Целевые ориентиры для детей раннего возраста,




имеющих нарушения зрения:

 

Ø ребѐнок интересуется окружающими предметами и может активно действовать с ними; эмоционально вовлечѐн в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Ø может использовать специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Может владеть простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

Ø может владеть активной речью, включѐнной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Ø стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребѐнок воспроизводит действия взрослого;

Ø проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

Ø проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

Ø у ребѐнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

 

Социально-коммуникативное развитие:

с учетом индивидуальных особенностей ребенок возможно:

Ø адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, употребляет в речи яркие слова и выражения, использует эпитеты, сравнения;

Ø активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

Ø способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

Ø откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;

Ø ведет себя в общественных местах, на улице, за столом, в природе, при взаимодействии с другими людьми преимущественно в соответствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а не сиюминутными желаниями и потребностями;

Ø может оценить свои поступки в соответствии с первичными ценностными· представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», обращая внимание также на мотивы и намерения, а не только на последствия и результаты действий;

Ø самостоятельно организует разные виды игр и вовлекает в них сверстников;

Ø организует со сверстниками игры-придумывания, проходящие целиком в вербальном плане (сформированность внутреннего плана деятельности) себе и другому.

Познавательное развитие:

с учетом индивидуальных особенностей ребенок возможно:

Ø ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в природе, мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации, пытается их использовать;

Ø способен самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности, в повседневной жизни). Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами;

Ø задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет·любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности;

Ø может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем);

Ø может осуществлять первичную общую самооценку на основе требований (критериев), предъявляемых взрослым к поведению или к результатам деятельности;

Ø проявляет интерес, настойчивость и волевые усилия при решении познавательных задач; проявляет интерес к интеллектуальным играм как части досуга;

Ø умеет применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием;

Ø знает свое имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, адрес, номер телефона;

Ø знает имена членов семьи, может рассказать о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

Ø имеет первичные представления об обществе, об нескольких народах, населяющих Россию и другие страны, имеющих разную культуру, разное устройство жизни и быта и говорящих на разных языках;

Ø имеет представления о государстве и принадлежности к нему. Знает, в какой стране он живет, знает российскую государственную символику; может назвать другие страны;

Ø имеет представления о разных объектах неживой и живой природы и их взаимозависимости, может привести отдельные примеры приспособления животных и растений к среде обитания, может объяснить, почему нужно охранять растения и животных, проявляет к ним бережное отношение; понимает и может объяснить зависимость состояния окружающей среды от действий человека и от его личных действий, знает о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

Ø ребенок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счета, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

Речевое развитие:

с учетом индивидуальных особенностей ребенок возможно:

Ø активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, высказывает свою точку зрения в обсуждениях;

Ø умеет самостоятельно пересказывать литературные произведения, составлять сюжетные рассказы, в том числе из личного опыта, самостоятельно выбранную тему, составлять творческие рассказы;

Ø имеет представление о предложении, может конструировать разнообразные предложения;

Ø умеет проводить звуковой анализ слов, вычленять в словах или фразах определенные звуки, давать им характеристику;

Ø понимает логику событий, причины и следствия поступков героев, мотивы их поведения, ориентируется в человеческих отношениях;

Ø способен к словесному творчеству (придумывание рифмовки, истории, сказки), к прогнозированию возможных действий героев произведений, вариантам завершения сюжета; способен представлять в воображении образы героев, место действия; отражает литературный опыт в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:

с учетом индивидуальных особенностей ребенок возможно:

Ø самостоятельно, свободно, с интересом создает оригинальные сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения, а также на основе представления о "далеком" (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), прошлом и будущем человечества;

Ø в творческих работах передает различными изобразительно- выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире;

Ø успешно реализует творческие замыслы, свободно и умело сочетает разные художественные техники; умеет планировать работу и сотрудничать с детьми в процессе создания коллективной композиции; интересуется изобразительным и декоративно- прикладным искусством;

Ø любит музыку, проявляет устойчивый интерес к различным видам музыкального творчества; любит петь, с удовольствием исполняет песни в свободной игровой деятельности, сочетая пение, игру, движение;

Ø музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов;

Ø имеет сформированную потребность к игре на инструментах, может самостоятельно организовать детей для совместной игры на инструментах. Любит танцевать и двигаться под музыку;

Ø имеет хорошо сформированное чувство ритма; исполняет сложные по координации музыкально-ритмические движения. Владеет различными элементами народных и современных танцев, исполняет композиции с различными атрибутами.

Физическое развитие:

с учетом индивидуальных особенностей ребенок возможно:

Ø обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам;

Ø самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

Ø самостоятельно организовывает подвижные игры (в разных вариантах);

Ø умеет прыгать на мягкое покрытие с высоты, мягко приземляться прыгать в длину с места на расстояние не менее 120 см, с разбега - 150 см; прыгать через короткую и длинную скакалку;

Ø умеет перебрасывать набивные мячи весом 1 кг, метать мяч и предметы на расстояние не менее 10 м., владеть «школой мяча»;

Ø играет в спортивные игры: городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол, настольный теннис;

Ø имеет представления о ЗОЖ (о некоторых особенностях строения и функционирования организма человека, о важности соблюдения режима дня, о paциональном питании, о значении двигательной активности, о полезных и вредных привычках и др.); о поведении во время болезни;

Ø владеет основными культурно-гигиеническими навыками (быстро и правильно умывается, чистит зубы, поласкает рот после еды, моет уши, причесывается, правильно пользуется носовым платком, следит за своим внешним видом, самостоятельно одевается и раздевается, следит за чистотой одежды и обуви и т.п.). Выполняет правила культуры еды;

Ø понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях, и при напоминании выполняет эти правила;

Ø имеет представления о способах обращения за помощью в опасных ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи;

Ø умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; оказывает элементарную помощь.

Развитие зрительного восприятия:

с учетом индивидуальных особенностей ребенок возможно:

Ø умеет зрительно обследовать и анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам. Умеет пользоваться оптикой (линзы, лупы, бинокли) при рассматривании. Зрительно различает и называет группы предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина и пространственное положение);

Ø умеет отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту. Узнает цвет реальных предметов в животном и растительном мире. Создает цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений. Замечает цвет движущихся объектов: «Едет зеленая машина», «Бежит рыжий кот», «Летит желтый лист» и т. д.;

Ø умеет отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, эллипсоид, конус, куб, призма). Умеет использовать их форму как эталон для анализа основной формы реальных предметов. Использует лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов;

Ø умеет зрительно анализировать форму и величину предметов, отбирает предметы по убывающей и возрастающей величине. Выделяет и словесно обозначает величину реальных предметов, устанавливает взаимосвязь между предметами по величине: «Окна выше двери», «Шкаф выше стола», «Вова выше Кати, но ниже Толи» и т. д. Знает и словесно обозначает ширину, длину, высоту в предметах, соотносит эти признаки в разных по величине предметах: «Большой стол шире, выше и длиннее, чем маленький стол», «Эта книга толще, длиннее и шире, чем та», «Этот дом выше, шире и длиннее, чем тот» и т. д.;

Ø располагает на фланелеграфе, столе предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине;

Ø умеет видеть расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные ближе, дальше. Умеет понимать заслоненность одного объекта другим при изображении и в действительности;

Ø умеет видеть, понимать и словесно обозначать аналогичное расположение натуральных объектов в реальной обстановке в процессе наблюдений и дидактических игр и упражнений;

Ø умеет целенаправленно осмысленно зрительно наблюдать предметы и явления окружающей действительности, у ребенка сформирована заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов;

Ø умеет выражать в слове признаки, связи, зависимости в предметном мире. Умеет описывать предметы и находить их по описанию, умеет оперировать не только зрительно воспринимаемыми предметами, но и отмечает признаки, воспринимаемые на слух, осязанием, обонянием и т. д.;

Ø находит по части предмета целый, составляет из частей целое;

Ø у ребенка сформированы пространственные представления и практическая ориентировка в пространстве всего помещения детского сада и на участке, выработано умение словесного пояснения, описания пространственных положений различных предметов и объектов в окружающей обстановке и на микропространстве (лист бумаги, стол, доска и т. д.);

Ø ребенок умеет изображать простейшие пути следования на рисунке и словесно, делать простейшие схемы пространства (размещение игрушек в шкафу, на столе и срисовывание этого расположения). Ведет наблюдение за движениями своего тела и товарищей в зеркале. Сличает действительное расположение предметов в пространстве и расположение их в зеркале. Умеет читать простые схемы пространства;

Ø понимает словесные указания, задания на пространственную ориентировку с учетом точек отсчета от себя и по отношению к другим объектам или людям. Умеет пользоваться мерками отсчета (например, третий от меня и второй от моего соседа). Начинает отсчет с любого места и соответственно обозначает местоположение. Определяет помещения по запаху: кухня, медицинская комната, прачечная;

Ø умеет ориентироваться на участке детского сада на слух, с помощью осязания, обоняния;

Ø умеет выделять сигналы светофора и передвигаться по улице в соответствии с их указаниями (красный — остановка, желтый — внимание, приготовиться, зеленый — можно переходить улицу);

Ø умеет выделять звуки на улицах города: шум машины, шорох шин, работающий мотор, звуки приближающихся машин, автобуса, троллейбуса, трамвая, звуки открывающихся и закрывающихся дверей автобуса, троллейбуса;

Ø умеет различать шум ветра, дождя, вьюги, движение воздуха при открытом окне. Выделяет и словесно обозначает пространственные признаки предметов и объектов окружающего мира, моделирует пространственные отношения в игровых ситуациях: обставляет комнату для кукол, комнату в своем доме и т. д;

Ø умеет анализировать сложной формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.) для анализа строения формы предметов.

Ориентировка в пространстве:

с учетом индивидуальных особенностей ребенок возможно:

Ø умеет обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использует в речи пространственные термины (руки: правая, левая; грудь — впереди, спина — сзади и т.д.);

Ø определяет пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя: справа — слева, вверху — внизу, впереди — сзади). Словесно обозначает расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя;

Ø находит и располагает игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства. Определяет стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа стороны — передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая);

Ø умеет показывать рукой, флажком и т.д. направления пространства с точкой отсчета от себя: направо — налево, вверх — вниз, вперед — назад.;

Ø умеет передвигаться в названном направлении. Сохраняет направление движения; обозначает направления движения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад);

Ø умеет ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры;

Ø понимает и выполняет практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога: «Иди быстро (медленно)», «Подбрось мяч высоко (низко)», «Поставь игрушку далеко от стены» и т.п;

Ø контролирует свои действия с помощью зрения и осязания.

Ø ориентируется в помещениях группы и детского сада;

Ø определяет помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола (например, из музыкального зала раздаются звуки музыки, пение; из кухни слышны звуки работающего холодильника, электромясорубки, чувствуются запахи готовящейся пищи; в группе пол покрыт ковром, а в раздевалке — линолеумом, и т.д.).;

Ø знает значения слов (далеко, близко, дальше, ближе). Знает форму окружающих предметов (например: тарелка круглая, зеркало овальное, поверхность стола прямоугольная и т.д.).;

Ø умеет соотносить форму предметов с соответствующими геометрическими эталонами, используя зрение и осязание;

Ø имеет представления о величине предметов (большой — маленький, больше — меньше, самый большой — самый маленький, длиннее — короче, самый длинный — самый короткий и т.д.);

Ø умеет сравнивать с помощью зрения и осязания игрушки, предметы по величине; находит предметы названной величины; словесно обозначает величину предметов;

Ø ориентируется на участке; определяет и словесно обозначает пространственное расположение оборудования (веранда справа от меня, качели впереди, горка слева от меня и т.д.);

Ø ориентируется с помощью слуха, осязания, обоняния, температурной чувствительности (различать шум листвы, дождя, ветра, проезжающих машин, крики птиц; узнавать на ощупь игрушки, окружающие предметы, оборудование участка; учить узнавать предметы по характерным запахам);

Ø владеет навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола). Умеет располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях (слева, справа, вверху, внизу, посередине);

Ø определяет и словесно обозначает пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве. Умеет соотносить реальные предметы с их условными изображениями. Знаком с простейшей схемой пространства (кукольная комната).;

Ø умеет соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. Умеет располагать предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначает расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами: справа, слева, впереди, посередине, сзади, вверху, внизу;

Ø моделирует простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.

Ø умеет находить дорогу к другим группам, кабинетам врача-офтальмолога, медсестры, тифлопедагога, логопеда, заведующей, к музыкальному залу, к выходу на участок детского сада;

Ø запоминает и рассказывает, как пройти в то или иное помещение детского сада;

Ø знает значения слов (далеко, близко, дальше, ближе). Знает форму окружающих предметов (например: тарелка круглая, зеркало овальное, поверхность стола прямоугольная и т.д.).;

Ø умеет соотносить форму предметов с соответствующими геометрическими эталонами, используя зрение и осязание;

Ø имеет представления о величине предметов (большой — маленький, больше — меньше, самый большой — самый маленький, длиннее — короче, самый длинный — самый короткий и т.д.);

Ø умеет сравнивать с помощью зрения и осязания игрушки, предметы по величине; находит предметы названной величины; словесно обозначает величину предметов;

Ø ориентируется на участке; определяет и словесно обозначает пространственное расположение оборудования (веранда справа от меня, качели впереди, горка слева от меня и т.д.);

Ø ориентируется с помощью слуха, осязания, обоняния, температурной чувствительности (различать шум листвы, дождя, ветра, проезжающих машин, крики птиц; узнавать на ощупь игрушки, окружающие предметы, оборудование участка; учить узнавать предметы по характерным запахам);

Ø владеет навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола). Умеет располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях (слева, справа, вверху, внизу, посередине);

Ø определяет и словесно обозначает пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве. Умеет соотносить реальные предметы с их условными изображениями. Знаком с простейшей схемой пространства (кукольная комната).;

Ø умеет соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. Умеет располагать предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначает расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами: справа, слева, впереди, посередине, сзади, вверху, внизу;

Ø моделирует простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: