Краткосрочный план урока
Сквозная тема: | ТРАДИЦИИ И ФОЛЬКЛОР | ||||||
Школа: КГУ ОШ 97 | |||||||
Дата: «1» марта 2019г. | ФИО учителя: Котлярова С.В. | ||||||
Класс: 1 «Г» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: | ||||||
Тема урока: | Казахские узоры в народном творчестве. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | |||||||
1.2.3.1 Измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять материалы и компоненты простыми способами 1.2.3.4 Использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ | |||||||
Цели урока: | Знакомство с казахским национальным узором, его особенностями. Связь жизни и обучения. | ||||||
Критерии успеха | Учащиеся узнают: О традициях украшения предметов казахского быта узорами, об особенностях казахского узора. Учащиеся научатся: Узнавать казахские узоры в предметах быта, рисовать казахский узор «копщармутз» и на его основе составлять другие узоры. Творческая задача для учащихся: на основе казахского узора «конщармушз» составить простейший узор. | ||||||
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. | ||||||
Ход урока | |||||||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | У казахского народа очень много изделий прикладного искусства, украшенных узором. Орнамент всегда очень популярен среди народов, выходит что это один из декоративно-прикладного искусства передаваемый из поколения в поколения. Мастера -искусники старались вести в орнамент новые элементы, обогатить композицию. В народе таких людей называют " ОЮШЫ" -"ОРНАМЕНТЩИК", и в народе считали что "Резва мысль у того, кто рисует орнамент". - Издавна казахский народ придавал большое значение народным промыслам, связанным с обработкой шерсти, кожи, дерева, кости. И говорить мы свами будем о коврах, которые изготавливали вручную. Каждый вид казахских ковров имеет свои особенности изготовления. Ворсовые и безворсовые ковры изготавливают на специальных станках. Мастерицы подбирают пряжу определенного цвета и ткут узор по заранее определенному орнаменту. Кииз – гладкий войлок из белой или серой шерсти, им покрывали юрту. Тускииз – (ковры настенные) искусные мастерицы вышивают вручную разноцветными нитками. Часто они используют бисер и золотую нить. Эти удивительной красоты настенные ковры украшают самым разнообразным растительным узором. Сырмаки – напольные ковры – выполняют методом аппликации. Узоры вырезают из разноцветного войлока, а швы маскируют красивой тесьмой. Для создания плетеной узорной циновки – шымши – нужен специальный камыш – чий. Камышинки чия обматывают разноцветной шерстью и сшивают между собой. Так получается прочная и красивая орнаментальная циновка. Текемет делают так: на распушённый слой шерсти одного цвета накладывают узорные фигуры из влажного окрашенного войлока другого цвета. Затем войлок скатывают в рулон и уплотняют. И в старину, и в наши дни работа над текеметом сопровождается пением и шутками. Существует поверье, что от этого ковры становятся теплее. Теперь ребята я познакомлю наиболее часто встречающимися видами орнамента. | Учебник, с. 90- 91. Изделия народных мастеров: небольшие корпе, аяк-капы, баску- ры и др. https://www.bilu. kz/ornament.php https://el.kz/rn/ articles/view/ content-15436 https://www. uralskweek. kz/2015/03/20/ pismena-iz- proshlogo- kazaxskie- nacionalnye- ornamenty- vchera-i-segodnya- fotoreportazh- multimedia/ | |||||
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя. | ||||||
Середина урока | Қошқар мұйіз- бараний рог-похож назавитки пара рогов у барана. Его часто изображают на одежде, коврах, сырмаках, текеметах, корпешках,в юрте, мечах, ножах,ювелирных украшений,посуде,изделия из войлока, сумках, головных уборах как женских и мужских. Считается самым главным орнаментом из всех видов, из которого происходят остальные виды. Учитель рассказывает о происхождении казахских узоров, подробно останавливаясь на одном - «конщармушз». Его стоит нарисовать на доске, прокомментировать характер линий, объяснить, почему он так называется. Далее следует рассмотреть, как этот узор применяется в народных изделиях. Показать образцы различных ковров, корпе, предметов быта - посуды, оружия, ювелирных украшений, рассказать, где используются казахские узоры. Хорошо, чтобы это были не только фотографии, но и реальные предметы. Самостоятельная работа После объяснения материала учащиеся приступают к самостоятельному выполнению заданий в рабочей тетради №2 на с. 14-15. | Рабочая тетрадь №2. Цветные фломастеры, карандаши. | |||||
Критерии успеха | |||||||
Конец урока | Эта тема важна, так как прививает учащимся интерес и любовь к национальным ценностям. Обращает внимание учащихся на истоки национального искусства, развивает патриотические чувства. Ценить искусство своей страны может только человек, обладающий определенными знаниями в этой области. Учитель вместе с детьми делает первые шаги в этом направлении. А впереди еще большая кладовая народного творчества, которую предстоит изучать. | ||||||
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя. | ||||||
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. | |||||
Индивидуальная помощь в создании работ | Эта тема важна, так как прививает учащимся интерес и любовь к национальным ценностям. Обращает внимание учащихся на истоки национального искусства, развивает патриотические чувства. Ценить искусство своей страны может только человек, обладающий определенными знаниями в этой области. Учитель вместе с детьми делает первые шаги в этом направлении. А впереди еще большая кладовая народного творчества, которую предстоит изучать. | Физкультминутка Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Одна рука вверх, другая вниз, Приступили все к зарядке. рывками менять руки. То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, Повороты корпусом. А потом наоборот. Приседанья начинаем, Приседания. Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! И в последний раз присели. А теперь за парты сели. Дети садятся на свои места. | |||||