессиональной подготовке, творческих и организаторских способностях, работоспособности, инициативности, компетентности, организованности, деловитости, ответственности за выполнение служебного долга, повышении профессионального уровня (в том числе самостоятельная учеба), морально-психологических качествах, чертах характера, наклонностях, отношении к коллегам, способности принимать ответственные решения.

Такая оценка соответствия сотрудника Следственного комитета замещаемой в системе Следственного комитета должности дается аттестационными комиссиями Следственного комитета*(6), а федерального государственного гражданского служащего - аттестационными комиссиями по аттестации и проведению квалификационного экзамена федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета*(7).

По результатам испытания гражданин может быть признан соответствующим занимаемой должности, не полностью соответствующим замещаемой должности и не соответствующим замещаемой должности.

При признании гражданина соответствующим занимаемой должности он продолжает службу в Следственном комитете; при признании его не полностью соответствующим замещаемой должности - ему даются рекомендации по улучшению работы и устанавливается срок до шести месяцев в целях устранения выявленных недостатков (для должности федерального государственного гражданского служащего - направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, при отказе от прохождения этих процедур освобождается от должности и увольняется); при признании его несоответствующим замещаемой должности - в срок не более двух месяцев он подлежит переводу с его согласия на другую должность или увольнению (для должности федерального государственного гражданского служащего - понижается с его согласия в должности либо освобождается от должности и увольняется).

Продолжительность срока такого испытания устанавливается руководителем следственного органа или учреждения Следственного комитета, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, продолжительностью не более 6 месяцев. В процессе прохождения службы этот срок может быть сокращен по соглашению сотрудника и руководителем следственного органа или учреждения Следственного комитета.

Течение срока испытания начинается с момента издания приказа о приеме гражданина на службу в Следственный комитет и завершается в момент утверждения соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета решения аттестационной комиссии. В то же время в срок такого испытания не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды, в которые гражданин, проходящий испытание, отсутствовал на службе по уважительным причинам.

Таким образом, испытание при приеме на службу представляет собой проверку в срок до шести месяцев соответствия проявленных впервые назначенным на должность в Следственный комитет гражданином профессиональных, квалификационных и личностных качеств предъявляемым для этой должности требованиям в целях достижения задач, стоящих перед Следственным комитетом, добросовестного и профессионального выполнения полномочий Следственного комитета в установленной сфере деятельности.

2. В части второй комментируемой статьи закреплено, что граждане, впервые принимаемые на службу в Следственный комитет, которым установлено испытание, назначаются на соответствующую должность без присвоения специального звания. Однако это требование не распространяется на граждан, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования Следственного комитета, принимаемых на службу в Следственный комитет без испытания.

Специальное звание таким сотрудникам Следственного комитета присваивается в том случае, если они успешно выдержали испытание и решением аттестационной комиссии признаны соответствующими занимаемой должности.

При этом лицам, не имеющим высшего юридического образования, однако обучающимся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившим третий курс указанных образовательных учреждений, в порядке исключения назначенным на должности следователей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений Следственного комитета, по результатам испытания успешно прошедшим аттестацию и имеющим стаж работы не менее шести месяцев, присваивается первое специальное звание младшего лейтенанта юстиции.

Сотрудникам Следственного комитета, имеющим высшее образование, впервые принятым на службу в Следственный комитет, прошедшим испытание и успешно работающим не менее шести месяцев, присваивается первое специальное звание лейтенанта юстиции.

3. В соответствии с частью третьей рассматриваемой статьи в случае неудовлетворительного результата испытания гражданин может быть уволен со службы в Следственном комитете либо по согласованию с ним переведен на другую должность. В таком случае гражданин признается не соответствующим занимаемой должности или не полностью соответствующим занимаемой должности.

Решение об этом принимается либо соответствующей аттестационной комиссией Следственного комитета и в последующем утверждается руководителем того следственного органа Следственного комитета, в котором она действует, либо единолично руководителем следственного органа Следственного комитета, в чью компетенцию входит назначение на соответствующую должность.

Вывод о неудовлетворительном результате испытания делается на основе анализа деятельности сотрудника Следственного комитета, и во внимание принимается систематическое нарушение им трудового распорядка, исполнительской дисциплины, требований действующего законодательства, непринятие мер к повышению квалификации и профессиональному исполнению служебных обязанностей и т.п., а также случаи совершения им дисциплинарных проступков.

Выбор конкретной меры реагирования в отношении не прошедшего испытание сотрудника Следственного комитета (будет ли это увольнение со службы в Следственном комитете либо перевод на другую должность по согласованию с таким сотрудником) относится к компетенции руководителя следственного органа Следственного комитета, в чью компетенцию входит назначение на соответствующую должность.

4. Согласно положению, закрепленному в части четвертой комментируемой статьи, при истечении срока испытания и в случае продолжения исполнения гражданином возложенных на него служебных обязанностей он считается выдержавшим испытание.

В таком случае соответствующая аттестационная комиссия Следственного комитета принимает решение о соответствии сотрудника Следственного комитета замещаемой должности, которое утверждается руководителем следственного органа Следственного комитета, и сотрудник продолжает работать в замещаемой должности. При этом не требуется дополнительного решения о назначении такого сотрудника на замещаемую должность.

Кроме того, в отношении сотрудника Следственного комитета, успешно прошедшего испытание и показавшего высокий профессионализм в исполнении служебных обязанностей, с учетом других обстоятельств (к примеру, успешная работа до назначения на замещаемую должность в других органах государственной власти, профессиональное исполнение особых поручений руководства Следственного комитета и его следственных органов т.п.) может быть принято решение о зачислении его в кадровый резерв, выдвижении на вышестоящую должность, применении мер поощрения.

 

Статья 19. Присяга сотрудника Следственного комитета Российской Федерации

1. В целях воспитания сотрудников Следственного комитета в духе служения Российской Федерации и Закону, неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, развития корпоративной культуры гражданин, впервые назначенный на должность в Следственном комитете, принимает Присягу сотрудника Следственного комитета.

Как правило, Присяга сотрудника Следственного комитета принимается после успешной аттестации сотрудника, впервые назначенного на должность в Следственном комитете, но до присвоения ему первого специального звания. Обязанность по обеспечению принятия такими сотрудниками Присяги сотрудника Следственного комитета лежит на руководителях следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним следственных органов, а также руководителях кадровых подразделений этих органов.

Присяга принимается сотрудником Следственного комитета в торжественной обстановке путем зачитывания вслух, после чего бланк с ее текстом подписывается этим сотрудником и приобщается к его личному делу.

В своей служебной деятельности сотрудники Следственного комитета обязаны неукоснительно соблюдать Присягу и того же требовать от других сотрудников, а в случае нарушения Присяги другими сотрудниками Следственного комитета - оперативно реагировать на такие факты.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета от 30.09.2011 N 140, сведения о нарушении сотрудником Следственного комитета Присяги являются поводом и основанием для назначения и проведения служебной проверки.

При установлении факта нарушения сотрудником Следственного комитета Присяги он подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

2. В соответствии с частью второй комментируемой статьи процедура принятия Присяги сотрудника Следственного комитета устанавливается организационно-распорядительными документами Председателя Следственного комитета.

 

Статья 20. Специальные звания сотрудников Следственного комитета

1. В целях обеспечения действия принципа централизации, выражающегося в неукоснительном подчинении нижестоящих руководителей следственных органов (следственных подразделений) Следственного комитета вышестоящим и Председателю Следственного комитета, а также формирования системы субординации, мотивирования осуществления сотрудниками Следственного комитета своих служебных обязанностей наиболее профессиональным образом комментируемым законом предусмотрено присвоение сотрудникам Следственного комитета специальных званий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: