Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия 7 глава




[57] ...царево слово... — Приказ царя.

[58] Иконом убо обители тоѣ... мало страха Божия в сердцы его бяше. — По мнению Д. Скворцова, подразумевается Александр Булатников, служивший келарем Троице-Сергиева монастыря с 1622 по 1641 г.

[59] ...и многи книги оставив по себѣ своея руки. — Речь идет о переписке книг. Дорофей известен как книгохранитель. См.: Арсений, иером. Описание славяно-русской библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Предисловие. С. 6—7. Упоминание Дорофея как книгохранителя находится в записях на полях рукописных книг, например в Стихираре крюковом, XVI в. См.: Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собрания Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии // Записки Отдела рукописей Гос. библиотеки СССР им. В. И. Ленина. М., 1960. С. 129. В «Списке погребенных в Троицкой Сергиевой лавре, от основания оной до 1880 г.» (М., 1880) на с. 79 под № 832 назван инок Дорофей, келейный ученик архимандрита Дионисия, перечислены его обязанности и названа дата его смерти — 1614 г.

[60] ...то вѣдаютъ Олексѣй Тихоновъ и иные подъячие. — Алексей Тихонов упоминается во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря под 1627, 1628, 1635, 1638/39 и 1654 гг. Среди его вкладов два гнедых коня, несколько книг (рукописей) «Дионисия Реопагита, Апокалипсис в лицах, книга Козма Индикоплов в лицах, в ней же о шти днех, по цене все книги за...» (Вкладная книга...С. 246).В«Списке погребенных»А. Тихонов назван троицким каллиграфом (с. 55, № 612).

[61] «Яже в тайнѣ творитъ десница, сего не вѣдети шуйцы». — Перефразировка, ср.: Мф. 6, 3.

[62] ...инока...Антония Корсакова. — Имя старца Антония Корсакова записано в 1630 и 1633 гг., сначала в качестве вкладчика, затем посмертно (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. С. 203).

[63] ...монастырского слугу... Томила Яганова... — Стрелецкий сотник Томила Яганов упоминается в «Сказании Авраамия Палицына» (М.; Л., 1955. С. 214).

[64] ...Служни слободы... — Служняя слобода близ Троице-Сергиева монастыря.

[65] ...архимаритъ в Володимере, в Рожественном монастырѣ, именемъ Перфилей... — Рождественский Богородицкий монастырь был основан в XII веке. Порфирий был там архимандритом в 1621—1627 гг.

[66] ...посылают во Псковъ в Печерской монастыръ... взят быстъ... на Москву в Андроньев монастырь. — Имеются в виду Псково-Печерский монастырь и московский Андрониев монастырь.

[67] ...келаря Александра... — По-видимому, подразумевается келарь Александр Булатников, названный в главе Жития «О терпѣнии святаго...» икономом. См. сноску 58.

[68] ...строителем на Алатырь... — Речь идет об Алаторском Троицком монастыре, куда Симон Азарьин был направлен незадолго до смерти Дионисия и где он пробыл с 1631 по 1634 г.

[69] ...в Хотковском девичьи монастырѣ... — Этот монастырь основан в XIV в. вблизи Троице-Сергиева монастыря, в нем монашествовали родители Сергия Радонежского; женским монастырь стал с 1514 г.

[70] ...самому иконому обители тоя... — См. сноску 58.

[71] ...ис Помория, Каргопольскаго уѣзду, Кожеозерскаго монастыря... — Этот монастырь находился к юго-западу от Антониева-Сийского монастыря.

[72] ...пустынникъ инокъ Никодим именем... постриженикъ Чюдова монастыря... — Житие Никодима Кожеозерского составил Боголеп Львов незадолго до написания Симоном Азарьиным Жития Дионисия. См.: Соколова Л. В. Житие Никодима Кожеозерского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. XVII в. Ч. 1. А—3. СПб., 1992.С. 374—377.

[73] ...чюдотворца Алексѣя... — Имеются в виду митрополит Московский Алексей (1292 или 1298—1378) и его явление в житии Никодима.

[74] ...Боголѣп Лвов... понудивый мя сия написати... — Симон Азарьин неоднократно сообщает в Житии, что к написанию труда о Дионисии его «понудил» Боголеп Львов (ум. в 1675 г.). Черновой вариант своего сочинения Симон Азарьин посылал Боголепу Львову. См.: Понырко Н. В. Боголеп // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. А—3. СПб., 1992. С. 140—141.

[75] ...Иосифу, патриарху Московскому... — Он был патриархом с 1642 по 1652 г.

[76] ...156-го году... — Приведена дата начала написания Жития — 1648 г. Далее в чудесах приведены даты 1649, 1650, 1651 гг. А в настоящем чуде упоминается 1654 год.

[77] ...вышеупомянутый слуга Никита Кучин... — См. сноску 13.

[78] ...от инока Романа Базлова... — Некий Родион Базлов был троицким монастырским слугой (под 1629 г. записан его вклад в Троице-Сергиев монастырь «мерин... в цену за 7 рублев»: Вкладная книга... С. 246); среди сотников стрелецких в «Сказании Авраамия Палицына» назван Рахманин Базлов (с. 214) вместе с Томилой Ягановым.

[79] ...Никонову церковъ... — Храм над гробом Никона Радонежского пристроен к южному фасаду Троицкого собора в 1548 г.

[80] ...случися мнѣ побесѣдовати... з государевым ключником с Никоном Протопоповым... — Этот «самовидец», принимавший донских казаков «в государеве дворѣ», оставил богатые вклады в ризной казне монастыря; они записаны под 1662 и 1665 гг. (см.: Вкладная книга... С. 218-219).

[81] ...Петром Головинымъ... дворянинъ государевъ, емуже имя Петръ Головин. — Воевода Петр Головин в 1640-е гг. был направлен в отдаленные земли Сибири; сохранились письменные отчеты, челобитные с жалобами на жестокое обращение Головина с местным якутским населением и со спутниками по экспедиции. В монастырских документах и книгах посещение Головина не отражено.

[82] ...архимариту Андреяну... келарю Симону, и казначѣю Калиннику... — Здесь названы монастырские власти, в которые Симон Азарьин входил в качестве келаря: «Андреян, взят от Пречистые Богородицы с Толги 148 (1640)-го августа в 1 день. Был в архимандричестве 15 лет и 7месяцев, преставися во 164 (1656)-м году марта в 1 день»; «164 (1656)-го году марта в день дал вкладу бывшей казначей старец Калинник...» — цитируются записи Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря (с. 15 и 186).

[83] в посещении, де, преподобного инока Никодима с Олексѣемъ митрополитом вмѣсте обрѣтеся... в Кожеозерскомъ монастырѣ... — Это прямая ссылка на Житие Никодима Кожеозерского, в котором записано видение Никодиму преподобного Дионисия с Алексием митрополитом.

[84] ...обители Троицкой слуга, именем Федоръ Каменев... — Его имя записано под 1630 и 1639 гг. в монастырской Вкладной книге (с. 246—247).

[85] ...в церкви Богоявления Господа нашего Исуса Христа за Ветошным рядом. — В Москве было три Богоявленских монастыря. Один — на Ильинском крестце, второй на Никольской улице, третий — в Кремле, у Троицких ворот (это было Троицкое подворье). «Погребальных пѣний ради» архимандрита Дионисия привезли в Богоявленский монастырь на Никольской улице за «Вѣтошным рядом», после чего погребение состоялось в Троице-Сергиевом монастыре.

[86] ...нѣкий велъможа именемъ князъ Алексѣй Воротынской... — Алексей Иванович Воротынский, воевода в Туле (ум. в 1642 г.), известен как заказчик иконы «Преподобные Сергий и Никон Радонежские со ученики», находившейся в притворе Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (см.: Олсуфьев Ю. А. Опись икон Троице-Сергиева монастыря. Сергиев, 1920. С. 36).

[87] ...инокъ Антоний, рекомый Яринский. — Был пострижен в монахи в 1645 г. из священ-ников в Переславле (Вкладная книга... С. 208).

[88] ...Пушкарские слободы церкви Пречистые Богородицы Казанские и святого пророка Ильи... — Эта церковь не сохранилась; построенная на ее месте в 1752 г. деревянная церковь была разобрана в 1958 г. Сохранился каменный Казанский храм кон. XVIII в.

[89] ...октября въ 26 день на празникъ святого великомученика Димитрия... — Речь идет о Димитрии Солунском, греческом святом.

[90] Отпуст — краткое молитвенное благословение священника, после которого молящиеся покидают храм.

[91] Архимарит же Андреан и келарь Аврамий Подлѣсов... — Названы те власти Троице-Сергиева монастыря, при которых Симон Азарьин был казначеем (1634—1645). См. записи о вкладах: Вкладная книга... С. 175 и 180.

[92] ...размышляше пророчество Иванна Богослова от Опаколипсиса, разсужая о женѣ и о змии... — См. Апок. 17, 1—17.

[93] Василий Великий — один из отцов Церкви (ок. 329—379), автор догматических сочинений, один из творцов Литургии.

[94] ...храмъ брусяной чюдотворца Димитрия Селунскаго... и та церковь стала в забытии... — Это известие Жития представляет ценность для истории архитектурного ансамбля Троице-Сергиева монастыря.

Три последующие главы Жития Дионисия приведены по списку ГИМ, Синод. собр., № 416, так как в Погодинском списке они опущены.

[95] ...на Москвѣ на Троицкомъ Сергиеве подвории у Богоявления в монастыри... — Троицкое подворье находилось в Богоявленском монастыре на территории Московского Кремля, у Троицких ворот. См. также сноску 85.

[96].. .с протопопомъ Иваномъ Нероновым... - Иоанн Неронов (1591-1670) - священник, нижегородец, служил в Москве с 1640-х гг., был ключарем Успенского собора Московского Кремля, затем протопопом московского Казанского собора на Красной площади. Иван Неронов принимал у себя протопопа Аввакума, в дальнейшем выступал против нововведений патриарха Никона, за что был удален из Москвы: в 1654 г. его сослали в глухой Кандалакшский монастырь, откуда он бежал на Соловки; затем он снова в Москве, в Иосифо-Волоколамском и, наконец, в Переяславском монастыре. Исключение этой главы из Погодинского списка показывает, что к концу XVII в. его упоминание было нежелательным в определенных кругах.

[97] ...слуга, именем Никита Кучин... — См. сноску 13.

[98] ...почалъ прочитати на складняхъ подписи... — Имеется в виду практика записей не на бумаге, а на иконных досках.

[99] ...братъ Дионисий, рекомый Бирягинъ... — Упоминается как старец Троице-Сергиева монастыря во Вкладной книге под 1645/46и 1653 гг. (Вкладнаякнига. С. 208 и209).

[100] ...Варламъ, митрополитъ Ростовский и Ярославский... — Это Варлаам II, он занимал ростовскую кафедру с 1619г., умер в 1652 г.

[101] ...боляринъ Михайло Михайловичъ Салтыковъ... — Племянник Михаила Глебовича Салтыкова, соратника патриарха Филарета; М. М. Салтыков служил ближним судьей московского судного приказа, умер в 1671 г.

[102] ...мощи святѣйшаго Иева патриарха Московскаго... — Мощи первого патриарха Московского Иова, уроженца г. Старицы, были торжественно перенесены в Москву в 1652 г.; поручение об организации их перенесения было возложено на митрополита Варлаама и на М. М. Салтыкова. Вклады обоих названных лиц «по родителех своих» записаны во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря под 1615 и 1629 гг. (Вкладная книга, С. 38 и 61).

[103] ...архимаритъ Андрѣянъ... взят... от Пречистыя Богородицы из Толскаго монастыря... — Об Андриане см. сноску 82; Ярославский Толгский монастыръ (на левом берегу Волги) основан в 1314 г.

[104] ...на бѣзумныхъ противниковъ — на уставщика Филарета и на головщика Логина... — О головщике Логине см. сноску 36. Что касается уставщика Филарета, о его личности и деятельности находим сведения и соображения в работах Б. М. Клосса и С. К. Росовецкого. Б. М. Клоссу удалось показать, что еще при царе Иване Грозном дьякон Фома, впоследствии уставщик Филарет, служил в церкви Покрова в Александровой слободе, а в Троице-Сергиевом монастыре иночествовал более 50 лет. С. К. Росовецкий усмотрел в позициях Филарета черты вольнодумства и стремился пояснить мотивы противостояния архимандриту Дионисию; при этом он нашел в «Повести о царе Иване и старце» полемический подтекст, позволивший увидеть в реальном Филарете прототип безымянного головщика «Повести» (см. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII веков. М., 1980. С. 252; Росовецкий С. К. Повесть о царе Иване и старце как памятник демократической «смеховой культуры» XVII в. // ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 241—267).

[105] ...многи епистолии... посылая сего Иванна, способника себѣ на то имѣя... — Имеются в виду патриотические грамоты, составлявшиеся архимандритом Дионисием совместно с Иваном Наседкой (см. сноску 43) и рассылавшиеся из осажденного Троице-Сергиева монастыря по городам Московского государства, с призывом противостоять интервентам. Грамоты эти сохранились выборочно, публикация дошедших списков началась в XIX в. Примечательно, что в Житии Дионисия имя Авраамия Палицына, находившегося во время осады монастыря в Москве, не фигурирует при упоминании грамот.

[106]... «О огни»... — Здесь и далее речь идет об участии Дионисия в работе по исправлению богослужебных книг (см. сноску 43).

[107] ...той Иванъ... в строках поисправил и поисполнилъ... написавъ от себя, прислав мнѣ с моимъ писаниемъ вмѣсте. — Речь идет о том, как Иван Наседка дополнил присланное ему Симоном Азарьиным Житие Дионисия.

[108] Аз же... напослѣди написавъ особъ... преже предано быстъ иноку Боголѣпу прежнее писание, и того радив средину того писания не вписах... — Об участии Боголепа Львова в создании Жития Дионисия см. сноску 8, 74. Отметим авторскую щепетильность Симона Азарьина, постоянно разделявшего в тексте Жития «свое» и «чужое» изложение одних и тех же событий.

[109] ...речъ сего Иванна ключаря... 40 главизн... о прикладе огня... — Перечислены другие сочинения Ивана Наседки.

[110] О житии святаго архимарита Дионисия, списаном Иваном ключарем. — Эта часть заглавия в Погодинском списке отсутствует.

[111] ...во истории болшой доволно писано у Живоначалъные Троицы о разорении Московском. — Возможно, под историей большой здесь подразумевается «История» Авраамия Палицына, более известная как «Сказание» Авраамия Палицына; не исключено и другое произведение — «Повесть о разорении Московского государства», приписываемое Симону Азарьину.

[112] ...у Пятницы в Нижнемъ монастырѣ. — У Пятницкой церкви в Нижнем, или Подольном, монастыре, расположенном к юго-востоку от стен Троице-Сергиева монастыря.

[113] ...вина быстъ и промысленик Дионисий архимаритъ, а не келаръ Аврамей Палицынъ. — Симон Азарьин и Иван Наседка склонны противопоставлять названных лиц в пользу Дионисия. Авраамий Палицын принадлежал к старшему поколению, годы его жизни ок. 1550—1626; до пострижения в монахи (ок. 1597 г.) Авраамий приобрел жизненный и деловой опыт на дворянской службе (в миру он носил имя Аверкия Иванова Палицына). Будучи монахом, Авраамий Палицын входил в монастырские власти (был келарем Соловецкого, затем Троице-Сергиева монастыря, заменял там же сосланного архимандрита Дионисия в 1618 г., и т. д.). Конецжизни он провел на Соловках. По опыту работы и по склонности к писательскому труду Авраамий Палицын принимал участие в составлении и рассылке патриотических грамот. Главным его сочинением стала «История», или «Сказание», об осаде Троице-Сергиева монастыря, работа над которым продолжалась в течение ряда лет. Были созданы по крайней мере три авторские редакции (последняя из них — Соловецкая). Это произведение получило широкую известность (оно сохранилось в 226 списках, как это установил Я. Г. Солодкин, наиболее глубоко изучавший творчество писателя-публициста).

[114] ...у Николы чюдотворца в Клементъеве... — Около церкви Николы чудотворца.

[115] Иже во время подобное Господъ Египту в прекормление Иосифа и Товию праведнаго в Вавилоне и Израилю... — Ссылка на ветхозаветные сюжеты: об Иосифе, который по-могал голодающим, продавая хлеб (Быт., 41, 56—57), и о Товии, который алчущим давал хлеб, на-гим одежду и погребал умерших и убитых (Товит. 1, 17—18).

[116] ...аще похваляемъ естъ о строении старѣйшина блудницъ, во отеческихъ книгахъ, — александръский Сергий — о спасении инокинъ нечистыми за чистых... — Автор ссылается на рассказ из Скитского патерика (см. упоминание в рук. XV в.: Арсений. Описание славянских рукописей библиотеки Троице-Сергиевой лавры. М., 1879. Ч. 3. С. 93).

[117] ...и Товия - о милостыни и о погребении мертвых. — Ср.: Товит. 4, 7, 16—17,а также1, 17—18.

[118] ...указуя, которые царства и властельства за какие грѣхи и за неправды погибли, и которые государъства возвысилися Богомъ за какие правды и за какие добрые дѣла... — Возможно, здесь подразумевается политический трактат «Описание винъ или причин», называемый иначе «О причинах гибели царств», получивший распространение в русской литературе XVII, а потом и XVIII в. См. наст. изд., т. 14.

[119] И о таковыхъ грамотахъ... допросити Алексѣя Тихонова... — Об Алексее Тихонове см. сноску 60.

[120] ...он... писывал такие грамоты – и на Рязань, и на Сѣверъ, и въ Ярославль, и в Нижней Новъгородъ... — Речь идет о патриотических грамотах, составлявшихся Дионисием«с товарищи».

[121] ...Дмитрею Михайловичю Пожарскому... — Д. М. Пожарский (ок. 1578—1642) — князь, полководец, возглавлял отряд первого ополчения в осажденной Москве в 1611 г., после ранения находился в Троице-Сергиевом монастыре. С конца 1611г. руководил вместе с Козьмой Мининым народным ополчением и участвовал в освобождении Москвы.

[122] ...х Кузьмѣ Минину... — Козьма Минин (ум. в 1616 г.) — нижегородец, посадский человек, один из руководителей народного ополчения, участвовал в походе на Ярославль, в освобождении Москвы.

[123] ...ко князю Дмитрею Тимофѣевичю Трубецкому... — Д. Т. Трубецкойум. в 1625 г.,воевода; он поддерживал Лжедмитрия II, сотрудничал с И. Заруцким в первом ополчении 1611 г., но позднее присоединился к народному ополчению К. Минина и Д. Пожарского. Умер воеводой в Тобольске.

[124] Заруцкий Иван Мартынович — ум. в 1614 г., руководитель казачьих отрядов, поддерживал Лжедмитрия II, служил в пользу польско-литовских интервентов, чинил препятствия народному ополчению К. Минина и Пожарского. Был казнен как предатель.

[125] ...дьякъ на Москвѣ Григорей Елизаровъ... — Он же Геннадий-чернец. В Житии сообщается о его бегстве на Соловки «от бѣд и нужи, от литвы и от казаков — после разорения Москвы», тем не менее ему направлялась одна из грамот Дионисия.

[126] ...только сыщутся тѣ грамоты в монастырѣ у вас, либо в казнѣ после...или в Розряде в соборной келье... а в годѣх искати во 7119-м и во 7120-м и во 7125-м. — Примечательна осведомленность Ивана Наседки о местах хранения патриотических грамот, его забота при их розысках — он будто предвидел, что эти документы важны «грядущих радилет », и видел, что их не ценили даже современники.

[127] ...и для того надобны... держати тѣ грамоты осадныя для преди, на гордость велможь лукавыхъ. — Здесь очевидна озабоченность в сохранении грамот.

[128] И аще по Богослову открыти, юже под олтарем Господним... кровь нашу и всѣхъ св-тыхъ. — Ср.: Апок. 7, 9—10.

[129] ...а ныне всѣ то забыли и что за четыредесят лѣтъ дѣялося... — Так автор указывает дату своего обращения к событиям 1611—1612 гг.

[130] ...чюдо о Амфилохиеве отцѣ, какъ сѣялъ муку в сыновне воровствѣ. — Об этом см. в следующем чуде «О умножении хлѣба молитвами святаго».

[131] Отпуст — см. сноску 90.

[132] Троицкий Сергиев Казанский монастырь — Речь идет либо о Феодоровском Троицком монастыре в Казани, либо о Троице-Сергиевом монастыре в Свияжске. См. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СПб., 1877. Стб. 302, 305.

[133] ...в неже время самодержца не бысть в Московском государстве... — Имеется в виду «пик» Смутного времени — 1610-е гг., до избрания на царство Михаила Федоровича.

[134] Глава «О подвизѣх святаго, и о провожении святаго с образы воинских людей, и о пременении вѣтра молитвами святаго» до последних слов «и сего не погрешивъ Вседающаго десницыподавашеся ему» приведена по списку ГИМ, Синод. собр., № 416, так как в Погодинском списке она отсутствует.

[135] князь Дмитрей — по-видимому, Д. М. Пожарский.

[136] ...во многихъ молитвах концы писаные... по Савелиевѣ ереси... иноже по Ариеве ереси...И такия описи... трудами... мудраго мужа Дионисия изообличены... — Речь идет об обвинениях в приверженности еретическим учениям Савелия (III в.) и Ария (III—IV вв.), которые были подвергнуты критике на вселенских соборах и в сочинениях Дионисия Александрийского. В этих учениях излагались положения о Троице и ее членах, о Боге-Отце, Боге-Сыне и Духе Святом, о их раздельности и единстве.

[137] А церковь соборная тогда вдовствовала девять лѣтъ без патриарха: Филарет бо тогда в Полше заточенъ был. — Имеется в виду промежуток времени между 1610 и 1619 гг. О Филарете см. сноску 52.

[138] ...сего архимарита (Дионисия. — О. Б.)... приводим былъ на Патриарховъ двор... у царевы матери, в Вознесенскомъ монастырѣ, у Марфы Ивановны... на подворъе митрополита...— Названы места, где допрашивали и мучили Дионисия; это были не пыточные, а кремлевские палаты и покои, например, «царева мать» Марфа Ивановна (урожденная Ксения Шестова) проживала в кельях Вознесенского монастыря.

[139] ...а вину наричюще ему, яко имя Святые Троицы в книгах велѣл морати, и Духа Святаго не исповѣдуетъ, яко огнъ естъ. — Это наиболее сжатая форма обвинений, предъявленных на соборе Дионисию.

[140] ...на седми соборехъ... — На семи вселенских собрах.

[141] ...Савелиевы ереси... — См. сноску 136.

[142] ...ученика Ариева... — См. сноску 136.

[143]... А зрите о семъ «Богословия» Василия Великаго... — Пять книг в защиту учения о Святой Троице против Евномия.

[144] ...А въ печатных Служебникахъ... многия описи явилися; а здѣлалося то от мастера от Невѣжи Тимофѣева, да от наборщика от Ивана Григориева. — Назван московский типограф Андроник Тимофеев, по прозвищу Невежа (2-я пол. XVI—нач. XVII в.), издавший в 1602 г. Служебник ( сохранилось 83 экземпляра. См.: Сазонова Л. И. АндроникТимофеев // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI вв.). Ч. 1. Л., 1988. С. 40—42 ).

[145] ...пред службою Златауста двѣ молитвы: 1-я «Господъ Премилостивый»... «Господи, вѣм, яко нѣсмы достоин». — Приведены начальные слова молитв.

[146].. .от змиева его гонения, - от папы римскаго изблеваною скверною водою, Ростригою и Жигимонтом... уже 14 лѣт. — Змиево гонение — образ из Апокалипсиса; Рострига — это первый самозванец Лжедмитрий, Жигимонт — король Сигизмунд III, папа римский — Климент VIII.

[147] ...четыре патриархи вселѣнстии... двигнушася от престолъ своих и дошедше Гроба Господня... и избраша воеводу крѣпка... пресвятѣйшаго патриарха Феофана... и тако молитвамиихъ от Иеросалима до Росии во едино лѣто приспѣ здрав... — На самом деле Феофан выехал в Москву сам по себе, за «милостынею» на церковные нужды. ...патриарха Феофана...— Патриарх Иерусалимский Феофан занимал свой высокий пост с 1606 по 1644 г. В России он побывал дважды: будучи еще иеромонахом, он в 1603 г. находился в Москве с поручениями от тогдашнего иерусалимского патриарха Софрония. Царь Борис Годунов поручил Феофану отвезти к Гробу Господню греческое Евангелие, переписанное в 1596 г. Арсением Елассонским (хранится в Иерусалиме поныне). Второй приезд Феофана в Москву, в 1619 г., имел целью «бити челом о милостыни». Московские власти воспользовались приездом вселенского патриарха и с его помощью Филарет Никитич Романов был возведен на престол патриаршеский в Москве. Задним числом было распространено мнение, будто Феофана прислали специально для этой торжественной церемонии.

[148] И вскоре Филарет митрополитъ Феофаном патриархом поставленъ быстъ в патриаршество... И... повелѣша Ионѣ митрополиту Крутицкому предложити дѣло, еже на Дионисиясоставы... ту посрамлени быша вси с Крутицкимъ митрополитом Ионою... — Сразу после поставления Филарета патриархом Дионисий был оправдан и возвращен в Троице-Сергиев монастырь архимандритом (на этом посту его заменял Авраамий Палицын).

[149] В заглавии «О головщике Логине» (так в Погодинском списке) вписано дополнение «и о Филарете уставщике» в рук. ГИМ, Синод. собр. № 416 (по определению Б. М. Клосса, это и другие дополнения сделаны рукой Симона Азарьина). О Логине и Филарете см.сноски 36 и 104.

[150] ...А знамя налагая на единъ стих... розные... знамена напевая. — Знамена, знамя — это древнерусские ноты, или крюки. Речь идет о композиторских приемах Логина.

[151] ...А знамя налагая на единъ стих... розные... знамена напевая. — Знамена, знамя — это древнерусские ноты, или крюки. Речь идет о композиторских приемах Логина.

[152] ...Той вы крести Духомъ Святымъ и огнемъ. — Ср.: Лк. 3, 16.

[153] ...«Сотворимъ человѣка по образу нашему и подобию». — Быт. 1, 26.

[154] ...Давидъ глаголеть: «Руце твои сотвористе мя и создасте мя» и «Нога моя ста на правотѣ». — Пс. 118, 73 и 25, 12.

[155] «...от Давида реченное: Насаждеи ухо... создавый око... учай человѣка разуму!» — Пс. 93, 9 и 10.

[156] ...«Аврааму и сімени»... «и о сімени твоем благословятся вси языцы»... ііндѣ «и сѣмя твое наслѣдят землю сопостат своихъ»... — Здесь идет речь об искажении значения слова при изменении ударения.

[157] Окси (оксия) - надстрочный знак в церковнославянском языке - острое ударение.

[158] Свѣтлая статъя — имеется в виду нотный крюковой знак.

[159] Вария - надстрочный знак - черта с наклоном слева направо (ударение в конце слова).

[160] ...кого Павелъ апостолъ учитъ о пѣнии... «Аще не увѣмъ силы слову, кая полза ми есть, быхъ яко кимвал...» — Ср.: 1 Кор. 14, 6.

[161] ...Зрите, что Петру реченно быстъ: «Иди за мною... яже человѣческая»... — См. Мф. 16, 23.

[162] ...чадомъ Авраамлим... волю его творите. — См. Ин. 8, 37—39.

[163] ...ему «Благовѣстит Гавриил»... — Архангел Гавриил.

[164] ...в Никонской книге... — Имеется в виду сочинение Никона Черногорца «Пандекты».

[165] ....взятъ быстъ... яко Илъя на небо, и долу изверженъ быстъ, яко Симонъ волхвъ». — Имеется в виду ветхозаветный сюжет о том, как пророк Илия был живым взят на небо (4 Цар. 2, 11-12), и про Симона волхва (Деян. 8, 9-24).

[166] ...Бесѣдъ евангелскихъ и апостолскихъ... сия книга переведена быстъ в царство царя Ивана Васильевича, благословениемъ святаго митрополита Макария, Селиваномъ, ученикомъМаксима Грѣка... — Речь идет о переводе Бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, выполненном в 1524 г. Силуаном под наблюдением Максима Грека ( см.: Буланина Т. В. Силуан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 2. Л., 1989. С. 321—323 ). В списке Жития назван старый перевод Бесед: назван царь Иван Васильевич (Иван Грозный) и митрополит Макарий, занявший свой пост в 1542 г.

[167] ...Максимъ, чюдный философъ... исправил; такоже и Апостол толковой и иныя многия послания и повести чюдныи изъявилъ. До сего же Дионисия в дому Сергия... мало любили Максима Грѣка книгъ... — Максим Грек (в миру Михаил Триволис, ок. 1470—1555 гг.) — писатель, публицист, переводчик, родился в греческой семье в г. Арте, юность провел в Италии в среде гуманистов, постригся в доминиканском монастыре Сан Марко, затем обосновался на Афоне, где постригся под именем Максима в Ватопедском монастыре. В 1516 г. он приехал в Москву для перевода Толковой Псалтыри. По окончании работы Максим Грек не был отпущен из России. Он сблизился с кружком нестяжателей и подвергся обвинениям в ереси, а затем и порче богослужебных книг. Местами его заточения были Иосифо-Волоколамский и Тверской Отроч монастыри (в последнем он имел возможность читать и писать). Последние пять лет жизни Максим Грек провел в Троице-Сергиевом монастыре, где и был погребен у Сошественской (Духовской) церкви. Переводческое и литературное наследие Максима Грека обширно: он переводил сочинения отцов Церкви, жития греческих святых, словари; среди его произведений публицистика, в том числе об отношениях духовных и светских властей, по вопросам критики католичества. Сочинения Максима Грека переписывались до XIX в. См.: Буланин Д. М. Максим Грек // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 2. Л., 1989. С. 89—98.

[168] Четыредесятница — т. е. Великий пост, продолжающийся 49 дней.

[169] Пятидесятница — промежуток времени в 50 дней от Пасхи до Троицы.

[170] ...Григория Богослова чести... Златоустовы чести списания. — Названы авторитетные авторы, чьи сочинения Дионисий считал необходимыми для чтения и переписки.

[171] ...Дионисий... повелѣ добрымъ доброписцомъ написати книгиразличныя, идѣже годно ему, тамо разсылаше в монастыри во многия... — При Дионисии в Троице-Сергиевом монастыре оживилась книгописная практика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: