ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
Дидактические единицы: игровые обучающие ситуации; экологические представления дошкольников; методы экологического образования.
Кейс 12.
Воспитатель старшей группы детского сада предложила детям совершить прогулку по лесу со Старичком - Лесовичком. На этот раз она будет необычной. Лесовичок говорит, что лес - это многоэтажный дом для жизни животных и растений, и ребята совершат прогулку по его «этажам». Воспитатель обсуждает с детьми, кто живет на каждом "этаже". Лесовичок поправляет ребят, уточняет и дополняет их ответы, рассказывает о том, что на всех «этажах» обитатели находят себе корм, устраивают там свои жилища. В конце беседы Лесовичок вручает наиболее активным детям лесные призы (шишки, желуди и пр.).
Вопросы-задания:
1. Определите форму организации образовательной деятельности по экологическому образованию дошкольников.
Экскурсия-путешествие в природу.
2. Сформулируйте задачи образовательной работы с детьми данного возраста по формированию их экологических представлений.
Задачи экологического воспитания и образования детей:
1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;
5. Воспитание эстетических чувств;
6. Воспитание любви к природе, родине;
7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.
3. Предложите методы, позволяющие уточнить представления у дошкольников об экосистеме леса.
Наблюдение - метод чувственного познания природы. Данный метод обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. При использовании метода наблюдения развивается внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы и др.
Метод «отраженной природы» занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.
Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный из метода отраженной природы в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания - проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей природы, зависимости от жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений.
4. Опишите два-три варианта сюжетов путешествий в природу для детей данной возрастной группы.
Тема: «Путешествие в природу».
Цель: Расширить знания детей о живой природе и роли человека по ее охране.
Задачи: Познакомить детей с профессией лесника, весенними лесными цветами. Уточнить знания о растительности луга, насекомых, обитающих там, об их взаимодействии в процессе жизни. Закрепить представления об обитателях реки и водных растениях. Учить связно, последовательно, грамматически верно излагать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе, желание ее охранять.
Словарная работа:
1. Моделирование: приспособление насекомых и животных к окружающей среде.
а). Зайчик в белой шубке - зимой на снегу, зайчик в серой шубке –летом в лесу.
б). Зеленый кузнечик - в зеленой траве.
в). Зеленая лягушка – в траве на берегу реки.
Совершают путешествие в лес, на луг, к реке, поучатся разгадывать загадки, узнают что-то новое о цветах, насекомых, обитателях реки, поиграют в интересные игры.
Тема: «Путешествие в лес».
Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края ХМАО - Югры.
Задачи:
Образовательные: Учить детей различать, классифицировать и называть деревья; уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять знания детей о хвойных и лиственных деревьях.
Развивающие: Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Речевые: Активизировать слова - березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, кедровый лес, пихтовый лес, лиственный лес, смешанный лес, хвоинки, хвоя.
Материал и оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, голоса птиц, шум зимнего леса.
Материал: Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, альбомный лист, краски, кисточки, непроливайки.
Планируемый результат: Дети могут классифицировать деревья, дети знают о разном значении леса для животных и человека.