Изучение взаимосвязей между спецификой отношения школьников к искусству и психологическими особенностями их личности 15 глава




2. Язык различных видов искусств. Особенное и общее.

Занятие 7

Тема: художественный образ.

Цель: дать учащимся понятие художественного образа

в искусстве. Метод: лекция с элементами беседы.

1. Что такое художественный образ.

2. Содержание и форма в искусстве.

3. Художественный образ в различных произведениях искусства.

Занятие 8

Тема: содержание и форма в искусстве.

Цель: помочь старшеклассникам увидеть единство содержания и

формы в произведении искусства как основы

формирования художественного образа. Метод: лекция с элементами беседы

7*


1. Правда жизни и правда искусства.

2. Форма искусства.

3. Содержание искусства.

4. Взаимосвязь формы и содержания.

Занятие 9

Тема: виды искусства.

Цель: познакомить учащихся с видами искусства.

Метод: лекция с элементами беседы.

1. Что такое вид искусства? Основы выделения вида (классификация искусств).

2. Моноискусства.

3. Синтетические искусства.

4. Взаимосвязь и взаимовлияние видов искусств.

РАЗДЕЛ III. 1. Живопись

Цель: познакомить учащихся с изобразительными средствами

живописи сформировать навыки видения художественного образа в различных жанрах живописи, показать особенности видения художниками-иллюстраторами литературного художественного образа.

Занятие 10

Тема: изобразительные средства живописи. Метод: беседа.

1. Что помогает нам видеть картину?

2. Что делает картину достоверной (соотнесенной с внешним миром)?

3. Живопись как вид искусства. Цвет в живописи.

Занятие 11

Тема: изобразительные средства живописи.

Метод: практическое занятие. Анализ изобразительных средств живописи на примере различных произведений.

Яянятие 12

Тема: художественный образ в живописи. Метод: беседа.

1. Как рождается картина?

2. Воображение художника и художественный образ.

3. Средства создания художественного образа.

Занятие 13

Тема: художественный образ в натюрморте.

Метод: практическое занятие: нахождение художественного

образа на основе анализа различных натюрмортов; беседа.

1. Натюрморт как жанр.

2. Что может выражать натюрморт.

Занятие 14

Тема: художественный образ в бытовом жанре.

Метод: практическое занятие: формирование умения видеть художественный образ, созданный художником, посредством анализа различных картин; беседа.

1. Бытовая живопись как жанр изобразительного искусства.

2. Художник и художественный образ.

Занятие 15

Тема: художественный образ в портретной живописи. Метод: практическое занятие, беседа.

1. Портрет как жанр изобразительного искусства.

2. Портрет — копия человека (портретируемого)?

3. Художник и натура.

Занятие 16

Тема: художественный образ в пейзаже.


Метод: практическое занятие, беседа. Анализ различных

пейзажей с целью научиться видеть художественный образ в пейзаже.

1. Пейзажная живопись как жанр.

2. Художественных образ в пейзаже.

3. Личность художника в пейзаже.

Занятие 17

Тема: художественный образ в историческом жанре. Метод: практическое занятие, беседа.

1. Исторический жанр в живописи.

2. Художник и история.

3. Художественный образ в картине исторического жанра.

Занятие 18-20

Тема: художники-иллюстраторы.

Цель: показать точки соприкосновения двух искусств —

литературы и графики, взаимосвязь, особенности их художественных образов на основе анализа иллюстраций различных графиков.

Метод: практическое занятие, беседа.

1. Художественный образ в литературе и его интерпретация в иллюстрации: взаимосвязи, особенности.

2. Художник и литературное произведение.

3. Как художник работает над иллюстрацией.

Занятие 21-22

Тема: разрушение художественного образа.

Цель: показать учащимся разрушение художественного образа в

искусстве, причины этого явления, несостоятельность

подобных художественных «исканий». Метод: беседа.

1. Сюрреализм и художественный образ.

2. Отрешение от реальности в абстракционизме.

3. Фигуративное «искусство»:

а) поп-арт; б) оп-арт; в) эл-арт; г) окр-арт.

Яянятие 23 (контрольно-практическое)

Тема: нахождение художественного образа в произведении живописи.

Организация занятия: участники факультатива делятся на группы, каждой дается художественное произведение (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовая картина или историческая), и через 5-10 минут группа «защищает» свое видение картины с последующим обсуждением.

РАЗДЕЛ Ш.2. Музыкальное искусство

Цель: познакомить учащихся с выразительными средствами музыки (ее языком) и своеобразием музыкального художественного образа, формировать умение видения художественного образа в музыкальном произведении.

Занятие 24-25

Тема: выразительные средства музыки. Метод: беседа.

1. Что является выразительными средствами музыки?

2. Способы организации выразительных средств для создания художественного образа.

Занятие 26-27

Тема: художественный образ в музыке: особенности и

своеобразие. Метод: беседа.

1. Что такое художественный образ в музыке?

2. Как рождается музыкальный художественный образ?

3. Художественный образ и личность композитора.

4. Художественный образ в различных музыкальных жанрах.


Занятие 28-31

Тема: художественный образ в классической отечественной и

зарубежной музыке. Метод: практические занятия: анализ музыкальных отрывков,

формирование умения видеть в них художественный

образ.

Занятие 32-34

Тема: Современная эстрадная музыка. Метод: беседа.

1. Эстрадная музыка как жанр (особенности, своеобразие, тенденции).

2. Эстрадная музыка и исполнитель.

3. Ведущие эстрадные ансамбли.

Занятие 35-37

Тема: современные зарубежные ансамбли. Музыкальные стили. Метод: беседа.

1. Художественный образ в различных музыкальных стилях (блюз, джаз, кантри и др.).

2. Ведущие зарубежные ансамбли.

3. Тенденции развития прогрессивной зарубежной музыки.

Занятие 38-40

Тема: разрушение художественного образа в музыке

(модернистские тенденции в музыке). Метод: практическое занятие: наблюдение за разрушением

художественного образа на основе анализа музыкальных

отрывков.

Занятие 41

Тема: музыка и живопись. Метод: беседа.

1. Точки соприкосновения музыки и живописи.

2. Художественный образ в музыке и живописи.

Занятие 42 (контрольное-практическое)

Тема: нахождение художественного образа в музыкальном произведении (отрывке).

Организация занятия: участники факультатива делятся на группы, каждой дается музыкальный фрагмент для анализа, группа характеризует его, выделяя в нем художественные образы. Участники факультатива обсуждают данный отрывок, дают характеристику.

РАЗДЕЛ Ц1.5. Театр и кино

Цель: познакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами театра и киноискусства, выявить особенности художественного образа в этих видах искусства, показать связь театра и кино с другими видами искусства и друг с другом.

Занятие 43—44

Тема: изобразительно-выразительные средства театрального

искусства. Метод: лекция-беседа.

1. Театр как вид искусства. Специфика театрального искусства.

2. Основа театра — драматургия. Синтетичность театра.

3. Взаимосвязь театра и пьесы.

4. Изобразительно-выразительные средства театрального искусства (актер, декорация, реальность действия и т. д.).

5. Слагаемые спектакля: трактовка пьесы театром, режиссерский замысел, актерское воплощение образов, оформление, музыка, хореография.

Занятие 45-46

Тема: изобразительно-выразительные средства кино. Метод: лекция-беседа.


1. Кино как вид искусства. Предпосылки кино. Общее и специфическое по сравнению с театром.

2. Синтетическая природа киноискусства.

3. Киносценарий. Его специфика в отличие от пьесы

4. Художественные средства кино: кадр, план, монтаж и др.

Занятие 47-49

Тема: художественный образ в театре и кино и его особенности. Метод: лекция-беседа.

1. «Строительный материал» художественного образа в театре и кино.

2. Художественный образ в кино. Замысел. Создание.

3. Художественный образ в театре. Замысел. Создание.

4. Главное (основные черты) и второстепенное в художественном образе (значение второстепенных деталей, сцен, дополняющих основное в художественном образе, герое).

5. Художественно-идейная позиция режиссера и художественный образ.

Занятие 50-52

Тема: роль актера в создании художественного образа в театре и

кино. Метод: беседа, анализ образов.

1. Специфика актерского мастерства: артист как «материал», исполнитель и «конечный результат» — образ спектакля.

2. Личность актера и художественный образ.

3. Работа актера над образом. Общее и особенности.

4. Выразительные средства в создании образа: жест, мимика, речь и др.

Занятие 55-54

Тема: современный театр Запада. Метод: лекция-беседа.

1. Модернистские тенденции современно оуряуазного театра и кино (театр абсурда, коммерческое кино и театр).

2. Дегуманизация искусства театра и кино (культ насилия, уход от жизни в мир грез, рок, фатализм, ужасы, комиксы, поиски «сильной» личности и т. д.).

3. Кино, театр и молодежь Запада.

Занятие 55-56

Тема: взаимодействие театра и кино с другими видать искусства

в создании художественного образа Метод: практическое занятие.

На основе анализа спектаклей, кинофильмов раскрывается связь кино и театра с такими видами искусства, как живопись, Графика, скульптура, архитектура, литература, музыка, танец. Вскрывается взаимосвязь и взаимовлияние театра и кино.

Занятие 57 (контрольно-практическое)

Тема: нахождение художественного образа в произведешь театра и кино.

Организация занятия: двум группам дается для анализа

спектакль и кинофильм. Группа дает характеристику выразительных средств, художественных образов с последующим общим обсуждением (т. е. в форме «защиты»).

РАЗДЕЛ IV. Взаимодействие искусств

Цель: показать учащимся, как различные виды искусства взаимодействуют друг с другом, взаимообогащаются; показать, как один и тот же образ может быть выражен различными искусствами: уловить сходство и различия такого изображения.

Занятие 58

Тема: взаимодействие искусств. Метод: беседа.

1. Почему искусства взаимодействуют?

2. Что дает взаимодействие искусств?

3. Пути развития искусства.


Занятие 59-60

Тема: образ Родины в различных видах искусства. Метод: практическое занятие, беседа (анализ различных искусств).

Занятие 61-62

Тема: образ матери в различных видах искусства. Метод: практическое занятие, беседа (анализ различных видов искусства, касающихся этой темы).

Занятие 63-64

Тема: образ любви в различных видах искусства. Метод: практическое занятие, беседа (анализ различных трактовок этой темы).

Занятие 65-66

Тема: тема войны в искусстве.

Метод: практическое занятие, беседа (сравнение различных искусств, касающихся данной темы).

Занятие 67-69

Тема: тема труда в искусстве.

Метод: практическое занятие, беседа на основе анализа различных произведений искусства.

Занятие 70

Тема: искусство — школа жизни. Метод: беседа.

1. В чем сила искусства?

2. Художник и жизнь.

3. Роль искусства в современном обществе и в жизни человека.

Приложение II

СТИМУЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫК ТЕСТОВЫМ МЕТОДИКАМ Методика «двойной стимуляции»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: