Содержание образовательной программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, имеющих нарушения зрения в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области) в соответствии с ФГОС ДО:
Ø социально-коммуникативное развитие;
Ø познавательное развитие;
Ø речевое развитие;
Ø художественно-эстетическое развитие;
Ø физическое развитие.
2.1.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (от 2-3 лет).
Образовательные задачи:
Ø Развитие начал общения, взаимодействия с взрослыми, сверстниками и готовности к совместной деятельности с ними.
Ø Формирование начал культурного поведения.
Ø Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Формируя начала общения и культурного поведения, взрослый:
Ø обращается к детям по имени, учит других детей обращаться друг к другу по имени и доброжелательно;
Ø учит детей элементарным способам общения: умению обратиться с просьбой, поменяться игрушкой с другим ребенком;
Ø побуждает ребенка активно включаться в общение всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, жизни близких людей, животных;
Ø подводит к внеситуативному диалогу с взрослым (о том, что сейчас не находится в поле зрения);
Ø формирует у детей самостоятельность во время еды, при одевании и раздевании;
Ø побуждает детей самостоятельно пользоваться предметами индивидуального назначения: расческой, стаканом для полоскания рта, полотенцем, носовым платком.
|
Для развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания, первых чувств принадлежности своей семье, сообществу детей педагог:
Ø обеспечивает эмоциональную поддержку (ласку, одобрение), доброжелательное внимание и заботу со стороны взрослых: родителей и педагогов детского сада;
Ø помогает детям, поступающим в дошкольное учреждение, пережить расставание с близкими людьми, успешно адаптироваться к изменившимся условиям жизни;
Ø поддерживает у детей положительный эмоциональный настрой; содействует доброжелательным взаимоотношениям детей в группе,
Ø способствует тому, чтобы ребенок называл себя не в третьем, а в первом лице «Я рисую», «Я иду гулять»; различал свою половую принадлежность («Я — мальчик!», «Я — девочка!») по внешним признакам (одежде, прическе), своему имени;
Ø активизирует перечисление детьми членов своей семьи и называние их имен.
Развивая взаимодействие со взрослыми и сверстниками, готовность к совместной деятельности, педагог:
Ø развивает и поддерживает потребность ребенка в общении и сотрудничестве с взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними, стремление слушать и слышать взрослого, выполнять его простые просьбы (убрать в шкаф свою одежду, поднять упавшую вещь и др.);
Ø поддерживает стремление ребенка действовать самому; развивает потребность в самостоятельности («Я сам!»), уверенность в себе, своих силах («Я могу!», «Я хороший!»).
|
Для развития сюжетно-отобразительной игры педагог:
Ø организует совместные с взрослым инсценировки знакомых детям по их опыту си-
туаций, а также простых художественных текстов (знакомых сказок, стихов);
Ø поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок отображает назначение различных бытовых предметов, стремясь к их адекватному, принятому в обществе использованию (ложкой едят, машину нагружают и возят и т.д.);
Ø осуществляет педагогическую поддержку игры по ходу развития игрового сюжета,
Ø наполнения предметного содержания игры смыслом общения одного человека с другим; стимулирует появление игровых сюжетов и возникновение интереса к игре другого ребенка.
Формируя основы безопасного поведения, педагог:
Ø продолжает учить детей элементарным правилам поведения, способствующим сохранению своего здоровья (на брать в руки острые предметы, при спуске с лестницы не перешагивать через ступеньки, при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги,
Ø не бегать с палочками в руках, оберегать глаза во время игр с песком, водой, т.п.);
Ø постоянно напоминает детям о том, что они всегда могут обратиться за помощью к воспитателю, к другому ребенку (к 3-м годам).
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (3-7 лет).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ (патологией зрения) в общественную жизнь.
|
Задачи социально-коммуникативного развития:
Ø формирование у ребѐнка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
Ø формирование навыков самообслуживания;
Ø формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
Ø адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
Ø формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;
Ø формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
При реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» у детей с нарушением зрения формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности.
Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья (Далее – ОВЗ) общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников. Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
Ø в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
Ø в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
Ø в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
Ø в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Программа предполагает, что работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности. В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ важно создать условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.
Для реализации задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие чѐткой работе организма. Дети с нарушением зрения могут оказаться в различной жизненной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому при формировании компетенций, связанных с жизнью человека в обществе, педагог может «проигрывать» несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений.
Наиболее типичные ситуации, где можно сформулировать простейшие
алгоритмы поведения:
Ø пользование общественным транспортом;
Ø правила безопасности дорожного движения;
Ø домашняя аптечка;
Ø пользование электроприборами;
Ø поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.;
Ø сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, вода, ядовитые вещества и др.).
На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребѐнка в себе, укрепляет эмоциональное состояние.
Особое место в образовательной области по формированию социально-коммуникативных умений занимает обучение детей с нарушением зрения элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, такая работа включает:
Ø организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;
Ø ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитания уважения к труду;
Ø обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;
Ø обучение уходу за растениями;
Ø обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др.);
Ø изготовление коллективных работ;
Ø формирование умений применять поделки в игре.
Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с нарушением зрения учатся действовать по подражанию, по показу (кроме детей с тотальной слепотой), по образцу и по словесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с нарушением зрения осуществляется с учѐтом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.
Освоение социально-коммуникативных умений для ребѐнка с ОВЗ обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
Центральным звеном в работе по развитию коммуникации используются коммуникативные ситуации – это особым образом организованные ситуации взаимодействия ребѐнка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» (2-3 года).
Образовательные задачи:
Ø Формирование умения различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма), три градации величины (большой, поменьше,маленький);
Ø Развивать способность устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образцом, ориентируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные».
Ø Развитие действий по использованию сенсорных эталонов;
Ø Совершенствование предметно-орудийных действий, развитие координированных движений обеих рук и мелкой моторики.
Педагог учит в процессе совместных дидактических игр, а также в быту и на прогулке:
Ø выделять форму, цвет, величину предметов;
Ø группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, цвет,
Ø форма) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя опредмеченные слова-названия, например, предэталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко» и т.п.;
Ø пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;
Ø поощряет действия с предметами, при ориентации на 2—3 свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных пирамидок из 4—5 и более колец, располагая их по убывающей величине; различных по форме и цвету башенок из 2—3-х геометрических форм-вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением рисунка на ее частях; закрепляя понимание детьми слов, обозначающих различные величине предметов, их цвет и форму.
Ø продолжает формировать и расширять знания детей об окружающем мире (дается то, что ребенок может непосредственно наблюдать) о человеке: его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; а лице — глаза, нос, рот и т.д.); его физических и эмоциональных состояниях (проголодался — насытился, устал — отдохнул; заболел — вылечился; опечалился — обрадовался; заплакал — засмеялся и т.д.);
Ø о предметах, действиях с ними и их назначении: (предметы домашнего обихода, одежда, посуда, мебель, игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и т.д.);
Ø о живой природе: растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.); животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.); их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок, и т.д.); животные — обитатели леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.); птицы (воробей, ворона, голубь и т.д.);
Ø о неживой природе: о воде в быту (льется, теплая — холодная, в воде купаются, во-дой умываются, в воде стирают и т.д.); о воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);
Ø о явлениях природы: времена года (зима, лето, весна, осень) и их особенности (зимой холодно, снег; летом — жарко, светит солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью — ветер, холодный дождь, падают желтые листья);
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» (3-7 лет).
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями (нарушением зрения) обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:
Ø формирование и совершенствование перцептивных действий;
Ø ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
Ø развитие внимания, памяти;
Ø развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает: сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Имеющиеся нарушения зрения препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести. Развитие познавательно- исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Учитывая быструю утомляемость детей с нарушением зрения, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребѐнок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания.
Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При обучении дошкольников с нарушением зрения необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников, это обусловлено особенностями развития детей с нарушением зрения и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» (2-3 года).
Образовательные задачи
Ø Активное включение ребенка в общение с взрослым всеми доступными (неречевым и речевыми) средствами, развитие умения откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться.
Ø Расширение словаря.
Ø Способствование формированию грамматического строя речи и развитию звуковой культуры.
Расширяя словарь детей, воспитатель:
Ø знакомит детей со свойствами и функциями предметов, игрушек в процессе действий с ними, при наблюдениях за происходящим в окружающем мире, рассматривании картинок;
Ø создает условия для активного познания того, что с одним и тем же предметом можно выполнять различные действия; а одно и то же действие можно совершить с разными предметами;
Ø обогащает словарь названиями профессий людей (врач, шофер, воспитатель), игру-
шек, посуды, одежды, мебели, названий частей и деталей предметов (рукава и воротник у рубашки; колеса и кузов у машины), растений, домашних животных и их детенышей;
Ø обогащает словарь глаголами, побуждая детей соотносить словесное обозначение
Ø действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек;
Ø инициирует непроизвольную речь.
Формируя грамматический строй речи, воспитатель:
Ø знакомит детей с пространственными и временными отношениями в окружающем и побуждает выражать их в речи («Я высоко», «Я буду спать», «Миша упал» и пр.);
Ø в звукоподражательных играх ориентирует на звуковую сторону слова (петушок: «ку-ка-ре-ку» — кукарекает; уточка: «кря-кря-кря» — крякает; мышка: «пи-пи-пи» — пищит); содействует изменению слов (по числам, падежам, временам), согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, глаголов совершенного и несовершенного вида и др.;
Развивая звуковую культуру речи, воспитатель:
Ø побуждает говорить внятно, не торопясь, достаточно громко; развивает речевой слух;
Ø упражняет детей в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных);
Ø поддерживает игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий;
Ø предлагает узнавать персонажи по звукоподражанию («ко-ко», «му-му», «ку-ка-ре-
ку»);
Ø учит производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в движение султанчики, лодочки в воде, шарики из ваты).
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» (3-7 лет).
Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи развития речи для детей с нарушением зрения:
Ø формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;
Ø формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;
Ø формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников:
Развитие словаря.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.