Бойцы становятся сеньорами 1 глава




Тантра

Культ женственности

 

Взгляд на жизнь и любовь

 

Ростов-на-Дону

«Феникс»

 

Из Индии в Европу

 

Воображаемое путешествие

 

Я приглашаю вас в воображаемое путешествие в Индию 2000 года... до н.э. Наша тяжелая повозка, запряженная волами, с трудом передвигается по дороге в Хараппу — первое из больших поселений Индийской империи, всплывшее из забвения под заступами археологов XX столетия.

Удобства весьма относительны, поскольку освещение, конечно, отсутствует. Наша повозка представляет собой поистине удивительную конструкцию: она сделана из цельного куска металла, а деревянные, массивные, без спиц колеса закреплены на оси лишь узким кожаным ремешком! Упряжка слишком тяжеловесна для приключений, но одно преимущество все-таки неоспоримо: у нас есть время для размышлений. Кроме того, нашему уникальному транспортному средству подвластны любые препятствия и преграды. В руинах древней Хараппы археологами обнаружены сотни таких повозок в виде игрушек из обожженной глины. Воловьи повозки в современной Индии — это только слегка модернизированная их копия; даже разделенные на четвер­ти колеса доказывают сходство с теми, что открыты в Хараппе и Мохенджо-Даро.

Итак, мы с трудом передвигаемся в нашей колеснице по дорогам Индии, тянущимся вдоль р. Инд. Мер­ный шаг волов поднимает облако тонкой пыли, что, разумеется, не украшает наше путешествие. К счастью, тростниковый навес спасает нас от палящего солнца. Но дорога отнюдь не пустынна, скорее, наоборот! То и дело навстречу нам движутся мерно раскачивающиеся караваны, нагруженные снопами пшеницы: идет жатва. На окрестных полях жители Хараппы выращивают более поздний сорт пшеницы. Высокие колосья гнутся под упругими струями ветра; зерна налились и вот-вот созреют. Эта наносная (аллювиальная) равнина, тянущаяся на 50 км между двумя берегами реки, очень плодородна и славится большими урожаями.

Здесь мы делаем остановку, чтобы дать отдых нашим волам в тени фиговых зарослей. А затем снова в путь.

Извилистая дорога приводит нас на равнину. Мы видим первое поселение: идет молотьба. Буйволы, сопровождаемые мальчуганом, обреченно шагают по кругу. Они утаптывают зрелую пшеницу, собранную жен­щинами, одетыми в легкие хлопковые набедренные повязки. Нужно сказать, что дравиды малы ростом, у них смуглая кожа и прямые волосы. Совсем неподалеку, в пруду-водохранилище, обнаженный крестьянин, стоя по пояс в воде, чистит одного из своих буйволов. Остальные животные спасаются от жары в грязной и мутной прибрежной воде. (Где у поверхности видны только головы и рога животных. Эти милые «семейные» сцены еще не раз придется наблюдать туристам XX века.)

А вот и мощные слоны. На массивной голове блестят плутоватые глазки. Убаюканный монотонными движениями животного, погонщик дремлет. Любимчик слоненок, держась хоботом за хвост слонихи, вприп­рыжку сопровождает этот величественный эскорт. Вечные рабы дороги — ослики с большими подвижными ушами — покорно трудятся, смирившись с непомерной ношей. Они намного симпатичнее длиннющих верблю­дов с отвислой нижней губой, которые смотрят на вас свысока.

А вот стоянка для обслуживания запряженных волами повозок: мастерская тележника — важного лица. Он чинит сломанные дышла. Древесина, служившая материалом для повозок, сушится под навесом.

Мы приближаемся к Мохенджо-Даро. Дорога расширяется и бежит вдоль реки, усмиренной плотинами. Сейчас водная стихия спокойна и миролюбива, но археологи обнаружат следы разрушений — последствия паводков.

Инженеры индийской империи были создателями плотин, построенных на протоках Инда, способствующих укрощению внезапных перепадов настроения реки, задержанию воды муссонов и орошению ею полей. Если первые слабые плотины были не в состоянии сдержать натиск воды, то более поздние прекрасно справлялись со своей задачей. Однако здесь имелись свои положительные и негативные стороны. В свое время арийские завоева­тели «освободили воду», сдерживаемую мощной плотиной, и бушующий поток, направленный на равнину, опусто­шил поля и обрек население на мучительный голод.

Но не будем забегать вперед. Еще продолжается мирное время. Сто лет индийский народ жил размеренной жизнью благодаря сильной, но не деспотичной центральной власти, организующей империю и обеспечивающей ее целостность.

Последний поворот, и вот долгожданное зрелище — Мохенджо-Даро вырисовывается на горизонте. Потря­сающий город: сорок тысяч жителей! И это за 4 тыс. лет до атомной эры!

Отсюда хорошо виден акрополь, воздвигнутый на холме в нескольких километрах от города. Его грозные очертания возвышаются над горизонтом, на укрепленном месте. Вот почему Ригведа описывает «вражеские крепо­сти, парящие над землей». А согласно мифологии они находятся даже на небе.

Мы въезжаем в предместье города и пересекаем первые ремесленные кварталы. Дома стоят все теснее друг к другу. Постоянно встречающиеся на нашем пути гончарные круги и печи выдворены из центральной части города во избежание отравления жителей. Уже тогда!

Десятиметровой ширины главная улица не вымощена. Бычьи упряжки, пешеходы, животные повсюду подни­мают столбы тончайшей пыли: вот почему фасады жилых домов смотрят во двор.

Пройдемся пешком по узкой боковой улочке. Каждый индийский населенный пункт снабжен усовершенство­ванной системой водостока и слива нечистот, тогда как Оксфорд будет ждать этого открытия до 1888 года! Мы видим работника, очищающего большой, врытый в землю чан из обожженной глины без дна. Затем он осторожно сцеживает в него зловонное содержимое двух кувшинов, висящих по бокам мулов. Жидкие отходы свободно стекают по специальному желобу, уровень наклона которого рассчитан так, что не позволяет им застаиваться. Ни зловония, ни грязи: гигиена безукоризненная, а ведь мы с вами находимся в доисторическом времени! Отводные каналы постепенно расширяются и соединяются в главный, весьма внушительный канал шириной 1,20 м.

Этот дом — образец стандартного жилища в Мохенджо-Даро. Как и другие жилые дома Индийской империи, он огорожен со стороны улицы высокой стеной, дарующей полное уединение! Просторный коридор ведет во внутренний дворик; он соединяет все комнаты в доме, делая их приятно прохладными. Во дворике — колодец, а в доме обязателен бассейн, где индусы совершают омовения несколько раз в день (на современном Западе столько жителей не имеют даже ванной комнаты!).

Во внутренней нише стены — бюст из обожженной земли, который оказал бы честь греческой скульптуре классической эпохи. В углу комнаты, на подушках, мы непременно увидим струнный музыкальный инструмент, наподобие лютни, — предшественник современной гитары. Горожане живут в достатке и любят искусства: танец (найдены многочисленные статуэтки с изображением танцующих), музыку, театр, скульптуру. Двухцветные укра­шения, найденные на глиняной посуде, — признак отменного вкуса. Царствуют мир и порядок. Армия, которая впоследствии будет самоотверженно сражаться против арийских завоевателей, охраняет империю от набегов разрозненных горных племен — потомков коренных жителей. Но пока там нет долгих смертоносных войн. Неко­торые из племен скоро заключат союз с арийскими кочевниками, немало способствуя этим их победе. Не простив предательства, индийский народ окрестит их «обезьянами», а король Хануман, «обезьяний король», будет обожест­влен арийцами.

Существует, конечно, и социальное неравенство — об этом свидетельствует различие жилищ, но оно не угнетает общество своей несоразмерностью. Индийскому населению расизм был неизвестен: в могилах найдут останки людей различных рас, лежащих бок о бок. Это также подтверждает наличие смешанных браков.

Через морские пути велась активная торговля с великими цивилизациями эпохи, что немало способствовало процветанию империи.

Жители Хараппы жили гораздо комфортабельней большинства современных индийцев. Как правило, у всех были двухэтажные дома с балконами, а плоская крыша одновременно служила террасой, где вечером можно было наслаждаться свежестью и прохладой.

При въезде в Мохенджо-Даро мы видим какие-то высокие сооружения. Замирая от восторга, останавливаем­ся возле неимоверной величины здания: двухметровой толщины стены и длина — 80 м! — без сомнения, это дворец имперского сановника. Акрополь, возвышающийся над городом на 12м, покоится на гигантской земляной насыпи, размеры которого впечатляют: 370 м (это больше, чем высота Эйфелевой башни на 180 м). Толстые стены из обожженного кирпича с прямоугольными башнями (10 м х 7 м!) поддерживают вершину акрополя.

Рядом с ним, на этом же уровне, расположена огромная силосная башня, подразделенная на 27 блоков; здесь хранятся тысячи тонн зерновых культур, надежно защищенных от наводнения.

На вымощенной кирпичом террасе виден вместительный бассейн. Археологи утверждают, что он является обыкновенным резервуаром воды. Тогда почему он окружен небольшими кирпичными сооружениями, на манер кабинок: ведь в этом случае их существование просто неоправданно? Дадим волю воображению... Нетрудно догадаться, что они могут служить укрытием от солнца и ветра. В них можно раздеться без посторонних глаз, наконец, сделать массаж и бальнеологические процедуры. В самом деле, ритуал омовения занимал большое место в жизни индусов: отдельная комната для омовений в каждом доме — тому подтверждение. Тогда нет ничего удивительного в том, что благоприятно расположенный на вершине акрополя бассейн используется жителями как место коллективных омовений, где они также могут насладиться обществом друг друга. Однако такое назначение бассейна не мешает ему стать водохранилищем в случае длительной засухи.

Лотал — международный порт

Мы покидаем Мохенджо-Даро, чтобы совершить короткую туристическую прогулку в Лотал — крупный речной и морской порт, в котором сосредоточена внушительная часть международной торговли, столь необходи­мой для процветания страны.

Дорога привычно огибает знакомые нам поля, засеянные пшеницей. Но вот и необычное для нас зрелище: мы впервые видим рисовые плантации, где мужчины и женщины сажают рис. Заметим, что рис культивируется в Индии с доисторических времен, и в XX веке индийцы пользуются издавна сооруженными в этих целях иррига­ционными системами. Теперь наша повозка пересекает лесной массив, в котором возвышаются акации, тамариндо-вые деревья и, конечно, тектона — тиковое дерево. Его прочная, негниющая древесина оценена по достоинству, особенно в мореходном строительстве, поскольку Лотал имеет свои судоходные верфи.

Приближаемся к берегу, утонувшему в зарослях высокой травы, и... какая идиллия! Мы попали на пир носоро­гов: они угощаются зеленым лакомством, тогда как вдали, на холмах, пасется стадо диких слонов. Что делать: разделе­ние территории.

Наконец нашему взору открылся один из самых крупных портов 25-го столетия до Р. X. Высокие толстые кирпичной кладки стены кольцом охватывают город. Они предназначены для защиты, но не от врага, т.к. район этот достаточно мирный, а от разрушительных и безжалостных наводнений. Да, река и море несут в своих водах и удачу, и утрату.

Прежде чем мы посетим сам город, воскресим в памяти прошлое. Этот район был заселен в далекие доисто­рические времена. Еще задолго до основания здесь индийской цивилизации, Лотал представлял собой высокораз­витое процветающее поселение, удачно расположенное на левом берегу реки, находившееся на невысоком холме, рядом с морским проливом, продвинувшимся далеко в глубь страны и защищенном земляной плотиной. Его коренные жители, расовые признаки которых до сих пор не определены, опережали в культурном отношении своих современников. Они изучили металлургию, овладели выплавкой меди. Местные гончары создавали на гон­чарных кругах чаши и кувшины тонкой керамики высшего качества с характерным слюдяным орнаментом, моти­вы которого послужат вдохновением для художественного стиля всей империи.

Обитатели Лотала занимались рыбной ловлей, скотоводством, земледелием; кроме того, они прославились и художественным промыслом — изготовлением перламутровых браслетов из раковин и особенно из обработан­ного жемчуга и полудрагоценных камней, что привлекало внимание к их творчеству жителей всей Хараппской цивилизации.

Имперские торговые суда, следовавшие на юг, непременно останавливались в Лоталской гавани, основав там небольшую колонию. Заезжие торговцы привносили с собой новые веяния: так появилась более усовершен­ствованная хозяйственная утварь (сковороды с ручками, новые формы орнамента в гончарном деле, которые пользовались большой популярностью и спросом у местного населения). Так, без насилия, войн и грубого порабо­щения населения индусы постепенно ассимилировались с коренным населением. Лоталу суждено было стреми­тельное развитие. Его инженеры, ремесленники и художники достигли высочайшего уровня развития в эту эпоху. За чрезвычайно малый срок они усвоили также тонкую стратегию международной торговли.

С приходом индусов высокоразвитым и самобытным промыслом становится изготовление украшений. Отве­чая широкому спросу жителей всей Хараппы, лотальские умельцы обрабатывают жемчуг любых форм и цветов всеми видами шлифовки; создают чудесные произведения из стеатитов, фаянса, полудрагоценных камней, меди и даже из золота. По мере того как Лотал развивал свою индустрию и становился центром международного товарообмена, пропорционально возрастало и число торговых судов, совершавших свои навигации вдоль его бере­гов и останавливавшихся в местных портах.

В 2350 г. до Р. X. в городе разразится первая драма- ужасное наводнение разрушит до основания все сооружения, смоет все судна, пришвартованные к пристани. Однако жители, имея опыт противостояния наводне­ниям, знали, как себя защитить. Мужество и техническая компетентность отважных граждан помогут преодолеть это несчастье и превратят его в тяжкий, но богожелательный труд: они возведут новый город с широким искусственным водоемом, способным принять и обеспечить навигацию одновременно 30 судов грузоподъемностью до 20 т. Это был колоссальный и уникальный опыт того времени.

А сейчас прогуляемся инкогнито, одетыми по моде двухтысячелетней давности, по улицам и проспектам Лотала, очень чистым и просторным и с такой же сетью подземных водостоков, как и в Мохенджо-Даро. Мужчи­ны одеты в простую хлопчатобумажную тунику, в то время как одежда женщин гармонично смотрелась бы на современных пляжах: их мини-юбки доходят лишь до половины бедра, а грудь совершенно обнажена. О, вот это кокетки! Сколько на них всевозможных украшений: колье, подвески, браслеты на запястьях и лодыжках, в ушах серьги, гребни, инкрустированные камнями пояса. Бог знает чего на них только нет! Их волосы чрезвычайно тщательно уложены в красивые прически — ведь у них есть медные зеркала, на губах — яркая красная помада. Смуглая кожа эффектно оттеняет ожерелья из слоновой кости и золота — живая реклама для местных гранильщи­ков и ювелиров. Позднее археологи извлекут из тайников такие сокровища, от вида которых далеко не бедный современный Запад позеленел бы от зависти.

Мы видим также многочисленных иностранных торговцев, ведь Лотал ведет торговлю с Месопотамией, Сирией, Кипром, Египтом, если говорить о самых важных партнерах. Все они неспешно выбирают товар в обширных кирпичных складах.

Наше время ограничено, и мы не можем осмотреть все достопримечательности. Однако нельзя не заметить первые робкие попытки урбанизации: город разделен на кварталы, жилые дома высоки, просторны и красивы. Вершина Лотала — акрополь. Затем город постепенно снижается, повсюду видны оживленные торговые точки; шумна и многоцветна базарная площадь. Никакой социальной сегрегации и жестких кастовых различий: бедные горожане соседствуют с зажиточными торговцами. Нам виден также и промышленный квартал с настоящей гранильной мастерской. Там работает до дюжины гранильщиков, обрабатывающих алмазы, сидя вокруг большого шлифовального круга. Лотальские ремесленники изобрели даже кубические весы по имперскому стандарту, в то время как сферические весы соответствовали вавилонской стандартизации. Промышленные отходы регулярно вывозятся за черту города, а печные трубы мастерских устроены таким образом, чтобы ветер не повернул дым обратно к жилым кварталам.

Добавим к вопросу об индустриальном развитии Лотала, что мастерами была изобретена циркулярная брон­зовая пила с многочисленными винтообразными приспособлениями, похожими на те, которыми оборудуют совре­менные сверлильные станки, а также вращающиеся мельничные жернова, намного облегчающие обмолот зерна. Кроме того, они применяли в технике метод формовки путем погружения восковой модели в воду. Поистине в Лотале мы наблюдаем расцвет технической мысли своего времени.

Теперь мы пройдемся вдоль берегов огромного водоема, который заслуживает того, чтобы остановить на нем свое внимание: впервые в истории человечества было создано водохранилище, комплексно решившее проблемы гидравлики. Вырыть искусственный 'водоем 230 х 60 м и глубиной более 30 м, переместить десятки тысяч тонн-земли, было, конечно, отнюдь не простым делом.

Серьезным препятствием для навигации во всех портах мира являются песчаные отмели. Для борьбы с ними в наше время используются самые различные технические средства, а самое главное — система мощных тралов, о которых в древнем Лотале не могло быть и речи. Тем не менее инженеры Лотала, изучив закономерности приливов и отливов, взаимовлияния пресноводных и морских течений, добились успеха в решении этой проблемы.

Стоя на набережной судоверфи, мы наблюдаем непрекращающееся движение докеров, нагружающих судна тюками хлопка, и, что удивительно, на каждом из этих грузов можно различить оттиск одной из самых известных печатей долины Инда.

Интересен факт, что археологами обнаружено сходство стиля и абсолютная идентичность 50 индийских печатей и сортветствующих знаков с... острова Пасхи. Не являются ли они свидетельством колонизации драви­дами этого далекого и таинственного острова? Такое предположение не так уж фантастично, поскольку дравиды издревле являются отважными и бесстрашными мореплавателями.

Такая же связь существует между древними семитскими знаками и их аналогами в Хараппе, хотя Средизем­номорье и Ближний Восток находятся вовсе не так далеко, как о. Пасхи.

Кстати, когда археологи обнаружили эти печати, они сначала предположили, что это амулеты, тогда как на самом деле они были всего лишь печатями, предназначенными для опечатывания мешков, грузов и т.д. для их сохранности. Их использовали также как фабричный знак и, разумеется, также как свидетельство уплаты тамо­женной пошлины.

Если печати и утратили некоторый ореол таинственности, то их загадки все же остались. К примеру, действи­тельно ли бесстрашные мореплаватели, какими были дравиды, колонизовали далекий и мистический остров Пасхи? Случайность? Трудно поверить!

Религия в Лотале и Империи

Совершенное отсутствие величественных религиозных храмов и роскошных дворцов, как в Египте, дает основание предполагать, что правление обществом в Хараппе осуществлялось не королем-богом и не верховными жрецами, а скорее централизованной властью, способной обеспечить гражданскую дисциплину на значительном пространстве и в течение долгого времени. Можно ли на этом основании заключить, что дравиды были нерели­гиозны? Разумеется, нет. Именно в этой цивилизации, рожденной автохтонным гением и альпо-средиземномор-ской цивилизацией, нужно искать истоки тантрического культа. Есть основания предполагать также, что культ богини-матери, Шивы, лингама, змей и т.д. не только доарийского происхождения, но возник до существования дравидской цивилизации, среди первых жителей Индии.

Культовые ритуалы не являлись централизованными, не были сосредоточены в крупных религиозных хра­мах и практиковались повсеместно. В большинстве домов имелись алтари, например, для свершения жертвоприно­шений огню, и этот ритуал значительно отличался от ведического жертвоприношения. В индийских жилищах (Чатал-Хюйюк) найдены также маленькие прямоугольные жертвенники из обожженного кирпича, а под ними — груды пепла.

Они, определенно, не являлись обыкновенными печами для приготовления пищи, т.к. в них отсутствует соответствующего размера отделение для закладки горючего и кухонной посуды — горшков, чаш и т.д. Следова­тельно, они предназначались для совершения культового ритуала. Говоря о культовых обрядах, нельзя не отметить, что обычай погребения был строго ритуализирован и свидетельствовал о насыщенности духовной жизни лотальцев.

С. Рао, автор великолепного исследования «Лотал и цивилизация индусов», из которой я успешно почерпнул сведения, содержащиеся в этой части, посвященной Лоталу, пишет: «В заключение можно утверждать, что жители Хараппы следовали самым различным религиозным обычаям, включающим как возвышенные этико-философские концепции, так и грубый анимизм». Едва ли абсурдна мысль о том, что эти люди, столь искушенные в технической области, в равной степени способны к развитию сложных понятий философии.

Тот же С. Рао добавляет: «Многочисленные статуэтки, найденные при раскопках Индийской империи, вос­крешают из забвения постулаты йоги. Очевидно, жители Лотала не только практиковали йогу, но и в высшей степени развили науку о физической и духовной дисциплине. Даже их божества представлены в позах для медитации. Создание йоги—«один из бесценных вкладов в развитие индийской цивилизации». (А я уточняю: создание Тантры, ветвью которой является йога.) Но цивилизации возникают и погибают. В течение столетий благодаря внушительной системе плотин Лотал умел противостоять мощным наводнениям. Но в конце концов его неусыпная бдительность ослабела. Однажды не на шутку разбушевавшаяся водная стихия обрушилась на этот регион невероятного размаха наводнением, опустошив до основания город и похоронив порт под аллювиальными наносами. Для Лотала эта катастрофа оказалась смертельной. Избежавшие опасности немногочисленные его жители утратили мужество своих предков, каждый раз заново отстраивавших свой город. Большинство из них были вынуждены уехать в менее «грозные» районы Но причины, повлекшие за собой полное исчезновение индийской цивилизации, в равной степени коснулись и Лотала. Об этом я расскажу в следующей главе.

Забытая Атлантида

Все в чрезвычайно необычной индийской цивилизации является тайной: ее происхождение, язык, письмен­ность. Известно, что все цивилизации создают свою культуру, развиваются, достигают своего апогея, а затем неизбежно переживают упадок и умирают. Однако не является ли ошеломляющим тот факт, что империя площа­дью более миллиона квадратных километров, способная вместить одновременно Францию, Великобританию и Германию, с сотнями городов, в каждом из которых насчитывалось до десятка тысяч жителей, могла бесследно исчезнуть под землей 3 тысячи лет назад, не оставив о себе никакого воспоминания?

Перед этой загадкой теряются археологи, и ни одна версия не приводит их к единому мнению. Можно ли считать причиной исчезновения цивилизации завоевательные войны арийцев? Такое объяснение' может быть принято лишь отчасти, т.к. ни Мохенджо-Даро, ни Хараппа, никакой другой город не были полностью уничтоже­ны. Несколько скелетов, найденных сваленными в кучу, могут быть останками злодеяний грабителей.

Без сомнения, здесь имели место опустошительные арийские кампании — ведь эта территория была идеаль­ной маневренной площадкой для легких арийских колесниц, прекрасно вооруженных для «подвижной» войны.

Несомненно, арийцы ускорили закат Империи, дезорганизовали ее власть, оттеснили большую часть драви­дов к югу, а оставшихся в живых закабалили.

Среди выдвинутых гипотез одна, на мой взгляд, не так уж ошибочна. Так, она утверждает, что именно измене­ние климата, становившегося все более жарким и сухим, неблагоприятно сказалось на развитии цивилизации. Некоторые ученые выдвигают противоположную гипотезу: разрушение принесло катастрофическое наводнение. Действительно, раскопки показывают, что такие города, как Мохенджо-Даро, из века в век поднимались из-за возрастающего в результате паводков Инда наносного слоя почв.

Предполагают также, что индийские инженеры не смогли полностью подчинить себе реку: так, из-за разруше­ния одной плотины погиб целый город. Вспомним, как Ригведа описывает мифическое сражение между демоном Вритра, «удерживающим воды», и арийским богом Индра — «их освободителем». Разрушением плотины, уничто­жением урожая и, конечно, форсированным военным наступлением завоеватели принудили жителей к бегству, нару­шив развитие цивилизации.

Геологи предполагают, что тектонические процессы изменили географическое положение Инда, его равнин­ные течения изменили свое направление, затопив всю индийскую равнину. Гималаи, целые геологические эпохи, находившиеся на дне океана, превратились в обыкновенный горный массив.

В этой связи не следует ли предположить, что индийская цивилизация, не выдержав собственного процвета­ния, сама создала почву для своей гибели?

Из биоархеологических данных известно, что 8 000 лет назад, когда возникли первые цивилизации, регион был покрыт густыми непроходимыми лесами. Однако в наши дни территория почти пустынна. Явилось ли это капризом природы ^или это дело рук человека? На мой взгляд, пустынность явилась следствием уничтожения лесных массивов, которое происходило в силу двух факторов. Прежде всего это развитие городов. Конечно, они развивались благодаря торговле, особенно с Ближним и Средним Востоком, но кормить население должно было местное земледелие, оно и стало причиной демографической экспансии. Отсюда и возрастающая потребность в постоянном расширении земельного пространства, отвоеванного у лесов. Второй фактор — собственно урбаниза ция. Поражает обилие извлеченных из бывших индийских поселений изделий кирпичной кладки: кирпичи, опять кирпичи, всегда кирпичи. Стандартного формата, уникальные для своего времени и превосходного качества, они остаются целыми и невредимыми вот уже тридцать пять столетий. Подумаешь о 160 километрах балласта желез­ной дороги Мультон — Лахор, выложенной миллионами кирпичей Мохенджо-Даро, чье название означает «холм мертвых». Затем гончарная мастерская: извлечены десятки тысяч кувшинов, амфор, чаш, блюд и т.д. из обожжен­ной земли — пластмассы той эпохи.

Эти миллиарды кирпичей нужно было хорошо обжигать с помощью древесины, дочиста истощая таким образом лес. Впрочем, на закате Империи кирпичи обжигались лишь наполовину — красноречивый симптом значительной нехватки древесины, которая служила также и для другого употребления, например, на кухне.

Исчезновение лесов нельзя сравнить с сознательным освобождением от лесов земельного пространства. Так, Эфиопские горы, покрытые лесами сотни лет, сейчас совершенно голы, а на всей территории Эфиопии властву­ет пустыня. То же можно сказать и о Гималаях, издревле известных дикими, труднопроходимыми лесными чащами. Вот уже 30 лет они совершенно обнажены, и трудно представить их былое великолепие...

Прибавьте к «пустынности» и нехватке пищи завоевательные войны с такими же печальными итогами: массовую'Иммиграцию на юг, ослабление центральной власти и распад Империи. В предзакатный период былую роскошь широких дорог Мохенджо-Даро сменяют жалкие полутрущобы — горькое свидетельство разрушения цивилизации.

«Труп в шкафу»

Не стоит следовать логике расизма, даже если этот расизм «от противного». Крушение Хараппской империи нельзя вменить в вину лишь арийцам. Напротив, ее исчезновение, погребение под землей и полное забвение в течение 35 столетий, бесспорно, является результатом сознательной воли. Без английской оккупации, без неча­янного вмешательства железной дороги «труп так и оставался бы в шкафу», и официальная версия, по которой ведические арийцы завоевали и «цивилизовали» страну, заселенную непросвещенными дикарями, поддерживалась бы и поныне. Для обоснования статуса «индийских дикарей» нужно было, чтобы завоеватели после порабощения побежденных уничтожили всякие следы «ослепительной» цивилизации их предков, чтобы вновь принизить плен­ных рабов и лишить их всяких прав, кроме единственной привилегии — покорно служить своим хозяевам. В многовековом культурном развитии Индии этого периода образовалась «черная дыра», духовная пустота. Это безвременье длилось до тех пор, пока в индийском обществе не победил брахманизм, использующий даровую рабочую силу судра для строительства роскошных и величественных дворцов махараджей.

Такое систематическое и запрограммированное уничтожение столь обширной империи и цивилизации уни­кально в истории. Как тщетны поиски Атлантиды в глубинах океана, так и останки Индийской империи, погре­бенные под толстым слоем земли, наверное, навсегда останутся той тайной, что вечно манит своей неразгаданностью.

Вторая агония Атлантиды

Археологи, историки, общественность имеют неверное представление о древнеиндийской цивилизации, несом­ненно, из-за отсутствия в ней зрелищных монументальных сооружений, подобных пирамидам и колоссальным дворцам Древнего Египта.

Знаменательно, что в 1922 г. в долине Царей (Египет) Говард Картер и его «спонсор» граф Карнарвон обнаружили абсолютно неповрежденное, полное сказочных сокровищ погребение Тутанхамона. Это сенсационное событие века оставило в тени другое важное открытие. По странному совпадению, в том же 1922 г. на другой равнине — в долине Инда, в 400 км к северо-западу от Карачи, — была найдена одна из древнейших метрополий мира — Мохенджо-Даро.

Геометричная и рациональная организация города площадью около сотни гектаров, пиктограммы, драгоцен­ности, ткани и другие археологические свидетельства доказывали жизнеспособность этой доисторической циви­лизации. Открывший ее Джон Маршалл писал в «Иллюстрейтед Лондон Ньюс»: «По своей значимости это ред­чайшее археологическое открытие исчезнувшей цивилизации не уступает знаменитым открытиям Шлимана в Эгее и Штайна в пустыне Туркестана Хочется надеяться, что они являются преддверием новых археологических исследований»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: