Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия 10 глава




И я, грешный, сказал ему: „Я, государь, хочу знать не о вашей жизни, но о себе: что ты подумал обо мне, безумном, когда взглянул на меня". И сказал он мне: „Не сердись, вы высмеивали святого мужа, и вам это грех всем, что не по-вашему он жил и всегда морил себя постом; а мне известно о нем, что он не ел ничего не только неделю, но часто и девять, и десять дней ни ложки воды не пил, а в <церковных> службах всех он ходил по заповеди нашей — и наг, и бос, и голоден, и холоден, да еще не умываясь, — не мыл ни лица, ни рук, как указано. И как ходил за больными, не смывая смрад и гной со своих рук и с одежды, и тем вытирал свои глаза и рот. А когда был молод, его всегда мучили блудные помыслы. И из-за этого он сопротивлялся мысленным врагам голодом или жаждою все время, а омовение и лица, и очей, и груди, и рук было всегда слезами, и тем он умывался и отходил к своим добрым делам. А та ваша насмешка была для меня тогда болезненна”».

9. О некоем иноке и о другом мирянине, как хотели искусить преподобного оболганием

Некий дворянин ехал мимо, имя ему Сулмен Зиновьев, он обратился к архимандриту, приглашая к себе на подворье знакомого ему инока по имени Антоний Корсаков. <Архимандрит> не поддался на его уговоры из-за нетвердой жизни того старца. Те же, сговорившись, снова пришли к <преподобному>, говоря лживо: «Необходимо проститься с мертвецом, которого везут мимо, он нам свой». Архимандрит стал наставлять старца. Они же все это отвергли, надо всем посмеялись; отошли, насмехаясь, будто перехитрили архимандрита. И обезумели, выпив много вина, убили там слугу монастырского по имени Томил Яганов. И привели их вместе с мертвецом, которого они раньше нарекли своим, ибо они своими руками его убили. Так приняли они возмездие за свой обман и непослушание.

10. О преставлении преподобного архимандрита Дионисия

Когда же пришло время преставления преподобного нашего отца архимандрита Дионисия, время переселиться из земной в загробную жизнь, — <как> поведали те, кто присутствовал при его смерти, — тогда он от церкви нисколько не отлучался, как и прежде, привык, будучи уже очень немощным. Накануне своей смерти он сам служил обедню и, выходя к вечерне, и к заутрене, и к обедне в тот самый день, не хотел сократить свой подвиг. В тот же день, когда подошло вечернее время, в самый благовест, он, встав, надел на себя клобук и мантию, намереваясь идти в церковь. Братия же, бывшие там, не давали ему выйти из его келии, ибо полагали, что от лица <его> исходит пот <смертный>. Он же, видя себя уже окончательно изнемогающим, просил о схиме; но некоторые, опасаясь первосвятителя, не стали разрешать ему принять схиму. И вскоре они послали доложить <патриарху> с грамотами, и тотчас увидели его <Дионисия> в изнеможении, желающего принять схиму. И, приступив, священники и диаконы начали налагать схиму, он же едва стоял, изнемогая от болезни. И, в то время как еще не довершили несколько молитв, <Дионисий> сел на своей постели и, благословив рукою некоторых монахов из братии и перекрестив свое лицо, возлег на своем одре, смежив очи и сложив сам на груди свои руки, предал душу свою в руки Господа, оставив по себе много плача и сетований братии. Святейший патриарх Филарет повелевает привезти тело его в Москву; и после отпевания привезли его в монастырь, в котором он поработал. И был погребен в 7141 <1633> году в день 10 мая.

11. О проречении святого иерею Феодору о его смерти при явлении <святого>

В то же время <жил> священник Служней слободы по имени Феодор, которого преподобный любил за его благонравие, кроме того, он был ему свояком. Священник, услышав, что архимандрит изнемогает, побежал к нему спешно, желая принять у него последнее прощение, но не успел, ибо уже предал он душу Господу. И, плача неутешно о своем отсутствии, что не оказался там, ушел он к себе домой, плача и рыдая. После этого он видит во сне архимандрита, о котором постоянно скорбел. А видение было таким: слышит он опять, как говорят ему про преставление архимандричье, как и раньше, и он как наяву спешно грядет, стремясь желаемое от него благословение и последнее прощание принять, и, представ перед ним, видит, что он многих благословляет рукою. И он подходит между другими, наклоняя голову свою к благословению, и, ничего не получив, снова наклоняет перед ним свою голову, требуя благословения. <Преподобный> же сказал ему тихо: «Зачем ты стараешься, кто благословения просит, <тот> здесь остается, а ты, — сказал, — и сам вскоре за мною будешь, больше не затрудняй меня». Он же, проснувшись, ужаснулся, и, придя в себя, рассказал о видении некоторым из своих близких, и через восемь дней и он отошел к Господу.

12. О видении святого священноиноку Перфилию

Был в обители Святой Живоначальной Троицы и преподобных чудотворцев Сергия и Никона священноинок, бывший прежде архимандритом во Владимире в Рождественском монастыре, по имени Перфилий, который был пострижеником и учеником этой честной обители; прежде он проживал в одной келье с преподобным архимандритом Дионисием, во всем подражая его житию от чистого сердца. <Перфилий>, узнав о преставлении его, сильно опечалился разлукой с ним, вспоминая его непритворную любовь к себе, особенно же зная о богоугодных подвигах и многотерпеливом незлобивом правиле жития его, что не дожил он до полной старости, приняв повеление праведных судеб Божиих преставиться от земной жизни к вечному покою. Он не мог удержаться от слез, помня о нем неотступно в сердце своем, поминая его многострадальное терпение, ибо много раз был оболган он перед царем, особенно же оклеветан перед первосвятителем, то в заточении, как уже прежде говорилось, то в епитемиях, — ничего дурного не сотворив, — но страдал всегда за правду, да еще и от своих соправителей принимал часто оболгания, укоры и наговоры.

Припомнив все это, стал просить он у Всемогущего Бога милости явить ему <правду> о <святом>, получил ли он воздаяние за свое многострадальное терпение и подвижничество. И, размышляя так долгое время, молит он Владыку Христа открыть ему это, как об этом он сам сказал мне, грешному. И после долгих молитв видит он во сне любимого им архимандрита Дионисия в прежнем облике, сидящего. Обрадовался он и припал к нему, думая, что это наяву и он жив; но затем, вспомнив, что он уже отошел к Богу, наклоняя перед ним свою голову, просит <он> благословения, говоря ему с радостными слезами: «Господин мой, архимандрит Дионисий, поведай мне, обрел ли ты благодать от Всемогущего за такое свое многострадание и за большие подвиги?» Он же, как наяву, благословил его, рукою осеняя, и сказал, утешая его: «О, Перфилий, радуйся со мною, потому что я принял благодать от Бога». <Перфилий> же, проснувшись, ужаснулся и, понемногу придя в себя, рассказал многим, благодаря Бога. Потом и мне, недостойному, поведал. Вскоре этого священноинока Перфилия по повелению самодержца забирают из его обители и посылают архимандритом в Псков в Печерский монастырь; потом он был взят оттуда в Москву в Андроньев монастырь. И там он умер, прожив свой век в добром устроении.

13. О видении святого некоей инокине

Некогда я, недостойный, был послан самим преподобным отцом архимандритом Дионисием и келарем Александром в качестве строителя в монастырь на Алатырь, который находился под их паствою, и стал я там пребывать. А по воле праведных судеб Божьих я там осиротел, лишившись преподобного отца архимандрита Дионисия; когда он переселился из здешней жизни в вечную обитель, я там не был, а <был> на Алатыре, как сказал раньше. И напала на меня беда неискупимая из-за оклеветания меня некоторыми злокозненными людьми перед первосвятителем. И, до того как была подтверждена моя < невиновность>, я был предан немилосердному мучителю для взыскания тысячи рублей по челобитью городских и уездных людей; прежние строители обидели их, а я был отдан им вместо них всех, до меня бывших, хотя был ни в чем не виноват пред ними. И я, недостойный, от таких напастей нестерпимых оказался в глубокой скорби, особенно же из-за моего сиротства, то есть потери отца своего, на которого и надеялся в этих обстоятельствах как на своего помощника. И потерял я уже надежду остаться в живых, не имея ниоткуда помощи, так как и сами власти не смогли пособить, ибо ярость первосвятителя была сильнее многих ходатаев. И многие, братия и мирские <люди> в чудотворцевой обители, видя меня во внезапной беде, роптали на тех, из-за которых я был предан, но помочь все не знали как, боясь быть преданы смерти.

Одна же монахиня, по имени Вера, находившаяся у родителей чудотворцевых Сергия Радонежского в Хотьковском девичьем монастыре, услыхав о таких моих неискупимых напастях, часто в слезах молилась обо мне Богу и Пречистой Богородице и преподобным чудотворцам Сергию и Никону; особенно же призывала она на помощь преподобного архимандрита Дионисия, склоняясь на мысль, что и живому станет она молиться о помощи страдающему безвинно. И в частых молениях видит она во сне, как наяву, храмы высокие и преукрашенные, несказанно <прекрасные>, и многих святителей в святительских одеждах, поднимающихся по лестницам в те храмы, которых она не знала, — и ко всем она припадает, прося помощи злостраждущему. От других же она слышит: «Жди, — говорят, — архимандрита Дионисия, он вскоре идет к Небесному Царю служить». И, долго простояв в ожидании, видит она архимандрита Дионисия, приближающегося к тем лестницам, в полном святительском облачении, с двумя дьяконами, — и припала она к преподобным его ногам, принимая его за живого, прося в слезах помощи беспомощному. «Вспомни, — сказала, — того, кого ты любил, а теперь он сильно страдает и не имеет ни от кого помощи». Он же коснулся ее рукою, велел подняться, говоря: «Не печалься, будет ему милость Божия и избавление от таковой напасти, а от меня вам благословение». И, благословив ее рукою, отошел от взора ее той же лестницею вверх. Она же, проснувшись, была радостна и рассказала все сыну своему, именем Михаилу. Услышав <ее рассказ>, он его записал, принес мне эту запись, когда я приехал по освобождении молитвами преподобных.

14. О пустыннике Никодиме, как он видел святого Дионисия вместе с митрополитом Алексием

Многие, кто слышал обо всем этом про отца архимандрита Дионисия, радовались душою, другие же сомневались и впадали в неверие, как и сам эконом той обители <из-за которого преподобный тогда переносил многие беды и напасти, от его властолюбия, как я и раньше говорил>, он был охвачен недоверием и не придавал значения услышанному, еще и другим запрещал верить. Через несколько лет после смерти <преподобного> пишут к келарю Александру из Северного края, из Помория, Каргопольского уезда Кожеозерского монастыря старцы Феодосий и прочие старцы, Богом наставляемые на уверение неверующим. Писание же их таково. Был, говорят, у них около монастыря в пятнадцати верстах среди леса инок-пустынник, по имени Никодим, жил в хижине малой на непроходимых болотных местах — постриженик Чудова монастыря святого архангела Михаила и чудотворца Алексия митрополита, что в Москве; этот инок Никодим удалился в пустынь после явления ему чудотворца Алексия, еще до московского разорения, и пребывал в той пустыни на речке Хозьюге 36 лет, подвизаясь постом и молитвами. И, когда приспело изволение праведного Суда Божия, чтобы переселить его из мира здешнего к вечным обителям, присылает он какого-то из пришельцев к игумену и к братии, умоляя их взять его к себе в тот монастырь. И, когда так и сделалось, рассказывает он игумену и братии о явлении святого Алексея митрополита, с которым, сказал, <был> и другой муж чудный, с крестом; благословил его преосвященный митрополит рукою, а тот, другой, осенил его крестом, и поведали ему про отхождение его от мира здешнего в вечные обители. Он же спросил святого Алексия о другом, что с ним, потому что он знал самого святого Алексия чудотворца по образу, как постриженик его обители, другого же он не знал, того, что крестом его благословлял. Святой же Алексей сказал ему: «Это Троицкого Сергиева монастыря архимандрит Дионисий». Услышав это, он удивился, так как до того ни в мирской жизни, ни в монашеской он его не знал, и был удостоен видения его.

И в течение сорока дней опять неоднократно <оба святых> являлись ему, утешая его, говоря: «Вскоре с нами, — говорили, — у Бога на покое будешь». Через сорок дней после первого их явления к нему, он умер, душу свою предал в руки Божии. Потом мы слышали об этой повести спустя несколько дней по написании ее от инока того же монастыря Гедеона, который служил ему во время его смертельной болезни. Впоследствии постриженик того же Кожеозерского монастыря боголюбивый инок Боголеп Львов, который и побудил меня все это написать <бывший прежде царским придворным>, известил писанием обо всем этом святейшего патриарха Московского и всея Руси Иосифа, так как был там сам и поверил преподобному иноку Никодиму пустынножителю, слышал он все из уст Никодимовых и все записал.

15. О явлении святого на море донским казакам и о победе над турками

Снова и снова я сомневаюсь и опасаюсь, как бы не обойти писанием того, что слышал, и молчанием того, что рассказывалось, чтобы <все это> не забылось окончательно. Если кто ложь принесет, сам себе на голову привлечет <ее последствия>, если же кто придерживается истины, то истина сама сделает убедительным всякое праведное слово. Мы же как слышали, так и написали. Когда уже это писание о преподобном архимандрите Дионисии было завершено, по просьбе инока Боголепа, в том же 7 156 <1648>-м году, вскоре после этого, неожиданно пришел ко мне вышеупомянутый слуга монастырский Никита Кучин. Он сообщает со слов инока Романа Базлова да слуги Василия, по прозвищу Львова, о приезде донских казаков и о поклонении их у гробницы архимандрита Дионисия. По его донесению их вызвали, и при расспросах они рассказали следующее. «Шли мы мимо церкви Никона <Радонежского> и увидели у гробницы архимандрита Дионисия трех человек поклоняющихся; мы спросили их: „Откуда вы знали архимандрита Дионисия, если гробу его кланяетесь?” Они же поведали нам, говоря в слезах: „Прежде он был нам незнаком, но большую помощь он нам оказал своим явлением на море против врагов. Уже говорили, что всем нам придется быть разбитыми турками, когда он явился нам; яркий свет сошел на нас, а на врагов наших напала тьма, и они ослепли. Мы были спасены явлением его и победили своих врагов. Ради этого мы и пришли поклониться, чудотворцам Сергию и Никону помолиться и гробу архимандрита Дионисия поклониться”».

И, выполнив свое обещание, они, благодаря Бога, пошли восвояси. Я же, написав об этом рассказе и весьма в том усомнившись, так как не получил об этом надежного свидетельства, смущался постоянно своими размышлениями, да не сочтется <рассказ> этот ложью. И в таких размышлениях прошло много времени. А в 7163 <1654> году сентября... день довелось мне побеседовать о деле духовном с ключником государевым, с Никоном Протопоповым, и он, словно Богом наставляем, спросил меня об архимандрите Дионисии и о житии его, приведя мне подлинное свидетельство о донских казаках, как они явлением его на море спаслись от безбожных турок. Сей Никон тех казаков кормил и потчевал по царской милости на государевом дворе. И ту повесть он достоверно слышал от них и сказал, что у него есть об этом рассказе записочка и казаков тех имена, и хотел прислать ту записочку.

16. Рассказ Петра Головина о чудесах святого

7 157 <1649> года августа в 4 день пришел в обитель Святой Троицы помолиться и чудотворцевым мощам поклониться дворянин государев по имени Петр Головин. После молитв чудотворцам он пришел к гробу сего преподобного архимандрита Дионисия. И совершает у гроба его достойное поклонение, говоря архимандриту Андреяну, и мне, келарю Симону, и казначею Калиннику, и старцам соборным: «Был я, — говорит, — на государевой службе за Сибирью в отдаленнейшем городе на реке, называемой Лена, до которого от царствующего города Москвы добираются за три года. И там я услышал об этом архимандрите Дионисии, как с митрополитом Алексием, московским чудотворцем, совершают они вместе чудеса, и при посещении преподобного инока Никодима был, де, он вместе с Алексием митрополитом в Помории Каргопольского уезда в Кожеозерском монастыре». Мы же слышали это от него и удивлялись неизреченным судьбам Божьим, — что от такого дальнего города и края такую чудную повесть о нашем отце он принес — на уверение истины и на радость и веселие душам нашим и тем, кто постигает величие чудес, которыми Бог прославляет угодника своего, поборника истины и пособника правде, подвизавшегося в наши годы, и написали об этом памяти ради.

17. О исцелении одного вельможи молитвами святого

Когда же мы услыхали эту повесть от Петра Головина, то записали ее и многим дали прочитать, потому что каждый хотел слышать всласть, вспоминая о нем, о благочестивом житии его. И слышал это той же Троицкой обители слуга по имени Федор Каменев, живший прежде близ его кельи и поработавший во многих поручениях у преподобного. И он поведал мне, когда говорил: «Сей святой архимандрит переселился из жизни здешней в вечные обители; и по распоряжению первосвятителя тело его отвезли в Москву для погребального отпевания. Его поставили в церкви Богоявления Господа нашего Иисуса Христа за Ветошным рядом. Случайно в то же время сильно болел некий вельможа, по имени князь Алексей Воротынский, его любил архимандрит Дионисий; и, когда тот вельможа узнал, что тело его находится в церкви, вспомнил он его любовь к себе и, зная о благонравном его житии, с верой посылает он отпеть над ним панихиду. И по окончании, когда принесли ему кутью, он вкусил ее и выздоровел молитвами святого». Услышав это, я это записал, да будут незабвенны чудеса этого святого.

18. Повесть инока Антония о чудесах святого

7158 <1650>-го года июня в 19 день поведал мне, грешному, и писанием отдельно известил меня инок той же святой обители Антоний, по прозвищу Яринский. «Плыл я, — сказал, — на монастырском насаде из Астрахани вверх с рыбой и с солью; и, когда мы миновали город Царицын, нас настигли пять человек донских казаков в малой лодке, за Денежным островом. Они умоляли нас, чтобы мы взяли их на работу на большое судно в охранники, как обычно бывает и на других больших насадах. Так мы и сделали по их просьбе, и в пути один из них поведал нам такую повесть. „Были, де, мы на море с другими казаками на войне, и принесло, де, нас волнами к каким-то островам, и нашему, де, старейшине явилась Святая Богородица с апостолами, с Петром и Иоанном, да с чудотворцами Сергием и Никоном; да с ними же, де, явился и третий инок неизвестный. Он же <казак> спросил чудотворцев, как наяву: вас, де, государей чудотворцев, знаю, этого же инока, которого с вами вижу, не знаю. И чудотворец, де, Сергий сказал ему: «Это троицкий архимандрит Дионисий». И предсказал ему быть побежденными от турок и «даст, де, Бог тишину, и вы, де, идите к берегу». И когда, де, старейшина наш поведал нам об этом явлении, вскоре турки нас разгромили, а иных побили. А мы, де, от того разгрома разбежались, а теперь по своему обещанию идем вверх и хотим помолиться в Соловецком монастыре”».

19. О явлении святого иерею Феодору и исцелении его от болезни

В 7159 <1651>-м году священник Феодор, <служивший> в церкви Пречистой Богородицы Казанской и святого пророка Ильи в Пушкарской слободе Троице-Сергиева монастыря, страдал смертельным недугом; он рассказал мне видение, которое видел 26 октября, на праздник святого великомученика Димитрия, в 9 часу ночи. «Лежал я, — говорил, — больной при смерти в своем доме, и явился мне архимандрит Дионисий во всем освященном облачении, а перед ним шел инок с горящею свечою; и говорил со мной архимандрит Дионисий, подняв меня за руку с постели; и велел тому иноку вести меня с собою в церковь, мне казалось, как наяву; и архимандрит своими руками ставил свечи перед местными иконами. А говорил он перед иконою Святой Троицы так: „Слава Тебе, Господи, что церковь святого пророка Ильи устроилась”. А мне, де, велел в тот час облачиться в ризы и служить молебен Пречистой Богородице чудотворной иконе Казанской и пророку Илье. И после отпуста архимандрит осенил себя крестным знамением, да и меня осенил. И в то время в церкви был шум; а я проснулся в своем доме и посмотрел на образ Пречистой Богородицы Казанской. А в монастыре, де, стали благовестить ко всенощной, и с этого момента я выздоровел».

И об этом видении своем он прислал мне списочек; я же, прочитав его, думаю, что не просто было это видение и ради чего Дионисий благодарил Бога, что церковь устроена, ведь еще при жизни преподобный много стараний прилагал, чтобы устроить церковь Ильи <пророка> под монастырем, на месте, где она ныне поставлена, как мы слышали многократно из его уст. Он был усерден верою и молитвою, крепок в подвигах и часто выходил с крестным ходом, то молясь о дожде, то о вёдре, простирая молитвы за всех православных христиан об умножении плодов земных. Ради этого он заботился о постройке церкви Ильи пророка, но не довелось ему устроить это при своей жизни. Прошло несколько лет после него, и люди, или припомнив его старания об этом, или по его молитвам наставляемые Богом, стали приходить к властям с мольбой, чтобы был у них храм Ильи пророка. И архимандрит Андреян, и келарь Авраамий Подлесов, и я, Симон, бывший тогда казначеем, по всеобщему прошению воздвигли храм чудотворный иконы Богородицы Казанской вверху, а пророка Ильи внизу. И потому, думаю, совершилось явление преподобного архимандрита Дионисия в церкви, так как дело это пришло к завершению по его обещанию; и почему видение это было явлено священнику Феодору, а не кому другому, я думаю, что это потому, что он некогда за имя преподобного принял тяжкие телесные раны за одно слово, когда говорил: «Ныне, де, у нас не Дионисий архимандрит»; и за это сподобился посещения от преподобного. Следует же и уразуметь, что это видение случилось видеть на праздник Димитрия Солунского; и это, думаю, неспроста: когда-то раньше мы слышали от священноиерея Ивана, по прозвищу Наседка, вскоре после осады Троице-Сергиева монастыря, он жил тут в монастыре и служил Богу в порученной ему церкви чудотворца Сергия на воротах. Для телесного отдохновения он имел каморку в крепостной стене. Как-то он сидел снаружи, размышляя о настоящем времени, и мысленно рассуждал о пророчестве Иоанна Богослова из Апокалипсиса про жену и змея: «Какие, — говорил, — страны великие из православия впали в еретичество: Рим великий и все западные страны. А теперь, де, уже думаю, что и до нас дошло, и кажется мне — не быть уже и на Руси православию».

Так размышляя, сидя сгорбившись под оконцем, он сильно плакал неутешно. Вдруг он слышит, что кто-то, придя к оконцу тому, ругает его сильно и говорит ему многие укоризненные речи: «Кто ты есть, — говорит, — если думаешь, что не быть на Руси благочестию? А того, — говорит, — не знаешь, что за вас молит Бога чудотворец Димитрий Солунский, да Василий Великий, да и ваш чудотворец Сергий молит Бога за вас. И будет на Руси благочестие, как и прежде». Он, проснувшись, пришел в чувство, порадовался и, придя, рассказал <все> архимандриту Дионисию, он тогда был еще жив. И теперь мне кажется, что для того тогда священноиерею Ивану объявлены были голосом Димитрий и Василий Великий вместе с Сергием в молебниках за всю Русскую землю, ныне же опять на его памяти были явления архимандрита Дионисия сему священнику Феодору. Я узнал теперь, что брусяной храм чудотворца Димитрия Солунского был до разорения в Троицком монастыре у каменной церкви чудотворца Сергия, на воротах, слева от алтаря на входе против лестницы. А разобрана, сказывают, та церковь в осадное время, и та церковь в забвении и до сих пор. А что перед ним инок свечу носил, это известно: это был ученик его Дорофей, чье строгое житие свидетельствовал сам архимандрит еще при своей жизни.

20. Предвозвещение о житии святого Дионисия

В нынешнем 7159 <1651>-м году довелось мне в Москве, на Троице-Сергиевом подворье в Богоявленском монастыре, побеседовать с протопопом <храма> Пречистой Богородицы, чудотворного ее образа Казанского, Иваном Нероновым, и между прочими разговорами он напомнил мне о житии сего преподобного архимандрита Дионисия, выразив желание, взяв у меня все, что было о нем написано, положить перед самодержцем. Я же не обрадовался этому и сказал ему, что написано все вчерне, а исправить набело не хватило времени. Больше же всего я сомневался, боясь преподобного, как бы вместо милости от него не претерпеть обвинений, заслуженных моей дерзостью, вспоминая строгое его житие и усилия трудов его благочестивых; что проповедую я людям благочестие своего учителя, а свою жизнь провожу нерадиво. И в таких сомнениях я выехал из Москвы в обитель преподобного Сергия в большой монастырь.

В те же дни вот что поведал мне той же великой обители слуга по имени Никита Кучин <о котором уже и в предыдущих повестях говорилось>: 7-го, де, апреля ночью видит он во сне пришедшего к нему незнакомого человека, который вручает ему грамоту и икону-складень, говоря ему, что это архимандрит Дионисий тебе прислал и велел тебе их отдать келарю Симону, а на словах, де, велел келарю сказать: «Зачем келарь Симон спешит писать мое житие, все мое архимандричье житие будет ему известно». И я, де, взяв икону-складень, начал читать на досках подписи и не смог прочесть, потому что очень мелко. И я спросил того человека, какое же это письмо? А он, де, мне ответил: «Это, де, написано житие архимандрита Дионисия, а сам, де, архимандрит живет на востоке в величайшем монастыре, а теперь, де, он пошел в большой Троицкий Сергиев монастырь в свою обитель». И, сказав это, он стал невидим. Тот же <Никита Кучин>, проснувшись, подивился такому видению и, записав его, принес мне эту повесть.

21. Явление иноку Гермогену о Дионисии

В 7160 <1651> году в день 23 декабря как-то мы беседовали с братиею и за разговорами стали вспоминать о житии архимандрита Дионисия, и, когда услышал про архимандричье Дионисиево житие брат Дионисий, по прозвищу Бирягин, то поведал нам такую повесть. «Был, — говорил, — года за три или немного больше до нашего времени в Троицком Сергиеве монастыре брат, проживал со мною в одной келье, по имени Гермоген, от рождения был скопец, и когда он стал изнемогать перед смертью, то был без сознания, и стихло его дыхание, так что мы сочли его уже умершим. И так было до трех часов; но вдруг он стал дышать и пришел в сознание, как и раньше. И, сев на постели, рассказал нам, как „был я, — говорил, — в прекрасных садах, которые невозможно описать, и меня водил некий привратник по многим местам, и видел я многих святых прежних святителей, и преподобных, и мучеников, которых мы привыкли в молитвах своих призывать. Я же много молился, чтобы мой сопровождающий показал мне место, где архимандрит Дионисий: душа моя желает его видеть, потому что он меня знал”. Он же ему сказал: „Сейчас возвратись обратно, и через четыре дня увидишь того, кого хочешь видеть, и здесь с ним будешь". И, когда миновали четыре дня, он умер». Мы же, услыхав это, благодарили Бога и написали <все>.

22. Явление святого архимандрита Дионисия преосвященному Варлааму, митрополиту Ростовскому, и повесть о нем же архимандрита Андреяна

В 7160 <1652>-м году во время святого Великого поста по повелению государя царя и великого князя всея России Алексея Михайловича преосвященный Варлаам, митрополит Ростовский и Ярославский, да боярин Михаил Михайлович Салтыков в городе Старице в Богородичном монастыре обрели мощи святейшего Иова, патриарха Московского и всея Руси. В ту же ночь, когда они захотели двинуться с мощами святейшего патриарха Иова в столицу, является преосвященному митрополиту Варлааму преподобный архимандрит Дионисий вот каким образом. Митрополит перед утром стоял на своем месте, вознося молитву Господу Богу, и показалось ему, будто он видит сон: слышит он, как говорят ему о пришествии к нему архимандрита Дионисия. Он видит его вошедшего, с кадилом в руке, раздувающего угли; сначала он кадил образа, потом покадил его. Внезапно он проснулся и пришел в себя, <Дионисий> же стал невидим его зрению, только ощутил <митрополит> сильное благоухание, дивясь рассудком такому видению. Еще он размышлял о посещении преподобного, когда пришел пономарь за благословением, чтобы звонить к заутрене. А повесть эту нам поведал сам преосвященный Варлаам митрополит.

И некогда мы беседовали в доме Святой Троицы у преподобного чудотворца Сергия с архимандритом Андреяном, и дошла речь и до этого, и мы удивлялись посещению архимандрита Дионисия, как он явился митрополиту Варлааму. Архимандрит Андреян говорил нам: «Был я некогда в этой обители, когда еще архимандрит Дионисий был жив, и он сказал мне: „Почему, — говорил, — не приходишь к нам в чудотворцеву Сергиеву обитель жить у нас?” Я же отказывался: „Где, — говорю, — обещался, там пребывать хочу". Он же мне сказал: „Если теперь и не желаешь пребывать здесь, то по времени по воле Божьей поживешь здесь на этом месте”. И через несколько лет после смерти его по повелению самодержца и первосвятителя я был взят из Пречистой Богородицы Толгского монастыря в Троицкий Сергиев монастырь в архимандриты. И когда я стал здесь жить, то вспомнил это проречение о себе архимандрита Дионисия». Я же, услышав это, велел написать.

23. Свидетельство ключаря Ивана Наседки о житии святого

Я, многогрешный Симон, написал все это по просьбе инока Боголепа Львова и предложил многим боголюбцам, знавшим и помнившим святого архимандрита Дионисия, это сочинение, <чтобы судили>, так ли было. И многие прочитали и подтвердили, что это правда, другие же усомнились, как я уже раньше говорил, и были охвачены неверием. Я собрал все это и подумал грешным моим умом, не сочтут ли некоторые, что я как его ученик и любя отца своего окружаю его восхвалением, да не обратят в ложь истину. Что я сам у него видел своими глазами и что слышал из его преподобных уст, в том я уверен и за то спокоен сердцем. А о слышанном <с чужих слов> я подумал узнать у знающих, бывших у архимандрита до меня, потому что Бог не хочет прославления лживыми словами, и святым неугодно получать восхваления за вымышленные чудеса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: