МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
СУДЕБНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция»
Профиль подготовки
«Уголовно-правовой»
Квалификация (степени) выпускника
Бакалавр
Тверь 2013
Макарова Т.В.
Судебная бухгалтерия: учебно-методический комплекс. – Тверь, ТФ МГЭИ, 2013. – 130 с.
Одобрено кафедрой уголовно-правовых дисциплин. Протокол заседания кафедры от 27.11.2013 г. № 5.
Шифр дисциплины по РУП: Б 3.В.ОД.12
© Тверской филиал
Московского гуманитарно-экономического института, 2013
Содержание
Рабочая программа учебной дисциплины
1.Место дисциплины в структуре ООП ……………………………………....4
2. Цели и задачи дисциплины………………………………………………….4
3. Требования к результатам освоения дисциплины………………………...6
4. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………8
5. Тематические планы……………………………………………………….10
6.Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины………13
7.Содержание дисциплины……………………………………………………14
8. Планы практических занятий………………………………………………21
9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…...98
9.1. Рекомендуемая литература………………………………………………98
9.2. Карта обеспеченности дисциплины литературой……………………..100
9.3.Информационное обеспечение дисциплины……………………………101
9.4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.101
9.5. Словарь терминов………………………………………………………..108
Фонд оценочных средств
1. Образовательные технологии…………………………………………….120
2. Контроль знаний студентов. Оценочные средства………………………120
3. Формы контроля……………………………………………………………121
4. Таблица рейтинга…………………………………………………………..135
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………136
Разработчик……………………………………………………………………136
Рабочая программа учебной дисциплины
Место дисциплины в структуре ООП
Данный курс является дисциплиной вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция» и преподается студентам в 7-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).
Курс «Судебная бухгалтерия» по своему содержанию тесно связан с уголовно-правовыми дисциплинами и также опирается на знание экономики и информационных технологий.
2. Цель изучения дисциплины – формирование у студентов знаний, базирующихся на усвоении природы бухгалтерского учета, финансового контроля и их основных институтов как на уровне теории, так в применении этих знаний на практике; умения связывать воедино представления об экономических и юридических категориях.
Основные задачи дисциплины
- формирование у студентов комплексного научного подхода к анализу явлений финансово-хозяйственной деятельности;
- синтез вопросов бухгалтерского учета и правовой практики;
- получение представлений о способах противоправного использования средств бухгалтерского учета и принципах их раскрытия путем привлечения специалистов, обладающих познаниями в области контроля и учета;
- овладение вопросами применения специальных экономических и бухгалтерских познаний в праве, применяемых работниками бухгалтерии и контролирующими органами.
Программа курса включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: предмет и метод судебной бухгалтерии; правовая основа бухгалтерского учета и отчетности; документальная ревизия, финансовый контроль и аудит; понятие и виды учета расчетных и кассовых операций; операции с товарно-материальными ценностями; операции с ценными бумагами; деятельность банков и организация учета этой деятельности; налогообложение и налогооблагаемая база; проблема недоплаты налогов; материальный ущерб и методы фактических проверок материальных ценностей; судебно-бухгалтерская экспертиза и заключение эксперта.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: использование данных аналитического учета для обнаружения экономических несоответствий в хозяйственных операциях; подготовка и проведение инвентаризаций, документальных ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз, оценка их результатов для последующего использования в качестве доказательств; применение методов документальной и фактической проверок в различных ситуациях деятельности по выявлению и расследованию преступлений.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: нормы федеральных законов, определяющие стратегию, основные направления учетного процесса, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ; законодательство о бухгалтерском учете; типовые формы аудиторской проверки; понятие и состав денежных средств; состав и структура денежного оборота предприятий; расчетные и текущие счета, порядок их открытия и закрытия; порядок очередности платежей с расчетного и текущего счета предприятий; действующие формы безналичных расчетов; расчеты платежными поручениями и платежными требованиями; аккредитив; чековая форма расчетов; применение векселей для ускорения денежного оборота предприятий; состав затрат, определяющих стоимость материалов; учет заготовительных и складских расходов и порядок их распределения; учет налога на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам; основные понятия рынка ценных бумаг; классификация и виды ценных бумаг; Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности», определяющий деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг; Центральный банк РФ и его функции; сущность и функции коммерческих банков; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации; правовые основы судебно-экспертной деятельности.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.