Краткосрочный план урока
Сквозная тема: | ТРАДИЦИИ И ФОЛЬКЛОР | ||||||
Школа: КГУ ОШ 97 | |||||||
Дата: «22» февраля 2019г. | ФИО учителя: Котлярова С.В. | ||||||
Класс: 1 «Г» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: | ||||||
Тема урока: | Традиции и фольклор казахского народа и народов Казахстана. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | |||||||
1.1.2.1 Реагировать на различные произведения искусства национальной и мировой культур | |||||||
Цели урока: | Расширение кругозора, знакомство с понятием «традиция»,с культурными традициями казахского народа и других народов Казахстана. Воспитание понимания особенностей культурных традиций казахского народа, любви к ним. | ||||||
Критерии успеха | Учащиеся узнают: Что такое традиции, какие культурные традиции существуют у разных народов, как они сохраняются. О празднике казахского народа «Наурыз», о том, какие культурные традиции связаны с ним, как он отмечается в течение многих лет. Учащиеся научатся: Понимать, относиться с интересом и уважением к культурным традициям своего народа, беречь их. Уважать культурные традиции других народов. Творческая задача для учащихся: выполнить рисунок на тему «Традиции». | ||||||
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. | ||||||
Ход урока | |||||||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Этот урок можно провести в виде интересного путешествия в страну древних народных традиций и народного творчества казахского народа на примере самого любимого народного праздника «Наурыз». Рассказывая учащимся о древнем и по-прежнему молодом празднике «Наурыз», следует использовать народную музыку, фотоальбомы, если есть возможность, принести на урок изделия народного творчества, чтобы дети могли их рассмотреть вблизи - это было бы замечательно. Если в вашем городе есть краеведческий музей, урок хорошо провести в нем. Каждый учитель решит, на каких моментах этого праздника остановиться подробнее. Часть урока надо посвятить рассказу о культурных традициях других народов. Учитель должен обратить особое внимание на образную сторону обрядов. Помимо действенного аспекта, из поколения в поколение сохраняется еще и образная сторона традиций - в костюмах, орнаментах, специальных атрибутах, то есть народные традиции тесным образом связаны с народным творчеством. Можно попросить детей рассказать и о их семейных традициях. | Рабочая тетрадь №2, гуашевые краски, набор кистей разного размера для рисования, цветные фломастеры, емкость для воды, палитра, салфетки. | |||||
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя. | ||||||
Середина урока | С древних времен у восточных народов существует праздник «Наурыз». Наурыз - это утро года, В мир приносит радость и свет. Звуки песни радуют сердце, Нам весна посылает привет. Суть этого праздника в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия, когда день равняется ночи, и в последующем дни становятся длиннее, а ночи короче. На Востоке Наурыз - начало года. В переводе «нау» означает новый, «руз» - день. Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Вся посуда в доме наполнялась молоком, кефиром или родниковой водой. Это символизировало «полную чашу, изобилие». Традиция празднования Наурыза продолжилась и в наши дни. Праздник начинается с приветствия. Люди должны приветствовать друг друга, здороваться непременно обеими руками и при этом говорить слова, связанные именно с Наурызом: «Пусть Наурыз принесет благоденствие!», «Пусть этот год будет плодородным!». После приветствия в прежние времена все направлялись в степь, чтобы внимательно разглядеть горизонт. Один из важных ритуалов праздника -поклон Солнцу. При появлении первых лучей солнца люди, обращаясь к нему, произносили: «Здравствуй, Солнце!». Это был праздник единения с природой. Молодежь в дни Наурыза дарит друг другу подарки. Девушки угощают юношей, а юноши преподносят своим избранницам зеркала, расчески, духи, другие подарки. Специально к празднику готовится наурыз-коже, приготовленный из семи компонентов. Коже едят досыта, чтобы весь следующий год был плодородным. В дни Наурыза важно получить благословение - бата. Бата - это пожелание, напутствие старших. За дастарханом самого старшего из гостей просят произнести бата. Можно услышать такие слова: «Желаю успеха всем начинаниям!», «Желаю плодородия земле нашей!» и т.д. Ближе к вечеру начинается айтыс. Айтыс - это словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В разгар праздника молодежь собирается у качелей - алтыбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. Так встречают весенний праздник «Наурыз». Учитель предлагает учащимся изобразить степь с красочными фигурками людей. Важно при этом рассказать им о небходимости соблюдать требования композиционного расположения фигурок людей на рисунке. Самостоятельная работа У доски можно показать сценку, посвященную этому празднику. Ребята могут показать, как накрывается дастархан или как готовится традиционный суп наурызкоже. | Учебник, с. 88-89. Изделия народных мастеров: небольшие корпе, аяк- капы, баскуры и ДР- https://www.bilu. kz/obychay.php https:// visitkazakhstan. kz/ru/about/78/ https://articlekz. com/article/8368 | |||||
Критерии успеха | |||||||
Конец урока | После выполнения работ проводится выставление оценок, подводится итог. | ||||||
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя. | ||||||
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. | |||||
Индивидуальная помощь в создании работ | Попросите детей перечислить, что нового они узнали на уроке и какие выводы относительно искусства и культурных традиций сделали. | Физкультминутка Девочки и мальчики. Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп, Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок. Ножками топчут: топ, топ, топ! Весело хохочут: ха, ха, ха! Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз), После отдыхают (приседают, руки свободные) Дети садятся на свои места. | |||||