Изучение взаимосвязей между спецификой отношения школьников к искусству и психологическими особенностями их личности 13 глава




Если для школьников с профессиональным отношением свойственна в известной степени «дезгармонизация» психологической структуры (повышенный показатель нейротизма, тревоги, неуравновешенности, неадекватность самооценки и т. д.), то для ценителей характерна целостность и гармоничность духовной организации, высокий уровень ценностно-смысловой рефлексии и разносторонняя, сбалансированная система отношении к социальной ситуации.

Новый подход к изучению психологического воздействия искусства на личность утверждает, что в этом процессе доминанта переносится с креативных способностей воспринимающей личности в область ценностно-смысловых, мировоззренческих и миро-ощущенческих, т. е. экзистенциальных структур.

Полученные в исследовании материалы подтверждали выдвинутую в нем гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.

Воздействие искусства опосредуется художественным сознанием личности, которое является внутренним психологическим условием, преобразующим потенциальные возможности художественного произведения в реальные факторы, организующие духовную жизнь личности.

Целостное, диалектически содержательное представление о художественном сознании личности достигается с помощью конвергенции феноменологического и операционального подхода к этой сложной философско-психологической категории. Феноменологический анализ определяет основные контексты сознания: ценностно-смысловой, художественно-эстетический и психологический, — а операциональный выделяет коммуникативные фазы отношения личности к искусству и локализованные в них психологические механизмы воздействия: художественно-психологическую установку, катартическое переживание и ценностно-смысловую рефлексию.

Психолого-эстетический интегральный подход к решению проблемы психологического воздействия искусства предполагает особый способ ее изучения. Воспринимающий искусство должен рассматриваться не в самом искусстве и не вне искусства; — он особая психологическая реальность, имеющая свои закономерности, реализующиеся в «практике» его художественного сознания. Сущность этих закономерностей заключается в том, что ху-

дожественное сознание есть особого рода «отношение к произведению искусства — художественное отношение. Именно оно, будучи активным деятельным процессом, осуществляет перевод ценностей духовной культуры общества в индивидуальную систему ценностей, ценностей «для меня», т. е. ценностей, имеющих личностный смысл.

Изменения внутриконтекстных отношений художественного сознания личности определяют три типа психологического воздействия искусства: первый тип основан только на житейских эмоциях реципиента, на его сопереживании, т. е. опосредован <гаким способом отношения к искусству, который называется «наивным реализмом»; второй тип основан только на созерцании художественной формы произведения искусства и опосредован чувством эстетического наслаждения его гармонической завершенностью («эстетствующее знаточество») и третий тип основан на двойственности и амбивалентности отношения к произведению искусства и опосредован катартическим переживанием личности («художественное отношение к художественному произведению»).

Для учащихся с профессиональным отношением к искусству свойственна в определенной степени «дезгармонизация» психологической структуры (повышенный показатель нейротизма, тревоги, неуравновешенности, неадекватность самооценки и т. д.), а для реципиентов, ценителей искусства характерна целостность и гармоничность духовной организации, высокий уровень ценностно-смысловой рефлексии и разносторонняя, сбалансированная система отношений к социальной ситуации.


ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. 287 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977. 224 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. 1980. 334 с.

4. Аверенцев А. А. «Аналитическая психология» К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии: О современной буржуазной эстетике. М., 1978. Вып. 3. С. 110-156.

5. Адамян А. А. Вопросы эстетики и теории искусства. М., 1978. 300 с.

6. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1985. 448 с.

7. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960. 486 с.

8. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380 с.

9. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в двух томах. М., 1980. Т. 1. 230 с. Т. 2. 287 с.

10. Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. М., 1980. 255 с.

11. Андреев А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М., 1981. 192 с.

12. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. 414 с.

13. Анциферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. М., 1978. № 1. С. 37-50.

14. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 392 с.

15. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979. 150 с.

16. Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. 648 с.

17. Басин Е. Я. Семантическая философия искусства. М., 1974. 126 с.

18. Басин Е. Я. Творческая личность художника. М., 1988. С. 62.

19. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. М., 1968. 468 с.

20. Бассин Ф. В. К проблеме осознаваемости психологических установок // Психологические исследования, посвященные 85-летию Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973. С. 45-51.

21. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 501 с.

22. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 317 с.

23. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 416 с.

24. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 317 с.

25. Беленькая Л. И. Ребенок и книга. 1969. 166 с.

26. Белобородова В. В., Ригина Г. С, Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. М., 1975. 159 с.

27. Берхин Н. Б. Специфика искусства. М., 1984. 62 с.

28. Бессознательное. Тбилиси, 1978. Т. 1. 783 с. Т. 2. 686 с. Т. 3. 496 с. Т. 4. 462 с.

29. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.

30. Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975. 399 с.

31. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

32. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. Т. 1. С. 303. Т. 2. С. 398.

33. Бодалев А. А. Личность в общении. М., 1983. 272 с.

34. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

35. Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1988. 496 с.

36. Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления // Философские проблемы психологии. М., 1968. 104 с.

37. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. М., 1979. 230 с.

38. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемы обучения. М., 1983. 96 с.

39. Брунер Дж. Уровни развития способностей у детей. М., 1977. С. 61-70.

40. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. С. 412.

41. Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962. 83 с.

42. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 267 с.


43. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. 215 с.

44. Букин В. Р. Психология искусства // Ученые записки Ленинградского пед. ин-та. Л., 1971. 444 с.

45. Букин В. Р. Восхождение к прекрасному. Л., 1979. 175 с.

46. Буржуазная философия XX века. М., 1974. 334 с.

47. Буров А. И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956. 291 с.

48. Буров А. И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1975. 174 с.

49. Быстрова Г. В. Индивидуальные различил в литературоведческих способностях в зависимости от различий во взаимодействии сигнальных систем // Общество психологов СССР, съезд 2. М., 1963. Т. 2.

50. Быстрова Г. В. Восприятие и осмысление художественной литературы старшими школьниками в зависимости от индивидуальных особенностей во взаимодействии сигнальных систем // Психологические исследования по психологии личности и психологии труда. Пермь, 1964.

51. Валентайн К. Психология красоты. М., 1926. 136 с.

52. Вальгард С. Л. Основы психологии чтения. М., 1931. 111 с.

53. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1966. 118 с.

54. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. 200 с.

55. Вахеметса А. Л., Плотников С. Н. Человек и искусство. М., 1968. 196 с.

56. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982. 336 с.

57. Величковский Б. М. Функциональная структура перцептивных процессов // Познавательные процессы: ощущения, восприятия. М., 1982. С. 219-246.

58. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. 365 с.

59. Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978. 269 с.

60. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. МГУ, 1976. 142 с.

61. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973. 288 с.

62. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989. 223 с.

63. Волков Г. Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950. 508 с.

64. Волкова Е. В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. М., 1976. 286 с.

65. Вопросы психологии личности. М., 1961. 406 с.

■ 66. Вопросы социологии искусства. М., 1979. 351 с.

67. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. М., 1981. 159 с.

68. Восприятие музыки. М., 1980. 255 с.

69. Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб., М., 1914. 146 с.

70. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926. 348 с.

71. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. С. 27.

72. Выготский Л. С. Собр. соч. В 7-ми т. Т. 1. 487 с. Т. 2. 504 с. Т. 3. 367 с. Т. 4. 432 с. Т. 6. 396 с. Т. 7 343 с.

73. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. 701 с.

74. Гальперин П. Я. Введение в психологию. 1976. 147 с.

75. Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974. 150 с.

76. Гартман Н. Эстетика. М., 1958.

77. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика. М., 1963-1973. Т. 1-4.

78. Гельмонт А. М. Изучение влияния кино на детей (Проблемы и методы) // Кино и культура. М., 1929. № 4. С. 38-46.

79. Гельмонт А. М. Изучение детского кинозрителя. М., 1933.

80. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. М., 1977. 247 с.

81. Гольдентрихт С. С, Гальперин М. П. Специфика эстетического сознания. М., 1974. 101 с.

82. Гоперенгауз Е. Н. Понимание литературного образа учениками 1-го класса (на материале басни) // Известия АНН РСФСР. 1954. № 61.

83. Горнфельд А. Г. Мука слова. М., Л., 1927. 224 с.

84. Грегори Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М., 1970. 271 с.

85. Григорян А. Художественный стиль и структура образа. Ереван, 1974. 307 с.

86. Грубер Р. Из области изучения музыкальной культуры современности. Временник. Отделение музыки. Государственный институт истории искусства. 1928.

87. Грубер Р. Как слушает музыку рабочая аудитория // Музыка и революция. 1928. № 12.


88. Гулыга А. В. Принципы эстетики. М., 1987. С. 386.

89. Гусев С. С, Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М., 1985. 192 с.

90. Гучас А. К психологии образного мышления // Материалы конференции психологов Прибалтики. Вильнюс, 1966.

91. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 423 с.

92. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

93. Жидарьян И. А. Эстетическая потребность. М., 1976. 191 с.

94. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980. 657 с.

95. Волкова Е. В. Произведение искусства в сфере художественной культуры. М., 1988. 240 с.

96. Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 1962. 314 с.

97. Дмитриева Н. А. Вопросы эстетического воспитания. М., 1966.

98. Дмитриева Н. А. Диалектическая структура образа (по материалам книги Л. С. Выготского «Психология искусства») // Вопросы литературы. 1966. № 6.

99. Дмитриевский В. Н. Театральная критика и театральный зритель. Л., 1973.

100. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978. 272 с.

101. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978. 271 с.

102. Дробницкий О.Т. Проблемы нравственности. М., 1977. 331 с.

103. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев, 1974. 134 с.

104. Жинкин Н. И. Изучение детского отношения к кинематографической картине // Педагогика. М., 1930. № 4.

105. Жинкин Н. И. Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня. М., 1971. Вып. 2.

106. Замбровский Б. Я. Истоки искусства. Воронеж, 1976. 167 с.

107. Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 1982. 115 с.

108. Замбровский Б. Я. Истоки искусства. Воронеж, 1976. 167 с.

109. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1. 318 с.

110. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. 127 с.

111. Зинченко В. П., Вергилис Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969. 106 с.

112. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983. 164 с.

113. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М., 1975. 448 с.

114. Зись А. Я. Искусство и эстетика. М., 1975. 446 с.

115. Зись А. Я. Эстетика: идеология и методология. М., 1984. 234 с.

116. Злотников В. Процесс воображения в художественном творчестве: Канд. дис. М., 1966.

117. Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство. Киев, 1977. 250 с.

118. Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. М., 1968. 32 с.

119. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х тт. / Сост. В. П. Шестаков. Общая вступит, статья М. Лившица. Т. 1. Античность. Средние века. Возрождение. М.: Искусство, 1973. 407 с.

120. Ильенков Э. В. Идеалы и идолы. М., 1968. 317 с.

121. Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. 348 с.

122. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. 572 с.

123. Искусство и дети. М., 1968. 272 с.

124. Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973. 463 с.

125. Искусство и общество. Л., 1978. 223 с.

126. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. М., 1978. 95 с.

127. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М., 1981. 335 с.

. 128. Искусство — фактор эмоционально-нравственного развития школьников. М., 1986. 120 с.

129. Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. 351 с.

130. История эстетической мысли. В 6-ти т. 1987. Т. 4. 525 с.

131. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. М., 1986. 189 с.

132. Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972. 440 с.

133. Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.


134. Каган М. С. Социальные функции искусства. Л., 1978 33 с.

135. Каган М. С. Мир общения. М., 1988. 316 с.

136. Канарский А. С. Диалектика эстетического процесса Киев, 1979. 214 с.

137. Кант И. Соч. В 6-ти т. М., 1964. Т. 3. 799 с. Т. 5. 564 с 1966.

138. Кемеров В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., 1977. 254 с.

139. Кино и зритель. М., 1968. 327 с.

140. Киноискусство и массовая аудитория. М., 1971. Вып. 1 136 с.

141. Клеман К. В., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М., 1976. 180 с.

142. Книга и чтение в жизни небольших городов. М., 1973. 328 с.

143. Коган Л. Н. Искусство и мы. М., 1970. 253 с.

144. Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание. М., 1979. 63 с.

145. Коган Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура. М., 1981. 63 с.

146. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. 383 с.

147. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. 367 с.

148. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. 174 с.

149. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. 190 с.

150. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. 270 с.

151. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 355 с.

152. Копленд А. Музыка и воображение // Советская музыка. 1968. № 2.

153. Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск, 1975. 109 с.

154. Коршунов А. М. Теория отражения и творчество М 1971.255 с.

155. Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание. М., 1979. 216 с.

156. Костюк А. Г. Восприятие музыки и художественная культура слушателя. Киев, 1965.

157. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977 259 с.

158. Крупник Е. П. Зависимость уровня анализа художественного произведения от условий его восприятия // Психология активизации обучения в вечерней школе. М., 1963. С. 55-93.

159. Крупник Е. П. Психологический анализ читательского опыта вечерних школ // Психология активизации обучения в вечерней школе. М., 1963. С. 123-139.

160. Крупник Е. П. Книга для учителя вечерней школы // Литература в школе. 1963. № 1. С. 14-21.

161. Крупник Е. П. Формирование читательской культуры учащихся вечерней школы // Проблемы формирования личности и индивидуальный подход к учащимся. М. 1964.

162. Крупник Е. П. Воспитание читательской активности учащихся // Вопросы методики обучения чтения в начальной школе. М. 1964.

163. Крупник Е. П. Психологический анализ оценки школьниками литературного героя // Психологические формирования научного мировоззрения школьников. М., 1966. С. 208-239.

164. Крупник Е. П. Изучение оценки литературного героя у младших школьников // Начальная школа. 1968. № 6. С. 58—63.

165. Крупник Е. П. Воспитание читательской активности. София, 1969. С. 150-169.

166. Крупник Е. П. Роль психологической ситуации в творческом развитии личности // Проблемы эстетического воспитания. М., 1970. С. 34-43.

167. Крупник Е. П. Социальные ситуаций эстетического развития: Тезисы доклада на IV Всесоюзном съезде психологов. Тбилиси, 1971.

168. Крупник Е. П. Развитие художественных интересов в социально-педагогической ситуации. Исследование художественных интересов школьника. М., 1974. С. 90-104.

169. Крупник Е. П. Психолого-педагогическое изучение художественных предпочтений школьников. Гл. П. Эстетическое воспитание школьников. М., 1974. С. 24-53.

170. Крупник Е. П. Социологический анализ художественных интересов школьников. Эстетическое воспитание школьников. М., 1974. С. 53-66.

171. Крупник Е. П. Социально-психологические особенности художественных предпочтений школьников. Эстетическое воспитание школьников. М., 1974.

172. Крупник Е. П. Ориентация и типы общения школьников как фактор их отношения к искусству: Тезисы Всесоюзного


симпозиума «Общение как предмет теоретических и практических исследований». Л., 1973. С. 84-85.

173. Крупник Е. П. Влияние личностных свойств сельских школьников на их отношение к искусству. Развитие художественных интересов сельских школьников. М., 1979. С. 58-77.

174. Крупник Е. П. Учебные интересы как фактор художественного развития школьников // Новые психологические исследования. 1979. № 1. С. 9-12.

175. Крупник Е. П. Учебные способности по математике и художественное развитие школьников // Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. 1980. С. 76-88.

176. Крупник Е. П. Социально-психологические предпосылки развития ценностных ориентации школьников в области искусства // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1981. С. 177-183.

177. Крупник Е. П. Художественные интересы современного школьника и условия их формирования // Система эстетического воспитания школьников. М., 1983. С. 241-263.

178. Крупник Е. П. Художественное образование и воспитание как средство развития интеллекта и творческих способностей школьников. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития. М., 1981. С. 3-49.

179. Крупник Е. П. Литература в художественно-творческом развитии школьников. Роль искусства в развитии способностей школьников. М., 1985. С. 20-43.

180. Крупник Е. П. Психологические особенности восприятия образа // Психологический журнал. 1985. № 3. С. 150—153.

181. Крупник Е. П. Развитие музыкальных интересов школьников. Роль искусства в развитии способностей школьников. М., 1985. С. 43-57.

182. Крупник Е. П. Роль эмоционального фактора в формировании отношения школьников к искусству // Сб. научи, трудов «Искусство как фактор эмоционально-нравственного развития школьников». М., 1986. С. 36-45.

183. Крупник Е. П. Проблема становления художественного сознания личности // Искусство. 1987. № 3. С. 29-33.

184. Крупник Е. П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность // Психологический журнал. 1988. № 4. С. 89-99.

185. Крупник Е. П. Формирование художественного отношения школьников к искусству//Советская педагогика. 1988. № 6. С. 22-26.

186. Крупник Е. П. Психологические аспекты воспитательного воздействия искусства // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 102-110.

187. Крупник Е. П. Социально-педагогическое проблемы формирования художественного сознания школьников // Сб. научных трудов «Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников. М., 1989. С. 44-65.

188. Крюковский Н. И. Основные эстетические категории. Минск, 1974. 280 с.

189. Крюковский Н. И. Кибернетика и законы красоты. Минск, 1977.

190. Крюковский Н. И. Человек прекрасный. Минск, 1983. 296 с.

191. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. 288 с.

192. Лайдмяэ В. И. Изобразительное искусство и его зритель. Таллин, 1976. 215 с.

193. Левидов А. М. Автор — образ — читатель. М., 1977. 352 с.

194. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980. 357 с.

195. Леонтьев А. А. Искусство как форма общения (к проблеме предмета психологии искусства) // Психологическое исследования, посвященные 85-летию Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973. С. 213-222.

196. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974. 219 с.

197. Леонтьев А. А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы. М., 1978. С. 26—57.

198. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. Т. 1. 390 с. Т. 2. 317 с.

199. Лилов А. О природе искусства. М., 1977. 197 с.

200. Липкина А. И. Взаимодействие образа и слова в работе над учебным текстом // Известия АНН РСФСР. 1954. Вып. 76.

201. Липкина А. И. Роль представлений в работе детей над литературным текстом // Известия АЖ РСФСР. 1956. Вып. 76.

202. Липкина А. И. Роль представлений в работе детей над литературных текстом (на материале объяснительного чтения) // Известия АПН РСФСР. 1956. Вып. 76.

203. Липкина А. И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения /Под ред. Н. А. Мерминской. М., 1961.

204. Липкина А. И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения. М., 1961. 163 с.


205. Липкина А. И., Крупник Е. П., Рыбак Л. А. Зависимость уровня анализа художественного произведения от условий его восприятия // Псих, актив, обучения в вечерней средней школе. 1963.

206. Личность в XX столетии. М., 1979. 190 с.

207. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. 367 с.

208. Лотман Ю. Статья по типологии культуры. Тарту, 1970.

209. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970.

210. Лотман Ю., Успенский Б. Семиотика культуры // Всесоюзный симпозиум по кибернетике (Материалы симпозиума). Тбилиси, 1970.

211. Лотман Ю. Заметки о структуре художественного текста: Труды по знаковым системам. Т. V // Ученые записки Тартусского университета. Вып. 284. Тарту, 1971.

212. Лотман Ю. Проблема обучения культуре как ее типологическая характеристика: Труды по знаковым системам. Т. V // Ученые записки Тартусского университета. Вып. 284. Тарту, 1971.

213. Лотман Ю., Успенский Б. О семиотическом механизме культуры: Труды по знаковым системам. Т. V // Ученые записки Тартусского ун-та. Вып. 284. Тарту, 1971.

214. Лотман Ю. Семиотика кино и проблема киноэстетики. Таллин: Ээсти раамст, 1973. 139 с.

215. Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х р. Т. 1. 1985. 334 с; Т.2. 1986. 466 с; Т. 3. 1986. 303 с; Т. 4. 1987. 572 с.

216. Луначарский А. В. Искусство как вид человеческого поведения. М., Л., 1930.

217. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971. 415 с.

218. Мазепа В. И., Михалев В. П., Азарахин А. В. Культура художника. Киев, 1988. 333 с.

219. Мамардашвили М. К. Анализ сознания в работах К. Маркса // Вопросы философии. 1968. № 6. С. 14-25.

220. Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления. М., 1968. 191 с.

221. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

222. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12.

223. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1976. Т. I. 575 с. Т. И. 719 с.

224. Маркс К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М., 1978. Т. 1. 538 с. Т. 2. 483 с.

225. Марксистско-ленинская эстетика. М., 1983. 543 с.

226. Марков М. Е. Искусство как процесс. М., 1970. 239 с.

227. Маршак С. Я. Воспитание словом. М., 1961. 542 с.

228. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 208 с.

229. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. 4. С. 5-17.

230. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. 254 с.

231. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.

232. Мелик-Пашаев А. А. Личность и эстетическое отношение к действительности // Коммунист. 1984. № 3.

233. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступенька к творчеству. М., 1987. 130 с.

234. Мельников Л. Н. Цвет как фактор регуляции психофизиологических функций. Проблемы сенсорной изоляции. М., 1970.

235. Мельников Л. Н., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. 319 с.

236. Мерлин В. С. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. 173 с.

237. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964. 292 с.

238. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. 295 с.

239. Методология и методы социальной психологии. М., 1977. 246 с.

240. Мещеряков В. Т. Гармония и гармоническое развитие. М., 1976. 118 с.

241. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 429 с.

242. Митрофанов А. С. Кибернетика и художественное творчество. М., 1980. 216 с.

243. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого «Я». М., 1976. 406 с.

244. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966. 351 с.

245. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 406 с.

246. Моль А., Фукс В., Каслер. Искусство и ЭВМ. М., 1975. 556 с.

247. Момов В. Человек, мораль, воспитание. М., 1975. 162 с.


248. Москвичев С. Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975. 143 с.

249. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. 383 с.

250. Назаренко В. А. Второе солнце (очерки психологии искусства). М., 1972. 383 с.

251. Налчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М., 1972. 270 с.

252. Натев А. Искусство и общество. М., 1966. 320 с.

253. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М., 1987. 253 с.

254. Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками. М., 1959. 205 с.

255. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972. 154 с.

256. Новикова Л. И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. М., 1976. 285 с.

257. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972. 247 с.

258. Овсянико-Куликовский Н. Д. Об основах художественного творчества. Идея бесконечного в положительной науке и в реальном искусстве. Наблюдательный и экспериментальный метод в искусстве // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 1. 1907.

259. Оганов А. А. Теория отражения и искусство. М., 1978. 132 с.

260. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. М., 1983. 80 с.

261. Органова О. Н. Специфика эстетического восприятия. М., 1975. 223 с.

262. Особенности формирования художественных интересов школьников в населенных пунктах разного типа. М., 1976. 74 с.

263. О современной буржуазной эстетике. М., 1972. 367 с.

264. Островский К. Воздействие искусства на человека. Минск, 1969. 273 с.

265. Очерки методологии познания социальных явлений. М., 1970. 344 с.

266. Палиевский П. Внутренняя структура образа // Теория литературы. М., 1962.

267. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 348 с.

268. Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. М., 1978. 238 с.

269. Педагогика искусства и школа. М., 1982. 292 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: