Житие Иринарха Ростовского 4 глава




[22] ...отецъ наших Феодора и Павла... — Т. е. основателей Борисоглебского монастыря.

[23] «Не постави имъ грѣха сего... Владыко!» — Предсмертная просьба первомученика Стефана: «Господи, не постави имъ грѣха сего!» (Деян. 7, 60).

[24] ...по полугривенкѣ... — Полугривенка в начале XVII в. воспринималась не только как монета, но и как эквивалент веса.

[25] И для того беззаконнаго пиянства наведет... иноплеменныхъ... — В Житии в качестве главной причины Смуты названо пьянство, которое в ряду причин наступления «тяжких времен» в других произведениях, как правило, не упоминалось.

[26].. .у Святыя Троицы на рву. — Юродивый Иоанн Большой Колпак был похоронен у стен построенного Бармой и Постником в 1559 г. храма Покрова на рву рядом с другим юродивым — Василием Блаженным. На кладбище при церкви Троицы на рву был похоронен в 1551 г. юродивый Василий. На месте этой церкви и был поставлен новый храм — храм Покрова.

[27] ...въ монастырь ко пречистѣй Богородицѣ на Кубри... — Имеется в виду пустынь во имя Успения Богородицы в 26 верстах от Переяславля в лесах на реке Кубри, впадающей в Нерль. Основана пустынь в начале XV в. Известна жалованная грамота, данная монастырю в 1472 г. С конца XVII в. более не упоминается.

[28] «Господине! Онъ, старецъ Илинархъ... на нихъ труды великия». — Обвинения, предъявляемые иноками старцу, чрезвычайно близки комическим сетованиям знаменитой «Калязинской челобитной».

[29] ...игуменъ Ермогенъ... — Сведения об игуменах Ростовской епархии во времена Смуты крайне скудны. Все, что удалось обнаружить об этом игумене, имеет своим источником, вероятнее всего, Житие Иринарха Ростовского.

[30] «Аще вас изжеднуть из дому... Аминь». — Евангельская цитата (Мф. 10, 14).

[31] ...царю Василию Иоанновичю... — Имеется в виду Василий Иванович Шуйский, царствовавший с 19 мая 1606 по 19 июля 1610 г.

[32] ...в Переаславль, и ста у Никицкого монастыря... — Никитский монастырь в Переяславле-Залесском стоит в северной части города на высоком берегу Плещеева озера. Основан согласно легенде в XII в. Почти все существующие постройки относятся к 60-м гг. XVI в.

[33] ...к чюдотворцу Никите... — Никита-столпник, один из наиболее почитаемых святых Ростовской земли. Из его Жития известно, что родился он в Переяславле-Залесском, в юности вел крайне невоздержанную жизнь. Пораженный словами Священного Писания, оставил жену, детей и имущество, удалился в монастырь, надел на себя вериги и заключился в столп. Умер мученической смертью, убитый разбойниками, которые сочли его вериги серебряными, около 1189 г. Мощи Никиты-столпника были обретены в 1556 г., находились в Никитском соборе монастыря. Память преподобного — 24 мая.

[34] ...бысть во градѣ Переаславле камень... ему почесть. — Здесь рассказано о еще существовавших в XVII в. отголосках языческого культа. Интересно, что в Житии Авраамия Ростовского сам культ описан подробнее, но тяжесть бед, обрушившихся на нашего героя, свидетельствует о том, что силы зла представлялись во времена Смуты более могущественными: излечение от болезни оказалось под силу лишь Иринарху.

[35] ...в соборъную церковь Пречистыя Богородицы Успения... — Речь идет о главном соборе Руси — Успенском соборе Московского Кремля, построенном итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти в 1479 г.

[36] ...чюдотворцем Петру-митрополиту и Ионѣ. — Иринарх поклонился святым московским митрополитам Петру (ум. в 1326 г.) и Ионе (ум. в 1461 г.), похороненным — вместе с другими первосвященниками Русской церкви — в Успенском соборе Кремля и почитавшимся как заступники Русской земли.

[37] ...сынъ боярской... — Для сословно-должностной системы XVII в., как считают историки, данное понятие — уже анахронизм.

[38] ...ко Благовѣщению Пречистыя Богородицы. — Благовещенский собор Московского Кремля, построенный в 1484—1489 гг. псковскими мастерами и в начале XVI в. расписанный Феодосием, был домовой церковью русских царей.

[39] ...благословении царицы. — Царица Мария Петровна (?—1626) — дочь князя Ивана Буйносова-Ростовского Екатерина, которая, став царицей, впервые получила новые имя и отчество (спустя несколько лет невеста царя Михаила Федоровича Романова Мария Хлопова была переименована в Анастасию; других случаев смены имени православной девицы в браке, насколько известно, нет). Женой Василия Шуйского княжна стала в январе 1608 г., т. е. уже после вступления его на престол. Брак оказался бездетным. Когда произошло свержение Шуйского, была пострижена в монахини и получила имя Елена.

[40] ...возвѣстити тебе правду. — Пс. 21, 32.

[41] ...якоже и надъ великою Ниневием-градом. — Ниневия — столица Ассирии, по сведениям Библии — один из самых больших, богатых и распутных городов Древнего мира. С пророчеством множества бед и конечной гибели этого города обращались к его жителям пророки Иона и Наум. После пророчества Ионы жители покаялись и были прощены. Пророчество же Наума сбылось: в 625 г. до н. э. город был захвачен и разрушен мидянами и их союзниками вавилонянами. Пожары, наводнения, песчаные ураганы привели к тому, что великий город исчез с лица земли.

[42] И град Дмитров взяли... — С 1608 г. появление в северных землях Руси польско-литовских отрядов стало обыденным явлением: в поисках продовольствия и денег, как известно из «Записок» Жолкевского, к Димитрову, Ростову, Ярославлю постоянно посылались то люди Лисовского, то Сапеги, то Жолкевского.

[43] ...град Ростовъ повоеваша... — В окрестностях Ростова отряды чужеземцев появились осенью 1608 г. Сам город был впервые захвачен поляками в 1609 г., они пожгли его и разграбили. Пожар бушевал несколько дней.

[44] ...воевода... именем Микулинской. — Воевода Микулинский упоминается в Дневнике Яна Сапеги и «Записках» С. Жолкевского. Известно, что прибытие отряда Микулинского в декабре 1607 г. под Брянск привело к падению города. Его отряд принимал участие в осаде Троицкого монастыря. Из-за острой нехватки продовольствия был послан в северные земли Руси, где его люди силой оружия отбирали съестное и все наиболее ценное. Последние известия о нем читаются под 1614 г. В польских источниках ничего более обнаружить о Микулинском не удалось.

[45] ... и под Ярославлем посады пожгли... и Углечь пожгли... — «Продовольственные» отряды поляков мародерствовали с большим усердием.

[46] ...князя Михаила Васильевича Скопина... — М. В. Скопин-Шуйский (1587—1610) — один из наиболее талантливых военачальников начала XVII в., племянник царя Василия Ивановича. Вел борьбу с польско-литовской интервенцией, опираясь не столько на помощь наемников, сколько на помощь северных городов Руси. Освободив Торжок, Тверь, Димитров (март 1610 г.), разбив поляков под стенами Троице-Сергиева монастыря, как освободитель въехал в столицу. Пользовался исключительной любовью народа, и его неожиданная смерть в апреле 1610 г. породила устойчивые слухи об отравлении молодого князя из зависти к его славе полководца дядей-царем и его родственниками.

[47] ...въ Калязинъ монастырь. — Троицкий монастырь на берегу Волги и близ города Калязина, основанный Макарием Калязинским в 1444 г.

[48] ...с нѣмцы... — Т. е. с иноземцами. В данном случае речь идет о шведском наемном отряде под предводительством Якоба Делагарди.

[49] … панъ Сопега... — Ян-Петр-Павел Сапега (1569—1611), гетман, правитель многих подвластных Литве городов, двоюродный брат Льва Сапеги, канцлера литовского. Прибывший в августе 1608 г. в Тушино на помощь Лжедимитрию II, встал во главе 22-х тысячного войска и начал действовать самостоятельно. Его смерть под Москвой от болезни сильно ослабила польские войска. В русских источниках обычно сообщалось, что Сапега был смертельно ранен.

[50] ...от Троицы... со всею же ратию. — Троице-Сергиев монастырь, основанный в середине XIV в. Сергием Радонежским, был одним из наиболее почитаемых на Руси, крупнейшим книжным, художественно-культурным и хозяйственным центром. К XVII в. владел огромным количеством земель, драгоценной утвари. Был хорошо укреплен. Об обороне Троице-Сергиева монастыря см.: Сказание Авраамия Палицына.

[51] ...аки святии отцы в Раифѣ... — 14 января Церковь поминает святых отцов, подвизавшихся в обителях горы Синай и пустыни Раифа. В IV в. сарацины захватили монастыри и убили около 70 человек.

[52] Не убойтеся от убивающих тѣла... никакоже. — Ср.: «И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити, убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геене» (Мф. 10, 28).

[53] ...именем Кирбирски рохмистръ... — С 1609 по 1611 г. в окрестностях Ростова несколько раз появлялся ротмистр Свидерский со своим отрядом, который должен был снабжать продовольствием находившиеся в Москве польско-литовские войска. Возможно, в Житии упоминается именно он.

[54] ...панъ лютъ Сушинской... — Сведений о Сушинском найти не удалось, но известно, что Сапега приказал казнить в 1609 г. несколько человек, повинных в мародерстве как средстве личного обогащения.

[55] ...милостыню 5 рублевъ денегъ... — Очень большая сумма в XVII в.

[56]... послалъ ему благословение и просфиру да крестъ. — Благословение Иринархом борьбы с захватчиками имеет немало аналогов в русской агиографии. Самый яркий пример — Сергий Радонежский, благословивший Дмитрия Ивановича Московского на битву с монголо-татарами.

[57] И тутъ Божиею помощию побили литву. — О военных действиях М. В. Скопина-Шуйского см. комментарии к «Писанию о преставлении и погребении князя Михаила Скопина-Шуйского».

[58] ...воеводу к Троицѣ. —Поляки были разбиты под Троице-Сергиевым монастырем 12января 1610 г.

[59]... помолися Троице. — Т. е. перед храмовой иконой Святой Троицы, написанной Андреем Рублевым.

[60] И в Димитровѣ побили литву. — Димитров был освобожден войсками М. В. Скопина-Шуйского весной 1610 г.

[61] ...под Иосифовъ монастырь. — Имеется в виду Иосифо-Волоколамский монастырь, основанный Иосифом Волоцким в 80-х гг. XV в.

[62] ...ис Тушина побѣжалъ прелестникъ въ Колугу, и тамо его убили. — Лжедимитрий II («тушинский вор») был убит под Калугой в декабре 1610 г. князем Петром Урусовым и служившими ему татарами.

[63] ...во Иерусалимѣ при благовѣрном царѣ Констянтине на сопостаты... — Здесь Иерусалим выступает как символ святого города. Константин был императором Константинополя и выступал его защитником от войск турецкого султана Мехмеда II Фатиха в 1453 г. В Повести Нестора-Искандера, рассказывающей о героической обороне «святого» города от иноверцев, Константинополь неоднократно сопоставляется с Иерусалимом. (См.: Повесть о взятии Константинополя турками в 1453 году. Наст. изд., т. 7, с. 26—71).

[64] ...и после отслания честнаго креста... отиде к Богу. — Князь умер 23 апреля, проболев всего две недели. (См.: Писание о преставлении и погребении князя Скопина-Шуйского).

[65] ...от патриарха Ермогена... — Патриарх Гермоген (ок. 1530—1612), поставлен на патриаршество при Василии Шуйском, после свержения которого выступал за избрание царя «от корене российского рода». Под давлением семибоярщины был вынужден признать польского королевича Владислава, но при этом настаивал на принятии последним православия и на охране православия в стране. Узнав о претензиях на русский престол Сигизмунда III и о готовности ряда бояр принести ему присягу, выступил в Успенском соборе Кремля с призывом не целовать креста польскому королю. Писал грамоты, призывающие бороться с поляками. Лишенный сана в январе 1611 г., был заточен и умер голодной смертью 17 февраля 1612 г.

[66] ...игумен Симеонъ... — Об игумене Симеоне известия черпались из Жития Иринарха Ростовского.

[67]. ..ограбилъ его без милости...и то взялъ! — Эпизод является не совсем точной реминисценцией 294 Слова Синайского патерика, в котором старец, узнав, что ограбленный брат отдал разбойникам и не замеченную ими вещь, стал молить Бога о приходе разбойников, чтобы с радостью отдать им все, что имел. Это Слово Синайского патерика было очень популярным, его упоминает Симон в новелле об Арефе-черноризце в Киево-Печерском патерике (см. наст. изд., т. 4, с. 386—389). Но в Житии Иринарха игумен оказывается более безжалостным, чем разбойники.

[68] ...от сих звѣрообразъныхъ авероновъ... — Имя Авирона, воспротивившегося Моисею и за это поглощенному расступившейся землей, стало нарицательным для обозначения человека, нарушающего очевидный нравственный запрет.

[69] ...и сослали его в Литву. — Василий Шуйский после свержения с престола в июле 1610 г. был пострижен в монахи, затем схвачен поляками и вместе с братьями Дмитрием и Иваном вывезен в Польшу. Умер под Варшавой в сентябре 1612 г.

[70] «Небо и землямимоидутъ... немогутъ преити». — Ср.: «Небо и земля мимоидет, а словеса моя не имут преити» (Лк. 21, 33).

[71] ...после Дмитриева дни Селуньскаго... — Память Димитрия Солунского отмечается 26 октября.

[72] ...игуменъ побѣжалъ со всею братиею на Бѣлоезеро... — Т. е. все искали спасения в Кирилло-Белозерском монастыре. Такой уход был вполне обыденным явлением: во время опасности в отдаленные крупные обители отправляли не только основные ценности, иконы, книги, но и иноки могли искать в них спасения.

[73] воеводин сынъ, именемъ Воинъ... — По другим источникам, о сыне польского воеводы Каминского Воине ничего не известно.

[74] ...самъ Иоаннъ Каменской воевода... — По польским источникам известно, что Ян Каминский в декабре 1611г. пытался взять Суздаль, но потерпел неудачу и отступил. В ноябре 1612 г. вместе с ротами Йозефа Будилы взял Ростов, но удерживал город недолго. Был разбит войсками кн. Прозоровского. О дальнейшей судьбе Каминского ничего более найти в польских источниках не удалось.

[75].. .князя Димитрия Михайловича Пожарского... — Князь Дмитрий Михайлович Пожарский во главе Второго ополчения в августе 1612 г. выступил из Нижнего Новгорода. Был хорошо известен как непримиримый враг интервентов: еще в 1608 г. оборонял Москву от Лжедимитрия II, был тяжело ранен. Затем боролся с польскими войсками в Рязанской земле.

[76] ...нижегородца, посадцкаго человѣка Козмы Минина. — Кузьма Захарович Минин-Сухорук (?—1616) — земский староста в Нижнем Новгороде, по инициативе которого осенью 1611г. стало собираться Второе земское ополчение для освобождения Москвы, которое возглавил князь Д. М. Пожарский.

[77] ...князь Дмитрей Тимофѣевичь Трубецкой... — Князь Д. Т. Трубецкой (?—1625) впервые упоминается в 1608 г. в звании стольника при Василии Шуйском, позже служил «тушинскому вору» (входил в состав тушинской Боярской думы). После убийства Лжедимитрия поддержал Первое земское ополчение и в марте 1611 г. подошел к Москве с казачьими войсками со стороны Калуги. Казачьи полки были плохо управляемы, недисциплинированны и разобщены. Сам князь ревниво относился к Д. М. Пожарскому и не спешил ему помогать. Однако после изгнания поляков и до избрания на царство Михаила Романова был главным и единственным правителем государства, получив титул «спасителя Отечества». В 1613—1614 гг. освободил Новгородские земли от шведов. Умер воеводою в Тобольске.

[78] ...бояся итти под Москву Иоанна Заруцкого... — Иван Мартынович Заруцкий (?—1614), казачий атаман. Подошел к Москве в составе войска Ивана Болотникова, от которого переметнулся к Лжедимитрию II, став одним из ближайших его сподвижников, что не помешало Заруцкому перейти на сторону Сигизмунда III. Почувствовав непопулярность и этого «царя», примкнул к П. П. Ляпунову и вместе с ним и Д. Т. Трубецким возглавил Первое земское ополчение. Используемый М. Мнишек, мечтая о личной власти, призвал избрать на русский престол сына Лжедимитрия II и Марины. Не добившись успеха под Москвой, пытался подчинить лжецаревичу южные города. После избрания на престол Михаила Федоровича Романова был разбит отрядами князя И. А. Одоевского, бежал в Астрахань, оттуда на Яик, но был выдан казаками, доставлен в Москву и посажен на кол.

[79] ...убилъ под Москвою воеводу Прокопия Петровича Ляпунова... — Прокофий Ляпунов (?—1611), глава рязанского дворянства. Вместе с ним против поляков боролись четверо его братьев (один из них, Степан, был повешен в лагере Сигизмунда под Смоленском в 1612 г.) и трое племянников. Именно он начал движение за освобождение Москвы и всего государства от интервентов. К Рязани присоединились Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Муром. Так было сформировано Первое земское ополчение, к которому примкнули остатки «тушинцев» во главе с Трубецким и Заруцким. В марте 1611 г. оно подошло к Москве. 22 июля 1611 г. по решению казачьего круга Ляпунов, выдвигавший наиболее жесткие требования дисциплины и выполнения приказов, был убит.

[80] ...прииде князь Дмитрей Михайловичъ да Козьма Мининъ по благословение сам ко старцу... — По другим источникам сведений о посещении князем Пожарским и Мининым Иринарха нет.

[81] ...посла воеводу князя Димитрия Лопатина... — О военных действиях этого воеводы сведений найти не удалось.

[82] ...король литовъской побѣжал во свою землю изъ Вязъмы. — Король Сигизмунд покинул пределы России в январе 1613 г.

[83] ...что не давать на ратных людей корму... за раззорение литовское. — После Смуты государству с разоренной казной было крайне затруднительно обеспечивать ополчение. Средства на содержание ратных людей и их прокорм давали все города и монастыри России. Однако наиболее пострадавшие от военных действий селения освобождались от этой тяготы. Борисоглебский монастырь пострадал менее других в Ростовской епархии, однако роль Иринарха в освобождении государства была столь значима, что монастырь освободили от необходимости кормить войско.

[84] О государѣ-царѣ... Михаиле Феодоровиче... — Михаил Федорович Романов, внучатый племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны и, следовательно, родственник последнего из Рюриковичей на Руси Федора Ивановича, был избран на царство в феврале 1613 г. Земским собором.

[85] ...и во иныхъ окольныхъ градѣх от казаковъ... — По всей стране бродили разрозненные вооруженные отряды разбитых сторонников Лжедимитриев, тех, кто служил полякам, ушел из ополчения. Все они жили грабежами и разбоем. Борьба с ними закончилась лишь к 1620 г.

[86] ...послалъ болярина своего и воеводу князя Бориса Михайловича Лыкова... — Князь Б. М. Лыков упоминается еще среди воевод царя Бориса Годунова, однако в 1605 г. перешел на сторону Лжедимитрия I, затем служил Василию Шуйскому, входил в знаменитую «семибоярщину» вместе с князьями Ф. И. Мстиславским, И. М. Воротынским, А. В. Трубецким, А. В. Голицыным и боярами И. Н. Романовым и Ф. И. Шереметевым. Вошел во Второе земское ополчение, позже боролся с остатками польских отрядов на севере Руси. Еще более упрочил свое положение, женившись на родной сестре патриарха Филарета — А. Н. Романовой. Известен как один из наиболее активных участников местнических споров.

[87] ...далъ ему рати седмь городовъ. — По свидетельству разрядных книг, князю были даны более десятка городов.

[88] ...старца Иоакима... — О ком идет речь, решить затруднительно.

[89] ...за Костромою, не доходя Нижнево... — Театр военных действий после восшествия на престол Михаила Федоровича Романова еще долго был чрезвычайно широк. Успешные действия против отдельных отрядов не изменяли общего неблагополучного фона: мелкие военные группы наносили вреда не меньше, чем крупные.

[90] ...и тамо ихъ переималъ и приведе ко государю. — Главари военных шаек, как правило, предавались казни в Москве.

[91] ...токмо молитвою и постом изгнанъ будет. — Ср.: Мф. 17,21; Мр. 9, 29.

[92] ...из Суждаля пан Лисовской. — Александр Йозеф Лисовский (1575—1616), из средне-поместной шляхты, владения которого были в Литве, прибыл на Русь во главе двухтысячного конного отряда поляков. Был прислан Сигизмундом III на помощь Лжедимитрию. Разбил войска И. Куракина, с 1608 г. — на стороне Тушинского вора. Под его началом было более 700 поляков, 2000 казаков и около 1000 русских сторонников Лжедимитрия II. Вместе с Сапегой осаждал Троице-Сергиев монастырь, воевал под Орлом, Рязанью, Зарайском. До весны 1610 г. находился в лагере Сигизмун-даIII. С августа 1611г. прошел военным рейдом по землям Ярославля, Вологды, Солигалича. С 1614 г. — королевский полковник. Через Перемышль, Ржев, Углич, Муром в начале 1616 г. вернулся в Литву, где в апреле и умер. В некоторых русских литературных памятниках сообщается о гибели Лисовского. Источником этих ошибочных сведений стала царская грамота в Троице-Сергиев монастырь, в которой сообщалось о смерти «злого врага» России.

[93] сынъ боярской Симеонъ Романовъ... — Вероятно, автору хотелось подчеркнуть близость упомянутого лица к царствующей боярской фамилии.

[94] ...призва насъ, учениковъ своихъ, и рече намъ... — Предчувствие смерти — еще один дар, которым наделены святые.

[95] «Блажении нищии духом... на небѣсѣхъ». — См. Лк. 6, 20—23.

[96] ...великомученицы Екатерины... — Великомученица Екатерина — первая монахиня («невеста Христова»), покровительница всех монашествующих.

[97] ...на память святыхмученикъ Ермила и Стратонника. — День памяти мучеников Ер-мила и Стратоника — 13 января. Дьякон Ермил и тюремный страж Стратоник погибли в Сингидоне (нынешний Белград) при царе Ликинии около 315 г.

[98] ...Кирилла, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго... — Кирилл (Завидов), умер в 1616 г. Хиротонисан из архимандритов Троице-Сергиева монастыря. Сменил на митрополичьей кафедре Филарета (Федора) Романова. Управлял епархией с 1611 по 1616 г., погребен в Ростовском Успенском соборе.

[99] ...черной священникъ Тихонъ... — Овдовевший священник по Уставу постригался в монахи.

[100] ...осуждения лениваго раба, съкрывшаго талантъ... — В притче о трех рабах, которы-мих господин дал по таланту (денежной мере), говорится о том, что двое рабов пустили талант в оборот и вернули своему господину данное им с прибылью, а третий зарыл талант в землю и вернул лишь отданное ему, за что был наказан своим господином. См. Мф. 25, 14—30.

[101] ...яко яръ есть господинъмой... идѣже нерасточил. — Ср.: «...яко жесток еси человек, жнеши, идеже не сеял еси, и собираешь, идеже не расточил еси» (Мф. 25, 24).

[102] Любите любящия вы... и кленущия... — Неточная евангельская цитата. Ср.: «Любите враги ваша, благословите кленущая вы, добро творите ненавидящим вас. И молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы» (Лк. 6, 27—28).

ПЕРЕВОД

МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В 13 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ОТЦА НАШЕГО: ВОЗДЕРЖАТЕЛЯ И ОПОРЫКРЕПКОЙ, И СТРАДАЛЬЦА, И НАСТАВНИКА, И УЧИТЕЛЯ, И ЗАТВОРНИКА БОРИСОГЛЕБСКОГО МОНАСТЫРЯ, КОТОРЫЙ НА УСТЬЕ, СТАРЦА, ПРАВЕДНОГО МУЖА ИРИНАРХА. НАПИСАНО ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ СТАРЦЕМ, УЧЕНИКОМ ЕГО АЛЕКСАНДРОМ, КОТОРЫЙ БЫЛ С НИМ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПРИ ЖИЗНИ ЕГО

Господи, благослови отче!

Этот отец наш Иринарх родился в землях города Ростова, в деревне Кондаково от родителей-христиан: отца благочестивого по имени Анкидин и матери Ирины. И дано ему имя во святом крещении Илья. И радовались родители его о рождении его, видя его развивающимся быстрее иных младенцев: двадцати пяти недель <от роду> ногами пошел. И воспитан был в благочестии и вере Христовой, и играм никогда не предавался, но любил смирение, и кротость, и тихость ко всем, спокойствие и целомудрие. И когда было Илье шесть лет, сказал он матери своей: «Когда я вырасту, то постригусь и буду монахом, и буду оковы носить на себе, и трудиться во имя Бога, и буду учитель и наставник всем людям». И мать его Ирина стала дивиться и радоваться за чадо свое — Илью, и словам его, которыми пророчествовал о себе в 6 лет. И сбылось пророческое слово.

О другом пророчестве того же Ильи. И в то же время случилось, что пригласил к себе отец его Анкидин священника по имени Василий на обед. И начал священник Василий рассказывать о жизни преподобного чудотворца Макария Калязинского. И услышал отрок рассказ священника Василия, и сказал: «И я буду монахом таким же». И подошел священник Василий к отроку, и подивился разуму его. И видя дитя малое, а слова его — исполнены совершенства, и сказал ему: «Сколь смел ты, чадо, чтобы такие слова произнести?» И ответил ему Илья: «Кто тебя не боится, тот так и говорит».

Об уходе его от отца и матери. В то время голод отяготил ту деревню, и отрок покинул отца своего и мать, и пошел в Нижний Новгород, а было отроку <тогда> 18 лет. И пробыл в Нижнем Новгороде два года, а отец его и мать тужили по отроку.

О нахождении юноши. И послал отец двух своих сыновей — Андрея и Давида, и нашли его у некоего крестьянина, живущего в селе. И рады были, что нашли брата своего. И пробыли тут все три брата один год.

Об отшествии отца его Анкидина от жизни сей суетной в вечный покой. И по Божественному откровению увидел юноша Илья смерть своего отца, когда сидел в доме, и начал плакать горько, так что никто не мог утешить его, и спросили его: «Что, чадо, плачешь так и рыдаешь?» Он же сказал им: «Вижу отца своего преставление, и несут его светлые юноши на погребение». Люди же удивились видению его, — что видел смерть отца своего за триста поприщ.

В тот же год он пришел в дом отца своего и спросил мать свою: «Где отец мой?» И говорила мать ему: «Родитель твой, чадо, преставился в Успенский пост». Он же понял и сказал своей матери, что «в то время я видел преставление моего отца: несут его светлые юноши на погребение». И была мать его от этих слов радостна, видя своего сына, говорящего пред ней и вещающего истину.

Об уходе отрока Ильи из дома отца своего. Илья же ушел из дома отца своего вместе со своей матерью и своим старшим братом Андреем в город Ростов, и купил себе дом, и стал торговать, и увеличивалось богатство его. Он же начал часто ходить в церковь, имея страх Божий в сердце своем. И был милостив к нищим, и милостыню давал неустанно, и не отворачивался от нищих. И более всего желал, чтобы избежать ему соблазнов мира сего суетного, и пребывать в молитвах день и ночь. И более, чем весь мир, чистоту возлюбил и сохранял в сердце, и тело неоскверненным в девственности и целомудрии нераздельно как храм Духу Святому, не отлучаясь из церкви — по слову Господню — и день и ночь, желая достичь ангельского образа. И увидел некоего посадского человека по имени Агафоник, который читал книгу, и начал часто беседовать и разговаривать с ним о Божественном Писании. И с тех пор стал ему другом любимейшим, желая ему душевного спасения и сподобиться святого рая, куда желают попасть ангелы.

Об уходе из дома от своей матери. И взял он крест святой, и благословился им, и целовал радостно от всего сердца своего. И увидела мать его, и подивилась, что взял он крест, и сказала ему: «Чадо, что это делаешь, и куда, и далеко ли уходишь?» Он же сказал матери своей: «Иду, мать моя, в монастырь к святым страдальцам и великомученикам Борису и Глебу на Устье помолиться». Она же стала плакать и рыдать: «О чадо мое дорогое! Так ты и говорил в шесть лет, что будешь монахом!» Он же поклонился матери своей, и целовал ее, и ушел в монастырь к святым страдальцам Борису и Глебу.

О приходе в монастырь. И пришел в обитель страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, и увидел монастырь, и обрадовался радостью великою, и пришел к игумену, и поклонился игумену. Игумен же благословил его и спросил: «Зачем, чадо, пришел?» Он же сказал игумену: «Желаю, господин святой отец, стать иноком. Постриги меня, Бога ради, невежу и крестьянина, и присоедини меня к избранному стаду и ко святой этой дружине».

О пострижении Ильи. Увидел игумен юношу сердечным взором, как от Бога пришедшего, и принял его с радостью, и постриг в монахи. И наречен был во иноках именем Иринарх. И отдал его игумен под начало наставника. Он же пребывал у своего учителя в послушании и покорности, в молитвах и посте.

О послании в пекарню. И как закончилось его ученичество, игумен начал испытывать его смирение. И послал его в пекарню. Он же взял благословение у игумена. Пребывая в пекарне, трудился на братию день и ночь в покорности и послушании, терпя насмешки, ни о чем плотском не думая и от духовных <устремлений> не отступая. И приходил в церковь прежде всех братий, а в церкви ни с кем не говорил, и не присаживался во время чтения церковного, но на своих ногах стоял, как твердый камень бриллиант или сапфир. И из церкви от службы не уходил прежде отпуста.

О друге его Агафонике. И узнал друг его Агафоник о пострижении его в монахи, и пришел к нему в монастырь проведать его. И пробыл в монастыре у него много дней, и потом Иринарх проводил его из монастыря два поприща, и, поцеловав его и попрощавшись, отпустил его с миром. А сам старец Иринарх возвратился в монастырь, и размышлял по пути про себя, как бы самому ему спастись, и обещал пойти в Кириллов <монастырь> или на Соловки. И был ему голос свыше, сказавший: «Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки: здесь спасешься». И засомневался он в сказанном, и во второй раз тот же голос произнес: «Здесь спасешься». Он же из-за услышанного стал сильно плакать и думал про себя: «Что это будет?» И в третий раз тот же голос свыше проговорил ему: «Здесь спасешься». Он же про себя утвердился, что действительно слышал голос, и оглянувшись, никого не увидал, а слышал голос <в то время> в третий раз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: