2. Язык различных видов искусств. Особенное и общее.
Занятие 7
Тема: художественный образ.
Цель: дать учащимся понятие художественного образа
в искусстве. Метод: лекция с элементами беседы.
1. Что такое художественный образ.
2. Содержание и форма в искусстве.
3. Художественный образ в различных произведениях искусства.
Занятие 8
Тема: содержание и форма в искусстве.
Цель: помочь старшеклассникам увидеть единство содержания и
формы в произведении искусства как основы
формирования художественного образа. Метод: лекция с элементами беседы
7*
1. Правда жизни и правда искусства.
2. Форма искусства.
3. Содержание искусства.
4. Взаимосвязь формы и содержания.
Занятие 9
Тема: виды искусства.
Цель: познакомить учащихся с видами искусства.
Метод: лекция с элементами беседы.
1. Что такое вид искусства? Основы выделения вида (классификация искусств).
2. Моноискусства.
3. Синтетические искусства.
4. Взаимосвязь и взаимовлияние видов искусств.
РАЗДЕЛ III. 1. Живопись
Цель: познакомить учащихся с изобразительными средствами
живописи сформировать навыки видения художественного образа в различных жанрах живописи, показать особенности видения художниками-иллюстраторами литературного художественного образа.
Занятие 10
Тема: изобразительные средства живописи. Метод: беседа.
1. Что помогает нам видеть картину?
2. Что делает картину достоверной (соотнесенной с внешним миром)?
3. Живопись как вид искусства. Цвет в живописи.
Занятие 11
Тема: изобразительные средства живописи.
Метод: практическое занятие. Анализ изобразительных средств живописи на примере различных произведений.
Яянятие 12
Тема: художественный образ в живописи. Метод: беседа.
|
1. Как рождается картина?
2. Воображение художника и художественный образ.
3. Средства создания художественного образа.
Занятие 13
Тема: художественный образ в натюрморте.
Метод: практическое занятие: нахождение художественного
образа на основе анализа различных натюрмортов; беседа.
1. Натюрморт как жанр.
2. Что может выражать натюрморт.
Занятие 14
Тема: художественный образ в бытовом жанре.
Метод: практическое занятие: формирование умения видеть художественный образ, созданный художником, посредством анализа различных картин; беседа.
1. Бытовая живопись как жанр изобразительного искусства.
2. Художник и художественный образ.
Занятие 15
Тема: художественный образ в портретной живописи. Метод: практическое занятие, беседа.
1. Портрет как жанр изобразительного искусства.
2. Портрет — копия человека (портретируемого)?
3. Художник и натура.
Занятие 16
Тема: художественный образ в пейзаже.
Метод: практическое занятие, беседа. Анализ различных
пейзажей с целью научиться видеть художественный образ в пейзаже.
1. Пейзажная живопись как жанр.
2. Художественных образ в пейзаже.
3. Личность художника в пейзаже.
Занятие 17
Тема: художественный образ в историческом жанре. Метод: практическое занятие, беседа.
1. Исторический жанр в живописи.
2. Художник и история.
3. Художественный образ в картине исторического жанра.
Занятие 18-20
Тема: художники-иллюстраторы.
Цель: показать точки соприкосновения двух искусств —
литературы и графики, взаимосвязь, особенности их художественных образов на основе анализа иллюстраций различных графиков.
|
Метод: практическое занятие, беседа.
1. Художественный образ в литературе и его интерпретация в иллюстрации: взаимосвязи, особенности.
2. Художник и литературное произведение.
3. Как художник работает над иллюстрацией.
Занятие 21-22
Тема: разрушение художественного образа.
Цель: показать учащимся разрушение художественного образа в
искусстве, причины этого явления, несостоятельность
подобных художественных «исканий». Метод: беседа.
1. Сюрреализм и художественный образ.
2. Отрешение от реальности в абстракционизме.
3. Фигуративное «искусство»:
а) поп-арт; б) оп-арт; в) эл-арт; г) окр-арт.
Яянятие 23 (контрольно-практическое)
Тема: нахождение художественного образа в произведении живописи.
Организация занятия: участники факультатива делятся на группы, каждой дается художественное произведение (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовая картина или историческая), и через 5-10 минут группа «защищает» свое видение картины с последующим обсуждением.
РАЗДЕЛ Ш.2. Музыкальное искусство
Цель: познакомить учащихся с выразительными средствами музыки (ее языком) и своеобразием музыкального художественного образа, формировать умение видения художественного образа в музыкальном произведении.
Занятие 24-25
Тема: выразительные средства музыки. Метод: беседа.
1. Что является выразительными средствами музыки?
2. Способы организации выразительных средств для создания художественного образа.
Занятие 26-27
Тема: художественный образ в музыке: особенности и
своеобразие. Метод: беседа.
1. Что такое художественный образ в музыке?
2. Как рождается музыкальный художественный образ?
|
3. Художественный образ и личность композитора.
4. Художественный образ в различных музыкальных жанрах.
Занятие 28-31
Тема: художественный образ в классической отечественной и
зарубежной музыке. Метод: практические занятия: анализ музыкальных отрывков,
формирование умения видеть в них художественный
образ.
Занятие 32-34
Тема: Современная эстрадная музыка. Метод: беседа.
1. Эстрадная музыка как жанр (особенности, своеобразие, тенденции).
2. Эстрадная музыка и исполнитель.
3. Ведущие эстрадные ансамбли.
Занятие 35-37
Тема: современные зарубежные ансамбли. Музыкальные стили. Метод: беседа.
1. Художественный образ в различных музыкальных стилях (блюз, джаз, кантри и др.).
2. Ведущие зарубежные ансамбли.
3. Тенденции развития прогрессивной зарубежной музыки.
Занятие 38-40
Тема: разрушение художественного образа в музыке
(модернистские тенденции в музыке). Метод: практическое занятие: наблюдение за разрушением
художественного образа на основе анализа музыкальных
отрывков.
Занятие 41
Тема: музыка и живопись. Метод: беседа.
1. Точки соприкосновения музыки и живописи.
2. Художественный образ в музыке и живописи.
Занятие 42 (контрольное-практическое)
Тема: нахождение художественного образа в музыкальном произведении (отрывке).
Организация занятия: участники факультатива делятся на группы, каждой дается музыкальный фрагмент для анализа, группа характеризует его, выделяя в нем художественные образы. Участники факультатива обсуждают данный отрывок, дают характеристику.
РАЗДЕЛ Ц1.5. Театр и кино
Цель: познакомить учащихся с изобразительно-выразительными средствами театра и киноискусства, выявить особенности художественного образа в этих видах искусства, показать связь театра и кино с другими видами искусства и друг с другом.
Занятие 43—44
Тема: изобразительно-выразительные средства театрального
искусства. Метод: лекция-беседа.
1. Театр как вид искусства. Специфика театрального искусства.
2. Основа театра — драматургия. Синтетичность театра.
3. Взаимосвязь театра и пьесы.
4. Изобразительно-выразительные средства театрального искусства (актер, декорация, реальность действия и т. д.).
5. Слагаемые спектакля: трактовка пьесы театром, режиссерский замысел, актерское воплощение образов, оформление, музыка, хореография.
Занятие 45-46
Тема: изобразительно-выразительные средства кино. Метод: лекция-беседа.
1. Кино как вид искусства. Предпосылки кино. Общее и специфическое по сравнению с театром.
2. Синтетическая природа киноискусства.
3. Киносценарий. Его специфика в отличие от пьесы
4. Художественные средства кино: кадр, план, монтаж и др.
Занятие 47-49
Тема: художественный образ в театре и кино и его особенности. Метод: лекция-беседа.
1. «Строительный материал» художественного образа в театре и кино.
2. Художественный образ в кино. Замысел. Создание.
3. Художественный образ в театре. Замысел. Создание.
4. Главное (основные черты) и второстепенное в художественном образе (значение второстепенных деталей, сцен, дополняющих основное в художественном образе, герое).
5. Художественно-идейная позиция режиссера и художественный образ.
Занятие 50-52
Тема: роль актера в создании художественного образа в театре и
кино. Метод: беседа, анализ образов.
1. Специфика актерского мастерства: артист как «материал», исполнитель и «конечный результат» — образ спектакля.
2. Личность актера и художественный образ.
3. Работа актера над образом. Общее и особенности.
4. Выразительные средства в создании образа: жест, мимика, речь и др.
Занятие 55-54
Тема: современный театр Запада. Метод: лекция-беседа.
1. Модернистские тенденции современно оуряуазного театра и кино (театр абсурда, коммерческое кино и театр).
2. Дегуманизация искусства театра и кино (культ насилия, уход от жизни в мир грез, рок, фатализм, ужасы, комиксы, поиски «сильной» личности и т. д.).
3. Кино, театр и молодежь Запада.
Занятие 55-56
Тема: взаимодействие театра и кино с другими видать искусства
в создании художественного образа Метод: практическое занятие.
На основе анализа спектаклей, кинофильмов раскрывается связь кино и театра с такими видами искусства, как живопись, Графика, скульптура, архитектура, литература, музыка, танец. Вскрывается взаимосвязь и взаимовлияние театра и кино.
Занятие 57 (контрольно-практическое)
Тема: нахождение художественного образа в произведешь театра и кино.
Организация занятия: двум группам дается для анализа
спектакль и кинофильм. Группа дает характеристику выразительных средств, художественных образов с последующим общим обсуждением (т. е. в форме «защиты»).
РАЗДЕЛ IV. Взаимодействие искусств
Цель: показать учащимся, как различные виды искусства взаимодействуют друг с другом, взаимообогащаются; показать, как один и тот же образ может быть выражен различными искусствами: уловить сходство и различия такого изображения.
Занятие 58
Тема: взаимодействие искусств. Метод: беседа.
1. Почему искусства взаимодействуют?
2. Что дает взаимодействие искусств?
3. Пути развития искусства.
Занятие 59-60
Тема: образ Родины в различных видах искусства. Метод: практическое занятие, беседа (анализ различных искусств).
Занятие 61-62
Тема: образ матери в различных видах искусства. Метод: практическое занятие, беседа (анализ различных видов искусства, касающихся этой темы).
Занятие 63-64
Тема: образ любви в различных видах искусства. Метод: практическое занятие, беседа (анализ различных трактовок этой темы).
Занятие 65-66
Тема: тема войны в искусстве.
Метод: практическое занятие, беседа (сравнение различных искусств, касающихся данной темы).
Занятие 67-69
Тема: тема труда в искусстве.
Метод: практическое занятие, беседа на основе анализа различных произведений искусства.
Занятие 70
Тема: искусство — школа жизни. Метод: беседа.
1. В чем сила искусства?
2. Художник и жизнь.
3. Роль искусства в современном обществе и в жизни человека.
Приложение II
СТИМУЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫК ТЕСТОВЫМ МЕТОДИКАМ Методика «двойной стимуляции»