Деятельность учителя-дефектолога.




Основная цель: оказание комплексной помощи ребѐнку при подготовке к восприятию материала в НОД, к самостоятельному участию ребѐнка в разнообразных видах деятельности (игре, элементарном труде, в лечении на аппаратах).

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Диагностика.

2. Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий с детьми.

3.Работа с родителями.

4.Участие в методической работе дошкольного учреждения.

Работа по разделам программы направлена на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения. Развитие мелкой моторики, осязания идѐт во всех разделах.

Работа по разделам программы:

Основные направления коррекционно-развивающей деятельности Содержание деятельности Формы организации деятельности
1. Развитие зрительного восприятия Развитие умения пользоваться оптическими средствами при рассматривании предметов. Составление из геометрических фигур узоров, предметных изображений, сложных геометрических фигур. Узнавание и называние основных цветов и оттенков, правильное использование эталонов цвета при описании, классификации групп предметов. Развитие глазомера. Сличение изображения по принципу сходства и различия. Познание окружающего мира с помощью всех органов чувств. Выделение различных свойств предметов признаков и свойств предметов, тренируя зрительные функции различения локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания. Фронтальные, индивидуальные, подгрупповые
2. Развитие пространственной ориентировки Развитие умения ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей тела. Соотносить пространственное направление собственного тела и стоящего напротив ребѐнка. Определение направления местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии. Передвижение в пространстве, ориентируясь по схеме пути. Развивать умение различать пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними с помощью зрения и осязания.   Индивидуальные, подгрупповые
3. Развитие социально-бытовой ориентировки Обследование предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания). Называние существенных признаков и особенностей окружающих предметов. Обогащение знаний о предметах, их существенных признаках. Формирование знаний о предметах быта, технике. Развитие представлений о правилах безопасного использования бытовой техники. Развитие представлений о некоторых видах труда. Формирование представлений о человеческом облике: мимика, жесты, походка, осанка, голос, речь, проявление эмоций. Фронтальные, индивидуальные, подгрупповые
4. Развитие осязания и мелкой моторики Формирование представлений о строении и возможности рук, названием и назначением пальцев. Обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных движений руки. Обучение приѐмам обследования предметов и их изображения. Обучение соблюдению определѐнной последовательности при обследовании предметов. Формирование приѐмов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов (классификация предметов по общим отличительным осязательным признакам. Ориентировка на микроплоскости с помощью осязания. Индивидуальные, подгрупповые

Выделяются дополнительные задачи реализации содержания образовательных областей в рамках деятельности учителя-дефектолога:

Физическое развитие:

Обогащать знания о строении человека. Функциях частей тела. Формировать умение выполнять одновременно движения руками и ногами. При работе на микропространстве координировать движения рук и глаза.

Развивать скоординированность и точность действий. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

Речевое развитие: Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать еѐ содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.

Познавательное развитие:

Упражнять в выделении свойства предметов с помощью сохранных анализаторов. Формировать умение выделять признаки предметов. Формирование навыков использования осязания в процессе предметно- практических действий.

Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

Социально- коммуникативное развитие:

Формировать умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, умение просить помощи.

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своѐм рабочем месте. Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.

Художественно- эстетическое развитие: развивать эстетический вкус. При выполнении работы на листе бумаги учитывать величину предметов и их соотношение. Развивать мелкую моторику рук, умение правильно держать карандаш. Развивать графомоторные навыки.

Требования к проведению коррекционной работы:

Ø обеспечить возможность каждого ребенка с нарушением зрения получать офтальмологическое лечение;

Ø предупреждать ухудшение состояния зрения ребенка (по рекомендации врача-офтальмолога);

Ø владеть информацией о результатах исследования врача-офтальмолога, знать остроту зрения ребенка, дни назначения окклюзий, т.к. при заклеивании здорового глаза ребенок может оказаться в состоянии слепого с остаточным зрением или слабовидящего;

Ø знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их выполнением;

Ø проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного утомления и физкультурные паузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом;

Ø оптимально использовать наглядные пособия;

Образовательная деятельность проектируется и реализуется на основе комплексно-тематического планирования. (Приложение 2). По каждой теме разрабатывается перспективный план. В планировании определены как общеобразовательные так и коррекционно-развивающие задачи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: