Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки




Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОВЗ, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребѐнок правильно и чѐтко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи.

В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребѐнка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений. Развитие речи у дошкольников с нарушением зрения осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка.

Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы. Художественная литература, являясь сокровищницей духовных богатств людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Включенность в эту работу детей с ОВЗ, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:

Ø выбирать произведения с учетом степени его доступности и близости содержания жизненному опыту детей;

Ø предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей близких к содержанию литературных произведений и проводить заключительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмысления причинно-следственной зависимости;

Ø подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;

Ø организовывать драматизации, инсценировки;

Ø демонстрировать действия по конструктивной картине с применением подвижных фигур;

Ø проводить словарную работу;

Ø адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учѐтом уровня речевого развития ребенка (при наличии речевых нарушений у детей с патологией зрения);

Ø предлагать детям вступать в общение;

Ø предлагать детям разные виды работы: подобрать иллюстрации к прочитанному тексту, пересказать текст; придумать окончание к заданному началу. Все это способствует осмыслению содержания литературного произведения.

Имеющиеся у детей нарушения зрения определяют разный уровень владения речью. Это является основополагающим в проектировании работы по развитию речи для каждого ребенка с ОВЗ. У детей с нарушениями зрительного анализатора проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в замедленном темпе еѐ поэтапного становления, ограничении возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между словом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значений слов, их предметной деятельности. Особенности звуковой стороны речи отражают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп речи). Они составляют особый пласт специальной логопедической работы с детьми.

Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ. Например, грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. Программа предполагает создание специальных условий для развития связной речи, освоения грамматических форм у детей с ОВЗ Преодоление нарушений звукопроизношения, наблюдаемых у детей с нарушением зрения, возможно при помощи учителя- дефектолога.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (2-3 года).

Образовательные задачи:

Ø Знакомить детей с разными видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией; поддерживать проявление интереса к ним;

Ø Обучать простейшим способам изображения; созданию простейших композиций мазков, пятен, штрихов, линий, форм;

Ø Формировать навыки: в рисовании (промывать кисть, аккуратно брать краску, правильно держать карандаш, не прорывать лист бумаги, рисовать на всем пространстве листа); в лепке (раскатывать комок глины в ладонях, видоизменять комок с помощью пальцев, соединять части);

Ø учить приемам наклеивания готовых форм;

Педагог:

Ø предлагает рассматривать готовые рисунки, лепные фигурки, аппликацию, находить сходство с предметами, явлениями; показывает, как можно заполнять листы бумаги, ритмично наносить мазки, пятна, создавая простейшие цветовые композиции, вызывающие у детей эмоциональный отклик своей яркостью, декоративностью;

Ø стимулирует самостоятельный выбор цвета красок, фона листа бумаги, поощряет желание к экспериментированию с красками, карандашами, комком глины, готовыми аппликативными формами;

Ø поддерживает активное желание к сотворчеству со взрослыми, дает дополнять готовые изображения ритмом мазков, цветовых пятен (нарисовать «огоньки» в окнах домов, на новогодней елке, «посыпать снежок на ветки деревьев» и т.д.), создавая ситуации для детского самовыражения;

Ø создает игровые ситуации с использованием игрушек анималистического жанра с целью придания смысла простым детским изображениям (рисовать следы лисички на снегу; дождик, который промочил зайчика и пр.);

Ø вызывает интерес всех детей к результату изобразительной деятельности каждого; рассматривает с ними детские работы, находит знакомые предметы, персонажи, учит ориентироваться в пространстве («солнышко на небе», «домик стоит на земле, рядом растет елочка» и т.д.).

 

Музыка:

Образовательные задачи:

Ø Развивать умения вслушиваться в музыку, понимать ее образное содержание; учить различать контрастные особенности звучания музыки: громко ― тихо, быстро -медленно, высоко ― низко.

Ø Побуждать детей к подпеванию и пению.

Ø Развивать умения связывать движения с музыкой в сюжетных играх, упражнениях, плясках.

 

Музыкальный руководитель:

Ø систематически слушает с детьми специально подобранную музыку: песни и небольшие инструментальные пьесы в исполнении взрослых; предлагает музыку только высокого качества, в профессиональном исполнении, отдавая предпочтение «живому» звучанию;

Ø вносит разнообразие в слушание музыки и поддерживает интерес к ней: исполняет

произведения на разных музыкальных инструментах (фортепиано, баян, блофлейта);

Ø поддерживает и стимулирует самостоятельное проявление активности ребенка: учит слышать музыку, вслушиваться, запоминать ее и, ориентируясь на музыку, менять движенив соответствии с контрастными изменениями динамики, темпа, регистра; вовлекает малышей в свободную пляску на музыку куплетной формы;

Ø разучивает с детьми новые движения: хлопки в ладоши с одновременным притопыванием одной ногой, хлопки-«тарелочки» (руки слегка приподняты и согнуты, «скользящий» хлопок в ладоши), поочередное выставление вперед то правой, то левой ноги, «пружинка» с небольшим поворотом корпуса вправо-влево, шажки вперед-назад на носочках с одновременными поворотами кистей рук («фонарики»), кружение на носочках; ходьба и бег парами свободной стайкой в одном направлении, образные движения (идти «как мишка») и пр.

 

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (3-7 года).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Основная задача в работе с детьми с ОВЗ – формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Основные направления работы образовательной области:

Художественное творчество. Основная цель – обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами.

Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете.

Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации кистей и пальцев рук, укрепление мышц.

В зависимости от степени сохранности зрения, двигательной сферы ребенка и его интеллектуальных и речевых возможностей, подбираем разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования (величина, форма, объемность, цвет, контрастность), продумываем способы предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названий предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение).

Музыка. Основная цель – слушание детьми музыки, пение; выполнение музыкально-ритмических движений; танцы; игра на музыкальных инструментах. Контингент детей неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций. Программа рекомендует уделять внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов, танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Физическое развитие» (2-3 года).

Образовательные задачи:

Ø Развивать основные движения в играх, упражнениях и самостоятельной

двигательной деятельности.

Ø Содействовать улучшению координации движений, повышению экономичности и ритмичности их выполнения.

Ø Развивать согласованные совместные действия в подвижных играх, при выполнении упражнений и двигательных заданий.

 

Содержание образовательной работы:

Двигательное и физическое развитие.

Ходьба: ходить «стайкой» за воспитателем в заданном направлении, меняя направление; перешагивая через линии, кубики; огибая предметы; парами; по кругу, взявшись за руки; переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе. Игры: «К куклам в гости», «По тропинке», «Догоните меня», «Принеси предмет», «Пузырь».

Бег: бегать за воспитателем, убегать от него; бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом; догонять катящиеся предметы; пробегать между линиями (30—25 см),не наступая на них; бегать непрерывно в течение 30—40 сек.; пробегать медленно до 80 м.

Игры: «Поезд», «Самолеты», «Догони собачку», «Догони мяч», «Курочка-хохлатка», «Автомобиль».

Прыжки: прыгать на двух ногах на месте и слегка продвигаясь вперед; подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка; перепрыгивать через линию, веревку, положенную на пол; через две параллельные линии (от 10 до 30 см). Игры: «Подпрыгни до ладони», «Позвони в колокольчик», «Прыгай, как мячик», «Пробеги-подпрыгни», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается».

Ползание: проползать на четвереньках 3—4 м; в вертикально стоящий обруч; подлезать под препятствия высотой 30—40 см. Игры: «Доползи до погремушки», «В воротики», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Обезьянки», влезать на лесенку-стремянку.

Катание, бросание и ловля: скатывать мячи с горки; катание друг другу мячей, шариков, двумя и одной рукой; бросать мяч двумя руками воспитателю; стараться поймать мяч, брошенный педагогом; бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки и др.) в горизонтальную цель (расст. 1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой. Игры: «Мяч в

кругу», «Попади в воротики», «Лови мяч», «Целься верней», «Попади в корзину».

Развитие равновесия и координации движений

Упражнения для рук и плечевого пояса: вниз, вперед, вверх, в стороны, за спину; поднимать; сгибать и разгибать; размахивать вперед-назад; хлопать перед собой, над головой; сжимать и разжимать пальцы, захватывать пальцами мелкие предметы.

Упражнения для туловища: из положения стоя, сидя, лежа наклоняться вперед, в стороны; поворачиваться вправо, влево; переворачиваться со спины на живот и обратно.

Упражнения для ног: ноги вместе, слегка расставлены; сгибать и разгибать, приподниматься на носки; полуприседать с опорой; сгибать и разгибать стопы.

Ритмические (танцевальные) движения: воспитатель использует материал из раздела «художественно-эстетическое развитие (музыка)».

Упражнения в организационных действиях: построения: в круг, в пары, друг за другом подгруппами и всей группой с помощью воспитателя.

Начальные упражнения в перемещениях со скольжением: прокатывание детей по ледяной дорожке, держа их за руки; скатывание с невысокой ледяной горочки в положении сидя на ледянке.

Катание на санках: катание ребенка взрослым; скатывание с горки, сидя на санках; везение санок за веревочку; катание кукол на санках.

Ходьба на лыжах: ознакомление с лыжами; попытки стоять, сохраняя равновесие; переступание.

Езда на велосипеде: посадка на трехколесный велосипед и схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого; попытки продвижения, управление рулем.

Приобщение к здоровому образу жизни.

Педагог продолжает формировать культурно-гигиенические навыки детей:

Ø закрепляет умение правильно мыть руки (намыливать до образования пены), насухо их вытирать, есть самостоятельно и аккуратно; правильно и по назначению пользоваться чашкой, ложкой и др., салфетками;

Ø учит тщательно и бесшумно пережевывать пищу, приучает детей полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи;

Ø формирует у детей навыки самостоятельно одеваться и раздеваться; умение аккуратно складывать одежду; застегивать молнию, пуговицу, завязывать шнурки; помогать друг другу;

Ø побуждает детей осмысленно пользоваться предметами индивидуального назначения: расческой, стаканом для полоскания рта, полотенцем, носовым платком.

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной

и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Основная цель данной образовательной области в работе с детьми с нарушением зрения – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно - пространственной координации. Содержание деятельности в ходе реализации Программы ориентировано на составляющие физического и соматического здоровья детей.

В режиме дня ДОУ предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются климатические условия. Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

Ø формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

Ø изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

Ø развитие речи посредством движения;

Ø формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

Ø управление эмоциональной сферой ребѐнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

В работу включаются физические упражнения: построения и перестроения; различные виды ходьбы и бега, лазание, ползание, метание, общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Проводятся подвижные игры, направленные на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

При сенсорно - двигательных нарушениях в содержание индивидуальных образовательных программ включаются такие разделы, как:

Ø «Развитие и коррекция зрительного восприятия» (для детей с нарушениями зрения)

Ø «Развитие и коррекция общих движений, совершенствование физиологических возможностей и координации мышц кистей и пальцев рук».

Для детей раннего и дошкольного возраста (2 - 7 лет) Программой предусмотрен ряд видов деятельности:

Ø игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

Ø коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

Ø познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и

экспериментирования с ними);

Ø восприятие художественной литературы и фольклора;

Ø самообслуживание и элементарный бытовой труд;

Ø конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

Ø изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

Ø музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

Ø двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребѐнка.

 

Ø Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в основных моделях организации образовательного процесса:

Ø совместная партнерская;

Ø деятельность взрослого с детьми;

Ø свободная самостоятельная деятельность детей.

 

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных воспитательно - образовательных и корррекционно - развивающих задач.

 

Содержание коррекционной работы.

Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течении учебного года. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учѐта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребѐнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность) Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приѐмов работы.

Направления специальных коррекционных занятий специалистов:

Учитель-дефектолог проводит занятия, направленные на максимальную коррекцию (компенсацию) нарушений в развитии зрительного восприятия (развитие осязания и мелкой моторики, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально- бытовой ориентировки). Оказывает помощь воспитателю в осуществлении индивидуального подхода.

Педагог- психолог осуществляет коррекцию познавательного, эмоционально- волевого и личностного развития воспитанника.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: