Глава 2. Система следственного комитета и организация деятельности следственного комитета 7 глава




при обсуждении инициированных этими органами проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Следственного комитета.

Вместе с тем Председатель Следственного комитета и его заместители, как правило, делегируют свои полномочия в рассмотренных случаях руководителям следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации или другим сотрудникам Следственного комитета.

2. Частью 2 комментируемой статьи руководителям следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, приравненным к ним руководителям следственных органов Следственного комитета, их заместителям и по их поручению другим сотрудникам Следственного комитета предоставлено право присутствовать на заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Участие этих должностных лиц Следственного комитета в заседаниях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления имеет своими целями:

1) доведение до сведения этих органов информации о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности на территории определенного региона или его административно-территориального образования;

2) участие в рассмотрении инициированных этими органами проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Следственного комитета;

3) присутствие при рассмотрении иных вопросов, относящихся к компетенции Следственного комитета, в том числе по поручению Председателя Следственного комитета, его заместителей и других вышестоящих руководителей следственных органов Следственного комитета.

Порядок участия указанных должностных лиц Следственного комитета в заседаниях перечисленных органов власти устанавливается регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности этих органов.

Например, Регламентом Думы Астраханской области, принятым постановлением Государственной Думы Астраханской области от 10.03.2006 N 44/2, предусмотрен порядок, согласно которому руководитель следственного управления Следственного комитета по Астраханской области либо по его поручению другой сотрудник следственного управления Следственного комитета по Астраханской области вправе присутствовать на заседании Думы Астраханской области.

Принимает он участие и в заседаниях Правительства Астраханской области при рассмотрении вопросов, относящихся к сфере деятельности Следственного комитета.

Кроме того, руководитель следственного управления Следственного комитета по Астраханской области вправе принимать участие в деятельности различных комиссий и советов при Губернаторе Астраханской области, например, Антикоррупционного совета, Антитеррористической комиссии, Координационного совета по общественной и экономической безопасности и борьбе с преступностью и коррупцией и т.п.

3. В соответствии с частью третьей комментируемой статьи сотрудники Следственного комитета вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и рассмотрении иной информации следственных органов Следственного комитета.

Таким правом обладают руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета, а также следователи.

Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также других нарушений закона - это процессуальный акт реагирования руководителя следственного органа, следователя на выявленные при производстве предварительного расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и другие нарушения закона, содержащий требование о принятии обязательных мер по их устранению, вносимый в соответствующую организацию или должностному лицу, полномочным принять такие меры, и подлежащий рассмотрению в установленный законом срок.

В представлении должно быть указано следующее: конкретные обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушению закона, а также имеющие отношение к ним другие обстоятельства, входящие в предмет доказывания; лица, допустившие нарушения, способствовавшие совершению преступления; требования, направленные на принятие эффективных мер по устранению указанных обстоятельств и нарушений.

При этом обеспечение реальности исполнения указанных в представлении требований должно подкрепляться участием перечисленных выше сотрудников Следственного комитета в рассмотрении таких представлений.

Согласно комментируемой статье, а также части 2 статьи 158 УПК РФ в течение одного месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и о результатах должно быть сообщено в письменной форме руководителю следственного органа Следственного комитета.

Кроме того, руководитель Следственного органа, его заместитель и следователь вправе вносить в органы власти, предприятия, учреждения, организации и их должностным лицам информацию по иным вопросам, касающимся сферы компетенции Следственного комитета (например, о состоянии преступности и следственной работы на подведомственной территории, о необходимости принятия мер по противодействию конкретным видам преступлений на основе правоприменительной практики следственного органа Следственного комитета и т.п.).

При рассмотрении такой информации соответствующим органом, организацией, их должностными лицами также вправе присутствовать руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета, а также следователи.

 

Статья 9. Участие Следственного комитета в координации деятельности по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью

1. Пунктом 1 комментируемой статьи руководители следственных органов Следственного комитета и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета уполномочены участвовать в координационной деятельности по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка.

Перечисленные должностные лица вправе участвовать в:

1) координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью;

2) координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации;

3) рабочих группах.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью правоохранительных органов.

Порядок осуществления данной функции органов прокуратуры установлен Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 N 567.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью представляет собой самостоятельную функцию органов прокуратуры по согласованию в установленных законом и иными нормативными правовыми актами формах действий правоохранительных органов по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению обстоятельств, способствующих их совершению, в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.

Понятие "координационное совещание по вопросам борьбы с преступностью" употребляется в двух следующих значениях.

Во-первых, это одна из основных форм координации деятельности по борьбе с преступностью.

Во-вторых, координационное совещание представляет собой координационный орган, состоящий из руководителей правоохранительных органов, являющихся его членами, под председательством прокурора, созданный для анализа, обсуждения и разработки конкретных мер по борьбе с преступностью.

Координационные совещания руководителей правоохранительных органов действуют на следующих уровнях:

1) федеральном;

2) федеральных округов (межрегиональном);

3) субъектов Российской Федерации;

4) местном (город, район).

В их работе принимают участие, как правило, руководители следственных органов Следственного комитета соответствующего уровня.

Участие Следственного комитета и его следственных органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов состоит из следующих элементов:

инициирование рассмотрения тех или иных вопросов на данных совещаниях;

проведение информационно-аналитической работы и прогнозирования криминогенной ситуации;

подготовка материалов для рассмотрения на таких совещаниях;

предоставление субъектам этой деятельности в целях ее обеспечения необходимой статистической и иной информации;

собственно участие в заседаниях координационного совещания;

исполнение принятых по результатам совещаний решений и реализация конкретных мер по борьбе с преступностью.

Руководители следственных органов Следственного комитета как члены координационного совещания вправе вносить предложения по вопросам, относящимся к координационной деятельности, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения; в согласованном порядке вносить проекты документов, иные материалы, требующие обсуждения и принятия решения; участвовать в обсуждении и выработке решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение; определять участников рабочих групп; вносить предложения об оценке эффективности принятых совместных решений и мер по их реализации.

Работа координационных совещаний руководителей правоохранительных органов строится на основе планов, принятые по результатам заседаний решения оформляются постановлениями, предусматривающими мероприятия по борьбе с преступностью, подлежащие обязательному исполнению, в том числе, и следственными органами Следственного комитета.

Помимо этого, участие Следственного комитета и его следственных подразделений в координации деятельности по борьбе с преступностью возможно и в других формах, к примеру: обмен информацией в этой сфере; совместные выезды субъектов координации в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным органам правоохраны в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта; создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; организация совместного повышения квалификации работников, в том числе проведение семинаров, конференций; издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов и т.п.

Также руководители следственных органов Следственного комитета или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе участвовать в работе координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, образованных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка".

Данные координационные совещания являются постоянно действующими, образуются высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, которыми утверждается их состав.

Таким образом, координационная деятельность высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации представляет собой организацию взаимодействия территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также указанных органов с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации в целях повышения эффективности такой деятельности.

При этом под правопорядком следует понимать такое состояние общественных отношений в Российской Федерации в целом, в ее субъектах и их муниципальных образованиях, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм.

Участие Следственного комитета и его следственных органов в данных координационных совещаниях состоит из следующего: инициирование рассмотрения тех или иных вопросов на данных совещаниях; во взаимодействии с другими субъектами этой деятельности проведение информационно-аналитической работы в данной сфере и прогнозирование тенденций развития ситуации в этой области; предоставление другим участникам этой деятельности в целях ее обеспечения необходимой статистической и иной информации; непосредственное участие в заседаниях координационного совещания; исполнение принятых по результатам совещаний решений и реализация конкретных мер по обеспечению правопорядка.

И наконец, сотрудники Следственного комитета могут входить в состав рабочих групп.

Рабочие группы являются межведомственных органом, создаваемым для координации усилий его участников в целях разработки мер по отдельным направлениям борьбы с преступностью и вопросам обеспечения правопорядка.

Данные рабочие группы, к примеру, могут касаться вопросов противодействия организованной преступности, борьбы с правонарушениями и преступлениями в сфере незаконной организации азартных игр, в сфере налогообложения и т.д.

Сотрудники Следственного комитета и его следственных органов в таких рабочих группах являются полноправными участниками, наделенными правом инициировать рассмотрение конкретных вопросов в пределах ее компетенции, участвовать в обсуждении вынесенных на ее заседания проблем, формировании итоговых решений с перечнем мер по повышению эффективности борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка.

Следует отметить, что если первые два вида координационной деятельности осуществляются на постоянной основе, то рабочие группы, как правило, носят временный характер, определяемый актуальностью проблемы, для решения которой они создаются.

2. В соответствии с частью второй комментируемой статьи Следственный комитет при раскрытии и расследовании преступлений взаимодействует с правоохранительными органами, органами предварительного расследования и органами дознания.

Взаимодействие Следственного комитета с перечисленными органами представляет собой согласованные по целям, средствам и силам действия по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Рассматриваемая норма комментируемого закона регламентирует взаимодействие Следственного комитета с органами правоохраны, предварительного расследования и дознания только при осуществлении им полномочий в сфере уголовного судопроизводства. Что же касается правовой основы такого взаимодействия, то помимо комментируемого закона ее составляют: УПК РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. К федеральным законам, регламентирующим это направление деятельности Следственного комитета, можно отнести, например, Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ, а к иным нормативным правовым актам - Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденную приказами МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17.04.2007 N 368/185/164/481/32/184/97/147.

При раскрытии и расследовании преступлений такое взаимодействие в зависимости от регламентации уголовно-процессуальным законом может осуществляться как в процессуальной, так и в непроцессуальной формах. Существуют следующие процессуальные формы взаимодействия:

1) привлечение к участию в следственных действиях должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (часть 7 статьи 164 УПК РФ);

2) включение в состав следственной группы, созданной для производства предварительного расследования, должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (часть 2 статьи 163 УПК РФ);

3) направление письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий органу дознания при проверке сообщения о преступлении (часть 1 статьи 144 УПК РФ);

4) дача органу дознания при производстве предварительного расследования обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (пункт 4 части 2 статьи 38 УПК РФ);

5) получение в процессе предварительного расследования содействия от органа дознания при производстве следственных действий, осуществлении задержания, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий (пункт 4 части 2 статьи 38 УПК РФ);

6) поручение по уголовному делу производства следственных или розыскных действий соответственно следователю или органу дознания вне места предварительного расследования (часть 1 статьи 152 УПК РФ);

7) направление запросов о предоставлении информации, имеющей значение для проверки сообщения о преступлении либо предварительного расследования (часть 4 статьи 21 УПК РФ);

8) принятие мер безопасности в отношении потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц, при наличии к тому установленных законом оснований (часть 3 статьи 11, часть 9 статьи 166 УПК РФ и др.).

Что касается взаимодействия следственных органов Следственного комитета по находящимся в производстве уголовным делам с органом дознания при проведении последним следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, то они проводятся органом дознания только по поручению руководителя следственного органа, следователя. Лишь по уголовному делу, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя руководителя следственного органа, следователя об их результатах.

Срок исполнения письменных поручений следователя о производстве следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий устанавливается следователем либо согласно требованиям части 1 статьи 152 УПК РФ составляет не более 10 суток.

Перечисленные формы взаимодействия могут реализовывать руководитель следственного органа и следователь.

К непроцессуальным, то есть не регламентированным уголовно-процессуальным законом, формам взаимодействия возможно отнести:

1) межведомственное оперативное совещание;

2) совместное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий;

3) обсуждение хода проверки сообщения о преступлении или производства предварительного расследования по уголовному делу, а также результатов оперативно-розыскной деятельности по ним;

4) взаимная научно-консультативная помощь по вопросам, возникающим в досудебной стадии уголовного судопроизводства.

К примеру, в соответствии с приказом Председателя Следственного комитета от 15.01.2011 N 2 "Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации" руководители следственных органов Следственного комитета должны:

организовать четкую систему дежурства следователей во взаимодействии с оперативными службами и экспертными учреждениями в целях их незамедлительного выезда на место происшествия;

с участием следователей и работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обсуждать результаты производства первоначальных следственных действий, с тем чтобы по каждому уголовному делу был разработан конкретный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, и обстоятельств, подлежащих доказыванию;

практиковать обсуждение хода и результатов расследования по конкретным уголовным делам на оперативных совещаниях с приглашением должностных лиц, осуществляющих контроль за выполнением следственных и иных процессуальных действий (решений), а также должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Результаты такого взаимодействия оформляются в форме протоколов межведомственных оперативных совещаний и соответствующих решений, письменных планов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, информационных писем, справок.

 

Статья 10. Участие Следственного комитета в правотворческой деятельности

1. Согласно части 1 комментируемой статьи Следственному комитету предоставлено право участвовать в правотворческой деятельности, под которой понимается установленная Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами процедура по инициированию, разработке и внесению в уполномоченные органы проектов законов, их рассмотрению, принятию и обнародованию.

Однако Следственный комитет уполномочен на участие лишь в стадии выступления с законодательной инициативой и только через субъекты права законодательной инициативы.

В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации (далее - Президент), Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации (далее - Правительство), законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

В этой связи разработанные проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, Следственный комитет представляет Президенту и в Правительство.

Участие Следственного комитета в правотворческой деятельности осуществляется в следующих формах:

разработка и участие в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства по вопросам, относящимся к его сфере деятельности;

подготовка и участие в подготовке отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также иных документов, поступивших из федеральных государственных органов для согласования;

организация правового сопровождения рассмотрения в федеральных государственных органах проектов нормативных правовых актов Российской Федерации;

участие в деятельности рабочих групп (в т.ч. межведомственных) по подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Следственный комитет разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к его сфере деятельности, в следующих случаях:

1) по собственной инициативе;

2) если это предусмотрено вступившим в силу законом и иным правовым актом;

3) по поручению Президента и Правительства.

Деятельность Следственного комитета в рассматриваемой сфере состоит из следующих элементов:

1) принятие решения о необходимости разработки проекта закона и иного нормативного правового акта;

2) подготовка концепции законопроекта и проекта иного нормативного правового акта;

3) написание и оформление текста законопроекта и проекта иного нормативного правового акта;

4) представление законопроекта и проекта иного нормативного правого акта Президенту и в Правительство.

В основе принятия решения о необходимости разработки проекта закона и иного нормативного правового акта лежит информационно-аналитическая деятельность подразделений центрального аппарата Следственного комитета, а также его следственных органов и учреждений, в процессе которой изучается и анализируется правоприменительная практика, складывающаяся в установленной сфере деятельности.

Концепция законопроекта и проекта иного нормативного правового акта представляет собой документ, в котором определены:

1) основная идея, цели и предмет правового регулирования, сфера действия;

2) место будущего закона (иного нормативного правового акта) в системе действующего законодательства и его значение в ней;

3) общая характеристика и оценка состояния правового регулирования общественных отношений, на регламентацию которых направлен будущий закон (иной нормативной правовой акт), в том числе с указанием результатов проведенных статистических, социологических, политологических и иных исследований;

4) социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона (иного нормативного правового акта);

5) финансово-экономическая оценка проекта закона (иного нормативного правого акта).

Как правило, концепция проекта закона и иного нормативного правого акта находит свое выражение в пояснительной записке к проектам указанных документов.

Далее следует написание и оформление текста законопроекта и проекта иного нормативного правового акта, которым занимается по поручению Председателя Следственного комитета одно или несколько структурных подразделений центрального аппарата Следственного комитета, а также Правовое управление Следственного комитета, подготавливающее заключение на такой проект.

Порядок представления разработанных Следственным комитетом проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к его установленной сфере деятельности, Президенту и в Правительство заключается в следующем.

Перед внесением проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Президенту и в Правительство Председатель Следственного комитета направляет их в Министерство юстиции Российской Федерации для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз (см.: Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"; Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313; Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96).

Кроме того, в соответствии с Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 N 389, законопроект и проект постановления, распоряжения Правительства до внесения непосредственно в Правительство направляются Председателем Следственного комитета также в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

При положительных заключениях правовой и антикоррупционной экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации законопроект и проект Указа, распоряжения Президента вносится Председателем Следственного комитета в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.

Аналогичным образом при положительных заключениях Минюста Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации законопроект и проект постановления, распоряжения Правительства вносятся Председателем Следственного комитета на рассмотрение Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, решением которой указанные проекты могут быть далее внесены для рассмотрения на заседании Правительства.

Порядок внесения в Правительство проектов законодательных и иных нормативных правовых актов установлен Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства от 01.06.2004 N 260.

При согласии с разработанным Следственным комитетом законопроектом или проектом иного нормативного правового акта Президент и Правительство вносят его для рассмотрения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Частью 2 комментируемой статьи право разрабатывать предложения о совершенствовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, предоставлено также руководителю следственного органа Следственного комитета.

Вместе с тем предложения о совершенствовании федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов руководитель Следственного органа может реализовать лишь через Следственный комитет (его центральный аппарат), наделенный правом участия в правотворческой деятельности, либо через такого субъекта права законодательной инициативы, как законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации.

Также руководитель следственного подразделения Следственного комитета по субъекту Российской Федерации согласно статье 6 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" может быть наделен Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации правом законодательной инициативы и внесения проектов законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, руководитель следственного отдела и следственного отделения Следственного комитета по району, городу в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может выступать субъектом правотворческой инициативы и вносить проекты муниципальных правовых актов в представительный орган муниципального образования, если это предусмотрено уставом муниципального образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: