Основная цель: оказание комплексной помощи ребѐнку при подготовке к восприятию материала в НОД, к самостоятельному участию ребѐнка в разнообразных видах деятельности (игре, элементарном труде, в лечении на аппаратах).
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1.Диагностика.
2. Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий с детьми.
3.Работа с родителями.
4.Участие в методической работе дошкольного учреждения.
Работа по разделам программы направлена на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения. Развитие мелкой моторики, осязания идѐт во всех разделах.
Работа по разделам программы:
№ | Основные направления коррекционно-развивающей деятельности | Содержание деятельности | Формы организации деятельности |
1. | Развитие зрительного восприятия | Развитие умения пользоваться оптическими средствами при рассматривании предметов. Составление из геометрических фигур узоров, предметных изображений, сложных геометрических фигур. Узнавание и называние основных цветов и оттенков, правильное использование эталонов цвета при описании, классификации групп предметов. Развитие глазомера. Сличение изображения по принципу сходства и различия. Познание окружающего мира с помощью всех органов чувств. Выделение различных свойств предметов признаков и свойств предметов, тренируя зрительные функции различения локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания. | Фронтальные, индивидуальные, подгрупповые |
2. | Развитие пространственной ориентировки | Развитие умения ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей тела. Соотносить пространственное направление собственного тела и стоящего напротив ребѐнка. Определение направления местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии. Передвижение в пространстве, ориентируясь по схеме пути. Развивать умение различать пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними с помощью зрения и осязания. | Индивидуальные, подгрупповые |
3. | Развитие социально-бытовой ориентировки | Обследование предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). Называние существенных признаков и особенностей окружающих предметов. Обогащение знаний о предметах, их существенных признаках. Формирование знаний о предметах быта, технике. Развитие представлений о правилах безопасного использования бытовой техники. Развитие представлений о некоторых видах труда. Формирование представлений о человеческом облике: мимика, жесты, походка, осанка, голос, речь, проявление эмоций. | Фронтальные, индивидуальные, подгрупповые |
4. | Развитие осязания и мелкой моторики | Формирование представлений о строении и возможности рук, названием и назначением пальцев. Обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных движений руки. Обучение приѐмам обследования предметов и их изображения. Обучение соблюдению определѐнной последовательности при обследовании предметов. Формирование приѐмов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов (классификация предметов по общим отличительным осязательным признакам. Ориентировка на микроплоскости с помощью осязания. | Индивидуальные, подгрупповые |
Выделяются дополнительные задачи реализации содержания образовательных областей в рамках деятельности учителя-дефектолога:
Физическое развитие:
Обогащать знания о строении человека. Функциях частей тела. Формировать умение выполнять одновременно движения руками и ногами. При работе на микропространстве координировать движения рук и глаза.
Развивать скоординированность и точность действий. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.
Речевое развитие: Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать еѐ содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.
Познавательное развитие:
Упражнять в выделении свойства предметов с помощью сохранных анализаторов. Формировать умение выделять признаки предметов. Формирование навыков использования осязания в процессе предметно- практических действий.
Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
Социально- коммуникативное развитие:
Формировать умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, умение просить помощи.
Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своѐм рабочем месте. Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.
Художественно- эстетическое развитие: развивать эстетический вкус. При выполнении работы на листе бумаги учитывать величину предметов и их соотношение. Развивать мелкую моторику рук, умение правильно держать карандаш. Развивать графомоторные навыки.
Требования к проведению коррекционной работы:
Ø обеспечить возможность каждого ребенка с нарушением зрения получать офтальмологическое лечение;
Ø предупреждать ухудшение состояния зрения ребенка (по рекомендации врача-офтальмолога);
Ø владеть информацией о результатах исследования врача-офтальмолога, знать остроту зрения ребенка, дни назначения окклюзий, т.к. при заклеивании здорового глаза ребенок может оказаться в состоянии слепого с остаточным зрением или слабовидящего;
Ø знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их выполнением;
Ø проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного утомления и физкультурные паузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом;
Ø оптимально использовать наглядные пособия;
Образовательная деятельность проектируется и реализуется на основе комплексно-тематического планирования. (Приложение 2). По каждой теме разрабатывается перспективный план. В планировании определены как общеобразовательные так и коррекционно-развивающие задачи.