Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия 12 глава




Пронеслось тогда во всем царствующем городе Москве такое безрассудство, вызванное выдумками корыстолюбцев, взяточников, кровопийц, говоривших: «Явились, де, такие еретики, что огонь хотят в мире извести»; а простым людям того не объясняли и не рассказали, какой огонь и чего ради его оставляют. И много было ругани и споров между многими людьми. И знающие Священное Писание и об этом понимающие не смущались, простые же люди всяких званий, не знающие Писания и не понимающие ничего, печалились напрасно и скорбели сильно, больше же всех мастеровые и заготовители пищи; и ходили они толпами с дреколием и с камнями, пытаясь многократно этого святого мужа убить. И часто в дождливые дни поливаемого дождем водили его, иногда пешком, иногда сидящего без седла на скверной и худой клячишке, и били его веревками, гнали плетью, безумные люди осыпали его калом, песком и грязью и одевали его в скверную одежду, в изодранные рубища и обувь; а он, влекомый, веселился. И, когда встречался со знакомыми, тогда смеялся как младенец, не сердясь ни на кого и ни из-за чего ни с кем не пререкаясь и никого никак не браня. И скорбящие о нем, видя его беду, спрашивали его: «Святой отец Дионисий, что же это за беда с тобой?» Он же говорил: «Это не беда, но притча перед бедой». Любящие же его говорили: «Скажи нам, отче, что такое притча перед бедою, и что такое притча, и что беда?» И снова он отвечал: «Нет надо мною никакой беды, но скорее милость Божия на мне болыпая проявилась. А господин мой великий отец, преосвященный митрополит Иона, больше всех людей сделал мне добра, а это совершилось по судьбам Божиим как искушение мне для прощения души моей, на очищение грехов моих. А господин отец по делам моим смиряет меня, да не буду горд и надменен перед ним и перед братиею своею. И эта притча есть искушение Божье, а не беда. Ибо все беды и напасти в этой жизни и все злое, бываемое с людьми, не беда, но милость Божия. Беда же то, когда живому в геенне огненной мучиться навеки, со змеями, с бесами».

28. Об освобождении святого из заточения святейшим Филаретом, патриархом Московским, и святейшим Феофаном, патриархом Иерусалимским

По годовом мучении сего святого мужа совершилось попечение Божие о заключении мира в Русской земле следующим образом. Стало известно восточным церквам, как страдает горестно великая Россия от змиева его гонения, — от папы римского, изблеванною скверною водою, Расстригою и Жигимонтом, которые обряжались царевичами, и поедали ее эти гады уже 14 лет. Не оставили святые отцы, четыре вселенских патриарха, погибающие ростки российских семян; и держали совет между собой со всеми восточными церквами, как бы помочь во время жестокой отчаянной напасти. И поднялись со своих престолов, и, дойдя до Гроба Господня, молили там Царя Царем и Господа Господем Исуса Христа Бога Вседержителя, чтобы не дал злогрешным одолеть свое наследие. И избрали они воеводу крепкого, сильного исполина, который мог одолеть путь от востока до запада, не имея ни оруженосцев, ни сильных коней, но только одно Слово Божие на устах, способное сокрушить неодолимые крепости, — пресвятейшего патриарха Феофана, прекрасного и душою, и телом. И оградили его многими молитвами, и наполнили его слезами духовными вместо жертв благовонных, чтобы принести ему пищу голодным, лишенным всякого хлеба — Слова Божия — в великой России. И так молитвами их он дошел от Иерусалима до России за один год, здрав и праведен в благочестии, наполняя всех миром и любовью благодаря вере и делам по Евангелию Божию, созидая и утверждая оба здешних предела, Великую Россию и Малую, также соединяя и укрепляя их едино мыслить о том, как держаться старых законов греческого православия и не отлучаться древних уставов четырех патриаршеств. Что и сталось, для всех мир по милости Божией за молитвы Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых.

И внезапно перестала литься кровь христианская, митрополит Филарет был отпущен из Польши на Русь. И пока святейший патриарх Феофан пребывал здесь в Москве, ожидая Филарета, он узнал и о Дионисии все, что было, от многих знающих истину, и подал ему руку помощи, да возвысится правда о нем в церкви Божией.

И вскоре митрополит Филарет патриархом Феофаном был поставлен на патриаршество. И через неделю эти два патриарха приказали Ионе митрополиту Крутицкому предоставить дело по <ложному> обвинению Дионисия; и было много прений и разысканий по Священному Писанию. Дионисий стоял на допросе более восьми часов, достойно предъявляя против всех клеветников изобличения. И об этом его свидетельстве написано после этой истории отдельно «О огне»; здесь же говорится о том, как все там были посрамлены с Крутицким митрополитом Ионою, а праведник Дионисий был прославлен и восхвален пресветлым царем всея Руси Михаилом Федоровичем, как истинный страдалец, сильно пострадавший за Священное Писание. Патриархи же и митрополиты, и архиепископы, и весь освященный собор дивились ему, и целовали его все любезно, и благословили его с душевной радостью. И отпустили его в великую лавру с великой честью и со многими дарами, лучше старых времен.

Когда же он пришел в святую обитель, он снова держался старых своих добродетелей и обычаев — ко всем щедр и ко всем милостив, и всех ублаготворяя, как чадолюбивый отец, принимая на себя немощи добронравных и злонравных, великодушных и малодушных, не себе угождая, всегда заботясь о церковной красоте и о братском благочинии. И несколько иначе он вел себя теперь: когда в прежние времена надменные клирошане и другие церковники ошибались и впадали в какой-либо соблазн по ходу службы, отец Дионисий обнаружив это, не позорил их, а, тайком призвав, кротко наставлял; когда же и опечалит кого по мудрости своей, сам же того и утешит вскоре — или едой, или вкусным питьем. Теперь же он вместо молчания устремился светло учить и таковых доброму обычаю наставлять втайне с кротостью и челобитьем.

29. О головщике Логине и об уставщике Филарете

Был головщик по имени Логин; и этот Логин имел от Бога дарование сверх человеческого естества, красив был его голос, чистый и громкий, так что при его жизни мало было подобных ему; в искусстве пения и в чтении он был первым. И это было ему и суетный почет, и богатство, и пропитание. И не понимал он, что это ему Божье дарование; но благодаря этому дару был он обучен догматам православия, а грамматическое искусство и книжную мудрость — все называл еретичеством. И будучи мастером в пении, он учил многих учеников. А нотные знаки налагал на один стих и по пять, и по шесть, и по десять, и больше — роспевая разные попевки и разные знамена. Так же и сами ученики его, когда сойдутся <по незнанию не спевшись>, то у всех разноголосица. И невозможно сказать о том, что это такое, только — ересь, несогласие. И пел он, и читал, раздуваясь и гордясь, понося и бия, и обижая в милостыне, подносимой христолюбцами, всех подчиненных ему клириков, и не только простых иноков, но и священнического звания. И никто не смел ему возразить ни слова, и многие в слезах терпели его выходки.

И было среди клириков о нем много разговоров, и многие обращались к Дионисию, чтобы он справился <с ним>. И часто Дионисий припадал к Логину и умолял его, и государем, и отцом, и братом называя, и с отчеством: «В чем тебе, свет мой, польза, что все клирики и все церковники жалуются на тебя, да и ненавидят тебя и бранят и проклинают, а мы, начальники, как на образ на тебя смотрим; и какая польза нам с тобою распрю завести?»

При этом Логине также и другой инок, Филарет уставщик, совсем старый, монашествовал в обители Живоначальной Троицы, не выходя из монастыря более пятидесяти лет; а уставщиком он был больше 40 лет; на его добрые седины и смотреть было удивительно. У этого Филарета от невежества было две мысли недоброго умствования; и первая мысль его была такова: говорил он, что Господь наш Исус Христос не превечно от Отца родился, но тогда родился, когда был послан архангел Гавриил благовестить Пресвятой Деве Марии. Другая же мысль мудрствования: Создателя Бога, непостижимого и неизобразимого, Отца и Сына и Духа Святого — называл он изобразуемым и подобным человеку, и все части тела имеющим по человеческому подобию.

Были же эти Филарет и Логин друзьями, и Дионисия они ненавидели вместе за то, что их обоих, и старого уставщика, и головщика, Дионисий поучал и обличал, никому не разглашая, но втайне беседуя с ними. Часто он покоил их, приглашая <к себе> в келью, и говорил: «Отец мой, Филарет, что я слышу о тебе, а иногда и сам замечаю, что ты впадаешь в соблазн о Пресвятой Троице, о неизобразимом Божестве, постигнуть хочешь, понять — и сам погибаешь, и в братии смущаешь мало понимающих. Как <можешь> ты говорить, что человекообразно Божество? Перестань, отец честной, так думать и возьми в руки святые книги Дионисия и Григория Богословов, и Иоанна Златоуста, и Дамаскина, и в них там найдешь, что неприкосновенного касаешься, и о чем небесные силы не смеют помышлять, то ты хочешь постигнуть». Филарет же, не покоряясь, говорил: «Много ты книг читал, да Евангелию ты не веруешь, а мне у тебя что слушать?» Дионисий же со смирением просил его: «Скажи, отец честной, в чем я Евангелию не верю?» И Филарет говорил: «Если бы ты верил Евангелию, то не исключил бы слова Луки евангелиста, как сказано: „Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”». Отец Дионисий сказал так: «Отец Филарет, дело было, да совершилось, а мне тебя жаль, что в вере Христовой ты нетвердо умствуешь, книгам не хочешь верить». Филарет же сказал: «Я больше пророческим словам верю». Дионисий же сказал: «Да как ты нашел в пророках, что Божество человекообразно?» Филарет сказал: «Сам Господь Бог говорил: „Сотворил человека по образу нашему и по подобию”». Дионисий же сказал: «И каков образ Божий во Адаме, и в чем подобие его?» Филарет говорил: «Я о том с тобою не хочу и говорить». Дионисий же сказал: «Хорошо ты сказал, что ты не понимаешь и не различаешь, что есть образ и что есть подобие; ты, отец Филарет, скажи, имеет ли Бог части тела человеческие?» Филарет говорил: «Скажи ты мне, государь архимандрит, что Давид говорит: „Руки твои сотворили меня и устроили меня", и „Моя нога стоит на прямом пути” — о чем Давид говорит?» Дионисий сказал: «Скажу тебе все, но ты мне раньше поясни сказанное Давидом: „Насадивший ухо не услышит ли? и создавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, кто учит человека разумению!”»

Логин же сидел и смеялся. И архимандрит Дионисий сказал ему: «Что, преславный певец, чему ты смеешься?» Логин же стал плевать чуть ли не в лицо Дионисию. И встали оба, Филарет и Логин, и хотели выйти из его келии. Дионисий же, поклонившись им до земли, сказал: «Пощадите меня и не понуждайте меня впасть в грех. Это дело соборной Божьей церкви, а я с вами по любви наедине беседую и спрашиваю вас для того, чтобы царское величество и власть патриаршеская не узнали, и нам бы не оказаться в смирении и в отлучении от церкви Божией». Логин стал ругать архимандрита, говоря так: «Погибли святые места из-за вас, дураков; умножилось вас везде, неученых сельских попов; людей учите, а сами не знаете, чему учите». Архимандрит же Дионисий говорил Логину: «Ты мастер всему, что поешь, то же и говоришь. И того для себя не решишь, как правильнее надо произносить в пении и при чтении вслух, <различно> или одинаково; и ты в церкви Божией братию смущаешь и вводишь всех в смех, — в чтении читаешь или в молении глаголешь: „Аврааму и сéмени”, и опять: „и о сéмени твоем благословятся все народы”, и еще в другом месте: „и сéмя твое унаследуют землю врагов своих"; и везде поставлено ударение оксия над ятем — „о сѣ́мени”; да и ты так же сам выговариваешь, а как поешь? Ты вопишь громким голосом: „Аврааму и семенй его до века”, и светлую статью выкрикиваешь над „наш” и „иже”. И при чтении и молении глаголется „о сéмени” или „ сéмени”, а по твоему безумному кричанию вместо толкования „и сёмени” тут <получается> „ семенѝ”; и ставится при написании знак вария. И речь та самая безумная, а говорится от лица правителя и от начальства — к плутишкам и обманщикам, которые уклоняются от наказаний или от судебных взысканий, или от побоев и от ударов. И кто <из них> не хочет попасть под кнут или под батоги, да лжет и обманывает, чтобы придумать, как избегнуть наказания, да вертится, как собака; и над ним, бедным, смеются все люди и говорят: „Плати или возьми в долг или заверенное письмо давай, а не по семенй вам не избегнуть наказания обманным путем”. И ты первый человек среди церковников, который поет, а не понимает, кого апостол Павел учит о пении. И к чему это — „Воспою языком, воспою же и умом”, если я пою, а не понимаю, или говорю, а сам того не знаю, что это значит. И Павел говорит о том же: „Если я не понимаю смысла слова, то что мне в том пользы, стал я как кимвал, то есть бубен или колокол звенящий”; но бубен и колокол делу начало обозначают; человек же, если не знает в своем слове силы разума, то это не человек, а собака пустолайка; да другой никчемный пес чует, если приходит лихой человек или зверь и вор, и оттого он лает мало, да весть господину подает. Глупый же пес лает всю ночь, слыша издалека шум ветра, и на то злится. А ты, если и много поешь, а чем-нибудь малым гневишь Господа Бога, то что твой труд будет? Если кто земного царя целый год хвалит, а выругает его только раз, то не будет ли наказан жестоко и не погибнет ли мучительно? Смотри, что было сказано Петру: „Иди за мною, вражина, не понимаешь, что суть человеческое и что Божие”; и считающимся потомками Авраамовыми он говорил: „Вы <дети> отца вашего дьявола, ибо исполняете его волю”. А нам, братия господия, какой будет ответ, думающим, что высоко стоим?»

Логин с Филаретом слышали это и, как думали, вместе и сказали единодушно: «Мы веруем в Отца и Сына и Святого Духа, а больше того мы не знаем, да и не мудрствуем ничего; а кто мудрствует, тот сам увидит; а мы не еретики, а поем и читаем, и говорим, как исстари повелось в доме Живоначальной Троицы, — так мы этого придерживаемся и веруем». Дионисий сказал: «Отцы и братия, и бесы веруют, и трепещут, и молятся, но они никогда не покаются и не отстанут от зла». Филарет же говорил: «Да что мы делаем, скажи нам, отец?» И Дионисий сказал: «Хорошо ли это будет — сеять среди братии не полезное учение, а пагубное, как я сначала говорил, что твое лжеучение, да и Логиново пение <что он знамена пению полагает, как хочет, и племянника своего Максима научил петь «и цари», стихи пропел ему «Благовестит Гавриил» на семнадцать попевок разными знаменами, а иные стихи — славники — то переводом не только по пяти, но и по шести, и по десяти, и больше>, и то, отец Логин, не тщеславие ли, не гордыня ли, что твои ученики, где не сойдутся, тут и бранятся? И ты сам прочти в книге Никона <Черногорца>, когда был пустынник Асина, он научился у ангелов Божьих трегубному пению, которое и до сих пор известно как троестрочное, и потом возгордился, — и отступила от него благодать Божия, и дьявольским прелыцением он был захвачен бесами, а думал, что на небо, как Илья <пророк>, а был низвергнут вниз, как Симон волхв».

Услышав это, оба важных церковных начальника были сильно удручены, а никакой уступчивости к отцу <архимандриту> не показали, но еще впали в великий гнев; и в Кириллов монастырь, и в иные места, и в царствующий город многие вымыслы стали писать на святого сего отца Дионисия и восстановили против него и других неумных на его преподобство, и до самой смерти он терпел от многих <людей> злые беды.

30. О том же святом муже Дионисии, о Беседах евангельских

И о другом немалом <его> терпении подобает услышать. От Бога дано было ему от юности такое дарование: он держался всегда строго в своей келье, совершая молитвы, также прилежно читая и не откладывая от себя Беседы евангельские и апостольские. Эта книга впервые у него в обители в царствование Иоанна Васильевича по благословению святого митрополита Макария была переведена Селиваном, учеником Максима Грека, и эту книгу Максим, дивный философ, исправил всю своею рукою; также и Апостол толковый, и другие многие послания и повести дивные он составил и явил. До сего < архимандрита> Дионисиия в доме чудотворца Сергия мало ценили книги Максима Грека, а также и переведенные учеником его Селиваном, не считались с этими книгами. И на соборе во время торжественных служб уставщики не давали их читать. Следуя этому, Филарет и Логин, бредя о старине, подражали безрассудным и поступали не по разуму святых. Дионисий же нашел во многих уставах церковных, в разных рукописях, пергаменных и писанных на бумаге, что указано, чтобы на многие праздничные дни, особенно же во время всей Четыредесятницы и Пятидесятницы, читать как Григория Богослова также и сочинения Иоанна Златоуста, в том числе и Беседы евангельские и апостольские. Этими <сведениями>, найденными в уставах, Дионисий не пренебрег, а распорядился, чтобы умелые писцы переписали различные книги, и разослал во многие монастыри, куда ему было угодно, особенно же в соборные храмы, так что они в царствующем городе Москве и по сей день находятся в книгохранительнице великой главной церкви и прочитываются патриархом и всем святым собором российским. Это широкое море неисповедимых поучений Златоуста, которыми, как бесполезной лужей, гнушались ленивые нечестивцы; благодаря дивному сему Дионисию был очищен путь к этому широкому морю для всякого звания и возраста; Филарет же и Логин этот путь ненавидели.

И когда Дионисий выражал желание и распоряжался читать книги Бесед евангельских и апостольских, то на клиросах бывали возмущение и ругань. Головщик Логин никогда на это не соглашался и своим подчиненным не давал читать; также и Филарет с ним вместе запрещал это всем. Дионисий же был настойчив и к тому же и сам на клиросе пел иногда, и любил читать статьи; его достойное чтение и как пение, так и проповеди очень любили слушать многие из братии и из простых людей, и все понимающие в Священном Писании хвалили его. Логин же, кичившийся своим голосом, жестоко ненавидел, когда он пел и читал, и зло упрекая и укоряя его, он говорил: «Не ваше это дело — петь или читать, знал бы ты одно, архимандрит, чтобы только со своим мотовилом на клиросе стоять, молча, будто болван». Архимандрит на это промолчал. Дионисий часто это совершал — пел и читал, и не для себя это делал, не из тщеславия, но беря на себя немощь тех, кто был не в силах <это делать>; не себе угождая, но для назидания ближнего, ибо видел всегда одних не приходящими <к службе>, других — изнемогающими душевно и телесно, и избавлял их от смущения, издалека распознавая грядущие козни дьявола.

Однажды на клиросе оказалось мало поющих, и Дионисий, сойдя с клироса, хотел читать первую статью. Логин подскочил и вырвал из его рук книгу; и свалился аналой с книгой на землю, и раздался громкий стук. Архимандрит же Дионисий только перекрестил свое лицо, прошел на клирос и молча сел. Логин же прочел статью и, придя к архимандриту, вместо того чтобы попросить прощения, стал на него плевать и его ругать, как пес. А архимандрит, взяв свой пастырский жезл и слегка им взмахнув, сказал: «Перестань, Логин, не вноси смятение в службу Божию и во всю братию, можно нам о том переговорить и после заутрени». Логин же так разъярился, как пес, вскочил и выхватил из рук Дионисия пастырский его посох, разломил его на четыре части и бросил <обломки> ему в грудь. И Дионисий обратил взор к образу Господню и сказал: «Ты, Господи Владыко, все знаешь и прости меня, грешного, я согрешил перед тобою, Господи, а не он». И сошел с места, и плакал перед образом Пречистой Богородицы всю заутреню; и после заутрени всею братиею не смогли заставить того Логина, чтобы он просил прощения у архимандрита.

31. О пришествии иерусалимского святейшего патриарха Феофана в Троицкий монастырь

Когда по милости Божией великий господин святейший Феофан, патриарх святого города Иерусалима, своими многими трудами и подвигами установил мир в Иллирице <а в Скифии две большие страны: великое царство Российское и держава Польская>, тогда он обновил Московское государство патриаршеством, Киевскую же митрополию, где <христиане> впали в католичество, путем уклонения в униатство, он вывел, как из тьмы на свет, из униатов с помощью греческих законов и утвердил их, чтобы они могли силой святых книг противостоять всемирному врагу, папе римскому. До <приезда> этого патриарха Феофана во всей России мало кто из христиан владел греческим языком. Дивный же этот патриарх Феофан дал силу многим сынам православным в России греческие книги переписывать и разуметь и научил вникать до конца в философство греческих книг. Позднее премудрый святейший Феофан испросил у великого царя Михаила Феодоровича, чтобы он дал ему увидеть святые места просиявших в России святых Божьих угодников, и все это состоялось по его желанию.

Он слышал про обитель преславной Живоначальной Троицы, как было притеснение этому месту со стороны еретиков, латынщиков и изменников; и он спрашивал о разорении царствующего города Москвы, как был он разорен и как это малое место — <Троицкая обитель> — было спасено. И захотел он увидеть не то место, но дивного хранителя <месту> — великого святого чудотворца Сергия, как он от стольких войск и от лютых зол спасся. И отправился он из царского города к обители святого. Архимандрит же Дионисий оказал ему честь выше царского величества, ибо вышел из монастыря, как полагалось, но <устроил все> не по обычаю, как встречу царских особ, со множеством лиц священного звания, в сверкающих облачениях, украшенных жемчугом и многоценными камнями, со множеством кадил с благовониями, со множеством святых икон; и вся братия со свечами. А мирские священники и все люди раньше встретили его далеко в поле, и с женами, и с детьми; и все к святым ногам сего святейшего Феофана припадали со слезами и друг друга толкали, все хотели получить благословение. И он всем дал благословение; все же люди были тогда в праздничных одеждах <но это было по повелению самодержца> и шли, и благословлялись благочинно, от мала до велика, все падали ниц. И как только он вошел в обитель, наполнился весь монастырь людьми, потому что многие желали видеть его; они падали перед ним, кланялись ему до земли — все люди; трижды воздевали руки люди и падая ниц кланялись ему. И он стал плакать; вот отпели вечерню и службу совершили, сей же святейший Феофан никому ничего не говорил, только плакал не переставая.

После же вечерней службы архимандрит Дионисий со всею братиею усердно просил его великую святость и честь, чтобы он благословил трапезу, и едва он на милость склонился и пошел в трапезную. <Здесь> он по своему обычаю совершил молитву о царском величестве, и об отце его и матери его, и обо всем царском синклите; и приказал грекам петь многолетие царю государю Михаилу Федоровичу и потом отцу его, святейшему патриарху Филарету, и матери его, великой государыне, и потом всем христианам. Сначала пели святые старцы Святой горы Синайской — двенадцать иноков со своим архимандритом и с келарем, а потом он приказал петь троицким клирошанам, которых было числом по двадцати шести человек на <каждый> клирос. И после этого <патриарх> благословил трапезу, и сидел не притронувшись ни к одному кушанью, братию же он повелел угостить. Прошел слух, что он готовился к всенощной службе; и, немного поспав и встав очень рано, повелел он быть бдению, и так всю ночь провел на славословии Божьем и на утрене; по времени указал звонить к святой Литургии. И когда пришел в церковь служить святую Литургию, — до того были молебны и было освящение воды, и он отирал и окроплял со многими слезами <этой водой> образ Святой Живоначальной Троицы и икону святой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, — и так он пришел к святым мощам великого святого чудотворца Сергия и повелел архимандриту Дионисию открыть святое лицо чудотворца; и когда отирал его губкою, объял его страх великий, и сердце его стало в нем трепетать, ибо увидел он его нетленным; и коснулся он груди и рук святого и дивился; и став пред образом, глядя на Пресвятую Троицу, он повелел переводчику переводить свои речи и принести вслух всем людям благодарение Святой Троице и Пресвятой Богородице. И потом он обратился к великому чудотворцу и говорил так: «О, великий Сергий чудотворец, слава святого твоего жития дошла даже до солнечных восточных <стран>, и мы благодарим Создателя всего сущего Бога Христа за то, что и дошедшим до конца времен и верующим в него людям он дает надежду не удаляться от православной веры за молитвы Пречистой его Матери и ради тебя, со всеми святыми, подвизавшимися во благочестии». И после этого он сам совершил святую Литургию со многими слезами. И настолько дивно было видеть его моление, что у всех, находившихся с ним, он вызывал слезы, и все люди, снаружи святой церкви и внутри, были охвачены страхом и великим ужасом.

По окончании святой службы отец наш Дионисий просил его величество, чтобы он устроил отдых для себя и для всех, кто с ним прибыл из Иерусалима на Русь. И в трапезной состоялось чествование <патриарха>, какое бывает и самим царям московским, когда они приходят в праздники на поклонение Святой Троице. Трапеза была предостаточная, она изобиловала всеми земными <плодами>; святейший же Феофан после многих уговоров с поклонами <последовавших от> архимандрита Дионисия и братии едва притронулся к еде и сидел — не ел и не пил — но сильно плакал и много полотенец омочил слезами. И был большой торжественный обед с пением и со многим чтением, но патриарх сам ничем не мог утешиться и перестать плакать. Горько было это Дионисию с братиею, что труд их большой и подвиг оказались тщетными, и они думали, что святейший Феофан на что-то гневается; и, потихоньку посовещавшись, сделался архимандрит печален и со всею братиею. И тотчас святейший патриарх Феофан Духом Святым понял <это> и стал беседовать с Дионисием и со всеми братьями, говоря: «Что вы смущаетесь обо мне, почему я плачу? Вы не скорбите, это от радости сердце мое веселится, я у вас ничего не ищу вашего, но ищу вас, — как говорил апостол: „Вы радость моя и венец", — что нашел вас здоровыми; ибо раньше слышали все церкви восточные о скорби вашей и трудностях, какие вы вынесли заботами Христа от ваших гонителей ради православной веры. И мне тоже не неведомо обо всем том, какие случалось вам претерпеть беды, теперь же я и своими глазами увидел все, за что вы страдали и не напрасно, потому что для многих вы стали основой спасения. И я шел от самого Иерусалима до вас, молясь Владыке Господу Богу моему, да не будет труд мой напрасным, и уже я ко Христу приобщился и разделил с вами ваши скорби и болезни, также и радости вашей зачинщиком был; потому и радуемся мы с вами, что плакали мы вместе с вами плачущими; и ныне радуемся мы с вами радующимися. И прошу теперь еще кое-что увидеть у вас, чтобы еще больше возвеселиться по желанию моему».

И Дионисий с братиею пал на землю и сказал: «О, глава достойнейшая, более всех людей на земле, вот мы все <перед тобой>, и все, что нам принадлежит, в твоей власти, чего ты хочешь от рабов своих, скажи нам!» Святейший же патриарх Феофан ответил: «Да ничего, но я слышал, что во время осады некоторые монахи этой святой обители дерзнули возложить на себя воинские доспехи и взять в руки оружие и биться отважно, — дайте вы мне их повидать!» Услышав это, Дионисий усомнился и сказал: «Что же это будет?» И были по этому поводу среди братии розыски. Иноки, причастные к тому делу, сказали Дионисию: «Покажи нас, отец, владыке нашему, пусть будет, как он хочет». И явились к его святительству, и перед лицом его встали более двадцати человек, первый из них по имени Афанасий Ощерин, совсем старый и весь уже пожелтел, в сединах; и еще раз сообщили ему все о нем. И, немного подумав, сказал ему святейший Феофан: «О, старче, старый воин, ты ли выступал и командовал мученическими воинами?» А Афанасий отвечал: «Ей, святой владыко, понужден я был слезами кровавыми». То же самое и другие говорили о нем. И святейший сказал Афанасию: «Возлюбленный брат, что тебе ближе: молитвенное иноческое уединение или подвижничество перед всеми людьми?» Афанасий пал <перед ним>, поклонился и сказал: «Всякая вещь и дело, святой владыко, познается в свое время; у вас, святых отцов, от Господа Бога власть в руках — и прощать, и связывать; я же не знаю, что делаю или сделал по правилам послушания». И, обнажив свою голову, он склонился к нему, и сказал: «Пусть будет тебе известно, мой владыка, вот подпись латынщиков на голове моей от <их> оружия, еще же и в пояснице моей шесть свинцовых напоминаний находятся; и сидя в келье на молитвах, как было найти добровольно таких будильщиков к воздыханию и стонанию? А все это сделалось не по нашему желанию, но благодаря пославшим нас на службу Божию».

Также и другие иноки известили <о себе> святейшего Феофана, до того момента сидевшего и ни к чему не прикасавшегося, — ни к еде, ни к питью, после же того вставшего из-за стола; и закончили трапезу. И <патриарх> благословил того Афанасия, расцеловал его любезно, а также и прочих раненых; и с похвальными словами патриарх отпустил всех, и отбыл на покой. Утром же после святой Литургии принесли ему дары и почести великие; и что-то он принял от святых, а другое отдал в дом Пресвятой Троицы с заботой о братии.

32. О клобуке, данном архимандриту Дионисию от патриарха Феофана

Потом патриарх Феофан повелел петь последний молебен Пресвятой Троице; и после молебна он осенял себя крестным знамением у святых икон и пришел к гробу великого чудотворца Сергия; и сняв с себя клобук, который носил на голове своей, и покропив святою водою, он обтер своим клобуком колени, голени и стопы ног чудотворца Сергия, и, приникнув ко гробу святого, подложил клобук под стопы святых его ног, и со многими слезами молился долгое время; а Дионисию повелел стоять с непокрытой головой без клобука. И взяв свой клобук из-под стоп чудотворца Сергия, он поцеловал его, и повелел Дионисию целовать; и, наклонив голову Дионисиеву, возложил на него руку, и своему архидиакону повелел возгласить «вонмем»; и архимандрит Синайской горы трижды воспел «Господи, помилуй», по-гречески «Кирие елейсон». Феофан же, держа рукою своею клобук на голове Дионисия, произносил молитву на возложение клобука; и по окончании молитвы благословил Дионисия в клобуке, и целовал его в уста, и сказал «Вот во имя Отца и Сына и Святого Духа дал я тебе благословение, сын мой, и отметил тебя в Великой России, посреди братии твоей, да будешь первым в главенстве над многими иноками по нашему благословению; также и по тебе если кто будет, да носят наше благословение в этом святом месте; гордящиеся и хвалящиеся нашим смирением и отвечают так с радостью: „Таковое знамение нам дано, так как восточные патриархи — почитатели этого святого места, они, оставив свой <знак> достоинства перед Святой Троицей, снявши <его> со своей головы, — положили в память о себе под ноги великому хранителю и блюстителю, великому и богоносному чудотворцу Сергию”». И повелел <патриарх> воспеть на обоих клиросах в святой церкви «Спаси, Христе Боже, отца нашего архимандрита Дионисия» трижды; и, обратившись к братии, сказал всем: «Запишите себе все то, что я совершил для отца вашего архимандрита; и впредь, когда кто-либо из нашей братии будет здесь на поклонении, пусть будет известно нашего смирения пожелание всем следующим за нами поколениям, да и вам — не забывать наше смирение и любовь и в своих молитвах поминать», — и снова прослезился. Братия же и все люди поклонились ему до земли и стали разговаривать попросту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: