Педагогическая задача 10




Методический блок

Педагогическая задача 1

ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Дидактические единицы: развивающая предметно-пространственная среда; требования к проектированию развивающей предметно-пространственной среды.

Кейс 1.

Педагог, проектируя развивающую предметно-пространственную среду в старшей группе ДОО г. Сургут, предусмотрел возможности учета региональных условий. С этой целью в группе был создан центр краеведения с игровым и дидактическим материалами. Содержание уголка включало в себя альбомы «Наш округ», «Народы ХМАО», «Наш детский сад» (города, костюмы, песни, национальная кухня); предметы искусства народов ХМАО-Югры; художественную литературу (стихи, рассказы, произведения самих детей); рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках; куклы в национальных костюмах и др.

Содержание выставки менялось еженедельно. К подбору выставочных объектов привлекались дети и их родители. Внесение нового экспоната сопровождалось обсуждением выбора места его размещения, справочной информации о нем, его целесообразности и т.д.

Вопросы-задания:

1. Назовите требования ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО. Определите, какие из них учитывал педагог, проектируя среду в данной образовательной ситуации.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ;

- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Педагог учитывал все требования: выставка обеспечивала возможность общения детей и родителей, он предусмотрел возможности учета региональных условий, учитывал возраст детей. Выставка была насыщенной, постоянно обновлялась, процесс обновления выставки был активным (обсуждение экспонатов)

2. Определите, какие виды детской деятельности были организованы в рамках работы по созданию и функционированию центра краеведения.

Рисование (рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках);

Изготовление кукол;

Художественное творчество (произведения, сочиненные самими детьми).

3. Оцените развивающий эффект взаимодействия участников образовательных отношений при организации пространства групповой комнаты детского сада.

Реализация проектирования предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС помогла группу привлекательной для детей, они стали более инициативными, самостоятельными. Дети стали более коммуникативными как в игровой, так и в познавательной видах деятельности, у них нет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.

4. Покажите возможности использования игрового и дидактического материалов центра для организации разных видов детской деятельности.

Игровой и дидактический материал, который содержал уголок, можно всячески использовать.

- организовывать различные игры («Угадай, что за город?», «В каком городе находится это?», «Какие народы ХМАО ты знаешь?» и т.д.

- театрализованная деятельность (спектакли и сценки из жизни народов ХМАО с привлечением их песен);

- занятия по чтению (приобщение к национальной литературе, придумывание загадок про предметы искусства народов ХМАО);

- рисование + аппликации на различные темы данного направления;

- изготовление кукол, пошив национальной одежд для кукол.

 

 

Педагогическая задача 2

ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Дидактические единицы: ранний возраст детей; методы обучения детей раннего возраста.

Кейс 2.

Воспитатель дважды организовывал наблюдение за кошкой. Для самостоятельных игр детям давал игрушечных кошек. Через некоторое время прочитал потешку «Киска-киска». Показал картинку «Кошка с котятами».

Много раз в помещении и на прогулке дети играли в подвижную игру «Веселые котята».

Впоследствии педагог показал инсценировку кукольного театра «Кошка в гости к нам пришла».

Он проводил занятия в течение длительного времени с интервалами, чередуя их с занятиями другого содержания.

 

Вопросы-задания:

1. Определите задачу, которую ставит педагог в данной образовательной ситуации.

Воспитывать любовь к животным (кошке, проявлять заботу о ней, доброе отношение, создать у ребят радостное настроение).

2. Какие виды детской деятельности (в соответствии с ФГОС ДО) представлены в образовательной ситуации?

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок.

Восприятие смысла музыки.

Двигательная активность.

Творческие игры на примере инсценировки.

3. Определите методы обучения, которые использует воспитатель при организации образовательной деятельности. Раскройте специфику применения данных методов с научной точки зрения.

Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления (организация наблюдения за кошкой, игрушечные кошки).

Наблюдение распознающего характера, с помощью которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.) - кошка маленькая, пушистая, ловкая, 4 лапы, хвост, усы и т.д.

Метод демонстрации:

Показ предметов (игрушечных кошек).

Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять (картинка «Кошка с котятами»).

Рассказ воспитателя (потешка «Киска-киска») - он имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний (подвижная игра «Веселые котята», инсценировка кукольного театра «Кошка в гости к нам пришла»).

 

Педагогическая задача 3

ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

Дидактические единицы: творческие игры дошкольников; методы руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

Кейс 3.

Олег ведет машину, и его путь проходит прямо через класс, где Лена занимается со своими учениками-куклами. «Учительница» возмущена вторжением автобуса:

- Ты зачем нам мешаешь! А ну уходи!

- Это ты мешаешь! Пусти сейчас же! Не видишь, здесь шоссейная дорога проходит!

И быть бы рукопашной, не вмешайся воспитатель.

- Уважаемый водитель! – обращается взрослый к зачинщику ссоры. – Я диспетчер и потому должна объяснить, что маршрут вашего автобуса изменился: здесь дорога закрыта на ремонт. Весь транспорт теперь идет в объезд, вот по этой дороге.

 

Вопросы-задания:

1. Назовите вид игры, представленной в данной образовательной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

Самостоятельные сюжетные игры.

Сюжетно-ролевая игра. Девочка играет роль учительницы, мальчик - водителя.

2. Определите задачи, которые решает педагог в данной ситуации?

- не поссорить детей;

- научить их находить выход из конфликтных ситуаций.

3. Какие методы руководства игровой деятельностью использует взрослый? Раскройте специфику применения данных методов с научной точки зрения?

Воспитатель использовал прямые приёмы руководства:

- ролевое участие в игре;

- разъяснение;

- совет по ходу игры;

Вообще педагог фактически «спас» ситуацию, приняв на себя роль диспетчера и, побуждая своими репликами и действиями, развернул сюжет игр, не дав им закончиться. Дети остались довольны и продолжили играть дальше.

4. Предложите другие варианты руководства игрой в сложившихся условиях.

Можно было предложить и другой вариант:

- отправить Олега заправлять автобус, а затем приехать за учениками, когда у них закончатся уроки, чтобы развести их по домам.

Педагогическая задача 4

ПК-1 - готовность реализовывать образовательную программу по предмету в соответствии с требованиями образовательного стандарта

ПК-2 - готовность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

Дидактические единицы: методические системы ознакомления дошкольников с количеством и числом.

Кейс 4.

Дима (4,5 года) бойко считает до ста. Но вопрос взрослого: «Сколько будет к двум прибавить один?» его смущает. Он говорит: «А давайте я лучше до ста посчитаю!».

О чём свидетельствует данное высказывание ребёнка?

Вопросы-задания:

1. Как сформировать у детей дошкольного возраста осознанную счётную деятельность?

У детей пятого года жизни формируется понимание связей между числами: каждое следующее число больше предыдущего и соответственно предыдущее меньше последующего.

В этот период наиболее сложно овладение итоговым числом (сколько всего?). Иногда дети ошибаются: спешат назвать следующее число, а действия руки отстают от счета, или наоборот – одним числом обозначают сразу два предмета.

В процессе формирования числовых представлений большое значение приобретает словарная работа. Дошкольники учатся согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Воспитатель обращает внимание на то, что мы по-разному называем числа в зависимости от того, что считаем. Например, одна кукла, но один мяч; две матрешки, но два яблока и т.д. Особое внимание следует уделять тому, чтобы дошкольники правильно называли – один, а не заменяли его словом раз. Для того чтобы дети осознали значение (особенность) последнего числительного в процессе счета, воспитатель учит их, заканчивая счет, делать обводящее движение рукой: «Всего две елочки, всего три матрешки».

Для формирования у дошкольника математических представлений эффективно использовать разнообразные дидактические игры. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Приобретению навыков устного счета способствует обучение дошкольника понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Таким предметом являются, например, часы. При работе с часами дошкольники не только изучают цифры, но и учатся определять время. Важно учесть, чтобы цифры на циферблате были арабские, т.е. привычные для глаз ребенка.

Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, нужно спросить, кого было больше, кого - меньше, кого - одинаковое количество. Сравнивать игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

2. Каковы особенности формирования представлений о числе и развития количественных представлений у детей дошкольного возраста?

Множество предметов и явлений ребенком воспринимается различными анализаторами.

1-2 года. К 1-2 годам у детей накапливаются представления о множестве однородных предметов, которые отражаются в пассивной речи детей (построить домик и домики – единственное и множественное число). Затем в активной речи дети начинают использовать множественное и единственное число. На этом этапе множество еще не имеет четких границ для ребенка и не воспринимается элемент за элементом, не осознается количественная сторона множества. Дети понимают смысл слова «много» и «мало», но эти слова не имеют четкой количественной характеристики, ассоциируются со словами «большой», «маленький».

2-3 года. Дети воспринимают множество в его границах, умеют сосредотачивать свое внимание на границах множества, а четкое понимание внутренних элементов еще отсутствует. При наложении предметов на рисунки дети заполняют всю часть карточки между крайними элементами, но не воспринимают количество. Легче воспринимают множество, если оно расположено линейно, в ряд.

3-4 года. Ребенок становится более требовательным к однородному составу множества, т.е. он считает, что множество всегда состоит из однородных элементов. На восприятие множества еще оказывают влияние качественно-пространственные признаки (форма, величина, расстояние между элементами, расположение по-разному в пространстве).

4-5 лет. На этом этапе восприятие только однородных множеств играет отрицательную роль, поэтому необходимо предлагать детям производить различные операции с множествами: составлять единое множество из 2-х групп, каждая из которых обладает своими качественными особенностями, несущественными для всего множества в целом.

Развитие понятия числа

3-4 года. Дети используют слова-числительные, но не понимают, что такое число. На этом этапе дети способны лишь сравнивать различные множества путем установления взаимнооднозначного соответствия.

4-5 лет. Дети могут сравнивать числа на основе сравнения множеств, но не воспринимают число абстрактно, без множества.

5-6 лет. Способны сравнивать любые числа на основе свойства транзитивности. При измерении понимают число как результат измерения, т.е. как отношение всей величины (целого) к условной мерке (части). Понимают, что число служит лишь показателем количества. Происходит абстрагирование числа от конкретных множеств.

Натуральный ряд – последовательность целых положительных чисел, расположенных в порядке их возрастания.

2-4 года. На основе речи взрослых дети начинают рано употреблять слова-числительные: сначала хаотично, затем упорядочено. Осознание порядка следования чисел происходит сразу в 2-х направлениях: - увеличиваются последовательности чисел, которые дети запоминают, - начинают осознавать, что каждое числительное всегда занимает свое определенное место, но на этом этапе не понимают, почему это происходит. У детей образуются рече-слухо-двигательные связи между называемыми числительными. Ребенок называет ряд натуральных чисел подобно бессмысленной считалке и не может продолжить ряд чисел с середины, т.к. дети не понимают отношений между числами.

4-5 лет. Дети не всегда могут ответить на вопрос, какое число идет до этого, а какое после. Не могут назвать предыдущие числа. Для них ряд движется как бы вперед (понимают только последние числа). Такое представление о натуральном ряде называется «пространственным образом натурального ряда чисел». Чтобы найти число на единицу больше дети мысленно или вслух начинают называть слова-числительные от начала ряда. Таким образом, разностные отношения между предыдущими и последующими числами еще не усвоены.

5-6 лет. Эмпирические представления о натуральном ряде как пространственном образе перестраиваются в понятие о натуральном ряде чисел. Дети начинают осознавать основной принцип построения натурального ряда (п` = п + 1).

3. Раскройте технологии формирования представлений о числе и счётной деятельности у детей дошкольного возраста.

Педагогические технологии, используемые в процессе развития у детей количественных представлений и определяемые как проблемно-игровые, разнообразны. Это проблемные ситуации и задачи, математические игры и упражнения, литературные тексты, учебно-познавательные книги и рабочие тетради, творческие задачи и экспериментирование, моделирование и схематизация и др. Такие средства стимулируют естественную активность познания ребенком чисел и цифр, развивают познавательный интерес, воспитывают эмоционально-ценностное отношение к познанию, прививают культуру познания.

Технологии используются, как правило, интегрированные, представленные сенсорными способами познания (обследование, выделение отдельностей, счет, соотнесение один к одному), практическими (сравнение, уравнивание, комплектование); игровыми (приемы «расселения» жильцов, совмещения карточек, размещения игрушек, составления ковриков и отправления поездов); речевыми (комментирование действий, результатов, использование терминологии); схематизацией (цифры, знаки, модели числового ряда).

Выбор технологии зависит от уровня освоения ребенком количественных отношений. Овладение счетом основано на представлениях о свойствах и отношениях равенства и неравенства (больше - меньше, столько же, поровну, одинаково). Следует учитывать, что счет -- сложный вид деятельности для ребенка, поэтому определять возрастные сроки овладения счетом в пределе 5, 10 не следует. Нужно знать интересы ребенка, возможности, стремление его к овладению счетом, осознание необходимости пользоваться числами в детских видах деятельности. Умение считать до пяти вполне достаточно для ребенка 4-5 лет.

Выбрав технологию, взрослый начинает следующую работу с ребенком:

- оказывает помощь в определении количества игрушек, ступенек, не требуя от него особых правил, порядка пересчета, называния предметов. Считает с ним вместе, подключается к процессу в случае ошибки, помогает сказать, сколько всего предметов;

- предлагает ребенку считать при условии установления поэлементного соответствия двух множеств, периодически увеличивая (уменьшая) каждое из них на 1 элемент;

- составляет вместе с ребенком лесенки из цветных счетных палочек Кюизенера (плоских, объемных), считает ступеньки, поднимаясь и спускаясь по ним (называя при этом числа в прямом и обратном порядке);

- помогает запоминать последовательность чисел, используя для этого потешки, сказки; соотнести число и цифру;

- включается в моделирование отношений больше - меньше на 1. Пример задания: «Если к мишкам прибавить еще одного, их будет... (больше на.., 5 и т.д.). Принеси столько кубиков»;

- организует игровые упражнения, помогающие ребенку понять независимость количества элементов от их расположения, комплектования, размеров и расстояния между ними;

- наблюдает за ребенком с целью выявления особенностей использования им чисел в повседневной жизни. Проблемно-игровые технологии, цель которых - развитие числовых представлений детей, используются только во взаимосвязи и в контексте других видов детской деятельности: природоведческой, художественной, трудовой, театрализованной и др., что обеспечивает интеграцию и жизненность представлений детей.

Преимущество в развитии числовых представлений детей дошкольного возраста принадлежит игре: индивидуальной, совместной (ребенок -- взрослый, ребенок - ребенок), специально организованной (занятия Оправдано при этом использование жизненных материалов: листьев, камешков, гальки, предметов быта, монет. Играя, дети обнаруживают, что одновременно можно взять в руку то большее количество камешков, то меньшее, задумываются над таинственностью явления, положенного в основу народных игр с камешками.

4. Какие навыки счётной деятельности должны быть сформированы у детей на каждом из этапов обучения?

Счет – математическое понятие, это операция, имеющая целью установить, сколько элементов содержит данное конечное множество.

1,5-2 года. Дети сопровождают свои операции с множеством такими словами как «вот», «еще» или числительными в любом порядке. Каждое повторение ребенок соотносит с одним предметом и одним движением, тем самым он устанавливает взаимнооднозначное соответствие между количеством предметов и количеством слов, движений.

2-4 года. Появляется интерес к сравнению множеств путем установления взаимнооднозначного соответствия. Последовательное называние числительных еще не означает овладение процессом счета, т.к. ребенок не понимает итога счета, т.е. не умеет отвечать на вопрос «сколько?» Счет еще не служит средством определения количества. Чаще всего названное числительное служит сигналом к остановке называния числительных.

4-5 лет. Дети начинают употреблять числительные в определенном порядке и отличать итог счета от процесса счета. Начинают понимать, что равночисленные множества всегда именуются одним числом.

5-6 лет. Усваивают последовательность называния числительных, понимают, что количество не зависит от направления счета, что число является показателем количества, осознают отношения между числами, т.е. осваивают обратный счет.

6-7 лет. Овладевают счетом группами, т.е. понимают, что единицей счета может быть не только отдельный предмет, а целая группа.

7-8 лет. Овладевают счетом десятками и новой деятельностью – вычислением. Счет связан с конкретным множеством, с определением количества в определенном множестве, а вычисление – абстрактная операция, здесь участвую только числа (без называния предмета).

 

Педагогическая задача 5

ПК-1 - готовность реализовывать образовательную программу по предмету в соответствии с требованиями образовательного стандарта

ПК-2 - готовность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

Дидактические единицы: методические системы ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами и формой предметов.

 

Кейс 5.

Дети дошкольного возраста играли в «Угадай-ку». В игре нужно было обследовать фигуры руками, не глядя на них, дать название.

Саша брал фигуры в руки, манипулировал ими, похлопывал ладонью по поверхности. Назвать фигуры не мог.

Серёжа обследовал фигуры осязательно – двигательным путём, стараясь провести рукой по контуру. Из четырёх фигур определил две. Называя фигуры, говорил: «Треугольник как крыша», «Квадрат как платочек». Их четырёх фигур определил две.

Катя обследовала геометрические фигуры, проводя указательным пальцем по контуру. При этом она называла их структурные компоненты: вершины, стороны, углы. Определила все четыре фигуры.

Вопросы-задания:

1. Исходя из особенностей обследования форм, определите возраст детей.

Саша - младший дошкольный возраст.

Сережа — средний или старший дошкольный возраст.

Катя - подготовительный дошкольный возраст.

2. Как постепенно меняется характер обследовательских действий у детей разных возрастов?

Он усложняется: от простого восприятия формы до анализа и сопоставления с предметами окружающего мира.

3. Каковы особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур детьми разных возрастных групп?

Малыши стремятся, прежде всего, захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами. Возникает особый интерес к восприятию формы (перцептивные действия). Однако значение практических действий остается главным.

Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни. Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов:

цилиндр – стаканом, столбиком, овал – яичком,

треугольник – парусом или крышей, прямоугольник – окошечком и т.п.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети старшего дошкольного возраста уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и т.п. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

4. Составьте перечень методических приёмов, используемых для детей разных возрастов с целью ознакомления их с геометрическими фигурами и закрепления знаний о них.

Наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др.

Практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др.

Словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи».

Игровые приемы:

«Дай Мишке такой же большой и круглый мяч, как у куклы, и научи его играть!»;

«Возьми такие же кубики и построй из них площадку»;

«Найди пару» (подбери второй предмет, такой же как этот);

«Игры с рамками-вкладышами» М. Монтессори;

«Составь картинку» (снеговика, домик, лодку);

«Выбери фигуры» (по указанному свойству);

«Собери квадрат», «Сложи узор», «Уникуб», «Уголки» и др.

Педагогическая задача 6

ПК-1 - готовность реализовывать образовательную программу по предмету в соответствии с требованиями образовательного стандарта

Дидактические единицы: методические системы ознакомления дошкольников с временными отношениями.

 

Кейс 6.

По детским вопросам часто можно судить об уровне временных представлений у детей. Маша спрашивает: «А утро - это когда идёшь в детский сад?».

Н.А. Менчинская в своём дневнике приводит такую запись. Её сын Саша знает, что в воскресенье он пойдёт в театр. В связи с этим происходит разговор, который часто повторяется. «Сегодня четверг, а завтра?». Я его спрашиваю, «Какой день будет после субботы?» - «Воскресенье», - отвечает Саша. «А что будет в воскресенье?» - «Пойдём в театр».

 

Вопросы-задания:

1. О каких ориентирах в восприятии времени свидетельствуют детские высказывания? Каковы особенности восприятия дошкольниками частей суток и дней недели?

Маша ассоциирует утро со временем, когда нужно идти в детский сад. Саша ассоциирует воскресенье с походом в театр и знает, что воскресенье наступает после субботы.

Время воспринимается ребёнком чрезвычайно конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия. Косвенными показателями времени для ребёнка служит деятельность, связанная с определённым временем, режимом дня, постоянно чередующаяся во времени, а также действия, природные явления и прочее. «День – это обед», «Вечер – это когда все приходят домой», – говорят дети.

Во второй половине третьего года жизни у детей появляются вопросы, относящиеся ко времени и начинающиеся со слов «когда?», «сколько?»

Но особый интерес ко времени пробуждается у детей к концу 4 года жизни.

Уже младшие дошкольники начинают различать части суток. В этом им помогает установление связи с некоторыми качественными признаками и привычными для этого времени делами. Из частей суток дети лучше определяют ночь и утро. Это связано с особыми видами деятельности самих детей в это время и более частым употреблением этих слов взрослыми. Различение дня и вечера часто вызывает трудности у детей.

Довольно трудной задачей для детей является последовательно назвать части суток или по порядку разложить соответствующие по содержанию картинки. В представлении детей сутки имеют постоянную точку отсчёта – утро. С наступлением ночи ничего нет, считают некоторые малыши, не понимая текучести и непрерывности времени.

Большие трудности испытывают дети при освоении смысла слов «вчера», «сегодня», «завтра». Впервые они появляются в речи в середине третьего года жизни ребёнка. Применяются эти слова сначала беспорядочно – одно вместо другого. Только по прошествии года после появления их в речи ребёнок начинает постигать, что каждому «завтра» предшествует «сегодня», а каждому «сегодня» предшествует «вчера». Неравномерно происходит и освоение ребёнком дней недели, месяцев, сезонов. Среди дней недели первыми выделяются те, что связаны с режимом работы детского дошкольного учреждения, отдыхом детей и родителей в выходные дни и характером их деятельности, – суббота, воскресенье, понедельник. Остальные дни запоминаются хуже.

2. Составьте консультацию для педагогов на тему: «Методические приёмы ознакомления дошкольников с частями суток и днями недели».

Основную работу начинать в старшей группе с беседы: «Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Пройдет неделя, наступит другая, и опять все дни недели пойдут по порядку».

Замечание: слово «день» дети раньше использовали для названия одной из частей суток. Необходимо объяснять им другое значение этого слова.

Последовательность обучения:

1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.

2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.

3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером:

Понедельник — первый;

Вторник — второй;

Среда — третья (средняя);

Четверг — четвертый;

Пятница — пятая;

Суббота — шестая;

Воскресенье — восьмое.

Можно рассказать детям о происхождении этих названий.

4. Ежедневно на специальном календаре (рис.) выставлять символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: «Сегодня - вторник».

Дидактические игры.

«Неделя, стройся!» (У каждого из семи детей символ одного из дней недели - цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся. Можно организовать подвижную игру в виде соревнования команд) и др.

Усложнения.

Знание дней недели применять в повседневной работе на других занятиях и вне их. Использовать стихи, загадки, задачи про дни недели, например:

«Миша поехал к бабушке в понедельник, а вернулся через 2 дня. Когда вернулся Миша?».

 

Педагогическая задача 7

ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики.

Дидактические единицы: направления словарной работы; методы словарной работы; требования к проведению занятий; словарный запас.

Кейс 7.

Воспитатель: К нам пришло письмо от Незнайки, он пишет, что после аварии на газированном автомобиле он хочет сам смастерить такой автомобиль, чтобы катать коротышек. Но Незнайка не знает, из какого ма­териала нужно сделать автомобиль, чтобы он был прочным, надежным и красивым. Незнайка подсказал, что таким материалом является металл, но Незнайка не знает, что это такое. Давайте напишем Незнайке письмо и расскажем ему о металле.

Для того, чтобы помочь Незнайке, давайте сами познакомимся со свойствами металла. А помогут нам в этом наши волшебные картинки (модель). (Выставляются карточки модели, обозначающие свойства и качества металла)

Давайте вспомним, что обозначает каждая карточка.

- Выберите металлический брусок. Этот брусок сделан из металла.

- Как узнать, твердый ли металл? (Надавить) Что узнали о твердости металла?

- Как узнать, прочный ли металл? (Сжать, уронить) Сожмите метал­лический брусок (уроните его на пол). Что узнали о прочности металла?

- Какой материал прочнее: дерево, стекло или металл? Как мы узна­вали, что стекло непрочное? (Стекло разбилось, когда его уронили) Как узнавали, прочное ли дерево? (Сжали, уронили) Что произошло с дере­вом? (Ничего) Что произошло с металлом, когда его сжали, уронили? (Ни­чего) Значит ли это, что дерево и металл одинаково прочные? Давайте проверим! (Воспитатель вбивает гвоздь в деревянный брусок, дети конста­тируют результат. Затем воспитатель пытается вбить гвоздь в металличе­ский брусок) Что же прочнее, дерево или металл? Как мы это узнали? Хо­рошо ли для изготовления машины, что металл прочный? Почему?

О чем говорит следующая карточка модели? («горение») Как узнать, горит ли металл? Давайте проверим. (Воспитатель подносит металличе­ский брусок к пламени спиртовки). Горит ли металл? Потрогайте металли­ческий брусок, который я держала над пламенем, Что с ним стало? (На­грелся) Так что же обозначает следующая карточка модели? («нагревание») Некоторые материалы не горят, но быстро нагреваются, проводят и долго сохраняют тепло. Подойдите к батарее, с помощью кото­рой отапливается наша группа. Из какого материала она сделана? Почему? Хорошо или плохо для изготовления машины, что металл нагревается и легко проводит тепло?

- Посмотрите на следующую карточку модели, она подсказывает, что еще можно узнать о металле («вес»). Как вы думаете, что тяжелее: дерево или металл? Как это проверить? (Взвесить на руке, взвесить на весах и сравнить). Давайте проверим. Что мы узнали о весе металла и дерева? Почему нужно машины изготавливать из тяжелого металла?

- Что еще о металле подсказывают волшебные картинки? ("гладкость, блеск", "прозрачность"). Гладкий или шероховатый метал? Как узнали? Блестит ли металл? Как узнать? (Посмотреть на свет: отражается ли в нем что-нибудь). Докажите, что металл блестит? Будет ли Незнайкина машина красивой? (Она гладкая и блестящая).

- Прозрачный ли металл? Как узнали? Можно ли из металла сделать окна в Незнайкиной машине? Из какого материала надо сделать окна? Почему?

- Посмотрите на волшебные картинки и расскажите все, что мы узнали сегодня о металле. Докажите Незнайке, что машину надо сделать из металла. О каких особенностях металла надо предупредить Незнайку, чтобы он был осторожен? (Воспитатель записывает ответы и рассказы детей для письма Незнайке).

Вопросы-задания:

1. Определите возрастную группу, в которой рекомендуется проводить данный тип занятия.

Старшая группа.

2. Выделите направление словарной работы, представленное в конспекте непосредственно образовательной деятельности.

1. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Охарактеризуйте требования к методике проведения непосредственно образовательной деятельности по данному направлению словарной работы.

Комплексные программы для образования дошкольников предъявляют к активному словарю детей определенные требования. Неоднократно подчеркивается, что дети должны не только знать что-то об окружающем мире, но и уметь выразить свои знания в словах, назвать воспринимаемый предмет.

Дети постоянно подтверждали свои слова на практике.

Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и мате



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: