Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7.Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка.
Обеспечение дифференцированных условий:
Ø оптимальный режим учебных нагрузок (форма проведения, продолжительность и режим занятий);
Ø вариативные формы получения образования и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями городской психолого-медико-педагогической комиссии.
Обеспечение психолого-педагогических условий:
Ø коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
Ø учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка;
Ø соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
Ø использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности.
Обеспечение специализированных условий:
Ø выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Ø введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребѐнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
Ø использование специальных методов, приѐмов, средств обучения,в рамках реализации Программы;
Ø дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения развития ребѐнка;
Ø комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Обеспечение здоровьесберегающих условий:
Ø оздоровительный и охранительный режим,
Ø укрепление физического и психического здоровья,
Ø профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся,
Ø соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения, эффективна в случае еѐ регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога. Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка, повысить зрительную работоспособность, улучшить кровообращение и предупредить нарушение зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстро восстановить работоспособность.
Условия проведения зрительной гимнастики:
Ø Снимать очки.
Ø Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой, плечи расслаблены и опущены)
Ø Дыхание должно быть глубоким и равномерным.
Ø После выполнения упражнений хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Ø Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты с детьми младшего и среднего возраста, 4-5 минут с детьми старшего возраста. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
Ø Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объѐмом интеллектуального напряжения, объѐмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
Время проведения: Гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях связанны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течение 2-3 минут, на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут, в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развитию речи (чтение, рассказывание), то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз. Зрительная гимнастика проводится постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах.
В комплекс зрительной гимнастики включаются также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием, а для детей со сходящимся косоглазием – упражнения на расслабление конвергенции, на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости; на укрепление глазодвигательных мышц; для снятия зрительного утомления; на совершенствование центрального и периферического зрения.
Применяются разные варианты зрительных гимнастик:
Ø со стихами; с опорой на схему; с сигнальными метками;
Ø с индивидуальными офтальмо-тренажерами;
Ø с настенными и потолочными офтальмо-тренажерами;
Ø электронные зрительные гимнастики.
Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.