ИЩИ ОТВЕТ В СВОЕМ СЕРДЦЕ 7 глава




Петрович с утра принялся чинить дровяник, им говорить не мешал. Но глухие удары молотка больно отдавались в голове у Митяя, будто бил постоялец не по доскам, а пря­мо ему по затылку.

Обедали втроем молча. Когда уже выпили чай и собра­лись встать из-за стола, мать произнесла строго и твердо:

– Давай, Петрович, переноси свою постель в дальнюю комнату.

Она, конечно, видела, как вздрогнул Митяй, как потем­нели его глаза, как заострились скулы. Она не могла этого не видеть. Но, замолкнув лишь на мгновение, продолжала:

– В доме – комната свободная, а человек замерзает на веранде. В конце концов ты деньги за постой платишь. И я не изверг какой-нибудь, чтобы издеваться над челове­ком. Конечно, топить придется больше. Так ты выпиши угля и дров, тебе как фронтовику положено – дадут. Так что давай потряси как следует одеяло, побей палкой мат­рац и заселяйся куда велят!

Последние слова она как отрезала. Было ясно, что ре­шения своего она не отменит.

Митяй сидит, будто оглушенный. Не двигается. Мол­чит. Кажется, даже ничего не слышит. И только в голове часто и больно: «тюк-тюк». Будто все еще стучит молоток постояльца. Только теперь уже не во дворе, а где-то прямо в голове.

– Эй, Митяй! Выдь-ка на улицу! – в приоткрытую дверь заглядывает Никита. – Иди-ка сюда!

– Ну, чего тебе?

Никита машет рукой куда-то себе за спину.

– Ну надо, пошли! – И он выразительно, заговорщиц­ки подмигивает.

– В зоску, что ли? – нарочито громко спрашивает Митяй.

Никита испуганно прижимает палец ко рту:

– Тихо! Ты чего это?

– А!

Митяй встает из-за стола, не сказав матери «спасибо». Схватив с гвоздя фуфайку, выскакивает за порог. Одевает­ся уже в сенях.

- Ты чего это такой? – смотрит на него Никита.

- Какой – такой?

- Да какой-то вздрюченный.

- Ничего не вздрюченный – нормальный! – Ему не хочется говорить об этом даже с другом. – Кто там, на пус­тыре? – переводит он разговор на другое.

- Затубинцы пожаловали. Улица на улицу. У тебя зоска-то в кармане?

- Да здесь, здесь, – рассеянно отвечает Митяй, и Ни­кита теперь уже точно видит, что друг явно не в себе. А ведь ему сейчас играть придется. За Партизанскую. Чего это он? Случилось, видать, что-то. Но Никита не допыты­вается, что именно: захочет – сам расскажет. Однако Ми­тяй разговора не начинает. Так молча до пустыря и дохо­дят. А там уже и игроки, и публика почти в полном сборе.

За Суреновой банькой, в дальнем углу дикого, буйно заросшего сорной травой пустыря есть у мальчишек свое потаенное место. Летом в бурьяне легко спрятаться от бди­тельных родительских глаз. Устоявшие под тяжелыми осен­ними дождями когтистые кусты чертополоха и сейчас не каждого пропустят сюда.

Хозяева пустыря – мальчишки. Собираются они здесь не для самых праведных дел. Собравшись, выставляют вокруг дозор – свистнуть, если кто из взрослых поблизости появится, да гнать прочь малышню. И тогда из-за стены бурьяна слышится таинственный манящий звон да приглу­шенные голоса. Дзинь – недолет! Дзень – перелет! Дзинь – дзень – чика!

Чика – игра запретная, потому что на деньги. Счи­тается, что в чику играют только ворюги да блатяги. И ма­тери боятся чики, как огня, и порют нещадно по одному лишь подозрению, что играл. Но чика притягивает, как мед. И в глухом углу то и дело слышатся крамольный звон мо­нет и приглушенные голоса.

Правда, на Партизанской настоящих игроков в чику нет. Потому что не водится здесь лишних денег. А если все же порой идет игра, то совсем по малости. Собираются только свои. Из кармана в карман переходит горсть знакомых каждой своей вмятиной пятаков.

На этот же укрытый от посторонних глаз пустырь со­бираются играть в зоску. Не так, между прочим, – так-то можно хоть где, – а серьезно, например, улица против ули­цы. Настоящую игру можно провести только здесь – никто не помешает. Потому что в любом другом месте обязатель­но кто-нибудь из родителей увидит, а увидев, тут же посчи­тает своим долгом это «безобразие» прекратить. Вообще-то зоска – игра вроде не запретная, но почему-то ужасно не любимая взрослыми. Прямо поразительно, отчего это при­водит их в ярость крошечный кусочек свинца с приделан­ной к нему опушкой из меха. Никакого ведь вреда от него. Вся игра-то – пинай себе зоску согнутой ногой, подбрасы­вай вверх, старайся вовремя поддать снова, чтобы не упа­ла на землю, – вот и все. Никому-то от этого ни жарко ни холодно. Так нет же – каждая мать так и норовит найти эту несчастную зоску и кинуть в печь.

Однако, несмотря на опалу, ни один уважающий себя пацан без зоски не ходит. И пускает ее в дело при любом мало-мальски удобном случае: когда идет по улице – ведь играть можно и при ходьбе, в очереди – только отойди в сторону, даже в школе на перемене – конечно, когда учи­теля не видят, – они зоску, как и родители, просто терпеть не могут. Но это все – лишь подготовка к главному. На­стоящая же игра идет только здесь, на пустыре, за Суреновой банькой. И разыгрываются же тут баталии! И кипят же страсти! Конечно, каждый раз бывают и победители, и побежденные. Но есть и общепризнанные лидеры. Эти играют только между собой. Поглядеть на их игру соби­раются пацаны со всей округи. Вот как сегодня, например.

Да, игра сегодня будет – что надо. Считай, все чемпио­ны налицо. Очередь – по жребию. Первому выпало Коляну Петухову, или попросту – Петуху. Поглядишь на его игру – сроду не скажешь, что это мастер. Неинтересно как-то играет. Быстро-быстро, мелко-мелко колотит ногой под­прыгивающую зоску, так, что и следить, и считать трудно. Всегда кажется, что играет Колян из последних сил и вот-вот выдохнется совсем, упустит зоску. А он знай себе поко­лачивает ее, будто семечки щелкает. Наверное, не останови его – сутки так щелкать будет.

Вторым в круг выходит Вовка Колесников, Колесо. У этого совсем иная манера. Колесо пинает зоску не торо­пясь, будто нехотя. Подбрасывает ее высоко, ногу поднять не спешит, и оттого кажется, что вот сейчас зоска упадет. Но он всегда успевает поддать ее ногой у самой земли.

Признанный чемпион – Петя Казанец, Петюня Длин­ный. У этого точно – есть свой секрет. Мальчишки, услы­шав, что будет играть Петюня, бросают все и бегут смот­реть его игру. Однако, сколько они ни таращат глаза, сек­рета его разгадать не могут. В обычной жизни он неуклюж, неповоротлив, ходит – ногами землю загребает. За что ни возьмется – обязательно опрокинет или же разобьет. Мать за это зовет его медведем. Однако прозвище это среди его сверстников не закрепилось. И только из-за зоски. Бьет Пе­тюня не высоко, но и не мелко – средне. Но бьет по-особо­му – с оттяжкой. Словно он зоску гладит ногой. А она буд­то льнет, прилипает к нему. Никуда от него, сроду не па­дает. Он, и когда заканчивает игру, подкинет ее ногой, на лету поймает в ладонь и спокойно в карман положит. Пацаны не помнят, чтобы Петюня свою зоску с земли поднимал.

Обычно игроки соревнуются просто по счету – кто доль­ше зоску не потеряет. Все очень просто. У чемпионов же все гораздо сложнее. Если им по счету играть – конца игре не будет. Разве только заждавшиеся матери палками раз­гонят. Нет, мастера начинают сразу с фигур: кружатся с зоской на одном месте, ходят с ней по кругу, змейкой, впе­ред – назад, с поворотом и остановкой, с переменой ног, отдельно правой и левой, два раза одной, два – другой, с приседанием и, наконец, то же самое – с закрытыми гла­зами. Словом, целое представление!

Сегодня Партизанская первым выставила на игру Ни­киту, и друзья его сейчас рассеянно следят за игрой дру­гих – ждут выступления «своего». Ждут и волнуются. И не зря волнуются. Он ведь, Ника-то... Впрочем, про это сейчас лучше не думать. Может, сегодня и обойдется.

А вот как раз и его очередь. Играет Никита хорошо. Может быть, и не так, как Петюня, но, пожалуй, нисколько не хуже Коляна или Колеса. И умеет по-всякому, и зоску часами может не терять. Это когда он со своими. А вот на людях он как-то теряется. Скажи – прямо красна девица! Ну, давай, Ника! Ни пуха!

Эх, хорошо начал – красиво, уверенно, легко. Молодец! И «кружение» шутя прошел, и «змейку», и уж «попеременку» заканчивает. Только бы никто не...

– Молодец, партизан, врежь им всем!

Ну кой там олух заорал?! Теперь все – кончился Ники­та, это уж известное дело. И точно – тот вскинул глаза, не переставая пинать зоску, забегал взглядом с одного на другого. Вроде только сейчас увидел, сколько собралось тут людей, и все смотрят на него. Кровь прихлынула к ли­цу, глаза стыдливо вперились в землю. Движения сразу стали неуклюжими, ноги тяжелыми, сам – мешковатым. Он еще несколько раз неуверенно подбросил зоску – и по­терял. Все! Точка!

Ну сколько раз ему говорили – не смотри по сторонам! Не слушай, что говорят! Что тебе до этого? Снова всю ули­цу подвел, олух царя небесного!

Никита с пылающим лицом, жалкий, ссутулившийся выходит из круга. И друзья не подходят к нему, не уте­шают. Чего он, как маленький! Противно прямо!

В круг выходит Митяй. Но друзья следят за его игрой без особой надежды – играет он хуже Никиты, а соперники у него сегодня – будь здоров!

А он-то, он-то, ты глянь, что делает! Во дает! Вот это Митяй! Будто малость как-то не в себе. В таком состоянии, что не видит никого и не слышит. Зоску колотит зло, будто она сильно виновата перед ним. Знай себе – фигуру за фи­гурой гонит. Вот это Митяй! Даже Петюню Длинного обошел.

Не привык Петюня проигрывать, не может досаду свою скрыть.

- Ты что, в цирк, что ли, готовишься? – ехидно спрашивает он у Митяя.

- Почему это – в цирк? – не понимает тот.

- Да больно уж ловко пинаешь. Вот я и подумал – в цирк, наверное, готовишься.

- И не собирался сроду ни в какой цирк! Шофером я буду. Меня отец научит. Вот придет...

- Ха, «придет»! Придет, а его место занято – мать-то твоя с квартирантом теперь...

- Что?! Что ты сказал, гнида?

- Я – гнида? А ты...

Но Петюня не успевает договорить. Метнувшийся к не­му Митяй неумело, кособоко подпрыгивает и заканчивает фразу звонким шлепком по мясистым Петюниным губам. Петюня, никак не ожидавший ничего подобного, опешив на мгновение, быстро приходит в себя. Не размахиваясь, буд­то шутя, он бьет Митяя, и тот отлетает далеко в сухую жух­лую траву. Петюня, который гораздо старше и сильнее Ми­тяя, презрительно сплевывает, демонстративно отряхивает руки и медленно поворачивается, чтобы уйти. Но Митяй вскакивает и опять налетает на него и смешно машет, ма­шет руками у самого Петюниного рта, будто хочет поймать и скомкать, разорвать, уничтожить те не сказанные, но все равно понятные всем слова. Митяй драться не умеет. А Петюня в драках – известный мастер. Одной рукой он хва­тает Митяя за грудки, для удобства отстраняет от себя, а другой с силой бьет его в лицо. Потом отшвыривает подаль­ше и направляется прочь. Митяй недолго лежит на земле, приходя в себя, потом тяжело, медленно поднимается. Все лицо у него в крови, его покачивает. Но, увидев уходящего Петюню, он бросается за ним, догоняет и опять молотит воздух руками возле Петюниного лица.

 

– Гад! Гад! Га-ад! – кричит он, сплевывая кровь. Ли­цо его искажено. Глаза стали совсем раскосыми, татарски­ми, в них бродит пламя.

– Идиот! Псих ненормальный! Куда прешь? Да забе­рите вы этого дурака – я же убью его сейчас!

Петюня, прицелившись, пинает Митяя так, что тот дол­го бежит по инерции, а потом падает окровавленным лицом в землю. Он тут же вскакивает и опять пытается бежать за Петюней, но налетевшие мальчишки удерживают его.

– Митяй! Да хватит тебе!

– Он же убьет тебя!

– Пусть убьет! Пустите меня, пустите! Я этому гаду!.. Пустите!

Но друзья навалились, не пускают. Когда Петюня исче­зает из виду, Михась и Никита уводят Митяя подальше, в угол пустыря. Митяй падает на землю и начинает громко, навзрыд плакать. Мальчишки не успокаивают – просто ждут.

Когда он немного успокаивается, они ведут его в Суренову баньку.

– Интересно, – с ходу напускается на них Анка, – где это вы... Ой, ба-атюшки! – ахает она, разглядев Митяя. – Это что же?.. – начинает она вопрос, но тут же сама и отвечает: – Понятненько! По душам с кем-то поговорили. Хо-ро-шо поговорили!.. Не троньте грязными ручищами-то! – уже через секунду принимается она командовать. – Давай­те вот сюда, к ведру, сейчас обмоем. На, поливай помалень­ку, – дает она Никите мятый медный ковш. – А ты терпи, герой!

Анка смывает кровь и грязь с лица Митяя, и становится видно, что оно все разбито. Расквашен нос. Верхняя губа рассечена надвое. Один глаз уже заплыл, под другим – фонарь. Кожа на левой щеке содрана. За неимением тряп­ки Анка мочит холодной водой рукав Митяевой рубахи и велит приложить к заплывшему глазу. А к синяку прикла­дывает пятак. Хотя и так ясно, что это уже бесполезно...

От холодного ли компресса, а может, оттого, что память заново прокручивает случившееся, Митяя начинает сотря­сать редкая крупная дрожь. Он пытается унять ее, но не может, и оттого боль и обида становятся еще острей.

- К-кто вас п-просил? – заикаясь, кричит он на дру­зей. – 3-зачем меня
д-держ-жали? Я б-бы этому г-гаду Петюне!..

- Ага, – отвечает за мальчишек Анка, – мало он тебя разукрасил, да? Еще захотел? Да ему же прибить тебя – раз плюнуть!

- Ну и п-пусть бы п-прибил, пусть! Но я бы з-заткнул этого г-гада. Этот гад – да п-про м-маму?! К-кто вас про­сил?

- Так, – подает голос до того молчавший Сурен. – Так, мотивы поединка проясняются. А, интересно, кто из вас первым ударил?

- Ну, я! – в голосе Митяя вызов. – Я! А что, нельзя, да? Знаю, слышал.
Т-только пусть он еще п-попробует ска­зать про нее хоть слово, – я его... я ему!..

- Ясно, – прерывает Митяя старый Сурен. – А, по­звольте, полюбопытствовать, кто из вас сильнее – он или ты?

– К-конечно, он, – голос Митяя сразу тускнеет. – Но ему же лет-то уже, наверное, восемнадцать, – вроде прини­мается оправдываться за свое слабосилие Митяй. – Да и верзила-то он! Зря, что ли, его зовут Петюня Длинный?

– Он уж в колонии был, приемчики всякие знает, – подает голос Никита. – Дерется Петюня, как зверь.

– Ребятки, помогите-ка мне встать, – просит Сурен. – Нет, не сесть, а совсем встать, на пол. Да-да, вот так. Хо­рошо! А теперь дай мне свою руку, Дмитрий. Я хочу ее по­жать, – обращается он к опешившему Митяю. – Ты сегод­ня поступил как настоящий мужчина. За женщину дрался, за мать – молодец! Большой силы не испугался – еще раз молодец! Можно сказать, настоящий джигит!

И дедушка Сурен серьезно, совсем как взрослому, жмет руку вконец растерявшемуся Митяю.

Некоторое время все в баньке смущенно молчат.

- А нам всегда говорят, что драться – это плохо, – наконец полувопросительно произносит Митяй.

- Правильно говорят, да не совсем. А если подлец сла­бого обижает? Стоять и смотреть? Нет, мужчина иногда должен драться. А синяки – это ничего, – улыбается ста­рый Сурен Митяю, – синяки иногда мужчину очень даже украшают!

- А Петюня-то никак не ожидал! – говорит Михась,– ты же против него кто? И вдруг...

- Как ты его – только хлесть, хлесть! – подхватывает Никита. – Он прямо чуть не сел! Глаза вытаращил, ничо понять не может. А ты его, а ты его!

Никита вошел в азарт. Он так вдохновенно рассказы­вает, так смешно при этом размахивает руками, что всем становится вдруг весело. И баньку, – может быть, впер­вые – заполняет веселый смех. Даже сам Митяй кривобоко улыбается своими разбитыми распухшими губами. Можно подумать – это он вышел победителем в том поединке на пустыре.

Первой перестает смеяться Анка. Видно, какая-то мысль не дает ей покоя. И она не выдерживает:

- Слушай, Митяй, – начинает она, – Петюня, конечно, подонок, и ты правильно ему оплеуху залепил. А вооб­ще-то чего ты, спрашивается, так бесишься? Если мать вы­ходит замуж...

- И ты – туда же! – не дает ей договорить Митяй.– Замолчи! Да не выходит она, никуда не выходит!

- Ну не ори! Ладно – не выходит, не выходит. Но если бы и выходила? Что же здесь уж такого ужасного – у меня вон вышла же...

- Это твоя вышла! А моя не такая! Не такая, поняла?

- Это какая – «такая»? – подскакивает к нему Анка. – А ну, говори!

- Отца она ждет! Ждет, ждет, ждет! Понятно?

- Да ведь погиб же твой отец, Митяй...

- Замолчи сейчас же! Замолчи! – и столько бешеной ярости в словах и взгляде Митяя, что Анка невольно отсту­пает и даже зажмуривается. А он мимо нее опрометью выскакивает на улицу.

У Анки в страхе сжимается сердце.

– Эй, Митяй! Не ходи сейчас домой! Нельзя тебе туда сейчас! Вернись, Митяй!

Но он ее уже не слышит. Не оборачиваясь, он бежит к своему дому. Все, хватит! Сейчас он скажет матери все. И пусть она ответит ему, пусть!

Еще с улицы, только приоткрыв калитку, Митяй видит сидящего на крыльце постояльца, сразу вспоминает, что мать сегодня работает в ночь, и, значит, уже ушла. Так, ее нет. А, может, это и лучше. Сейчас он с одноногим потол­кует. Сейчас!

Петрович, только завидев Митяя, встает с крылечка.

– Ты что-то поздно, Дмитрий. А мама ждала тебя, ждала...

– Не смей трогать мою маму! – кричит еще от калит­ки Митяй. – Не смей!

Потом, подойдя совсем близко, тихо, почти шепотом, вы­говаривая каждый звук, произносит:

– Так и знай – я убью тебя! Убью!

Петрович, наконец разглядев в сумерках разукрашен­ную физиономию Митяя, и, видно, о чем-то догадавшись, говорит тихо и медленно, трудно подбирая слова:

– Меня убить – это не штука. Может, даже хорошее дело – меня-то убить. Но ты сейчас мать свою убиваешь. Погляди-ка на нее хорошенько – она же извелась вся, бед­ная. Боится тебя. А ведь она тебе – мать. Так что вот так: меня можешь убить. Хоть сейчас, хоть немного погодя. А ее – не мучай! – Сказал и пошел в дом, поскрипывая своей неживой ногой.

А Митяй остался у крыльца, растерянно глядя вслед. Что же это получается? Постоялец только что защищал его, Митяеву мать. И от кого? От ее сына, единственного род­ного ей человека! Нелепость какая! Так чего же он не ска­зал этому одноногому? Почему промолчал? Согласился, что ли? Ничего понять не может Митяй...

- Ой, как бы не натворил чего этот бешеный! – гово­рит Анка, кивая вслед убежавшему Митяю. – Против ма­тери-то он ничего не посмеет, а вот этому бедному постояль­цу, пожалуй, достанется!

- Да, горяч парень! – соглашается Сурен. – Только держать его смысла нет. Словами таких не очень-то убе­дишь. Они до всего сами доходят; обязательно и шишек набьют, и обожгутся не раз. Трудно, конечно, ему. Да и ря­дом с ним – тоже. Но кажется мне, что человек из него выйдет хороший. Стержень в нем прочный.

- Дедушка Сурен, я спросить хочу... – начинает Анка и умолкает.

- Спрашивай, Аннушка, спрашивай!

- Да ладно, а то еще рассердишься.

- Значит, не веришь мне, если так думаешь.

- Да нет, просто вопрос такой... Ну ладно! Я вот спро­сить хочу. Моя мама и тетя Валя, Митькина мать, – они раньше очень дружили. И возрастом – почти одинаковые. А вот... Ну, в общем, моя мама после похоронки на папу за дядю Митю замуж вышла, а тетя Валя тогда маму осужда­ла. Сама своего дядю Колю три года почти ждала. И ве­рить никому не хотела, что он погиб. А теперь вот... этот постоялец – старый, одноногий, пьяница. А она... Как же так? Я хочу спросить: кто был тогда прав – мама или тетя Валя? Как должно быть правильно, а?

- Не знаю, Аннушка, – не сразу отвечает старый Сурен. И еще раз повторяет: – Не знаю!

- А, понятно, – подсказывает Анка. – «Вы еще не до­росли! Вам рано это знать!» Так, да?

- Нет, милая, совсем не так. Раз тебя это волнует, зна­чит, до вопроса этого ты доросла. А, стало быть, и до отве­та на него – тоже. Разве жизнь – это школа-семилетка? Кто же тогда скажет, в каком жизненном классе какой предмет можно «проходить», а какой – еще рано? Нет, Ан­нушка, я действительно не знаю, что тебе ответить. Кто прав? Как поступить «правильно»? Они люди, они живут. А я, выходит, должен их судить. По какому праву? Ведь я – тоже человек. Значит, тоже могу быть прав, а могу и оши­баться. Разве можно указывать другому человеку, как ему жить? По правде надо жить. По сердцу. По добру. Это я знаю. А вот как жить по правилам, – не знаю.

- И не боишься нам сказать это? Взрослые ведь никог­да не признаются, если чего-то не знают. Не знают – де­лают вид, что знают. Авторитет боятся потерять.

- Авторитет потерять? – удивляется Сурен. – Какой же это авторитет, если на вранье держится? Правда ему не помеха. Правда никогда ничему хорошему не помеха.

 

 

Митяй в последнее время совсем не узнает свою мать. Молодая стала, красивая, светится вся. Смеяться снова научилась. А сегодня – и вовсе чудеса! Вошел он в избу и замер у порога, словно наткнувшись на что-то. Не сразу и понял, в чем дело. Неужто? Ну да, точно – мать поет! Си­дит на лавке, шьет что-то и поет. От удивления даже ойкнул негромко. Она обернулась, увидела сына, разом оборвала песню и виновато смотрит на него...

Ее теперь и одну-то почти не увидишь – все этот Пет­рович рядом с нею. Даже готовят вдвоем – то картошку он чистит, то свеклу трет, то лук режет. Когда ей в ночную работать, он ее до самого завода провожает. И все разго­варивают, разговаривают о чем-то. Только перед Митяем замолкают да глаза от него прячут.

А он старается в их сторону и не глядеть. Когда видит их рядом, что-то шершавое, с острыми колючками повора­чивается у него в груди и больно жалит. А при взгляде на Петровича Митяю становится трудно дышать и сами собой сжимаются кулаки. Митяй теперь ненавидит и Минеиху. Это она виновата во всем! Если бы жадная бабка не при­вела тогда к ним своего квартиранта, все было бы у них по-старому, как прежде. Они с мамой были бы только вдвоем. И каждый вечер, погасив свет, вспоминали бы их прежнюю – довоенную, неправдоподобно счастливую жизнь и говорили бы, как будет прекрасно, когда вернется домой отец. Они бы вместе очень ждали его. И обязательно бы дождались! Обязательно! А теперь?! У-у! У Митяя даже зубы начинают ныть, когда он думает о том, что же у них дома теперь. Если бы можно было все исправить, возвра­тить назад! Если бы можно было вышвырнуть этого прокля­того постояльца вон из их избы! Если б вычеркнуть на­прочь его из их жизни!

Он пристально вглядывается в лицо матери. Когда она глядит на сына, в ее глазах появляется настороженность и вроде даже испуг. Заметила его пристальный взгляд – и совсем смешалась, сжалась вся под его взглядом. Не по се­бе стало Митяю. Отвернулся, к двери шагнул.

– Не уходи, сынок! Хочу поговорить с тобой, – оста­навливает его мать.

Он остановился у двери, повернулся к ней, ждет.

– Да ты сядь. Что же стоя-то? Какой так разговор?

Он покорно сел на табуретку. Снова стал ждать.

А мать все ходит по комнате, что-то делает. То стул пе­редвинет, то пыль с тумбочки смахнет, то вдруг цветы на окошке поливать взялась. Наконец она тоже садится на­против Митяя, заглядывает ему в лицо, тихо спрашивает:

– Ты осуждаешь меня, сынок, да?

«Осуждаешь! Осуждаешь!» Ну зачем она говорит это слово? И таким покорно-виноватым тоном! Да это же зна­чит – она признается, не отрицает того, о чем говорят. Выходит, это – правда?! Мысль эта оглушает Митяя. Вслух же он только говорит:

– За что мне тебя осуждать? Ты ничего плохого пока не сделала.

– Но... но я скоро сделаю это, сынок. Неужели это так плохо?

– Что? – совсем не своим, каким-то каменным голо­сом спрашивает Митяй.

– Ну то... то, что я для себя чего-то захотела – тепла немножко, радости капельку... Это плохо, да?

Митяй молчит.

– А он очень хороший, Петрович. Он добрый и очень несчастный.

При имени постояльца Митяй дернулся, но опять про­молчал.

– Ведь у него же никого-никого на всем свете не оста­лось. Если его не поддержать, он пропадет совсем.

- Ну и пусть его держит кто-нибудь другой. Мы-то тут при чем?

- Но он, сынок, тоже поддерживает... меня. Рядом с ним мне не так одиноко. – Сказала это мать и лицо в ла­дони спрятала. Сжалась вся, словно удара ждет.

- А папа? А папа? – не сдержавшись, закричал Ми­тяй. – А когда вернется папа?

- Папа, Митек, не вернется, – тихо, но твердо говорит мать, – нет больше нашего папы, сынок. Человек – не игол­ка, за два с половиной года он бы отыскался. Вот и Фрол – ты же слышал...

– Фрол! Да что мне твой Фрол! Плевал я на твоего Фрола! Ничего он не видел, ничего не знает. Это я знаю, я – жив отец, жив!

Мать роняет голову на стол и начинает плакать. Митяю хочется кинуться к ней, прижать к себе, пожалеть, прилас­кать. И чтобы она его пожалела и приласкала. Но вместо этого он кричит:

– Ты как хочешь! Как хочешь! А я буду его ждать! Бу­ду!– И выскакивает из дому, громко хлопнув дверью...

В ближайшее воскресенье мать вытащила с самого до­нышка сундука свое шелковое цветастое платье, ни разу за войну не надеванное, поверх накинула праздничную плю­шевую жакетку и в открытую пошла по улице с постояль­цем под руку. С этого дня их с матерью комнатка стала только его, Митькиной.

В иные минуты Митяй просто задыхается от ненависти к этому одноногому, отобравшему у него мать. Теперь ему кажется, что и отец с войны не пришел тоже из-за него. А Митяй сердцем чует отца. Каждую ночь тот входит к ним в дом. На нем всегда новенькая военная форма, грудь сплошь укрыта золотом наград. Он только что из госпиталя, после тяжелого ранения. У него покалечена нога... Хотя нет – пусть у отца ничего не будет так же, как у проклятого по­стояльца. Нет, не нога. Отцову руку Митяю тоже жаль – одной-то при встрече и сына поднять не сможет. Вот – у него забинтована голова. Или еще лучше – просто на гла­зу – черная повязка. Как у Кутузова. Отец входит в дом, берет постояльца за шиворот и молча выбрасывает из дому...

Просыпаться после этих снов не хочется, и по утрам Митяй ненавидит постояльца особенно люто.

Он часто незаметно смотрит на свою мать, и ему иног­да кажется, что видит ее впервые. Другая она стала – мо­ложе, красивее. «Как же так? – ошеломленно думает Ми­тяй.– Неужели она забыла, совсем-совсем забыла отца? И как возил их в своей машине, и какой был всегда веселый, и как прощался, уходя на фронт? И то, как нес ее с ма­леньким Митяем на руках по раскисшей дороге – от сло­мавшейся машины до самого городского тротуара – и это забыла? Неужели это можно забыть?! А, если так, то за­чем же, зачем все это было в жизни?»

Не знает Митяй, как ответить на эти вопросы. А они му­чают его, гложут. Говорить об этом даже с самыми близки­ми друзьями он не может. А если поговорить с дедушкой Суреном? Он-то должен понять.

И Сурен понял. Сразу заговорил о главном:

– Эх, Дмитрий! Все мы вот так: задала жизнь зада­чу– хотим ее скорей решить, да так, чтоб обязательно с ответом сошлась. А забываем, что жизнь-то не задачник. Тут у каждой задачки не один ответ. Может, столько, сколько людей ее решать будут. Ответы могут получаться разные, а решения – правильные. А можно ведь и наобо­рот – под ответ подогнать, а задачу-то так и не решить. И никакая подсказка здесь не поможет. Каждый должен ре­шать только сам. По-своему – по своей душе, по своему сердцу.

Хорошо, конечно, чтобы это решение и самому было на пользу, и другим не во вред. А бывает, что выбирать при­ходится: себе или же другому хорошо сделать. Это вот – самые трудные задачи... Вот тебе, Дмитрий, кажется, что ты прав...

- Конечно!

- А мать твоя ошибается, так?

- Ну, так.

- И ты ей хочешь только добра, верно?

- Ну еще бы! Конечно!

- А теперь давай вместе с тобой подумаем. От того, что она, как ты считаешь, ошибается, разве ей самой стало плохо? Сам говоришь – помолодела, похорошела. Ну, и квартирант ваш рядом с ней снова человеком стал. Вот теперь и суди, станет ли хорошо, если она по-твоему решит... Слушай, Дмитрий, а, может, у них любовь, а?

- Да ты что, дедушка Сурен! Какая там любовь? Ведь ей уже тридцать три года. А ему-то и вовсе больше сорока. «Любовь»!

- А, старые, значит?

- Ну конечно!

- Тогда, может, она его просто пожалела, а?

- Вот это может быть! Она у нас жалостливая. Всегда всех ей жаль. А тут уж как не пожалеть: ногу потерял, ра­боту свою – тоже, жена с дочками погибли. Ни дома, ни семьи, ни работы... – в голосе Митяя появляются сочувст­венные нотки.

- Да, все человек потерял, – подхватывает дедушка Сурен, – уж и себя терять стал.

- Но при чем тут мы-то? – спохватившись, меняет тон Митяй. – Нам-то он зачем? Обязательно к нам ему нужно было, да? Явился! Больно ждали его!

- Так уж судьба распорядилась, Дмитрий. Она ведь не всегда спрашивает нас, как ей поступить. Судьба и дальше распорядится, никого не спросясь. Только она да время и скажут, кто из вас с матерью прав.

- Ну и пусть! – твердо, будто кому-то невидимому го­ворит Митяй. – Ну и пусть! А я буду ждать отца, буду!

- Счастливый ты, Митяй, – неожиданно угаснув, тихо произносит старый Сурен, – ты можешь ждать. У тебя есть надежда.

 

 

САМАЯ БЛИЗКАЯ РОДНЯ

 

Мария-почтарь, которая давным-давно не бывала в до­ме Митяя, вдруг принесла письмо.

– Местное, – сказала, доставая из сумки, и добавила: – казенное. – Она распечатала серый самодельный конверт, вынула и сначала сама прочитала исписанную аккуратным школьным почерком бумагу и только потом подала Митяю, сказав, успокаивая и его, и себя: – Да нет, ничего плохого – просто повестка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: