Глава 3. Служба в следственном комитете. Правовое положение сотрудников следственного комитета 2 глава




Исходя из положений комментируемого закона, а также статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ и статьи 6 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ, военная служба в Следственном комитете - это особый вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в военных следственных управлениях и военных следственных отделах Следственного комитета по обеспечению исполнения его полномочий в установленной сфере деятельности.

5. В части пятой комментируемой статьи установлено, что отдельные должности в системе Следственного комитета могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

Прохождение государственной гражданской службы в системе Следственного комитета регламентируется Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных комментируемым законом.

Исходя из положений комментируемого закона и статьи 5 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ, федеральная государственная гражданская служба в Следственном комитете - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий Следственного комитета в установленной сфере деятельности.

Должности федеральной государственной гражданской службы в Следственном комитете подразделяется на группы: высшая группа; главная группа; ведущая группа, старшая группа; младшая группа.

Согласно Перечню должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, утвержденному Указом Президента от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", федеральными государственными гражданскими служащими могут замещаться следующие должности:

руководитель Главного управления обеспечения деятельности, его первый заместитель и заместитель;

руководитель управления кадров;

руководитель управления международно-правового сотрудничества;

руководитель правового управления;

руководитель управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению;

руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации;

директор Института повышения квалификации Следственного комитета.

Также в системе Следственного комитета, к примеру, учреждаются следующие должности государственной гражданской службы: ведущий советник и советник отдела, ведущий специалист отдела, ведущий специалист 1, 2, 3 разряда отдела, главный специалист отдела, главный специалист 1, 2, 3 разряда отдела, референт отдела, главный консультант и консультант отдела и т.д.

6. В части шестой рассматриваемой статьи перечислены должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Президент Российской Федерации. Для этих должностей характерно, во-первых, то, что для них предусмотрены высшие специальные звания, а, во-вторых, перечень таких должностей и их предельное количество утверждается соответствующим Указом Президента Российской Федерации.

В большей части это должности руководителей следственных органов и следственных подразделений центрального аппарата Следственного комитета. Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 установлено, что предельное количество должностей в Следственном комитете, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, - 223 единицы, а их перечень утвержден этим же Указом.

Так, в системе Следственного комитета Президентом Российской Федерации на должности назначаются и освобождаются от них следующие должностные лица:

в центральном аппарате - Председатель Следственного комитета, его заместители, старшие помощники по особым поручениям, старшие помощники; руководители главных управлений и управлений, в том числе по федеральным округам, а также их первые заместители и заместители; старшие следователи по особо важным делам при Председателе Следственного комитета;

в главных следственных управлениях и следственных управлениях по субъектам Российской Федерации - руководители этих управлений, первые заместители и заместители руководителей Главных следственных управлений, первые заместители ряда руководителей следственных управлений; а также приравненные к ним руководители и их заместители;

директор Института повышения квалификации Следственного комитета.

7. Как следует из части седьмой комментируемой статьи, назначение исполняющим обязанности по вакантной должности заместителей Председателя Следственного комитета, его старших помощников по особым поручениям и старших помощников, руководителей главных управлений и управлений в центральном аппарате, в том числе по федеральным округам, а также их первых заместителей и заместителей, старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета осуществляется Председателем Следственного комитета с разрешения Президента Российской Федерации.

Аналогичным образом осуществляется назначение исполняющим обязанности и на должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений по субъектам Российской Федерации, первых заместителей и заместителей руководителей Главных следственных управлений, первых заместителей ряда руководителей следственных управлений, приравненных к перечисленным руководителей и их заместителей, а также директора Института повышения квалификации Следственного комитета.

При этом срок исполнения обязанностей по указанным должностям не может превышать шесть месяцев и освобождение от исполнения обязанностей по ним осуществляется Председателем Следственного комитета.

 

Статья 16. Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в Следственный комитет

1. Частью первой рассматриваемой статьи комментируемого закона устанавливаются требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации (далее - гражданам), принимаемым на службу в Следственный комитет. Поскольку служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, то есть профессиональной служебной деятельностью по обеспечению полномочий Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства, то принимаемые на нее граждане должны обладать определенными квалификационными требованиями, необходимыми профессиональными и личностными качествами.

Помимо комментируемого закона, требования к гражданину, принимаемому на службу в Следственный комитет, устанавливаются и частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ.

Таким образом, для того чтобы гражданину поступить на службу в Следственный комитет, необходимо отвечать следующим основным требованиям:

во-первых, быть гражданином Российской Федерации;

во-вторых, владеть государственным языком Российской Федерации;

в-третьих, иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;

в-четвертых, обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами;

в-пятых, по состоянию здоровья быть способным исполнять возлагаемые в связи с назначением на должность служебные обязанности;

в-шестых, для назначения на некоторые должности достичь определенного возраста.

Рассмотрим каждое из перечисленных требований более детально.

Первое требование касается наличия у гражданина, претендующего на прием на службу в Следственный комитет, гражданства Российской Федерации. Следует учитывать, что отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и частично Законом РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации".

В соответствии со статьями 5 и 11 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу этого закона, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации: либо по рождению, либо в результате приема в него, либо в результате восстановления в нем, либо по иным основаниям, предусмотренным этим законом или международным договором Российской Федерации.

Помимо этого, статьей 18 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 определены основания приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации (лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста).

Лицо не может быть принято на службу в Следственный комитет в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также если оно имеет гражданство другого государства (других государств) либо не имеет никакого гражданства.

В этой связи большое значение имеют основания прекращения гражданства Российской Федерации, каковыми согласно статье 18 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ являются:

1) выход из гражданства Российской Федерации;

2) иные основания, предусмотренным этим федеральным законом или международным договором Российской Федерации, например: выбор иного гражданства при изменении границы Российской Федерации.

Кроме того, может иметь место отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, факт использования которых установлен в судебном порядке.

Факт наличия гражданства Российской Федерации при приеме на службу в Следственный комитет удостоверяется паспортом гражданина Российской Федерации.

Второе требование касается владения государственным языком Российской Федерации, каковым в соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации является русский язык.

Владение государственным языком Российской Федерации подтверждается соответствующими документами о получении образования, а также путем собственноручного заполнения, к примеру, личного листка по учету кадров, автобиографии и т.п.

Согласно третьему требованию претендент на трудоустройство на службу в Следственный комитет должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Требование о наличии государственной аккредитации указанного выше вида образовательного учреждения обеспечивает соблюдение федеральных государственных образовательных стандартов при получении высшего юридического образования, что, в свою очередь, обуславливает наличие у претендента на службу в Следственном комитете высоких квалификационных требований и профессиональных качеств, необходимых для успешного исполнения служебных обязанностей. Кадровые подразделения системы Следственного комитета должны следить за сведениями о наличии у образовательных учреждений высшего профессионального образования, оказывающих услуги по получению высшего юридического образования, лицензии на данную образовательную деятельность и свидетельства о государственной аккредитации. В частности, данные о наличии государственной аккредитации у того или иного образовательного учреждения высшего профессионального образования можно получить в Федеральной службе по надзору в сфере образования (Рособрнадзор).

В подтверждение наличия высшего юридического образования гражданин при приеме на службу в Следственный комитет предъявляет диплом с приложением (зачетной и оценочной ведомостью).

Следующим, четвертым, требованием является обладание претендентом на службу в Следственном комитете необходимыми профессиональными и моральными качествами.

При этом под профессиональными качествами гражданина, претендующего на трудоустройство, понимается совокупность сведений о его уровне профессионального образования, обладания профессиональными знаниями, навыками и умениями, владения опытом аналогичного рода служебной деятельности и необходимой квалификацией и т.п.

Под моральными качествами гражданина, претендующего на трудоустройство, понимаются индивидуальные нравственно-психологические и иные свойства личности, сформировавшиеся без влияния профессиональной служебной деятельности.

При изучении претендента на трудоустройство на соответствие предъявляемым профессиональным и моральным качествам применяются следующие способы:

во-первых, изучение данных о претенденте на трудоустройство работниками кадровых подразделений и руководителями следственных органов Следственного комитета с учетом собственного опыта и профессиональных знаний путем проведения ознакомительной беседы;

во-вторых, сбор сведений о претенденте на трудоустройство путем получения ответов на запросы компетентных органов (органов федеральной безопасности, органов внутренних дел и т.д.), к примеру, о наличии фактов судимости и привлечения к уголовной ответственности, наличии связей в криминальной среде и т.п.;

в-третьих, изучение личности путем различных видов тестирования: с привлечением специалистов-психологов проведение психологического тестирования на предмет установления индивидуально-психологических особенностей, выявления их соответствия предполагаемой профессиональной служебной деятельности и условиям прохождения службы; проверка уровня теоретической профессиональной подготовки посредством проведения профессионального тестирования на предмет владения законодательством и знаниями в различных областях права;

в-четвертых, проведение специального психофизиологического исследования путем опроса с применением полиграфа для выявления скрываемой претендентом информации, отражающей недопустимые при поступлении на службу в Следственный комитет факторы риска;

в-пятых, осуществление проверочных мероприятий, связанных с оформлением допуска гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, если должность, на которую он претендует, предполагает работу с такими сведениями.

Пятым требованием к гражданину, принимаемому на службу в Следственный комитет, является состояние его здоровья, позволяющее исполнять возлагаемые в связи с назначением на должность служебные обязанности.

В целях определения годности по состоянию здоровья к службе в Следственном комитете претендент на трудоустройство проходит медицинское освидетельствование. При этом порядок прохождения последнего установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 984н "Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения".

Сотрудником кадрового подразделения претенденту выдается направление на медицинское обследование, а по его результатам медицинским учреждением - справка установленного образца формы 001-ГС/у.

Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту в системе Следственного комитета, проводится военно-врачебными комиссиями на базе лечебно-диагностических учреждений и ведомств, в которых планируется прохождение военной службы (см.: Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123). По результатам такого медицинского обследования выдается заключение военно-врачебной комиссии.

И наконец, шестое требование заключается в том, что для назначения на некоторые должности претенденту необходимо достичь определенного возраста.

Так, на должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета могут быть назначены граждане не моложе 25 лет, а на должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административных округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета - не моложе 30 лет.

Работа по проверке соответствия претендента на трудоустройство с учетом перечисленных требований проводится до принятия решения о его приеме на службу и преследует две цели: во-первых, формирование кадрового состава системы Следственного комитета, обладающего высокими профессиональными и личностными качествами, и, во-вторых, обеспечение собственной безопасности Следственного комитета.

2. Согласно части второй комментируемой статьи в исключительных случаях на должности следователей следственных отделов и отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, подразделений могут назначаться граждане, не имеющие оконченного высшего юридического образования. При этом такие граждане должны окончить третий курс по юридической специальности в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Так, исключительными случаями могут являться:

1) наличие у гражданина иного оконченного высшего образования, имеющего значение для профессионального выполнения служебных обязанностей, к примеру, экономического;

2) недостаток претендентов на трудоустройство в связи с особыми условиями прохождения службы, например, районы с тяжелыми климатическими условиями, региона Крайнего Севера и т.п.;

3) наличие высоких показателей, достигнутых в процессе учебы, иные достижения при овладении юридическими знаниями (участие в конференциях, студенческих олимпиадах и т.д.).

Подтверждением при трудоустройстве факта окончания третьего курса по юридической специальности в образовательном учреждении высшего профессионального образования в рассматриваемом случае являются зачетная книжка студента либо справка из учебного учреждения.

Лицам, назначенным на должность в Следственный комитет указанным образом, в обязательном порядке устанавливается испытание, срок которого должен быть продолжительностью до шести месяцев, а также по результатам аттестации присваивается специальное звание младшего лейтенанта юстиции.

3. Поскольку исполнение служебных обязанностей на отдельных должностях федеральной государственной службы в Следственном комитете может требовать наличия иного, нежели высшее юридическое, высшего образования, часть третья комментируемой статьи позволяет назначать на них граждан, не имеющих высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Вместе с тем гражданин должен иметь такое высшее образование, которое будет соответствовать замещаемой должности. К примеру, на должности руководителей финансово-экономических подразделений и подразделений материально-технического обеспечения следственных органов Следственного комитета могут быть назначены граждане, имеющие высшее экономическое образование, а в управление капитального строительства Главного управления обеспечения деятельности Следственного комитета - высшее инженерное либо строительное образование.

Документом, подтверждающим наличие такого высшего образования, выступает диплом с приложениями (зачетной и оценочной ведомостью). Сведения о государственной аккредитации того или иного образовательного учреждения высшего профессионального образования также можно получить в Федеральной службе по надзору в сфере образования (Рособрнадзор).

4. В части четвертой рассматриваемой статьи перечислены случаи, при которых гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет. Такие обстоятельства, препятствующие приему на службу в Следственный комитет, можно условно разделить на две группы:

1) относящиеся к личности претендента;

2) касающиеся его поступков и действий.

К обстоятельствам, в силу которых гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, касающимся его личности, относится следующее:

1) он признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении него осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование по нереабилитирующим основаниям;

3) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в Следственный комитет или ее прохождению и подтвержденное соответствующим заключением медицинского учреждения;

4) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

5) вышел из гражданства Российской Федерации либо имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

К обстоятельствам, препятствующим приему на службу в Следственный комитет, касающимся действий претендента, относится следующее:

1) он отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений;

2) представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет;

3) не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

4) не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ.

В Следственном комитете ведется единая информационная система персональных данных, содержащая, в том числе, сведения о гражданах, которым отказано в приеме на службу в Следственный комитет и причинах такого решения.

Рассмотрим каждое из перечисленных оснований для отказа в приеме на службу в Следственный комитет более подробно.

4.1. Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу. Определения понятий "недееспособность" и "ограниченная дееспособность" следуют из положений ГК РФ. Кроме того, правоотношения в этой сфере регламентируются также ГПК РФ и Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Так, под недееспособностью понимается установленная решением суда неспособность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их в силу психического расстройства, не позволяющего понимать значение своих действий или руководить ими.

Соответственно недееспособным является гражданин, признанный судом недееспособным. Над ним устанавливается опека.

Под ограниченной дееспособностью понимается установленное решением суда ограничение гражданина в гражданских правах, выражающееся в разрешении осуществления лишь мелких бытовых сделок, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими средствами, обуславливающего тяжелое материальное положение его семьи.

Над гражданином, признанным судом ограниченно дееспособным, устанавливается попечительство.

Учет граждан, признанных судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, ведется органами опеки и попечительства.

4.2. Другим препятствием к приему на службу в Следственный комитет выступают следующие обстоятельства:

гражданин был осужден за преступление по приговору суда, который вступил в законную силу;

претендент имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена;

в отношении гражданина осуществляется уголовное преследование либо оно прекращено по нереабилитирующим основаниям: за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.

Первое обстоятельство касается факта осуждения гражданина за преступление по приговору суда, вступившего в законную силу. При этом не имеет значения, за какое преступление он был осужден: умышленное либо неосторожное, - какой ему был определен вид наказания и был ли он освобожден от наказания. Иными словами, значение имеет сам факт признания приговором суда гражданина виновным в совершении преступления.

Что касается указания на вступивший в законную силу приговор, то в соответствии со статьей 390 УПК РФ приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами; приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами; в случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения.

Применительно ко второму случаю необходимо отметить, что согласно статье 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Сроки погашения судимости установлены частью 3 статьи 86 УК РФ (для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, - статьей 95 УК РФ), а порядок снятия судимости - частью 5 этой же статьи.

Третий случай касается факта осуществления в отношении гражданина уголовного преследования либо его прекращения по перечисленным выше нереабилитирующим основаниям.

При этом под уголовным преследованием следует понимать осуществление в уголовном судопроизводстве стороной обвинения по уголовному делу деятельности в отношении подозреваемого и обвиняемого по установлению факта и виновности совершения ими преступления.

Кроме того, гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет и в случае прекращения в отношении него уголовного преследования по таким основаниям, как за истечением срока давности (пункт 3 части 1 статьи 24 УПК РФ), в связи с примирением сторон (пункт 5 части 1 статьи 24 УПК РФ), вследствие акта об амнистии (пункт 3 части 1 статьи 27 УПК РФ), в связи с деятельным раскаянием (статья 28 УПК РФ).

С целью выяснения наличия либо отсутствия перечисленных обстоятельств гражданин, претендующий на прием на службу в Следственный комитет, предоставляет в соответствующее кадровое подразделение Следственного комитета справку, получаемую в Главном информационно-аналитическом центре МВД России либо в информационных центрах органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации в соответствии с требованиями приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.11.2001 N 965 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости".

4.3. Также гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений.

Процедура оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, регламентирована Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 N 63.

В соответствии с указанным Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 и Инструкцией устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Перечень должностей в системе Следственного комитета, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, разрабатываемой режимно-секретным подразделением.

Претендент может быть назначен на должность, включенную в указанную номенклатуру, только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а по третьей форме - следственным органом Следственного комитета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: