Глава 2. Особенности новых социальных движений в современной России




2.1 Роль экологических движений в субполитике

 

В настоящее время в России экологические движения для достижения своих целей используют комплексный формат онлайн и офф-лайн практик. Кроме того, в большей степени поднимается вопрос влияния экологических движений на политический процесс и на результат принятия решений органами власти. Согласно теории рефлексивной модернизации Э. Гидденса и У. Бека поднимаются проблемы трансформации политического и социального [85] [86].

В область политического входят действия, не организующиеся посредством политических институтов, но и индивидуализированные действия, вытесняющие иерархичность норм и правил. Характерной чертой данных действий выступает альтернативное самовыражение индивидов организованные посредством сетевого управления.

Тем самым процесс мобилизации ограничивается рамками сетевой гражданской активности и формируется на основе потребностей индивидуальных акторов. Гражданскими активистами создаются альтернативные способы для коммуникации и организации коллективных действий, формируются межличностные сети выступающие как автономные пространства, где участники объединены для обсуждения общих проблем.

У. Бек вводит в научный оборот понятие «субполитики» (политика, инициируемая снизу), где общество является активной его частью. Субполитика (subpolitics) указывает на разнообразие и нечеткую определенность развития современного общества.

Объектами субполитики выступают новые социальные движения, которые по своей структуре являются менее стабильными, децентрализованными и открытыми для вовлечения своих сторонников[87]. Продвижение общественных требований в политику осуществляется через разнообразные каналы, опирающиеся на неформализованные процедуры. Институциональные изменения определяются новыми практиками гражданского активизма и даже абсентеизмом в сфере политики как обратной стороны коллективной рациональности. Именно общество является основополагающим генератором новых форм и способов самоорганизации для отстаивания своих интересов, которые интегрируются в экологические, женские, градостроительные объединения.

Субполитика состоит из разных субарен (общественное мнение в СМИ, частная сфера человека, гражданские инициативы, движения) представляют собой «внеинституциональные формы выражения новой политической культуры». С одной стороны, субполитика не поддается внешнему вмешательству. С другой стороны, она за счет текущих форм является важным фактором воздействия на политическое и экономическое развитие.

Многообразие форм активизации (от инициативных групп до новых социальных движений) сопровождается пониманием гражданами только формальных прав. Основные права наполняются жизненным содержанием, которое является для граждан необходимыми. Подобная активизация граждан по различным экологическим проблем имеет особое значение, так как для них открыты другие поля субполитики (судебные инстанции, средства массовой информации, интернет-инструменты), которые можно использовать достаточно эффективно для отстаивания своих интересов.

При этом на органы власти оказывается давление на приятные ими решения со стороны общественных объединений. Последние носят миноритарные интересы, представляющие для их носителей значительный характер. Представители объединений готовы затрачивать ресурсы для продвижения своей позиции. Государство начинает восприниматься населением в качестве паразитической надстройки, не способное выполнять позитивные функции, но требует значительных расходов на содержание. Это усиливает антиэтатистские настроения среди тех социальных групп, которые прежде поддерживали лозунг «сильного» государства», выполняющего роль локомотива социально-экономического развития.

Прежде всего, У. Бек обозначает формирование новой сферы политического вне государственных форм деятельности. Именно в субполитике движения и объединения формируются на основе самоорганизации граждан, которые являются взаимозависимыми при решении конкретной проблемы. В данном случае данные самоорганизующиеся структуры способны оказать давление на государственные структуры.

В настоящее время определение политики выходит за традиционные границы. Классические политические институты, ориентированные на представление интересов населения, теряют уровень доверия, в то время социальные движения испытывают кризис собственной легитимности. Согласно У. Беку границы определения политики открываются в сторону новых более гибких форм и способностей к установлению новых связей, порождая новые контексты.

Со временем полномочия политических институтов претерпевают деконцентривование. В этом смысле политико-административная система не может занимать центральное место политического процесса. Именно параллельно формализованным структурам возникают «сетки» соглашений, договоренностей и сопротивления.

С этой точки зрения, субполитика – это политика, существующая за пределами институтов, имеющая не меньшую актуальность и менее важную степень институционализации, чем традиционная политика [88]. Некоторые области, которые ранее не рассматривались как характерные для политических действий, теперь определены как новые области для действий.

Это порождает новые типы объединений были названы постдемократическими[89]. Эти гражданские объединения менее институционализированы, чем обычные, имеют гибкое членство, мало барьеров для входа и выхода. Деятельность новых социальных движений тесно связана с использованием Интернет-инструментов, поскольку, гражданская практика становится более жизнеспособной. Это создает связь между возможностями использовать технологии и реакцией граждан на принимаемые решения органами власти.

В ходе исторического развития заложены основы «структурной демократизации »[90]. Несмотря на рост рисков при экономическом развитии, существует поле субполитики способное предотвратить последствия от технического развития. В основе субполитики лежат социальные изменения, выражающиеся в возможности оказать давление со стороны общественного сектора на принимаемые решения органами власти в производстве вредных отходов. По мнению Э. Гидденса и У. Бека, модернизация оказывает сильное влияние на социальную сферу в результате роста производственного потенциала. Тем не менее, модернизация производит угрозы в области экологии и безопасности.

Таким образом, субактивизм — это новый тип политики, основанный на «субъективном опыте», имеющая сильные корни в повседневной социальной жизни [91]. Этот контекст гражданских действий порождает правила участия, отличающихся от традиционных действий.

Следуя классическим определениям гражданских действий, они представляют, с одной стороны, явное участие (формальное или парламентское движение), а с другой отсутствие участия (аполитичное). Перед ними возникает другая политика, которая реализуется через внимание (социальная приверженность) и действие (гражданская приверженность) [92]. Гражданам, которые следуют этому типу действий, больше не нужны посредники, формализованные действия или членство в организации. Напротив, действия связаны с защитными кампаниями ближе к определенному образу жизни, чем приверженность к политической программе [93].

С точки зрения российского социолога О.Н. Яницкого, экологические движения способы оказать влияние на общественное сознание и основу социальных действий. Российский социолог выделяет сущностные характеристики данных экологических движений:

- формирование в местных сообществах и дальнейшая трансформация ими экологических угроз на общество в целом;

- продвижение экологических ценностей и оказания влияния на массовое сознание. Чаще всего освещаются данные ценности в ходе ведения борьбы экологическим движением через различные каналы коммуникации;

- наличие горизонтальных связей, формирующих сети гражданских экоактивистов [94].

В любом случае, экологические проблемы не ограничиваются проблемами окружающей среды. В основе экологии лежат проблемы общества и его отношения к сохранению природы.

Следовательно, в настоящее время интенсивное развитие технологий в производстве влечет экологические угрозы, оказывающие влияние в целом на развитие общества. В ходе выработки государственных решений органам власти необходимо затрагивать экологические проблемы. В случае отсутствия диалога между властью и обществом возрастает вероятность снижения доверия к органам власти. Тем самым предпринимаемые действия экологическими движениями должны входить в реальное поле субполитики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: