Данный раздел предполагает выбор профиля предприятия, обеспеченность посадочными местами, описание предприятия в соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий»; определение режима работы, формы обслуживания и организации производства, местоположения предприятия, виды дополнительных услуг, ценовой политики; оценку факторов, влияющих на конкурентные позиции, анализ возможностей и опасностей для предприятия со стороны рынка, выявление основных конкурентов, определение потенциальных потребителей по возрасту, характеру занятости, доходам, предпочтениям ассортимента и т.д. Маркетинговые исследования по средствам наблюдения проводят в действующей сети предприятий общественного питания.
Производственная программа предприятия – это план суточного выпуска продукции, включающий количество блюд, реализуемых в залах предприятия, магазинах кулинарии, а также для питания работников предприятия.
Методика разработки производственной программы зависит от типа предприятия и принятой формы обслуживания.
В предприятиях общественного питания со свободным выбором блюд исходными данными для составления производственной программы являются: количество потребителей, общее количество блюд по группам в ассортименте с учётом коэффициента потребления блюд, примерный ассортимент блюд и процентное соотношение блюд в ассортименте, дневное расчётное меню.
Ассортимент продукции, выпускаемой на предприятии, разрабатывается студентом в соответствии с требованием ГОСТ Р 50762-95, ГОСТ Р 50763-95, ГОСТ Р 50764-95. Ассортимент выпускаемой предприятием общественного питания продукции разрабатывается в соответствии с типом предприятия, набором помещений, оснащением его холодильным и технологическим оборудованием и представлен в меню. При определении ассортимента продукции можно использовать данные таблиц приложения Г.
Меню должно быть составлено в соответствии с порядком подачи и потребления закусок, блюд и напитков:
1. Холодные блюда и закуски:
- рыбная гастрономия;
- холодные рыбные блюда;
- натуральные овощи, салаты (рыбные, мясные, овощные);
- мясная гастрономия;
- мясные блюда и закуски собственного производства;
- холодные блюда из домашней птицы и дичи;
- сыры;
- овощные блюда и закуски;
- яичные блюда;
- масло сливочное и молочные продукты.
2. Горячие закуски.
3. Супы: прозрачные, заправочные, пюреобразные, холодные.
4. Вторые горячие рыбные блюда: рыба отварная, припущенная, жареная, тушёная, запечённая, блюда из котлетной массы.
5. Вторые горячие мясные блюда: варёное, жареное, тушёное мясо, блюда из домашней птицы и дичи жареные и тушёные, блюда из котлетной массы, блюда из субпродуктов.
6. Блюда из овощей.
7. Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий и мучные.
8. Блюда из яиц и творога.
9. Сладкие блюда.
10. Горячие напитки.
11. Холодные напитки собственного производства.
12. Мучные кулинарные и кондитерские изделия.
Определение количества потребителей
Количество потребителей может быть определено на основе графика загрузки зала или оборачиваемости мест в течение дня (таблица 1).
Таблица 1 – Примерные графики загрузки залов предприятий общественного питания различного типа.
13.
Часы работы | Оборачиваемость места за 1 час, раз | Средний процент загрузки зала |
Столовые | ||
800 – 900 | ||
900 – 1000 | ||
1130 – 1230 | 1,5 | |
1230 – 1330 | 1,5 | |
1330 – 1430 | 1,5 | |
1430 – 1530 | 1,5 | |
1530 – 1700 | 1,5 | |
1700 – 1800 | перерыв | |
1800 – 1900 | 0,6 | |
1900 – 2000 | 0,6 | |
2000 – 2100 | 0,6 | |
2100 – 2200 | 0,6 | |
2200 – 2300 | 0,6 | |
2300 – 2400 | 0,6 | |
Кафе, закусочные | ||
800 – 900 | 1,5 | |
900 – 1000 | 1,5 | |
10°°– 1100 | 1,5 | |
1100 – 1200 | 1,5 | |
1200 – 1300 | 1,5 | |
1300 – 1400 | 1,5 | |
1400 – 1500 | 1,5 | |
1500 – 1600 | 1,5 | |
1600 – 1700 | 1,5 | |
1700 – 1800 | 1,5 | |
1800 – 1900 | 0,5 | |
1900 – 2000 | 0,5 | |
2000 – 2100 | 0,5 | |
2100 – 2200 | 0,5 | |
Бар, рестораны | ||
1200 – 1300 | 1,5 | |
1300 – 1400 | 1,5 | |
1400 – 1500 | 1,5 | |
1500 – 1600 | 1,5 | |
1600 – 1700 | 1,5 | |
1700 – 1800 | 1,5 | |
1800 – 1900 | 1,0 | |
1900 – 2000 | 1,0 | |
2000 – 2100 | 1,0 |
При определении количества потребителей по графику загрузки зала основными данными для составления графика являются: режим работы предприятия, продолжительность приёма пищи одним потребителем (таблица 2) и процент загрузки зала по часам его работы.
Количество потребителей, обслуживаемых за 1 час работы предприятия, определяется по формуле (1):
Nr = р ∙φ ∙ х / 100, (1)
где Nr – количество потребителей, обслуживаемых за 1 час;
р – вместимость зала (количество мест);
φ – оборачиваемость места в зале в течение данного часа;
х – загрузка зала в данный час, %;
Оборачиваемость мест зависит от продолжительности приёма пищи и определяется по формуле (2):
φ = 3600, (2)
t
где t – время приёма пищи одним потребителем, с.
Общее количество потребителей за день составит
Ng = ∑ Nr (3)
Таблица 2 – Продолжительность приёма пищи одним потребителем
Наименование предприятия | Продолжительность приёма пищи, мин |
Ресторан при гостинице: | . |
завтрак | |
обед | |
ужин | 100 (1,6 ч) |
вечер | 150 (2,5 ч) |
Кафе с обслуживанием официантами: | |
день | |
вечер | 120 (2,0 ч) |
Бар с обслуживанием официантами: | |
день | |
вечер |