Глава 2. Система следственного комитета и организация деятельности следственного комитета 9 глава




фамилия, имя, отчество гражданина его направившего, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения;

изложение существа обращения (орган, вынесший обжалуемое решение, и время его принятия; данные о должностном лице, совершившем обжалуемые действия (бездействие) и их суть; и т.п.);

личная подпись заявителя и дата.

Если обращение не содержит сведений, достаточных для его разрешения, то оно в 7-дневный срок возвращается заявителю с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им после этого следует обратиться.

Без разрешения и ответа остаются обращения, которые:

не включают в себя сведения о фамилии и почтовом адресе лица, направившего его;

не поддаются прочтению (если известны фамилия и адрес заявителя, он об этом уведомляется);

содержат угрозы жизни, причинения вреда здоровью или имуществу должностного лица либо членов его семьи;

по своему содержанию лишены смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания;

содержат нецензурные или оскорбительные выражения (при этом заявитель может быть уведомлен о недопустимости злоупотребления правом на обращение с жалобой);

выражают намерение авторов вмешаться в деятельность следственных органов Следственного комитета при расследовании уголовных дел (об этом сообщается автору такого обращения).

Кроме того, не подлежат разрешению обращения заявителей, переписка с которыми прекращена, и ответ по ним не дается. Переписка с заявителем прекращается, если повторное обращение не содержит новых доводов, изложенное ранее полно, объективно и неоднократно проверялось и ответы даны в порядке, установленном Инструкцией, правомочным должностным лицом следственного органа Следственного комитета.

Рассмотрение обращения включает в себя выполнение одного из следующих действий:

1) разрешение;

2) оставление без разрешения;

3) передача на разрешение в нижестоящий следственный орган;

4) направление в другие органы;

5) приобщение к ранее поступившему обращению.

При рассмотрении обращений из нижестоящих следственных органов могут запрашиваться дела и проверочные материалы. К проведению проверок по доводам, изложенным в обращениях, могут привлекаться как нижестоящие следственные органы, так и специалисты, а в случае необходимости - заявители. Последние при этом вправе представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании. Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки, проверяются, как правило, с выездом на место.

Разрешаются обращения (запросы) путем принятия одного из следующих решений:

"удовлетворено", то есть приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

"удовлетворено повторное обращение" - обращение, в котором обжалуется ранее данный ответ или отказ в удовлетворении первично поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;

"отклонено", когда требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными или незаконными либо не относящимися к компетенции следственного органа;

"разъяснено", если по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;

"принято иное решение", в случае если обращение оставлено без разрешения; приобщено к материалам уголовного дела (контрольного дела); прекращена переписка;

"направлено в иной орган" - обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другой следственный орган Следственного комитета, в другое ведомство или в суд (по принадлежности).

Обращения считаются разрешенными в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы их авторам.

4. В части третьей комментируемой статьи содержится требование, согласно которому ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным.

Мотивированным ответ является в том случае, если на все поставленные в нем вопросы даны исчерпывающие ответы с приведением в пользу каждого из них доводов, основанных на законе, а также на всесторонней, полной и объективной оценке материалов проверок и уголовных дел. Ответ должен быть изложен в логичной взаимосвязи рассмотренных доводов и понятен для заявителя, но в то же время юридически верен. При необходимости в ответе может быть дано разъяснение законодательства.

Следует отметить, что согласно пункту 6.3 Инструкции подробная аргументация в ответах на обращения, связанные с расследованием преступлений по уголовным делам, приводится либо после окончания расследования, либо в форме, не раскрывающей данных предварительного расследования.

Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также его право обжаловать соответствующее решение в суд.

5. Исходя из требований, изложенных в части 4 рассматриваемой статьи, при установлении в ходе проверки обращения о правонарушении отсутствия в деянии состава преступления, но наличия в нем признаков административного правонарушения руководитель следственного органа Следственного комитета должен направить соответствующие материалы в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего такое правонарушение.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

За совершение административных правонарушений административной ответственности подлежат:

физические лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет;

должностные лица, совершившие административные правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей;

юридические лица, имевшие возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не принявшие все зависящие от них меры по их соблюдению.

При рассмотрении вопроса о направлении материалов об административных правонарушениях в компетентный орган или должностному лицу руководитель следственного органа должен:

во-первых, определить достаточную совокупность материалов, содержащих сведения об административном правонарушении и подлежащих направлению;

во-вторых, определить, усматриваются ли из этих материалов признаки административного правонарушения;

в-третьих, установить в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в чью компетенцию входит рассмотрение дела об административном правонарушении - судьи, конкретного органа или должностного лица.

В свою очередь, материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, направленные следственными органами Следственного комитета компетентным органам и должностным лицам, выступают поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.

 

Глава 2. Система следственного комитета и организация деятельности следственного комитета

 

Статья 12. Система Следственного комитета

1. В части первой комментируемой статьи указаны элементы, составляющие систему Следственного комитета, имеющую трехуровневую структуру:

1) федеральный уровень;

2) субъекты Российской Федерации;

3) города и районы.

Система Следственного комитета представляет собой совокупность следственных органов и учреждений, организационно объединенных в единое целое на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.

Высший уровень системы Следственного комитета представлен центральным аппаратом, местонахождением которого является г. Москва. Структуру и штатное расписание центрального аппарата Следственного комитета устанавливает Председатель Следственного комитета.

В свою очередь центральный аппарат Следственного комитета состоит из соответствующих подразделений. При этом под подразделением понимается структурный элемент центрального аппарата, следственного органа, учреждения, выделенный организационно (отделение, отдел, управление, Главное управление и другие), имеющий наименование, руководителя и определенное количество штатных единиц.

В структуру центрального аппарата Следственного комитета входят:

главные управления и управления (включая управления в составе главных управлений);

отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений);

отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).

По состоянию на 01.04.2012 центральный аппарат составляют следующие подразделения:

1) Главное следственное управление, включающее в себя: Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности; Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики; Управление процессуального контроля и методико-аналитического обеспечения; Отдел документационного обеспечения;

2) Главное управление процессуального контроля, в которое входят: Управление процессуального контроля за следственными органами; Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции; Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел; Организационно-аналитический отдел; Отдел документационного обеспечения;

3) Главное организационно-инспекторское управление, состоящее из: Организационно-контрольного управления; Информационно-методического управления; Управления собственной безопасности; Управления оперативных служб; Отдела документационного обеспечения и корректуры;

4) Главное управление криминалистики в составе: Методико-криминалистического управления; Технико-криминалистического управления; Управления организации экспертно-криминалистической деятельности; Отдела документационного обеспечения; Отдела по внедрению криминалистической и специальной техники;

5) Главное управление обеспечения деятельности (Финансово-экономическое управление; Управление материально-технического обеспечения; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Управление капитального строительства; Отдел организационного и документационного обеспечения);

6) Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;

7) Управление кадров;

8) Правовое управление;

9) Управление взаимодействия со средствами массовой информации;

10) Управление международно-правового сотрудничества;

11) Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению;

12) Управление по защите государственной тайны;

13) Управление физической защиты;

14) Отдел (информационного и документационного обеспечения Председателя СК России);

15) Главное военное следственное управление.

Кроме того, в состав центрального аппарата входят подразделения по федеральным округам (Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу и 7 следственных управлений по остальным федеральным округам).

Перед центральным аппаратом Следственного комитета стоят, прежде всего, следующие задачи: обеспечение единой вертикали управления; осуществление организующей, контролирующей и координирующей роли каждого его подразделения по соответствующему направлению деятельности, а также нижестоящих следственных органов; реализация полномочий в сфере уголовного судопроизводства и иных полномочий; производство предварительного расследования по уголовным делам о наиболее актуальных преступлениях; взаимодействие с федеральными государственными органами, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В среднее звено системы Следственного комитета входят: главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (включая военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета.

В структуру аппаратов следственных органов данного звена входят такие подразделения, как: управления, отделы и отделения.

В первоочередные задачи этого уровня органов Следственного комитета входит: обеспечение организующей, контролирующей и координирующей роли нижестоящих следственных органов; реализация полномочий в сфере уголовного судопроизводства; организация производства предварительного расследования и осуществления процессуального контроля в подконтрольных следственных органах; взаимодействие с государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Нижнее звено системы Следственного комитета включает в себя следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

Основные задачи, стоящие перед перечисленными следственными органами, заключаются: в производстве проверок сообщений о преступлениях и предварительного расследования по уголовным делам, а также процессуальном контроле за этой деятельностью; во взаимодействии с органами местного самоуправления.

Структуру и штатное расписание двух последних уровней системы Следственного комитета также устанавливает Председатель Следственного комитета.

2. Согласно части второй комментируемой статьи в центральном аппарате Следственного комитета в соответствии с Положением о Следственном комитете создаются подразделения (в том числе по федеральным округам).

Так, исходя из требований пункта 10 Положения о Следственном комитете в центральном аппарате Следственного комитета создаются главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений), отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений) и отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).

Председателем Следственного комитета утверждаются положения о подразделениях центрального аппарата Следственного комитета, которыми устанавливаются основные задачи, стоящие перед этими подразделениями, их функции, полномочия руководителя.

К примеру, приказом Председателя Следственного комитета от 27.01.2011 N 18 утверждено Положение о Главном организационно-инспекторском управлении Следственного комитета Российской Федерации, приказом от 28.02.2011 N 32 - Положение об управлении кадров Следственного комитета Российской Федерации, приказом от 03.03.2011 N 34 - Положение о Правовом управлении Следственного комитета Российской Федерации, приказом от 05.03.2011 N 36 - Положение о Главном управлении процессуального контроля Следственного комитета Российской Федерации и т.д.

В свою очередь, руководители главных управлений и управлений центрального аппарата Следственного комитета путем издания распоряжения устанавливают порядок распределения обязанностей между работниками этих подразделений.

Что касается следственных управлений Следственного комитета по федеральным округам, то приказом Председателя Следственного комитета от 04.03.2011 N 35 утверждено Типовое положение о следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации, в исполнение которого для каждого такого подразделения Председателем Следственного комитета утверждается свое конкретное Положение.

3. Исходя из положений части третьей комментируемой статьи, в систему Следственного комитета входят научные и образовательные учреждения, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.

По состоянию на 01.06.2012 в системе Следственного комитета действуют следующие научные и образовательные учреждения:

1) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации" и его Ростовский и Екатеринбургский филиалы;

2) отделы профессионального развития (учебные центры) при следственных управлениях по городам Москве, Санкт-Петербургу, Нижегородской, Новосибирской областям и Хабаровскому краю;

3) кадетский класс имени Александра Невского муниципальной образовательной школы-интерната Общеобразовательной школы-интерната начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования г. Химки Московской области под патронатом Следственного комитета, а также кадетский класс при Главном следственном управлении Следственного комитета по г. Санкт-Петербургу.

Основными задачами научных и образовательных учреждений является:

обучение граждан с целью подготовки их к поступлению на службу в Следственный комитет;

повышение квалификации сотрудников Следственного комитета;

подготовка научных и педагогических кадров из числа сотрудников Следственного комитета.

К иным организациям, необходимым для обеспечения деятельности Следственного комитета, относятся санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные учреждения, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных изданий, типографии; экспертные, ревизионные, информационные подразделения и подразделения физической защиты.

4. В части четвертой рассматриваемой статьи установлены должности, которые могут образовываться в следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного комитета.

Законодательное определение образуемых в соответствующих подразделениях системы Следственного комитета должностей необходимо для установления перечня должностных лиц, наделенных функциями по реализации полномочий Следственного комитета, определения сферы их компетенции и круга полномочий, формирования штатных расписаний этих подразделений Следственного комитета.

Согласно комментируемой статье и пункту 14 Положения о Следственном комитете в его структуре учреждаются должности руководителей следственных органов и соответствующих подразделений, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов, инспекторов, старших инспекторов, экспертов, старших экспертов, ревизоров, старших ревизоров, специалистов, старших специалистов, помощников следователя (следователя-криминалиста) и другие должности.

Перечень конкретных должностей системы Следственного комитета установлен также пунктом 1.4 Правил внутреннего трудового распорядка Следственного комитета Российской Федерации, утвержденных приказом Председателя Следственного комитета от 30.09.2011 N 138 (об определении каждой из перечисленных должностей см. комментарий к статье 4).

Процессуальный и должностной статус перечисленных сотрудников Следственного комитета и их полномочия определены: УПК РФ; комментируемым законом и другими законами; Положением о Следственном комитете; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; приказами Председателя Следственного комитета (к примеру, приказом от 15.01.2011 N 5 "Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации") и иными его организационно-распорядительными документами (например, Регламентом Следственного комитета Российской Федерации); утвержденными Председателем Следственного комитета Положениями о соответствующих подразделениях центрального аппарата Следственного комитета и нижестоящих следственных органах его системы; распоряжениями руководителей соответствующих подразделений и органов системы Следственного комитета, а также другими нормативными правовыми актами.

Следует отметить, что процессуальными полномочиями в досудебной стадии уголовного судопроизводства в соответствии с УПК РФ обладают лишь руководитель следственного органа и его заместитель, следователь, следователь-криминалист и эксперт.

5. Часть 5 комментируемой статьи посвящена коллегии Следственного комитета, которая образуется для коллегиального обсуждения наиболее актуальных вопросов его деятельности.

В состав коллегии Следственного комитета по должности входят Председатель Следственного комитета, его первый заместитель и заместитель, а также другие лица, состав которых утверждается Президентом Российской Федерации на основании предложений, представленных Председателем Следственного комитета.

В свою очередь, Председатель Следственного комитета является председателем коллегии и в этой связи руководит ее работой. В его отсутствие обязанности председателя коллегии исполняет должностное лицо, на которое в это время возложено исполнение обязанностей Председателя Следственного комитета.

В Главном военном следственном управлении Следственного комитета образуется коллегия в составе руководителя этого управления, являющегося председателем коллегии, его первого заместителя и заместителей, входящих в коллегию по должности, а также других лиц, состав которых утверждается Председателем Следственного комитета.

Создается коллегия для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Следственного комитета и требующих коллегиального обсуждения. К числу таких вопросов, в частности, относятся:

организация деятельности следственных органов, учреждений и организаций Следственного комитета, обеспечение надлежащего исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и совершенствование ее нормативно-правового регулирования;

подбор, расстановка кадров, организация их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компетентными органами иностранных государств и международными организациями.

Помимо этого, на заседаниях коллегии могут заслушиваться отчеты руководителей следственных органов, учреждений и организаций Следственного комитета, а также подразделений его центрального аппарата о результатах их деятельности.

Таким образом, коллегия Следственного комитета является постоянно действующим совещательным органом, в состав которого входят должностные лица Следственного комитета по должности и утвержденные Президентом Российской Федерации, созданным для рассмотрения любых вопросов, относящихся к компетенции Следственного комитета и требующих коллегиального обсуждения.

Порядок формирования, организации, работы коллегии Следственного комитета, подготовки и проведения ее заседаний и исполнения решений определен как комментируемым законом и Положением о Следственном комитете, так и нормативными правовыми актами Следственного комитета: Положением о коллегии Следственного комитета Российской Федерации, утвержденным приказом Председателя Следственного комитета от 04.05.2011 N 85; Регламентом Следственного комитета Российской Федерации.

Заседания коллегии проводятся гласно, что позволяет присутствовать на них представителям общественности и средств массовой информации в объеме, определенном Председателем Следственного комитета, за исключением случаев рассмотрения вопросов, содержащих сведения, относящиеся к государственной и иной охраняемой законом тайне, а также конфиденциального характера.

Могут иметь место следующие виды заседаний коллегии:

1) в зависимости от формы организации:

очередные (плановые, то есть проводимые в соответствии с утвержденным председателем коллегии планом);

внеочередные (проводимые по решению председателя для рассмотрения неотложных вопросов);

2) в зависимости от состава участников:

обычный состав (только сотрудники Следственного комитета);

расширенный состав (с участием приглашенных лиц - руководителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных государственных органов и т.д.);

совместные заседания коллегии Следственного комитета и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и иных государственных органов;

3) в зависимости от места проведения:

по месту нахождения центрального аппарата Следственного комитета (г. Москва);

с выездом в следственные подразделения по субъектам Российской Федерации или приравненные к ним специализированные следственные органы.

Заседания коллегии правомочны при наличии кворума (не менее половины членов коллегии). По результатам обсуждения вопросов повестки дня заседания большинством голосов членов коллегии, участвовавших в нем, принимается решение, которое является обязательным для исполнения всеми подразделениями центрального аппарата, следственными органами, учреждениями и организациями Следственного комитета.

Решение коллегии представляет собой правовой акт, издаваемый этим коллегиальным органом по результатам рассмотрения вопросов по основным направлениям деятельности Следственного комитета.

Руководители указанных выше подразделений Следственного комитета в обязательном порядке доводят содержание решения коллегии до сведения подчиненных работников, разрабатывают меры по их выполнению, определяют порядок исполнения и ответственных исполнителей, организуют контроль исполнения.

В соответствии с пунктом 47 Положения о Следственном комитете коллегии образуются в главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и отделах. Составы таких коллегий утверждаются руководителями перечисленных следственных органов.

6. В соответствии с положением, закрепленным в части шестой комментируемой статьи, следственные органы, учреждения и организации Следственного комитета создаются, реорганизуются и упраздняются (ликвидируются) Председателем Следственного комитета в соответствии с Положением о Следственном комитете.

Порядок указанного вида управленческой деятельности согласно комментируемому закону определен Положением о Следственном комитете, согласно подпункту 13 пункта 43 которого Председатель Следственного комитета осуществляет ее в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Следовательно, правовую основу такой организационно-штатной работы, прежде всего, составляет ГК РФ в части создания, реорганизации и упразднения (ликвидации) подразделений, являющихся юридическими лицами, а также Инструкция о порядке ведения организационно-штатной работы в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденная приказом Председателя Следственного комитета от 18.05.2011 N 93 (далее - Инструкция).

Инструкцией определены понятия "создание", "реорганизация" и "упразднение (ликвидация)" применительно к следственным органам, учреждениям и организациям Следственного комитета.

Так, под созданием (образованием) понимается принятие управленческого решения Председателем Следственного комитета по формированию в установленном порядке следственного органа, учреждения или их структурных подразделений для выполнения задач и функций, предусмотренных действующим законодательством.

Реорганизацией является слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование следственного органа, учреждения или их структурных подразделений, влекущее изменение соответствующих функций, структур, состава и штатной численности.

Упразднение (ликвидация) - это полное прекращение деятельности следственного органа, учреждения или их структурных подразделений, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим подразделениям Следственного комитета.

В свою очередь, организационно-штатная работа представляет собой один из видов управленческой деятельности, направленной на рациональное и эффективное использование штатной численности, которая определена структурам системы Следственного комитета Президентом Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач.

Следует отметить, что право утверждать и вносить изменения в штаты следственных органов, подразделений, а также учреждений в пределах штатной численности, установленной Президентом Российской Федерации, предоставлено исключительно Председателю Следственного комитета.

Как правило, инициатива о проведении организационно-штатной работы исходит от руководителей следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, которые вносят соответствующие предложения в управление кадров Следственного комитета. Управление кадров Следственного комитета, в свою очередь, рассматривает поступившие предложения и при согласии с ними готовит предложения об изменении, распределении (перераспределении) штатной численности следственных органов, учреждений и их структурных подразделений, которые представляет для рассмотрения заместителю Председателя Следственного комитета, курирующему кадровую работу, после чего эти предложения вносятся Председателю Следственного комитета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: