Насилие, разрушающее жизнь и дающее жизнь 12 глава




обнаруживаем в себе желание углубиться в себя и за­думаться об этом. Мы испытываем то, что Аристотель называл катарсисом сожаления и ужаса, и мы алчем его вкусить. Это не только приближает нас к нашему внутреннему центру, но, парадоксальным образом, делает нас более внимательными к нашим ближним. Это помогает нам увидеть, что мы, эфемерные созда­ния, рождены, боремся и живем лишь отведенный нам срок, а затем, как трава, увядаем; и наша «ярость про­тив ухода света» будет иметь если не какой-то практи­ческий эффект, то, по крайней мере, больше смысла.

Именно поэтому более глубокие переживания вы­зывает трагедия — скажем, Шекспира или Юджина О'Нила, — чем комедия. Греки решали эту проблему, помещая само насилие — которого было достаточно в «Эдипе», «Медее» и в других трагедиях — за предела­ми сцены. У Шекспира и Мелвилла, напротив, насилие происходит на сцене, но там оно определено эстетичес­ким смыслом драмы. В этом разница между драмой и мелодрамой (как в современных телепередачах, кото­рые извлекают выгоду из насилия как такового).

Вопрос, который необходимо задать: включается ли насилие в фильм или драму для достижения шокового эффекта, ужаса и щекотания нервов, или оно есть неотъемлемая часть трагедии? В «Макбете», «Гамле­те» и «Антигоне» насилие требуется для эстетической полноты драмы. В трагедии мы не только ощущаем нашу собственную смертность, но также трансценди-руем ее, значимые ценности предстают более выпукло. Мы не переживаем здесь чувство совершенно бессмыс­ленного разрушения, как тогда, когда видим по теле визору восточных пакистанцев, заколотых штыками, -лишь ужасное зло, ради предотвращения которого мы готовы отдать что угодно.

Хотя в литературе, равно как и в жизни, смерть всегда эмпирически побеждает, человек побеждает духовно, превращая эти переживания в аспекты куль­туры, такие как искусство, наука и религия.

2. Экстаз на войне

Непосредственно после повешения Билли Бадда, в киноверсии новеллы Мелвилла, моряки на британс­ком военном корабле внезапно видят французский военный корабль, огибающий мыс в нескольких ми­лях от порта. Все они кричат: «Ура!»

Почему ура? Эти люди знают, что они идут в бой, в грязь, жестокость и смерть, которой является война, и все же кричат «ура!». В самом деле, лишь отчасти причину этого можно видеть в выходе запертых, по­давленных и невысказанных эмоций, которые роди­лись при зрелище казни их любимого товарища. Но есть и более весомая причина. Мы переходим теперь в другую область, наиболее сложную из всех, в которых нам надо разобраться — в область насилия на войне.

На рациональном уровне практически любой че­ловек отрицает и ненавидит войну. Когда я учился в колледже перед Второй мировой войной, я помню как отпрянул, когда профессор английской литературы заметил, что он практически уверен в том, что будут еще войны. Этот учитель был мягко говорящим, чув­ствительным, невоинственным типом, насколько это возможно, но я молча глядел на него так, словно он был изгоем. Как мог человек допустить такую мысль? Разве не ясно, что мы должны воздерживать­ся от мыслей о войне и веры в то, что она будет — и, конечно, от ее предсказания, — если мы хотим дос­тичь мира? Несколько сотен тысяч других студентов,

будучи как и я пацифистами, пребывали в иллюзии того, что достаточно крепко верить в мир, чтобы этим намного укрепить мир между народами. Мы не заду­мывались о том, как наш образ действий походил на суеверие — не думай о дьяволе, а не то он окажется тут как тут, среди нас1.

Мы были столь воодушевлены вычищением войны из наших сознаний, что совершенно игнорировали провокационное эссе Уильяма Джеймса «Моральный эквивалент войны». Написанное вследствие неприятия «нашей грязной войны с Испанией», оно было прочи­тано Уильямом Джеймсом в качестве лекции в 1907 году. Оно до сих пор проницательно освещает основ­ные проблемы, пусть даже сами ответы уже не убеди­тельны. «В моих заметках, хотя я и пацифист, — пи­шет Джеймс, — я не стану говорить о зверской стороне военного режима (чему уже воздали должное многие писатели)...» Его предупреждение направлено против веры в то, что описание ужасов войны воздействует как сдерживающее средство:

Демонстрация иррациональности и ужасов войны не дает эффекта <...>. Ужасы порождают упоение <...>. Ког­да [стоит] вопрос об отсечении от человеческой природы всех ее крайностей, неуместно говорить о цене <-...>. Пацифис­ты должны более глубоко вникнуть в эстетическую и эти ческую основу воззрений их оппонентов5.

' На самом деле верным оказалось обратное. Через несколько лет после того, как я окончил колледж, Гитлер успешно сыг­рал как раз на нашей способности, подобно устрицам, замк­нуться в своих раковинах. Не желая смотреть в лицо злу, на которое были способны некоторые люди (в частности, Гит­лер), мы тем самым стали пособниками этого зла.

5 James W. The Moral Equivalent of War Pragmatism and other Essays J.L.Blau (Ed.). NY.: Washington Square Press, 1963. P. 290-296.

Сегодня, при всем нашем противостоянии вой­не, мы не можем уйти от очевидного факта, что мы заведомо неуспешны в наших усилиях ее пре­сечь6. Я считаю, что мы не достигаем успеха, по крайней мере отчасти, из-за того, что игнорируем центральный феномен: «Ужасы порождают упое­ние». В XX веке - который начался самонадеянно как «век мира» — мы видели неизменный переход от состояния спокойствия к состоянию революции и насилия. В данный момент мы имеем полдюжи­ны войн, идущих на земном шаре, включая наибо­лее позорную из них — Вьетнам; мы являемся сви­детелями того факта, что Америка перешла от добровольной армии к призыву в мирное время, и от ведения объявленных войн к ведению необъяв­ленных войн. Почему наши действия, действия тех, кто противостоит войне, были столь неэффектив­ны? Не пора ли задать себе вопрос, не является ли что-то неверным в нашем подходе к самой этой форме агрессии и насилия? Я предлагаю задать

ь Согласно одному из компендиумов по современной исто­рии (Louis L., Snyder L.L. The World in the Twentieth Century, rev. eel. Gloucester (Mass.): Peter Smith, 1964. P. 138), за пер­вые 30 лет XX века в Европе было 74 войны — больше, чем за предыдущие 800 лет. Даже с учетом таких очевидных при­чин, как возросшая плотность населения и частота малых войн (хотя что тогда делать с большими?), этот факт все же заставляет радикально усомниться в удобных гипотезах о том, по мере того, как человек будет становиться более раци­ональным, он станет меньше воевать, или что по мерс того, как оружие будет становиться все более смертоносным, оно будет вес реже применяться. Подобные гипотезы - полная чушь. Размышляя о человеке, Паскаль гениально выразил эту проблему простым сожалением: «Если бы только наш разум был разумным...».

вопрос прямо: в чем соблазн, упоение, привлека­тельность войны?7

В качестве основного источника данных я возьму книгу Дж.Гленна Грея «Воины»8, дневник, который автор вел на протяжении четырех лет, будучи сол датом во время Второй мировой войны. Три года из четырех он провел в бронетанковой дивизии в Европе, и один год, выполняя специальное поруче­ние на европейском театре боевых действий. Через десять лет после установления мира Грей вернулся в Европу в качестве стипендиата фонда Фулбрайт для проведения широкоохватного исследования вой­ны и личных мотивов людей, которых он знал во время нее.

Сейчас не может быть ни малейшего сомнения в том, что Грей (который сегодня является профессо­ром философии в одном из западных колледжей) столь-же твердо, как и любой другой, настроен против вой­ны как способа решения международных споров, и никто не может рассказать ему о ее ужасах больше, чем он уже знает. Но он пытается также делать то, что я считаю более важным, а именно открыть и исследовать ту неосознаваемую привлекательность, которую имеет эта крайняя форма насилия для человечества. «Несомненно есть многие, кто просто терпит войну, ненавидя каждое ее мгновение, — пи­шет Грей, — и лишь немногие признались бы, что имеют вкус к войне. Но многие мужчины одновремен-

7 Я исключу из дальнейшего анализа войну во Вьетнаме. Нас здесь интересует агрессия и насилие, а эта война больше ил­люстрирует проблему дегуманизации. К тому же она еще идет, так что мы будем говорить о мировых войнах и тех, что были до них.

8 Gray J.G. The Warriors. N.Y.: Harper and Row, 1967.

но любят и ненавидят войну. Они знают, почему они ненавидят ее, труднее понять и членораздельно объяс­нить то, почему они ее любят»а.

Несмотря на ужас, невыносимые тяготы, грязь, ненависть, многие солдаты находят войну единствен­ным лирическим моментом своей жизни.

Многие ветераны, которые честны перед собой, я уве рен, признают, что опыт общего усилия в бою даже при изменившихся условиях современной войны, был высшей точкой их жизни <...> опытом, которого они не хотели бы лишиться <...>. Каждому, кто не испытал это сам, это чув­ство трудно постичь, а участнику трудно объяснить его кому-то другому10.

И еще:

Миллионы людей сегодня — как миллионы до нас — научились жить в странной стихии войны и открыли в ней сильную притягательность <...>. Эмоциональная атмосфе­ра войны всегда привлекала к себе: она опутывала больший ство мужчин своими чарами <...>. Рефлексия и спокойная основательность чужды ей".

Когда стали явными признаки наступающего мира, я писал [в дневнике] с некоторым сожалением: «Очиститель ная сила опасности, которая делает мужчин грубее, но, воз­можно, более человечными, скоро будет утрачена, и первые месяцы мира заставят некоторых из нас тосковать по былым боевым дням»12.

Каковы причины привлекательности войны? Первая — это привлекательность экстремальной ситуации, то есть

9 Ibid. Р. 28. [4bid. P. 44. "Ibid. Р. 28. " Ibid.

того, что человек рискует всем в бою". Это тот же мо­мент, хотя и в другой степени, на который указывает Оливер, когда он говорит, что марш протеста захватил его «помимо человеческих желаний». Вторая — это при­дающий силы эффект бытия частью громадной орга­низации, который освобождает человека от индивиду­альной ответственности и вины. Объявление войны важно, таким образом, как моральное утверждение, как моральное оправдание, которое позволяет солдату пе­редать всю нравственную ответственность командова­нию. Этот момент часто указывается в критике воен­ной машины, и ни у кого не может возникнуть и тени сомнения в том, что война разрушает индивидуальную ответственность и автономию совести. Ми-лай и слу­чай лейтенанта Келли являются ужасным подтвержде­нием этого. Но обычно не принимается в расчет то, что человеку присуще желание избежать свободы, так­же как и поиск ее, что свобода и выбор есть также бре мя (Достоевский и многие другие на протяжении исто­рии хорошо знали это), и что передача своей совести группе, осуществляемая в военное время, служит ис­точником огромного комфорта. Вот почему великие си­стемы детерминизма в истории — такие как кальвинизм и марксизм — показали великую власть не только стро-

13 Я нахожу здесь параллель с негритянскими бунтами в Уоттсс, Детройте и Ньюарке. Мы стремимся обнаружить в каждой экстремальной ситуации элемент притягательности. Войны и мятежи ставят их участника «на грань» в пре­дельном смысле этого слова. Наша проблема состоит в сле­дующем: если войны станут невозможными, какие ситуа­ции будут открыты для тех, кто нуждается в такой экстремальной жизни. Дело не в том, что войны неизбежны и необходимы, а в том, что мы должны озаботиться коррек­цией тех потребностей, из которых берет начало война и которым она служит.

ить людей в ряды, но также вдохновлять их на актив­ный энтузиазм в такой степени, которая была недоступ­на другим движениям.

Близко связано с этим чувство товарищества в строю то, что меня принимают не за какую-либо ин­дивидуальную заслугу с моей стороны, но потому что я товарищ по строю. Я могу доверить моему товари­щу по оружию прикрыть мой отход или атаку в соот­ветствии с данной мне ролью. Мое достоинство есть роль, и ограничения, которые роль возлагает на меня, дают мне нечто вроде свободы.

Разрушение этой способности чувствовать себя так, будто ты являешься частью превосходящего тебя цело­го, объясняет трусость среди солдат. Действительно, физическое мужество при любых обстоятельствах — насколько позволяет судить мой опыт терапии — по всей видимости, зависит от того, может ли индивид чувствовать, что он борется за других в той же мерс, что и за себя, принимая свою связь с товарищами, это означает, что он придет им на помощь, равно как и они ему. Исток этого физического мужества представ­ляется коренящимся во взаимоотношениях ребенка с его матерью, в особенности в его доверии к ней и соли­дарности с ней и, соответственно, с миром. Физичес­кая трусость, с другой стороны, даже в форме избега­ния физических столкновений в детском возрасте, по-видимому возникает в результате раннего отверже­ния и раннего чувства отсутствия поддержки матерью своего ребенка и даже чувства, что мать может ока­заться против него в его борьбе, так что теперь всякое усилие ребенок делает на свой страх и риск. Такой че­ловек находит невероятным, что другие станут поддер­живать его и что он будет также сражаться и за них, и от него требуется сознательное решение выступить на

их стороне. Такой тип личности может иметь огромное нравственное мужество, которое он развил в одиноче­стве, но ему недостает физического мужества или му­жества в группе.

Более того, в экстазе насилия присутствует страсть к разрушению. Читатель вспомнит замечание Оливе­ра: «Всю свою жизнь я мечтал раздолбать компью­тер». Это, по-видимому, склонность к разрушению в человеке, атавистическое стремление разрушать вещи и убивать. Она усиливается у невротиков и прочих, кто находится в отчаянии, но это лишь усиление чер­ты, которая в любом случае уже есть, и столетия, про­веденные под кровом цивилизации, не способны это­го скрыть.

Всякому, кто наблюдал человека, работающего с артил­лерией на поле боя, или смотрел в глаза ветеранов-убийц, только что проливших кровь, или изучал описания чувств пилотов бомбардировщиков во время поражения ими целей, трудно не прийти к выводу, что в разрушении есть восторг. <...> Это зло кажется превосходящим простое человеческое зло, оно требует объяснения в космологических и религиоз­ных терминах. В этом смысле, люди способны на дьявольс­кие вещи, как ни одно из животных14.

В этой страсти к насилию эго солдата временно покидает его, и он растворяется в своем пережива­нии. Это «депривация личности ради единения с объектами, которые прежде были чужды». Таков тех­нический язык описания того, на что обращают вни­мание в мистическом опыте экстаза: эго «растворяет­ся», и мистик испытывает единство с «Целым», будь то названо светом, истиной или Богом. Посредством насилия мы преодолеваем поглощенность собой.

14 Gray J.G. The Warriors. N.Y.: Harper and Row, 1967. P. 51.

Все это является элементами экстаза насилия. В насилии есть наслаждение, которое выводит индиви­да из себя и толкает его к чему-то более глубокому и сильному, чем то, что он прежде испытывал. Инди­видуальное «я» незаметно превращается в «мы», «мое» становится «нашим». Я отдаюсь этому, отпус­каю себя, и как только я чувствую, что мое прежнее Я ушло, как вдруг появляется новое сознание, более высокая степень сознавания, и возникает новое Я, более обширное, чем первое.

Теперь, когда мы смотрим на обычного челове­ка — неприметного, одинокого, все более изолиро­ванного по мере того, как расширяются средства мас­совой коммуникации, человека, чьи уши и чувства оглушены вездесущими радиоприемниками и тыся­чами слов, которые обрушивает на него телевидение и газеты, сознающего свою идентичность только, ког­да он ее потерял, жаждущего общения, но испыты­вающего неудобство и беспомощность, когда он его находит, — когда мы смотрим на этого современно­го человека, кого удивит, что он жаждет экстаза, даже такого, который может дать насилие и война?

Обращаясь к этому человеку в обществе — живу­щему год за годом в анонимной тревоге, что что-то может «случиться»; представляя «враждебные» стра­ны, которые он может разрушить в воображении (к этим фантазиям он возвращается, когда сыт по гор­ло своей повседневной жизнью); несущему в себе ужас, который, как он ощущает, должен как-то пре­твориться в действие, но остается подвешенным в ожидании; питаемому «тайными» обещаниями экста­за и насилия, чувствующему, что продолжение непо­нятного ужаса хуже, чем уступить соблазну, очаро-

ванию и привлекательности действия, — будем ли мы удивлены тем, что этот человек мирится с объявлени­ем войны, демонстрируя явную покорность?

Теперь, впервые в моей жизни, я могу, напри­мер, понять Американский легион. Эта организация всегда была для меня негативом совести — я был про­тив того, за что была она, и она была против того, за что был я. Это довольно хорошо работало как пред варительный ориентир, когда у меня не было вре­мени разобраться в том, на чьей стороне справедли­вость. Я никогда не мог понять мотивов легионеров или других организаций ветеранов в их бряцании оружием и доведенной до абсурда охотой за комму­нистами под каждой кроватью. Теперь, однако, я понимаю, что эти группы изначально состояли, в общем и целом из молодых людей, у которых были неприметные занятия, вроде заправки бензина в шев­роле, бьюики и форды. Затем они были призваны на войну. Во Франции они стали героями, любим­цами женщин, их путь устилали цветами, всевозмож­ные почести обрушились на них. Они были значи­мы, возможно, впервые за всю свою жизнь. По возвращении домой некоторые из них смогли найти лишь ту же работу и вновь заливать бензин в бьюи­ки, шевроле и форды, а те, кто нашел работу лучше, могли попросту испытывать разочарование «пусто­той» жизни мирного времени. Неудивительно, что они, испытывая скуку, сбились вместе, чтобы возро­дить опыт, максимально близкий к тому, что был на войне — такой как антикоммунистическая миссия «поиска и разрушения». Они вернулись к страстно­му желанию найти что-то, что придаст их жизни зна­чимость, которой она внутренне лишена.

Стремление к признанию

Когда Глени Грей в 1955 году вернулся в Европу, чтобы интервьюировать своих товарищей по оружию и друзей по сопротивлению пятнадцатилетней давно­сти, французская женщина, жившая в комфортабель­ном буржуазном доме с мужем и сыном, искренне призналась: «Моя жизнь столь невыносима скучна в наши дни! <...> Все что угодно лучше, чем это, когда день за днем ничего не происходит. Вы знаете, что я не люблю войну и не хочу ее возврата. Но она, по крайней мере, давала мне чувствовать себя живой так, как я не чувствовала себя до или после нее»'5. Пере­ходя к опыту немецкого товарища по оружию, Грей продолжает:

Растолстевший, с дорогой сигарой во рту, он говорил о наших былых днях в конце войны, когда он был дрожащим и голодным, и изможденным беспокойством о том, чтобы оградить жену и детей от слишком большой нужды. «Иног­да я думаю, что тогда были более счастливые времена для нас, чем теперь». <...> И было что-то вроде отчаяния в его глазах. <...> Ни один из этих людей не тосковал о старых днях с сентиментальной ностальгией, они говорили о своем разочаровании в бесплодном настоящем. Мир выявил в них пустоту, которую возбуждение войны позволяло им запол­нить16.

Спасением от этой пустоты служит экстаз наси­лия. Отчасти эта бесплодность порождена условиями цивилизованного существования, устраняющее значи­тельную долю риска и вызова из жизни — риска и вызова, которые кажутся многим, если не большин­ству, людей важнее, чем наше настойчиво навязывае-

r4bid. P. 217. 16 Ibid.

мое изобилие. Насилие возвращает в жизнь риск и вызов, что бы мы ни думали о его деструктивное™, и жизнь перестает быть пустой.

Мы будем сталкиваться вспышками насилия до тех пор, пока людям будет недоставать значимых пере­живаний. Каждому человеку необходимо чувство зна чимости, и если общество не может дать его человеку, или хотя бы предоставить возможность стать значи­мым, то это чувство будет достигаться деструктивны ми способами. Нам предстоит найти те пути, которы ми люди могут достичь значимости и признания так, чтобы деструктивное насилие стало ненужным.

Глава 9

АНАТОМИЯ НАСИЛИЯ

Насилие и страдания в демократическом обществе играют решающую роль в повы­шении антипатии к нарушениям демокра­тических ценностей и увеличению симпа­тий к жертвам таких нарушений.

Силван Томкннс «Конструктивная роль насилия и страдания»

Вспышки насилия подобны «внезапному» вскипа­нию воды. Не видя «горелки, нагревающей воду», мы ошибочно считаем насилие дискретным событием, хотя оно есть совершенно понятный результат борьбы лич­ностей против неравенства в репрессивной культуре. Насилие часто следует за периодами спокойствия (в пяти­десятые годы — «тихое поколение» студентов). К наше­му сожалению, только впоследствии удается увидеть, сколь взрывоопасны были силы, таившиеся под покро­вом апатии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: