ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
ПК-2 - способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
Дидактические единицы: наблюдение как метод экологического образования дошкольников, его виды; экологические представления; формирование отношения к природе; экологическая культура; цикл наблюдений.
Кейс 11.
В ходе наблюдения на прогулке за деревьями, педагог обратила внимание на пользу, которую приносит дерево человеку: «Из древесины березы делают фанеру, мебель, лыжи. Из березовых почек изготавливают лекарство, а из листьев - желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Из сосновых бревен делают дома. Из почек изготавливают лекарство...».
Вопросы-задания:
1. Определите тип отношения к природе, формируемый у детей в ходе наблюдения за деревьями. Обоснуйте свое мнение.
У детей формируется положительное отношение к природе, творческое восприятие природы, развивается речь в процессе сопоставления их личных впечатлений от общения с природой.
2. Обозначьте круг экологических представлений, рекомендуемых для формирования у детей старшего дошкольного возраста о растительном мире участка ДОО.
-знать, как ухаживать за растениями и птицами;
- знать названия растений региона с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев);
- поддерживать растения в чистоте, правильно поливать его, обтирать кисточкой, черенковать, пересаживать;
- умение экспериментировать, анализировать и делать выводы, общаясь с природой отражают свои впечатления через различные виды деятельности.
|
3. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к организации наблюдений с детьми за объектами природы.
Требования к организации наблюдения.
При организации наблюдения педагог задает вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. При этом не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно – бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10 – 15 минут. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - «капельки дождя за окном», в старшей группе - «птичья столовая» и т.д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная «копилка» - картотека наблюдений, в которой содержатся цель, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.
Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:
|
1) Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно.
2) Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений.
3) В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.
4) Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
5) Наблюдение должно возбудить интерес детей к окружающему, желание как можно больше узнать.
6) Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги, рисование, лепка, беседы и т. д.).
7) В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
4. Предложите цикл наблюдений за березой для детей дошкольного возраста с позиции формирования у них эстетического, познавательного и этического отношения к природе.
1. Рассматривание березы
Цель: продолжать учить детей видеть неповторимость каждого дерева. Воспитывать отношение к растению как к живому организму.
2. Сравнение липы и березы
Цель: продолжать учить детей сравнивать различные деревья, различать их. Воспитывать наблюдательность.
3. Наблюдение за березой в ветреную погоду
Цель: учить видеть состояние дерева в разную погоду. Воспитывать наблюдательность.
4. Наблюдение за березой с составлением сказок, рассказов
Цель: учить детей выражать отношение к растительному миру в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.
5. Наблюдение за березой зимой.
Цель: формировать представление о приспособлении деревьев к зимним условиям.
По окончанию цикла наблюдения предложить детям нарисовать березу в зимнем убранстве и оформить выставку детских работ «Люблю березку русскую…»
Предполагаемый результат:
1. Узнали больше о самом почитаемом дереве в России – березе;
2. Дети могут читать стихи о березе, загадывать загадки; рисовать, описывать внешний вид.
3. Будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к деревьям (березе).