довольно часто проявляют тенденцию к обесцениванию своей группы и оказанию предпочтения доминантной группе.
Хорошие взаимоотношения с представителем другого народа люди часто объясняют национальными особенностями своей группы и индивидуальными особенностями партнера по общению: «мы» ладим с людьми, потому что нашему народу присущи положительные качества (доброта, отзывчивость, общительность и т.п.), а если кто-то из «них» устанавливает хорошие отношения с «нами», то только благодаря своим личностным особенностям.
Успехи членов своей группы и неудачи членов чужой группы склонны объяснять групповыми особенностями, т.е. внутренними стабильными причинами, а неудачи членов своей группы и успехи членов чужой группы — индивидуальными особенностями, т. е. внутренними, но нестабильными для группы причинами.
Этнические конфликты — конфликты между этническими общностями могут возникать в связи с разнообразными причинами и преследовать следующие цели: 1) социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения); 2)культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности; 3) политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма); 4) территориальные — на основе требований изменения границ, присоединения к другому — «родственному» с культурно-исторической точки зрения — государству или создания нового независимого государства (Ямсков, 1997).
|
В. А. Тишков дает определение «этнического конфликта как любой формы гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий. Чаще всего напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством, но она может быть как открытой, проявляющейся в форме конфликтных действий, так и скрытой, тлеющей. В последнем случае напряженность выражается в социальной конкуренции, достигаемой оценочным сравнением своей и чужой групп в пользу собственной. Пережитые «исторические несправедливости» вызывают у низкостатусных этнических меньшинств желание восстановить справедливость, и на протяжении многих лет этническая общность может сплачиваться вокруг идеи отмщения.
При социологическом подходе к объяснению причин этнических конфликтов анализируется взаимосвязь социальной стратификации общества с этнической принадлежностью населения. При политологическом подходе «одной из распространенных является трактовка элит, прежде всего интеллектуальных и политических, в мобилизации этнических чувств, межэтнической напряженности и эскалации ее до уровня открытого конфликта».
Для разрешения этнических конфликтов могут использоваться 4 макростратегии: 1) применение правовых механизмов; 2) переговоры; 3) информационный путь, т. е. взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации; 4) стратегия социально-политического или военного сдерживания, меры судебно-карательного характера.
|
Психологическими методами полностью разрешить этнический конфликт невозможно, но тем не менее использование психологических рекомендаций может облегчать и ускорять позитивное преодоление конфликтных ситуаций. Мощными силами, противостоящими межэтнической агрессии, могут быть следующие психологические факторы: личное зпакомство людей разных наций, так как именно анонимность облегчает прорывы агрессивности; установление эмоциональных связей между людьми через идентификацию, достижение общности чувств; воодушевление людей одним идеалом; изменение стиля воспитания в обществе, чтобы избежать массового формирования авторитарных личностей, наиболее склонных к нарастанию межэтнической агрессивности. На смену строгости и эмоциональной сухости воспитание должно базироваться на естественных, свободных, доброжелательных и уважительных взаимоотношениях между родителями и детьми; введение над-групповых целей, имеющих равную привлекательность для обеих сторон, но достижение которых требует объединения их усилий. (Например, для улучшения межэтнических отношений в американских школах, в маленьких группах, школьников, состоящих из представителей различных этнических и расовых общностей, используется метод «головоломка» (материал, задаваемый ученикам, делился на всех членов группы, т. е. чтобы выполнить задание, каждый ребенок должен, был не только выучить свою часть, но и, объединившись с другими членами группы, восстановить всю информацию, собрать «головоломку», т. е. создавались условия взаимозависимости школьников при выполнении общего задания, для установления деловых и дружеских взаимоотношений между представителями этнических общностей.)
|
Контрольные вопросы
1. Почему люди вступают во взаимодействие? Какие теории межличностного взаимодействия, на ваш взгляд, более полно раскрывают характер взаимодействия?
2. Какие условия способствуют формированию социальных групп? Что такое социальная группа?
3. Межличностные отношения в группе — как они проявляются? Как мы воспринимаем и оцениваем людей?
4. Какие типы установок на восприятие другого человека возможны? Почему бывают искаженные представления о другом человеке?
5. Какие психологические механизмы влияния людей друг на друга существуют?
6. Какие уровни понимания личности другого человека возможны?
7. Что такое социометрический статус? Какие слои выделяются внутри группы? Как оценить уровень благополучия взаимоотношений в группе?
8. Какие отличительные признаки присущи малым группам?
9. Какие психологические характеристики присущи группе?
10. Чем характеризуется референтная группа? Опишите особенности пирамидальных, случайных, открытых, синхронных групп.
11. Какие роли присущи людям в группе?
12. Укажите отличительные особенности коллектива, его структуру из страт-слоев, этапы создания коллектива.
13. Каковы стадии зрелости коллектива?
14. Укажите, какие признаки присущи руководителю с высокой способностью создавать коллектив?
15. Какие факторы влияют на эффективность работы группы?
16. Какие социально-психологические феномены влияния людей и группы на человека возникают?
17. Конформизм — это плохо или хорошо? Это естественное или искусственнее?
18. Как меньшинство может повлиять на большинство?
19. Каковы функции социально-психологических установок?
20. В чем сходство и различие между заражением, внушением, убеждением?
21. Какие методы воздействия на мотивы, установки и состояния людей вам известны?
22. «Звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», -изолированные», -отвергаемые» в группе — как их достоверно выделить?
'23. Стили, руководства — какие бывают и какие из них эффективнее? 24. Как реализуются руководителем основные управленческие функции?
Литература
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. МГУ, 1990.
2. Брендель С.. Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива U.\ Мир, 1984.
3. Вудкок М., Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
4. Громова О.Н. Конфликтология. М., 1998.
5. Донцов А. И. Психология коллектива. МГУ, 1984.
6. Дизель П.М., Мак-Кинли Раиьян. Поведение человека в организации. М., 1993.
7. Западная социальная психология в поисках новой парадигмы. М., ИНИОН, 1993.
8. Зимичев А. М. Психология политической борьбы. СПб., 1993.
9. Исаев М. Ю., Хмелевский В. Н. Психотерапевтическая помощь коллективу. Красноярск, 1992.
10. Каверин С. Б. Психология и политика. Тамбов, 1992. П. Кричевский Р. Л., Дубовская ЕМ. Психология малой группы. МГУ, 1991.
12. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель. М., 1993.
13. Минделл А. Лидер как мастер единоборства. Ч. 1,2. М., 1993.
14. Паркинсон С. И. Как преуспеть в бизнесе. Тула, 1992.
15. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1992.
16. Платанов Ю. П. Психология коллективной деятельности. ЛГУ, 1990.
17. Проблемы развития личности и коллектива. Ростов а/Д, 1986.
18. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., 1990.
19. Утюжанин А. П., У атомов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М., 1993.
20. Швалъбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М„ 1993.
21. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1996.
22. Руденский У. В. Социальная психология. М., 1997.
23. Руднеский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. М., 1997.
24. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.
25. Андреева С. Г., Горская Т. А. Психологические основы управления персоналом. Спб., 1997.
26. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.
27. ВалееваН.Ш., Рогоз М. Г. Психологические основы менеджмента. Стратегия успеха. Казань, 1996.
28. Стсляренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология управления. Ростов н/Д, 1997.
29. Гуменная И. Г., Стровский Л. Е. Имидж фирмы. Екатеринбург, 1997.
30. Лебон Г., Тард Т. Психология толпы. М., 1998.
31. Преступная толпа. М., ИП РАН, 1998.
32. Московичи С. Век толп. М., 1998.
33. МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997.
34. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997.
35. Шейное В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.
ГЛАВА 7 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики
«Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование» (Ян Коменский).
Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б.Г.Ананьев). Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не настолько, как хотелось бы. В связи с этой проблемой складывается предмет педагогической психологии, исследующей закономерности усвоения, учения. На основе сложившихся научных представлений формируются техника, практика учебно-педагогической деятельности, обоснованные со стороны психологии закономерностей процессов усвоения. Вторая педагогическая проблема возникает, когда осознается различие обучения и развития в системе обучения. Можно часто встретить ситуацию, когда человек учится, но очень слабо развивается. Предмет исследования в этом случае — закономерности развития интеллекта, личности, способностей, вообще человека. Данное направление педагогической психологии разрабатывает практику не обучения, а организации развития.
В современной педагогической практике уже невозможно
грамотно, эффективно и на уровне современных культурных требований строить свою деятельность без интенсивного внедрения научных психологических знаний. Например, поскольку педагогическая деятельность состоит в общении ученика и учителя, в установлении между ними контакта, т. е. запрос на исследование, построение научных знаний о способах общения между людьми и эффективном использовании их в построении педагогических процессов. Профессия педагога, вероятно, наиболее чувствительна к психологии, поскольку деятельность педагога непосредственно направлена на человека, на его развитие. Педагог в своей деятельности встречает «живую» психологию, сопротивление индивида педагогическим воздействиям, значение индивидуальных особенностей человека и т. п. Поэтому хороший, заинтересованный в эффективности своей работы педагог поневоле обязан быть психологом, и он в своей деятельности получает психологический опыт. Важно то, что этот опыт является именно обслуживающим основную практическую задачу, является опытом педагога, имеющего определенные педагогические принципы и способы педагогической деятельности. Над этой педагогической деятельностью и надстраиваются психологические Знания как обслуживающие ее.
Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися (В. А. Крутецкий). В структуре педагогической психологии можно выделить направления: психологию образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности); психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента); психологию педагогической деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя); психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Таким образом, предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И. А. Зимняя).
Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка
на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Педагогика исследует следующие проблемы:
• изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
• определение целей воспитания;-
• разработка содержания воспитания;
• исследование и разработка методов воспитания.
Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.
Педагогика — это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.
Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта — теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.
Другое дело — практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. С семантической точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку и практическую воспитательную деятельность как искусство.
Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из' такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории.
1.1. Основные категории педагогики К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.
Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительно-
му труду. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.)- Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения н мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).
Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук. Философия исследует онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства.
Социология изучает проблему социализации личности, выявляет социальные проблемы ее развития.
Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития, существующий у разных народов «канон» воспитания и его специфические особенности.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания.
Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.
Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.
Развитие — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое развитие (изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущений, восприятий, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных ориентации). Социальное развитие человека состоит в его постепенном вхождении в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие все более признается ядром становления личности в человеке.
Способность к развитию — важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития.
Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека идет его развитие', уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.
Категорию «воспитание» используют широко: передавать опыт, следовательно, воспитывать можно в семье, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, в системе управления через политику, идеологию и т. д. Но среди форм воспитания особо выделяется образование.
Образование — это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения ква-
лификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:
1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, средне-специальное, высшее образование, постдипломное образование).
2. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования.
3. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.
Образование обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навыков, его подготовки к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального, профессионального образования. По уровню и объему содержания как общее, так и специальное образование могут быть начальным, средним и высшим. Сейчас, когда возникает необходимость непрерывного образования, появился термин «образование взрослых», поствузовское образование. Под содержанием образования В. С. Леднев понимает «...содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений (обучение), во-вторых, воспитанием типологических качеств личности (воспитание), в-третьих, умственным и физическим развитием человека (развитие)». Отсюда следуют три компоненты образования: обучение, воспитание, развитие.
Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения изучает дидактика.
Но обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основньши'душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств,
В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, ■редства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему
философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.
Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения — это воспитательные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. Воспитательные отношения направлены на развитие человека как личности, т. е. на развитие его самовоспитания, самообразования, самообучения. В воспитательные отношения могут быть включены разноообразныс средства: техника, искусство, природа. На основании этого различают такие типы воспитательных отношений, как «человек — человек», «человек — книга — человек», «человек — техника — человек», «человек — искусство — человек», «человек — природа — человек». В структуру воспитательных отношений входят два субъекта и объект. В качестве.субъектов могут быть педагог и его ученик, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т. е. те, кто производит передачу и кто усваивает опыт поколений. Поэтому в педагогике различают субъект-субъектные отношения. В целях лучшей передачи знаний, навыков, умений субъекты воспитательных отношений используют, помимо слова, какие-то материализованные средства — объекты. Отношения между субъектами и объектами принято называть субъект-объектными ■ отношениями. Воспитательные отношения — это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность.
ОБЪЕКТ познания — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.
Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека (В. С. Безрукова). Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.
1.2. Целепопагание в педагогике и педагогические принципы
Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания. Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать и, естественно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность.
Из философии известно, что цель неизбежно определяет способ и характер деятельности человека. В этом смысле цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы. Например, когда-то в старой русской школе одной из целей воспитания было формирование религиозности, послушания, беспрекословного исполнения установленных правил поведения. Вот почему много времени отводилось изучению религии, широко практиковались методы вкушения, взысканий и даже наказаний, вплоть до физических. Сейчас же целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует совсем иной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер, ведется борьба с авторитарным подходом к детям, методы взысканий фактически используются очень редко.