Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия 6 глава




И егда хотящу и повелѣвающу Дионисию чести книг евангелских или апостолских Бесѣдъ, то мятежь и брань в крылосах бываше. Логинъ бо головщикъ никогда не претерпѣваше и под нимъ сущимъ не даяше чести; такоже и Филаретъ с нимъ вкупѣ воспрещаху всѣмъ. Дионисий же бяше тщателен ко всему и самъ на крылосе поя иногда, и статьи любяше чести; его же доброе чтение и яко пѣние, тако и поучение мнози от братии и от клирикъ и от простыхъ чади и зѣло любяху слушати и хваляху вси разумѣющеи Писания. Логинъ же, величаяся о гласе своемъ, злѣ ненавидяше его поюща или чтуща, и злѣ понося и укоряяся, глаголаше: «Не ваше то дѣло, что пѣти или чести, зналъ бы ты то одно, архимаритъ, чтоб лишо с мотовиломъ своимъ на крылосѣ томъ, что болван, онемѣвъ, стоялъ». Архимаритъ же о всем молчаще. Сей же Дионисий почасту творя, поя и чтый, и не себѣ то творя, ни тщеславяся, но немощи немощныхъ нося; и не себѣ угождая, но ближняго к созиданию, видя бо всегда овехъ не приходящихъ, инѣхъ же изнемогающихъ ихъ душевней или телесней от смуты избавляя, издалѣча бо зря грядущая козни дияволя.

Случижеся нѣкогда мало на крылосе поющихъ, и зшедъ Дионисий с крылоса и хотяше статью первую чести. Логинъ же прискочивъ и исторже книгу из рукъ его; и падеся налой и с книгою на землю, и стукъ великъ бысть. Архимарит же Дионисий токмо лице свое прекрестивъ, и шедъ на крылосъ, сѣде и молчаше. Логинъ же прочетъ статью и пришед к архимариту и вмѣсто прощения начатъ плевати на нь и лаяти, яко пес. Архимаритъ же, вземъ свой жезлъ пастырский и мало махнувъ, глаголя: «Престани су, Логинъ, не смущай пѣнием Божиимъ и братиею всею, мощно намъ о томъ переговорити и после заутрени». Логин же тако возъярився, яко пес, скочивъ и исхитивъ из рукъ у Дионисия посохъ его пастырский, и изломи его на четыре части, и верже его в лоно ему. Дионисий же возрѣвъ ко образу Владычню и рекъ: «Ты, Господи Владыко, вся вѣси, и прости мене, грѣшнаго, аз согрѣших пред тобою, Господи, а не он». И сошед с мѣста, и пред образомъ Пречистые Богородицы всю заутреню плака; и после заутрени не возмогли всею братиею принудити того Логина, чтоб простился у архимарита.

31. О пришествии иеросалимскаго святѣйшаго патриарха Феофана в Троицкой морастырь

По милости Божии великий господинъ святѣйший Феофанъ, патриархъ святаго града Иеросалима, всеа Палестины,[173] егда многими труды своими и подвиги в мир введе во Илирице, еже в Скифохъ двѣ велицеи странѣ: великое царство Росийское и державство Польское, и тогда Московское владычество патриаршеством обновилъ, Киевскую же митрополию, падшихъ в латынъство отлучением во униятство, греческими законы от уният, яко ис тмы во свѣтъ изведе[174] и утвердивъ ихъ, яко возмощи имъ силою святыхъ книгъ стояти сопротив всемирнаго врага, папы римскаго. До сего Феофана патриарха во всей Росии малии от християнъ гречески писании глаголаху. Се же дивный Феофанъ патриархъ усиливъ в Руси многи сыны православныя греческии книги писати и глаголати, и философъство греческихъ книгъ до конца научилъ вѣдати. Потомъ же у великого царя Михаила Феодоровича сей премудрый святѣйший Феофанъ испросивъ, да бы ему далъ видѣти мѣста святыя, яже в Росии просиявшихъ святых Божиихъ угодников, ему же и все по воли его бысть.

Слышав же бяше о обители преславной Живоначалные Троицы, каковъ и что от еретиковъ и от латынникъ, и от измѣнников бысть томление мѣсту тому; и сомневашеся о разорении царствующаго града Москвы, како разоренъ бысть, и како то малое мѣсто спасено бысть. И хотяше видѣти з желаниемъ не мѣсто, но дивнаго хранителя — великаго святаго Сергия чюдотворца, како от толиких воинъствъ и от лютых золъ спасеся. И из царского града шедшу ему до обители святаго. Ему же честь сей Дионисий сотвори паче царского величества, внѣ бо монастыря изшед по обычаю; не по обычаю же, яко царю срѣтение, но во множестве чину священнаго во украшении святолѣпномъ, и умножениемъ драгихъ бисеръ, и многоцѣннымъ камениемъ и со множеством кадилъ с фимияном, и со множествомъ святыхъ иконъ; и братия вся со свещами. А мирстии священницы прежде и вси людие далече в поле стретиша, и со женами, и з детми; и вси святымъ к ногам сего святѣйшаго Феофана припадающе со слезами и друг друга утѣсняюще, вси благословение хотяще получити. Онъ же всѣмъ дая благословение; вси же тогда людие во изрядстве свѣтло, — но сие бывше по повелѣнию самодержца — и грядуще и благословляющеся благочинно, от стара даже и до младенцовъ, вси, падающе, покланяхуся. И егда вшедъ во обитель, и исполнися весь монастырь людьми, понеже мнози желающе видѣти его; падше, поклонишася ему до земли вси людие; и трижды воздѣвающе людие руцѣ горѣ, и, падающе, поклоняхуся ему. Он же начатъ плакати; и пѣвшим вечерню и молебная совершившимъ, онъ же святѣйший Феофанъ, ни х кому ничтоже вѣщая, но токмо плакаше беспрестанно.

По вечернемъ же пѣнии Дионисей архимаритъ со всею братиею моляше великую его святыню и чесность, да бы трапезу благословилъ, и едва на милость преклонился и иде в трапезу. И по обычаю своему моление сотвориилъ о царскомъ величествѣ, и о отцѣ его и матери его,[175] и о всемъ царьскомъ сигклите; и повелѣ грекомъ воспѣти многолѣтие царю государю Михаилу Федоровичу и потомъ отцу его, святѣйшему патриарху Филарету, и матери его, великой государыне, и потомъ всѣмъ християномъ. Поющим же прежде святымъ старцемъ Святыя горы Синайския, дванадесятьма инокомъ со архимаритомъ своимъ и с келаремъ, и потомъ повелѣ пѣти троицкимъ крылошаномъ, ихже числом бяше по дватцати по шти человѣкъ крылос. И по томъ сотвори благословение трапезе, и сѣде, и не вкуси брашна ничтоже, братию же повелѣ учредити. Слух же изыде, яко всенощному пѣнию готовляшеся; и мало почивъ, и воставъ рано велми, и повелѣ бдѣнию быти, и тако всю нощь препроводивше славословии Божии и на утрени; по времени повелѣ ко святѣй Литоргии благовѣстити. И егда прииде в церковь святую Литоргию служити, прежде молебномъ бывшимъ, и водѣ освященней бывши, и Святыя Живоначалныя Троицы образ отирая и окропляя,[176] со многими слезами, и святыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, такоже и пришедъ ко святымъ мощемъ великаго святаго чюдотворца Сергия и повелѣ архимариту Дионисию открыти святое лице чюдотворца; и егда отре губою, и объятъ его страх велий, и сердце его трепеташе в немъ, виде бо в нетлѣнии его суща; и перси святаго и руцѣ осязавъ, и дивляшеся; и став ко образу, зря Пресвятыя Троицы, и повелѣ толмачю толковати рѣчи своя и сказовати вслухъ всѣмъ людемъ благодарение ко Святѣй Троице и к Пресвятѣй Богородицѣ. И потомъ обратився к великому чюдотворцу, глаголаше сице: «О великий Сергий чюдотворец, изыде слава святаго жития твоего даже до востокъ солнечных, и благодарим Содѣтеля всяческимъ Христа Бога, яко и на конецъ вѣка дошедшимъ людемъ и вѣрующимъ в него даетъ упование не отпадати правыя вѣры за молитвъ Пречистыя его Матере, и вас ради, со всѣми святыми подвизавшимися по благочестии». И по том святую Литоргию самъ соверши со многими слезами. И толико чюдно моление его видети бѣ, яко всѣхъ сущихъ с нимъ подвиже источники слез точити, и внутрь и внѣ святыя церкви вси людие страхомъ и ужасомъ многимъ одержими бѣяху.

По совершении же святыя службы моли его величество отецъ нашъ Дионисий, да сотворитъ упокоение собѣ и всѣмъ сущимъ с нимъ, иже от Иеросалима на Русь пришедшимъ. И в трапезе почествование бысть, якоже и самѣм царемъ московским бываетъ на поклонение ко Святѣй Троицѣ в празники приходящии.[177] Трапезе же бывши предоволней, всѣми земными преизобилующи; святѣйший же Феофанъ по мноземъ покланянии с молениемъ Дионисия з братьею едва мало вкуси, и сидяше, ни ядый и ни пия, но плачася велми, и полотенца многи измочи слезами. И торжество велие бываше обѣда с пѣниемъ и со многимъ чтениемъ, но патриархъ самъ не утѣшимъ нимало от плача. Жалостне же Дионисию и з братиею бысть се, яко многъ труд и подвигъ ихъ вотще бысть, и мняще, яко нѣчто Феофанъ святѣйший гнѣвъ имать; и в тихости посовѣтовавъ, и бысть велми слезенъ и со всею братиею. И абие же святѣйший Феофанъ Духомъ Святым разумѣ, и начатъ бесѣду творити к Деонисию и ко всѣмъ братиям, глаголя: «Что смущаетеся, якоже о мнѣ, яко плачюся? И вы не скорбите си, но от радости сердце мое веселится, яже от васъ не ищу бо ничтоже вашихъ, но вас, по апостолу глаголющему: „Вы бо радость моя и венецъ”,[178] яко здравых вас обретох; прежде бо слышаша вся церкви восточныя скорбь вашу и трудъ, яже подъясте о Христѣ от гонящихъ васъ правыя ради вѣры. И мнѣ убо не невѣдомо же есть о всемъ, яже случишася вам беды подъяти, ныне же и очеса моя видеша вся, за что убо страдасте, и не без ума, зане многимъ вина бысте ко спасению. И яз от Иеросалима идохъ даже и до вас и моляхся Владыцѣ Господеви Богу моему, да не будет труд мой вотще, и уже ми о Христѣ приобрѣтохомъ, и со скорбию и з болѣзнию вашею обществовахомся, такоже и радости вашей уже началницы быхом; тѣмже радуемся с вами, плакахом бо с плачущимися с вами же; и нынѣ радуемся с радующимися с вами же. И прошу нынѣ у вас нѣчто видети, да еще возвеселюся по желанию моему».

Дионисей же з братиею пад на землю, и глагола: «О, главо честнѣйшая, паче всѣх человѣкъ на земли, се мы вси и вся наша в руку твою суть, что хощеши от раб своихъ, рцы нам!» Святейший же Феофан рече: «Ничто, но еже слышах, яко во время беды ратныя[179] дерзнуша от обители сея святыя вашея иноцы нѣцыи броня возложити на ся, и прияти оружия в руку, и ратоватися крѣпце, дадите ми сих видѣти!» Сия же слышавъ, Дионисей усумнѣвся и глагола: «Что се будет?» И в братии о том взыскание бысть. Иноцы, то дѣльцы суще, и рекоша Дионисию: «Яви нас, отче, владыце нашему, буди все по воли его». И явленно бысть святительству его, и абие пред лицемъ его сташа боле двадесяти числомъ, в них же первый бѣ именемъ Офонасей Ощеринъ,[180] зело старъ сый и весь уже пожолтел, в сединахъ; и еще возвестиша ему вся, яже о нем. И мало видя и рече к нему святѣйший Феофан: «О старче, старый воине, ты ли еси исходяй и начальствуя пред вои мученическими?» Афонасей же рече: «Ей, владыко святый, понужден бых слезами кровными». Такоже и от инѣх явленно бысть и о нем. Святейший же рече ко Афанасию: «Возлюбленный брате, и кое ти есть свойственне бяше: ко иночеству молитвами особь или подвиг пред всѣми людми?» Афанасий же пад, поклонися и глагола: «Всякая вещъ и дѣло, владыко святый, во свое время познавается; у вас, святых отецъ, от Господа Бога власть в руку — и прощати, и вязати; аз не вѣм, что творю или сотворихъ в повелѣнии послушания». И, обнажив главу свою, и приклонился к нему, и рече: «Извѣстно ти буди, владыко мой, се подпись латынникъ на главе моей от оружия, еще же и в лядвиях моих шесть памятей свинцовых обращаютца; и в кѣльи седя в молитвах, какъ найти было из воли такихъ будилников к воздыханию и стонанию? А се все бысть не нашимъ изволением, но пославшими нас на службу Божию».

Такоже и инии иноцы известиша святейшему же Феофану, доздѣ сѣдящу и ни к чесому не прикасающуся, — ни брашну, ни питию, отсюду же воставшу от трапезы; и совершению бывшу. И того Афонасия благословилъ, целова его любезне, такоже и протчихъ кровоточцов; и с похвалными словесы отпусти всѣх, и отиде на покой свой. Наутри же по святей Литоргии принесоша ему дары и чести великия; и ино убо прият же от святых, а ино отдал в домъ Пресвятыя Троицы и с милостию о братии.

32. О клобукѣ,[181] даномъ от патриарха Феофана архимариту Дионисию

Потом же повелѣ патриархъ Феофанъ конечный молебен пѣти Пресвятей Троице; и по молебну знаменався у святых иконъ и прииде ко гробу великого чюдотворца Сергия; и снемъ с себя клобукъ, яже ношаше на главѣ своей, и покропив святою водою, и сотре тѣм клобуком своим колѣне, и голене, и плеснѣ, и подошвы ногъ чюдотворца Сергия, и во гробе святаго приникну, под плеснѣ святых его ногъ подложи, и со многими слезами долго время моляшеся; а Дионисию повелѣ стояти откровенною главою без клобука. И взем свой клобукъ и под плеснию ног чюдотворца Сергия, и целова его, и повелѣ Дионисию целовати; и преклонь главу Дионисиеву, и возложи на нь руку, и архидиякону своему повелѣ возгласити «вонмемъ»; и архимарит Синайския горы трижды воспѣвъ «Господи помилуй», по-гречески «Кирелигисонъ» Феофанъ же держа рукою своею клобукъ на Дионисии, на главѣ, и глаголя молитву на возложение клобука; и по молитве благослови Дионисия в клобукѣ, и целова его во уста и рече: «Се во имя Отца и Сына и Святаго Духа дах ти благословение, сыну мой, и назнаменах тя в Велицѣй Росии посредѣ братии твоей, да будеши первый старѣйшинства над иноки многими по нашему благословению; и такожде и по тебѣ аще кто будет, да носят в мѣсте семъ святем наше благословение, величающеся и хвалящеся нашимъ смирениемъ, и отвѣтъ да творят радостен сице: „Се знамение намъ дано, яко патриарси восточни поклонницы суть святому мѣсту сему, и честь свою пред Святою Троицею оставив, з главы своея снявъ, по себѣ в память положи под нозе великому стражу и блюстителю великому богоносному Сергию чюдотворцу"». И повелѣ на оба крылоса во святей церкви воспѣти «Спаси, Христе Боже, отца нашего, архимарита Дионисия» трижды; и обратився ко братии, всѣм глагола: «Запишите себѣ се всѣ, яже содѣях о отце вашем архимарите; и впредь егда кто от братии нашея аще будет на поклонение здѣ, и то да буди нашего смирения изволение вѣдомо впредь по нас сущим родом, да и вам бы наше смирение и любовь не забывать и в молитвахъ своих памятьствовати» — и паки прослезився. Братия же и вси людие поклоншеся ему до земля и начаша глаголати попросту.


[1] ...ради казначѣйския... келарскаго ради строения... — Симон Азарьин называет должности — казначея (1634—1645) и келаря (1645—1658), — которые он занимал в Троице-Сергиевом монастыре.

[2] когда отторгнут есмь... и удалихся от него... — Симон Азарьин упоминает о переводе в Алатырский Троицкий монастырь (1631—1634).

[3] И пребых бездѣленъ в размышлении... убо побѣждаяся... — Ср. Предисловие к Житию Сергия Радонежского: наст. изд., т. 6, с. 254.

[4] ...священноинок Епифаний... — Епифаний Премудрый (2-я пол. XIV—1-я четв. XV в.), автор Жития Сергия Радонежского. См. наст. изд., т. 6, с. 254—411.

[5] ...якоже лѣнивый онъ рабъ приемый талантъ и скрывый в земли... — См. Мф. 24, 18.

[6] яко пес смрадный, от его богато дарованныя трапезы, яко падающими крупицами, питаем бывъ... — См. Мф. 15, 27.

[7] ...на преподобных чюдотворцов Сергия и Никона... — Имеются в виду Сергий Радонежский (ум. в 1392 г.) и его ученик Никон Радонежский (ум. в 1427 г.).

[8] ...и на твои святые молитвы, а яко от тебѣ повелѣнъ быхъ... дерзнухъ грѣшною моею рукою написати... — Здесь и далее автор обращается к Боголепу Львову, строителю Богоявленского монастыря (ум. в 1675 г.), который поручил Симону Азарьину написать Житие Дионисия. См.: Понырко Н. В. Боголеп // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. XVII в. Ч. 1. А—З. СПб., 1992. С. 140—141.

[9] ...Никодима, боголюбиваго пустынножителя... — Никодим Кожеозерский, пустынножительствовал на Севере 36 лет, ум. около 1640 г.; ранняя редакция его жития написана до 1648 г. Боголепом Львовым.

[10] ...яко во училищахъ филосовскихъ не бѣхъ, ниже грамматическия хитрости не навыкохъ... — Приведена традиционная формула авторского самоуничижения, распространенная в культуре русского средневековья.

[11] ...преподобнаго отца Давида, иже в Селуни. — Давид Солунский, греческий святой (ум. в 540 г.), память его 26 июня, житие составлено ок. 720 г.

[12] ...Германъ книгописецъ Стариченин... — Герман Тулупов (ум. в 1636 г.) занимался перепиской книг для Старицкого Успенского монастыря, для Троице-Сергиева монастыря, составил и переписал Четьи Минеи (1627—1632).

[13] ...слуга именем Никита Кучинъ... — Записан как щедрый вкладчик под 1630, 1643 и 1660 гг. (см.: Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. Загорск, 1987. С. 247 и 254). Среди вкладов названы два коня, изба, иконы, сабля, пара пистолей, пороховница.

[14] ...во град Старицу в Богородичный монастыръ. — Старицкий Успенский Богородицкий монастырь, основан в нач. XVI в.

[15] Нѣкогда же прилучися ему быти...и ползу многу от него приимъ. — Пропуск в рук. Погод. 712 восполнен по рук. ГИМ, Синод. собр., №416, л. 19—20 об.

[16] ...святѣйшимъ Гермогеномъ патриархом Московским... — Гермоген (ок. 1530—1612 гг.) был избран патриархом в 1606 г., занимал свой пост до гибели в 1612 г.; за выступления против польско-литовских интервентов был заключен в Чудовом монастыре и уморен голодом.

[17] ...вор назвався царевичем Дмитреем Ивановичем Углецким... — Речь идет о Самозванце — Лжедмитрии ІІ — Тушинском воре (ум. в 1610 г.).

[18] ...с царем Василием... – Василий Иванович Шуйский (1552-1612) находился на московском престоле с 1606 по 1610 г.

[19] ...на Лобное мѣсто... — Белокаменный помост на Красной площади в Москве, предназначенный для оглашения указов, а иногда и для публичных наказаний.

[20] ...апостола Павла слово и Златаустаго Иоанна... «Аще, - рече, - аз свяжу на земли, Богъ уже к тому не свяжетъ». — Возможно, автор обращался к киевскому изданию: Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий апостола Павла. Киев: Тип. Лавры. 1623.

[21] Октай — Октоих (от греч. — восьмигласник) — богослужебная книга, содержащая службы восьми гласов на каждый день недели.

[22] Минѣи мѣсечные — книги, содержащие богослужебные тексты и жития святых — по дням месяца.

[23] службы выпевая всѣ, и Триоди обе... — Имеется в виду Триодь — книга, содержащая богослужебные тексты на период поста (Триодь постная) или от Пасхи до первого воскресенья после Троицы (Триодь цветная).

[24] ...псаломъ «Помилуй мя, Боже»... — Пс. 50.

[25] ...в доску битъ... — Подавать сигнал, указывать время.

[26] ...патрахѣли, ризы, стихари... — Названия церковных облачений.

[27] Книжицу такову у себя в кѣлии имѣя, имяна ихъ писаны... — Имеется в виду помяник, или синодик.

[28] ...и по предѣльнымъ по всемъ церквамъ... — Т. е. по церквам, имеющим приделы с самостоятельными алтарями. Такие приделы были у Троицкого, Успенского соборов, у Духовской (Сошественской) церкви Троице-Сергиева монастыря.

[29] ...и в приписные монастыри... — Так назывались обители, зависимые экономически и духовно от более крупных монастырей. Приписным по отношению к Троице-Сергиеву монастырю был, например, Алатырский Троицкий монастырь, близ Симбирска, упоминающийся в Житии Дионисия.

[30] камокъ, тафтъ, дорогов, выбоекъ, крашанинъ, полотенъ... — Перечислены названия шелковых и льняных тканей, употреблявшихся в церковной практике для облачений священнослужителей.

[31] ...нѣцыи от иконописцов подобие лица его на бумаге начертаху. — Сохранились иконы, миниатюры и даже стенные изображения Дионисия. В публикуемой рукописи собр. Погодина, № 712 миниатюра помещена перед Предисловием. Она и другие изображения архимандрита воспроизведены в работе: Белоброва О. А. Портретные изображения Дионисия Зобниновского // Сообщения Загорского гос. историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1960. Вып. 3. С. 175—180, 6 иллюстраций. Миниатюра из рукописи Погодина № 712 воспроизведена на спинке задней обложки в кн.: Рукописные книги собрания М. П. Погодина. Каталог. СПб., 2004. Вып. 3.

[32] ...на крылосе же сам пояше... — На клиросе, среди певчих храма.

[33] Мнозем же праздникомъ службы великия, еже есть всеночныя пѣния, приложивъ при своем архимаричестве. — Дионисий заботился, чтобы в праздники службы в монастыре проходили особенно торжественно.

[34] И благодарныях лѣбы...в Сергиеве монастырѣ устави. — Имеется в виду чин благословения хлебов на всенощном бдении, когда после литии на середину храма поставляется стол с пятью хлебами и пшеницей и с сосудами с вином и елеем (таким образом испрашивается благословение на плодородие земли для пропитания людей). Этот чин известен с древности. Очевидно, в начале XVII в., как и ныне, этот чин не был обязателен для всех церквей.

[35] Богородичны догматы... творение... Иоанна Дамаскина, купно со Амморѣевыми стихѣрами пѣти повелѣ. — Богородичные догматики — это песнопения (всего их восемь, по числу гласов), исполняемые на всенощном бдении в честь Богородицы, которые содержат догматическое учение о рождении Бога-Спаса от Девы Марии; богослужебное творение их принадлежит Иоанну Дамаскину (VII—VIII вв.), византийскому богослову, философу и гимнографу. Амморейские стихиры, прославляющие Богородицу, — автором их считается Павел Амморейский, византийский гимнограф XI в.; эти стихиры исполняются также за всенощным бдением.

[36] ...от головщика Логина... — Логин Шишелев по прозвищу Корова (ум. в 1624 г.) был наделен певческим дарованием, служил мастером-распевщиком, «в хитрости пения и чтения первый бяше». Ему был присущ неуживчивый характер. Наряду с певческой практикой он заботился о переписке составленных им песнопений (сохранились рукописи с его именем). Логин принимал участие в обвинениях архимандрита Дионисия в еретичестве, публично его оскорблял. См.: Морохова Л. Ф. 1) Лонгин // Писатели и книжники XI—XVII вв.: ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 125—126; 2) Логгин // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. (вторая половина XIV—XVI в.) Ч. 2. Л—Я. Л., 1989. С. 71—72; Спирина Л. М. Малоизвестная певческая рукопись XVII в. из собрания Сергиево-Пасадского гос. историко-художественного музея-заповедника // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1995. М., 1996. С. 159—168.

[37] ...праздники полиелеосныя... шестерѣчные службы поютъ... — Полиелеосными праздниками называются такие праздники православной церкви, при которых производится служба с пением полиелеоса (т. е. 134 и 135 псалмов) и величания. Принадлежат к числу великих праздников. Полиелеос от греч. — многомаслие: в храме зажигаются светильники и проходит помазание верующих освященным елеем (маслом). Шестеричные службы принадлежат к разряду малых праздников; их название связано с указанием церковного Устава о чтении канона в такие дни «на шесть тропарей», т. е. по шести тропарей в каждой из его песен.

[38] Аще и величающеся нѣцыи и гордящеся... во всемъ противистася ему дияволимъ навѣтомъ. - Подразумеваются монастырские вотчинные власти (иначе «совладеющие» из бояр и дворян, для которых Дионисий был «простой мужик»). При восстановлении разоренного после осады монастыря вотчинного хозяйства вотчинные правители допускали злоупотребления, подлоги, присвоение земель и крестьян. Дионисий безбоязненно противился этим злоупотреблениям, чем навлек на себя недовольство. См.: Скворцов Д. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря (ныне лавры). Тверь, 1890. С. 359—375.

[39] ...зазывные грамоты... записи повинныя... грамоты управныя... дворы пусты показоваху... к разорению убытки сугубы... — Симон Азарьин называет документы, с помощью которых не называемые по именам правители вотчинных владений стремились умножить свои хозяйства, применяя обман, прикрываясь авторитетным именем обители Сергия Радонежского и не подчиняясь ограничениям, выставляемым архимандритом Дионисием. В рук. Погодина № 712 здесь и далее нарушается порядок изложения текста, переписанного, по-видимому, по рукописи с перепутанными листами. Сверка текста здесь и далее сделана по рук. ГИМ, Синод. собр.,№ 416.

[40] «Лутче, - рече, - женитися, нежели разждизатися». — См. 1 Кор. 7,9.

[41] О исцелении святаго глухому. — Это заглавие в рук. Погодина, № 712, пропущено, приводится по списку ГИМ, Синод. собр., № 416. В рук. Погодина, № 712, вместо глухому читается слепому.

[42] ...нѣкий слуга именемъ Иванъ Бабарыкин... — Его имя находим среди вкладчиков: слуга Иван Романов сын Баборыкин «дал вкладу... денег 40 рублев». См.: Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Издание подгот. Е. Н. Клитина, Т. Н. Манушина, Т. В. Николаева. Отв. ред. Б. А. Рыбаков. М., 1987. С. 245.

[43] ...приказъ царской быстъ... архимариту Деонисию да старцомъ обители тоя Арсению Глухому, да Антонию Крылову, да черному дъякону Закхѣе, да священнику Ивану, имянуемомуНасѣдке... — На самом деле исправление богослужебных книг троицким книжни-кам передал боярин Б. М. Салтыков, не согласовавший это предприятие с митрополитом Ионой. Старец Арсений Глухой известен как писатель и справщик Печатного двора (см.: Панченко А. М. АрсенийГлухой // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. СПб., 1992. Вып. 3. Ч. 1. А—3. С. 103—105); Антоний Крылов (не Крыслов!), «что был на Москве в книжных справщиках», назван посмертно под 1630 г. во Вкладной книге Троицкого монастыря (с. 203); черный дьякон Закхей вписан под 1631/32 г. в ту же Вкладную книгу как вкладчик строительных материалов (см. с. 195). Иван Наседка, священник (1608—1619), помогал архимандриту Дионисию в составлении патриотических грамот, а в 1615—1616 гг. участвовал в исправлении богослужебных книг. Иван Наседка занимался литературным трудом, в 1648—1649 гг. написал дополнение к Житию Дионисия. См.: Зиборов В. К. Иоанн Васильевич Шевелев Наседка // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. XVII в. Ч. 2. И—О. СПб., 1993. С. 63—65.

[44] ...в веси глаголемой Клементъевой... — Имеется в виду село Клементьево, ставшее подмонастырской слободой.

[45] ...в прежнихъ Служебниках печатных... А в старыхъ Потребникахъ харатейных и писменых... — Сопоставление печатных и рукописных книг свидетельствует о текстологических навыках, свойственных участникам «книжной справы».

[46] ...Крутицкого митрополита Иону... — Иона, митрополит Подонский и Сарский, управлял московской патриархией в 1614—1619 гг.

[47] ...митрополита Иону... архимарита чюдовского Аврамия с товарыщи... В то бо время... на Москвѣ патриарху не сущу... — Названы участники церковного собора 1618 г. Митрополит Иона в отсутствие патриарха управлял, достаточно неумело, церковными делами, доверяясь мнению клеветников и доносчиков, в том числе головщика Логина (см. сноску 36).

[48] ...полъского королевича Владислава... — Владислав, сын короля Сигизмунда III Вазы, с 1632 по 1648 г. польский король, в 1610 г. был претендентом на русский престол.

[49]. ...послаша в Кирилов монастыръ... — В Кирилло-Белозерский монастырь.

[50] ...послаша его... к Спасу на Новой. — В Новоспасский монастырь в Москве

[51] ...епитимию наложиша... — Т. е. назначили наказание, достаточно мучительное, с боль-шим количеством поклонов, с содержанием «в дыму» вдали от Троице-Сергиева монастыря.

[52] ...патриархомъ Филаретомъ. — Патриарх Филарет, в миру Федор Никитич Романов (1550-е-1633), отеццаря Михаила Федоровича. Возглавлял боярскую оппозицию при Борисе Годунове, насильственно пострижен в монахи (1601), сослан в Антониево-Сийский монастырь. Был востребован из ссылки Лжедмитрием I, поставлен ростовским митрополитом (1605). При Лжедмитрии II провозглашен патриархом (1608), направлен в составе посольства в Польшу за царевичем Владиславом (1610); до 1619 г. находился в Польше в качестве пленника. По возвращении в Москву стал патриархом и соправителем царя.

[53] ...по свидѣтельству вселѣнскихъ патриархъ... — Подразумеваются восточные патри-архи — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Сохранились документы, подтверждающие сношения московских властей с восточными патриархами. См.: Греческо-русские связи середины XVI—начала XVIII вв.: Греческие документы московских хранилищ. Каталог выставки / Составитель Б. Л. Фонкич. М., 1991.

[54] ...и в прежнихъ писменых в Потребниках и Служебниках новоприкладную рѣчъ о «огни» вычернивати повелѣ... — Таков, например, Служебник, изданный в Москве в 1616 г. (см.: Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI—XVII веках. Сводный каталог.М., 1958. С. 26. № 31), в сохранившихся экземплярах которого от руки вычеркнуты слова «и огнем».

[55] Ненавистницы жъ, иже клеветаше на святаго... посрамлени быша... и в заточении скончашася. — Это утверждение автора Жития не находит прямого подтверждения, что отмечалось в монографии: Скворцов Д. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкаго-Сергиева монастыря (ныне Лавры): Историческое исследование. Тверь, 1890. С. 308—309.

[56] ...в ѣкоего калугера, Рафаила именем... — Обстоятельства оклеветания архимандрита Дионисия со стороны Рафаила остаются неясными. Д. Скворцов в своей монографии убедительно показывает, что данный рассказ не поддается точной датировке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: