Глава 2. Система следственного комитета и организация деятельности следственного комитета 5 глава




акты приема-передачи уголовных и иных дел, контрольных производств, вещественных доказательств и материальных ценностей;

отзывы на диссертации и другие научные работы.

Также гербовой печатью заверяются некоторые процессуальные документы, к примеру, постановления о производстве обыска, выемки; постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, домашнего ареста, залога, об изменении или отмене меры пресечения в виде заключения под стражу; постановления о принятии процессуальных решений и постановления (ходатайства) о производстве процессуальных действий, требующих согласия руководителя следственного органа или судебного решения, и пр.

В специальных Книгах учета документов, заверенных гербовой печатью, фиксируются все документы, на которые проставляется гербовая печать.

В деятельности Следственного комитета используются гербовые бланки документов, являющиеся официальными письменными документами с помещенным на них Государственным гербом Российской Федерации, применяющиеся для изготовления исходящих документов, писем, организационно-распорядительных и иных документов.

Порядок их изготовления и использования определен приказом Председателя Следственного комитета от 15.01.2011 N 8 "О гербовых бланках документов Следственного комитета Российской Федерации". Согласно этому приказу в системе Следственного комитета применяются следующие виды гербовых бланков документов:

общий угловой гербовый бланк документов следственного органа, учреждения, организации;

угловой гербовый бланк для писем следственного органа, учреждения, организации;

общий продольный гербовый бланк документов следственного органа, учреждения, организации;

гербовый бланк письма Председателя Следственного комитета;

гербовый бланк приказа;

гербовый бланк распоряжения;

гербовый бланк указания.

Изготавливаются данные бланки типографским способом и имеют индивидуальные серийные номера в виде двух букв, обозначающих серию гербового бланка конкретного вида, и семи цифр, обозначающих его номер по порядку в данной серии.

Общие угловые гербовые бланки документов используются для изготовления исходящих документов любых видов (кроме письма), имеющих наименование: информационных писем, обзоров, заданий, поручений, представлений и других официальных документов, инициативно подготовленных авторами документов.

Угловые гербовые бланки для писем используются для изготовления исходящих писем - ответов адресатам и иных писем, которые не имеют наименований.

Общий продольный гербовый бланк документов применяется в центральном аппарате Следственного комитета и в следственных органах, учреждениях, организациях для подготовки и издания итоговых документов заседаний коллегии (решений, протоколов), документов информационно-справочного характера, методических рекомендаций и пр.

Гербовый бланк письма Председателя Следственного комитета используется для подготовки исходящих документов, автором которых соответственно является Председатель Следственного комитета.

Гербовые бланки приказа, распоряжения, указания применяются для издания соответствующих организационно распорядительных документов.

Выдача гербовых бланков документов работникам Следственного комитета фиксируется в Книге учета гербовых бланков. Испорченные и непригодные для использования гербовые бланки документов подлежат уничтожению с составлением акта об уничтожении гербовых бланков.

6. В части 4 комментируемой статьи закреплен принцип политической независимости (внепартийности), который заключается в том, что сотрудники Следственного комитета обязаны соблюдать политическую нейтральность и беспристрастность, исключающие возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений, преследующих политические цели. Он состоит в прямом запрете сотрудникам Следственного комитета быть членами политических партий и иных указанных выше общественных объединений, а также принимать участие в их деятельности.

Согласно Кодексу этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации, утвержденному Председателем Следственного комитета 11.04.2011, государственные служащие Следственного комитета, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, не вправе допускать случаев принуждения подчиненных к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

Неукоснительное соблюдение этого принципа необходимо в целях, во-первых, повышения доверия общества к деятельности Следственного комитета, во-вторых, обеспечения условий для объективного, добросовестного и эффективного исполнения его сотрудниками своих служебных обязанностей.

Под политической партией согласно Федеральному закону от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Общественным же объединением, в свою очередь, является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, в нашем случае - политических. К таковым, например, может относиться общественное движение, преследующее политические цели.

Согласно этому же принципу в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещается создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций. Вместе с тем в системе Следственного комитета действует профсоюз в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его сотрудников.

Кроме того, в своей служебной деятельности сотрудники Следственного комитета не должны быть связаны решениями не только политических партий, но и любых иных общественных объединений (к примеру, профессиональных союзов, благотворительных организаций и т.п.).

7. В части 5 рассматриваемой статьи изложен один из аспектов принципа независимости, заключающийся в запрете совмещения сотрудниками Следственного комитета своей основной деятельности с иной деятельностью на возмездной основе (к примеру, с предпринимательской деятельностью, участием на платной основе в управлении коммерческой организацией и т.д.). Указанное положение призвано исключить влияние на добросовестное осуществление служебных обязанностей и принимаемые сотрудниками Следственного комитета решения каких-либо личных, имущественных, в том числе финансовых, и иных интересов.

Исключение законодателем сделано лишь для преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом предоставленное законом право сотрудникам Следственного комитета заниматься преподавательской и научной деятельностью имеет своей целью как распространение профессиональных знаний и популяризацию следственной работы среди лиц, овладевающих юриспруденцией, так и повышение собственного профессионального мастерства. Иной творческой деятельностью может быть, к примеру, работа писателем, занятие журналистикой, изобразительным искусством, изобретательством и т.п. Данная деятельность может осуществляться на договорной, контрактной или разовой (эпизодической) основе.

Следует отметить, что занятие указанными видами деятельности не должно наносить ущерб качественному выполнению сотрудниками Следственного комитета своих основных служебных обязанностей и иметь место, как правило, во внерабочее время. Кроме того, при осуществлении преподавательской, научной и иной творческой деятельности недопустимо разглашение сведений, составляющих государственную, следственную и иную охраняемую законом тайну.

При этом перечисленные виды преподавательской, научной и иной творческой деятельности не должны финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Помимо этого, сотрудникам Следственного комитета запрещено входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их филиалов, если иное также не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Данные законодательные запреты направлены на обеспечение недопустимости влияния на деятельность Следственного комитета как федерального государственного органа Российской Федерации иностранных государств, их органов власти и управления, международных и иностранных организаций, которое является одним из проявлений суверенитета Российской Федерации.

 

Статья 6. Недопустимость вмешательства в деятельность Следственного комитета

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет запрет воздействия в какой-либо форме органов власти и общественных структур, их должностных лиц, средств массовой информации и их представителей на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования его процессуальной деятельности под угрозой привлечения к установленной законодательством ответственности.

Данная норма выступает конкретным проявлением принципа независимости деятельности Следственного комитета. Между тем, если в пункте 1 части 2 статьи 5 комментируемого закона указано на независимость сотрудника Следственного комитета при осуществлении любых полномочий, то в комментируемой статье речь идет только о его процессуальной деятельности. В то же время полномочия в сфере уголовного судопроизводства осуществляют не все сотрудники Следственного комитета, а, прежде всего, руководитель следственного органа, его заместитель, следователь, следователь-криминалист, то есть те, чей процессуальный статус позволяет самостоятельно принимать процессуальные решения, производить следственные и иные процессуальные действия в уголовном судопроизводстве (подробнее см. комментарий к статье 4).

Указанный запрет на воздействие и воспрепятствование процессуальной деятельности сотрудника Следственного комитета касается федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц. Однако уголовная и административная ответственность за вмешательство в деятельность сотрудников Следственного комитета распространяется на более широкий круг лиц - на иностранные и международные организации, их представительства в Российской Федерации, физических лиц (граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан).

Законодатель неправомерные действия по оказанию воздействия в целях оказания влияния на принимаемое сотрудником Следственного комитета процессуальное решение и воспрепятствование его процессуальной деятельности объединил под понятием "вмешательство в деятельность Следственного комитета".

Формы такого вмешательства в следственной деятельности могут быть различны.

Так, возможно воздействие в целях оказания влияния на любое принимаемое процессуального решение, выгодное для заинтересованного лица или представляемых им лиц. К примеру, им может быть побуждение к принятию решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо, наоборот, о возбуждении уголовного дела; требование об избрании более мягкой меры пресечения, чем того требует ситуация расследования; побуждение к непринятию мер к наложению ареста на имущество либо отстранению от должности и т.д.

Воспрепятствование процессуальной деятельности также может выражаться в различных формах, например: создание препятствий при производстве конкретных следственных действий (неявка по вызовам следователя, отказ от дачи показаний и т.п.); уничтожение доказательств; сокрытие лиц, совершивших преступление; публикация в средствах массовой информации дискредитирующей следственного работника информации; угрозы в адрес последнего убийством, уничтожением имущества, вплоть до физического устранения, а также иные методы воздействия и т.п.

Кроме того, как воспрепятствование может быть расценено недопущение следователя на территорию и в помещения федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, ограничение доступа к их документам и материалам, непредставление материалов и документов по запросам, представление фальсифицированных данных, невыделение специалистов и экспертов, отказ в проведении проверок и ревизий либо умышленное затягивание сроков их проведения и т.п.

Вмешательство может осуществляться единолично заинтересованным лицом, а также с привлечением коллектива лиц (например, общественных организаций и движений, политических партий, групп депутатов).

Законодательством установлены различные виды ответственности за вмешательство в деятельность Следственного комитета, наиболее тяжким из которых является уголовная ответственность.

Так, вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным статьей 294 УК РФ. В уголовно-правовом порядке наказывается посягательство на жизнь следователя, а равно его близких в связи с производством предварительного расследования (статья 295 УК РФ), угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении следователя, а равно его близких в связи с производством предварительного расследования (статья 296 УК РФ), а также клевета в отношении следователя в связи с производством предварительного расследования (статья 298 УК РФ).

Предусмотрена уголовная ответственность за дачу заведомо ложных показаний, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод (статья 307 УК РФ), отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (статья 308 УК РФ), подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309 УК РФ).

Далее следует административная ответственность, наступающая за умышленное невыполнение законных требований следователя (статья 17.7 КоАП РФ).

Уголовно-процессуальным законом (статья 117 УПК РФ) предусмотрена процессуальная ответственность в виде денежного взыскания в размере до двух тысяч пятисот рублей за неисполнение участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, предусмотренных УПК РФ. В таком случае следователь составляет протокол о нарушении, который направляется в районный суд и подлежит рассмотрению судьей в течение 5 суток с момента его поступления в суд.

Преодоление воспрепятствования процессуальной деятельности возможно также путем производства некоторых процессуальных действий (например, обыск, выемка) и применения мер процессуального принуждения (обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности).

И наконец, должностное лицо, допустившее вмешательство в процессуальную деятельность сотрудника Следственного комитета, при отсутствии в его действиях признаков преступления и административного правонарушения может понести дисциплинарную ответственность. Основанием такой ответственности может послужить информация руководителя следственного органа, а также представление руководителя следственного органа, следователя о принятии мер к устранению нарушений закона, внесенные по уголовному делу в орган или должностному лицу, полномочному наказать в дисциплинарном порядке виновное должностное лицо. Помимо этого, прокурор, осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью Следственного комитета, может в таком случае внести в соответствующий орган или должностному лицу представление об устранении нарушений закона либо предостережение о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета от 30.09.2011 N 140, при поступлении в следственный орган Следственного комитета сведений о факте незаконного вмешательства в деятельность сотрудников следственных органов (следственных подразделений) при производстве предварительного расследования по уголовным делам или осуществлении других полномочий, а также об иных противоправных действиях, препятствующих законной деятельности сотрудников Следственного комитета, назначается и проводится служебная проверка.

2. Часть вторая предоставляет сотрудникам Следственного комитета право отказаться от дачи каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов. Данная гарантия необходима для обеспечения принципа независимости, прежде всего, в части процессуальной самостоятельности следователя, а также исключения вмешательства кого бы то ни было в процессуальную деятельность сотрудников Следственного комитета.

Вместе с тем законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд исключений из этого правила.

Так, в силу принципа централизации и связанной с ним подчиненности нижестоящих руководителей вышестоящему и Председателю Следственного комитета руководитель следственного органа, его заместитель и следователь обязаны представлять объяснения по материалам проверок сообщений о преступлениях и уголовным делам любому вышестоящему руководителю следственного органа.

При этом в системе Следственного комитета вышестоящим по отношению к руководителю следственного органа (следственного подразделения) является руководитель, в компетенцию которого входит контроль его деятельности. Вышестоящими по отношению к заместителю руководителя следственного органа (следственного подразделения) и любому другому должностному лицу Следственного комитета являются руководитель, которому он подчинен непосредственно, а также руководители вышестоящих следственных органов (следственных подразделений) и их заместители, в компетенцию которых входит контроль деятельности указанных должностных лиц.

Такие объяснения могут быть устными и письменными и касаться нарушений действующего законодательства при осуществлении производства по материалам проверок сообщений о преступлениях и уголовным делам.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, сотрудники Следственного комитета обязаны предоставлять свои объяснения суду.

Например, в соответствии со статьей 125 УПК РФ в суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) руководителя следственного органа, следователя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Суд вправе вызвать указанных должностных лиц Следственного комитета для дачи в судебном заседании объяснений по существу рассматриваемого заявления о допущенных нарушениях. По усмотрению руководителя следственного органа участвовать в судебном заседании могут и иные должностные лица следственного подразделения Следственного комитета.

При рассмотрении судом требования реабилитированного лица о возмещении имущественного вреда, заявленного в порядке главы 18 УПК РФ, суд также вправе требовать объяснения должностных лиц Следственного комитета по существу заявленных требований.

В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" суд общей юрисдикции, суд субъекта Российской Федерации рассматривает заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок длительным досудебным производством по уголовным делам. В таком судебном заседании суду тоже могут потребоваться объяснения должностных лиц Следственного комитета.

Кроме того, при рассмотрении судом уголовного дела по существу должностные лица Следственного комитета могут быть вызваны для допроса в судебное заседание в качестве свидетелей.

Этой же частью комментируемой статьи предусмотрено, что дела и материалы Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. При этом речь идет об уголовных делах, а в отношении материалов имеются в виду материалы проверок сообщений о преступлениях, контрольные производства по обращениям граждан, контрольные производства по уголовным делам, материалы служебных проверок.

Данная норма направлена на защиту тайны предварительного расследования, государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны, а также сведений о частной жизни лица, составляющих его личную и семейную тайну.

В этой связи порядок ознакомления с материалами и делами Следственного комитета строго регламентирован УПК РФ и рядом ведомственных организационно-распорядительных документов.

К примеру, согласно пунктам 4.16-4.17 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2007 N 17, по окончании проверки обращения гражданина по просьбе последнего с согласия должностного лица, уполномоченного принимать решение по существу этого обращения, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу его рассмотрения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В соответствии с пунктом 43 Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета от 03.05.2011 N 72, ознакомление с материалами проверки сообщения о преступлении производится только по письменному заявлению гражданина или его представителя (при наличии доверенности) с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета или его заместителя и лишь с теми, которые непосредственного затрагивают права и свободы этого гражданина, с соблюдением требований о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также частной, личной и семейной тайны других граждан.

Материалы служебной проверки могут быть представлены для ознакомления с письменного согласия руководителя, ее назначившего, сотруднику Следственного комитета, в отношении которого или по заявлению которого она проводилась, с учетом имеющихся ограничений в части, его касающейся (с соблюдением требований закона о защите персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну). Кроме того, с материалами служебной проверки с письменного разрешения назначившего ее руководителя могут быть ознакомлены уполномоченные должностные лица на основании письменных запросов, направленных в связи с рассмотрением обращения, сообщения о преступлении, расследованием уголовного дела (пункты 37, 40 Инструкции о проведении служебных проверок в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета от 30.09.2011 N 140).

Порядок ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами уголовного дела, производство следственных действий по которому завершено, определен статьей 216 УПК РФ, обвиняемого и его защитника - статьями 217-218 УПК РФ, законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого - пунктом 7 части 2 статьи 426 УПК РФ. Кроме того, указанные участники уголовного процесса вправе знакомиться и с некоторыми процессуальными документами в ходе предварительного расследования, а в ряде случаев ознакомить с ними - обязанность органа расследования.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации. Это положение выступает одной из гарантий невмешательства в деятельность Следственного комитета и, в конечном итоге, принципа его независимости.

По общему правилу, установленному статьей 161 УПК РФ, данные предварительного расследования не подлежат разглашению. С этой целью в ходе досудебного производства следователь должен предупреждать участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования и отбирать у них подписку с предупреждением об ответственности по статье 310 УК РФ.

В то же время, исходя из действия принципа гласности, существует исключение из этого правила, согласно которому данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя и только в том объеме, в каком им будет признано это допустимым, если их разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Для разглашения данных, затрагивающих частную, личную и семейную жизнь участников уголовного судопроизводства, неприкосновенность их жилища и тайну переписки, требуется их согласие.

Разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую, врачебную, банковскую и т.п.), не разрешается в любом случае.

С соблюдением аналогичных правил могут предаваться гласности и материалы проверок сообщений о преступлениях, в том числе и когда согласно части 3 статьи 148 УПК РФ информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

 

Статья 7. Обязательность исполнения требований сотрудников Следственного комитета

1. Пункт 1 части 1 комментируемой статьи предоставляет право сотруднику Следственного комитета при осуществлении предоставленных УПК РФ процессуальных полномочий беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела.

Необходимо отметить следующие условия применения указанного права сотрудником Следственного комитета.

Во-первых, это право распространяется только на сотрудников Следственного комитета, наделенных полномочиями в сфере уголовного судопроизводства (руководитель следственного органа, его заместитель, следователь, следователь-криминалист).

Во-вторых, такой сотрудник может воспользоваться этим правом только в рамках полномочий в сфере уголовного судопроизводства.

В-третьих, основанием для реализации указанного права является наличие у сотрудника Следственного комитета в производстве материала проверки сообщения о преступлении или уголовного дела.

В-четвертых, осуществление данного права должно быть связано с производством следственных или иных процессуальных действий по этим материалам и делам, а также должны иметься установленные УПК РФ основания для их производства.

В-пятых, сотрудник Следственного комитета должен располагать достаточными данными о том, что реализация этого права позволит получить доказательства и установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, или обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по результатам проверки сообщения о преступлении, либо может способствовать этому.

В-шестых, для доступа на указанные территории и в помещения с целью производства некоторых следственных действий требуется вынесение соответствующего процессуального решения (например, постановления о производстве обыска, выемки).

И наконец, в-седьмых, при реализации этого права сотрудник Следственного комитета в подтверждение своих полномочий обязан предъявить свое служебное удостоверение.

В свою очередь, этому праву сотрудника Следственного комитета корреспондирует обязанность должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обеспечить беспрепятственную его реализацию.

Для понимания сущности рассматриваемого права сотрудника Следственного комитета важно определение понятий "территория" и "помещение", занимаемых органами власти и перечисленными выше юридическими лицами.

Так, под территорией понимается участок местности, в том числе с находящимися на нем объектами недвижимости, в пределах границ, определенных соответствующими правоустанавливающими документами, находящийся в собственности или принадлежащий на ином вещном праве органам государственной власти или местного самоуправления, а также предприятиям, учреждениям, организациям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: