Анализ значимых рисков ООО «Газпром газомоторное топливо» и предложения по их минимизации





В связи со спецификой работы, риски ООО «Газпром газомоторное

топливо», оказывающие наиболее значимое влияние на финансовую деятельность, можно разделить на группы: инвестиционные, финансовые, коммерческие, операционные, страновые.

Рассмотрим подробно факторы риска компании, степень их влияния и

пути минимизации рисков:

1.Инвестиционные риски:

1)Удорожание строительства АГНКС

Основную долю в структуре Инвестиционной программы компании

занимают капитальные вложения в строительство АГНКС(в том числе предынвестиционные исследования), приобретение имущественных комплексов АГНКС и прочего производственного оборудования(более 80 %). При этом доля капитальных вложений в строительство составляет более 50%.

Факторы риска:

-удорожание импорта основного технологического оборудования в

результате колебаний валютного курса или удорожание стоимости отечественного оборудования вследствие инфляционных колебания РФ;

-рост стоимости проектно-изыскaтельных, строительно-монтажных и

прочих работ вследствие инфляционных колебаний в РФ/

Степень влияния:удорожание строительства обьктов имеет высокую

степень влияния на показатели экономической эффективности проектов.

Вероятность возникновения: высокая (при этом данный риск является

управляемым при применении механизмов минимизации).

Предлагаемые механизмы минимизации риска:

-диверсификация контрагентов.

Привлечение нескольких наиболее эффективных специализированных

строительных компаний для организации процесса строительства АГНКС полного цикла.

-хеджирование валютного риска(минимизация валютного риска).

Заключение фьючерсных или опционных контрактов на изменение

валютного курса.

-локализация производства основного оборудования.

Стимулирование зарубежных производителей переносить

производство основного оборудования в РФ.

В целях управления данным риском в организации уже предпринято:

-организована конкурсная основа выбора поставщиков оборудования и

подрядных организаций;

-заключено Генеральное соглашение о сделках на финансовых рынках

с банком;

-проводится работа по локализации производства импортного

технологического оборудования на производственных площадках отечественных предприятий.

В рамках работ по минимизации данного риска компанией

рассматривались возможность заключения EPC-контрактов(согласно которым подрядчик несет все риски и выполняет обязанности по осуществлению полного цикла работ, касающихся заказанного обьекта). Но на практике при заключении подобных договоров имело место значительное завышение подрядчиком сроков и затрат на строительство.

Схожие с ЕРС-контрактами условия включены в договоры на

строительство обьектов газомоторной инфраструктуры, реализуемых по схеме «частного инвестирования». Стоимость строительства по данным контрактам фиксируется при заключении договора. На данный момент реализованных проектов по данной схеме 3, что незначительно для формирования заключения об отклонениях в стоимости строительства по данной схеме.

2)Увеличение сроков строительства АГНКС

Строительство обьектов газомоторной инфраструктуры – это

строительство обьектов с полноценным производственным циклом. Таким образом, сроки реализации данных проектов существенно выше, чем сроки строительства автомобильных заправочных станций(в т.ч. по причине необходимости подбора и оформления земельных участков большей площади). Одновременно в РФ отсутствуют организации, обладающие достаточным опытом строительства АГНКС, в т.ч. на условиях «под ключ». При этом стратегия развития бизнеса предполагает организацию одновременного строительства большого количества обьектов газомоторной инфраструктуры(АГНКС).

Факторы риска:

-увеличение сроков оформления земельных участков по причине

изменения законодательства;

-сложности в присвоении проектам по строительству обьектов

газозаправочной инфраструктуры статуса «масштабного инвестиционного проекта » в регионе РФ с учетом действующего земельного законодательства;

-необходимость осуществления технологического присоединения

подключения к газо и энергоснабжению(в т.ч. получение технических условий, оформление участков для строительства подводящих сетей и др.);

-длительный процесс проектирования по причине отсутствия

достаточного количества проектных организаций имеющих опыт проектирования обьектов газомоторной инфраструктуры, а также необходимостью оформления земельно-правовых отношений на участки для размещения сетей инженерно-технического обеспечения;

-нарушение сроков поставки основного технологического

оборудования;

-увеличение сроков строительно-монтажных работ по причине наличия

ошибок в проектной документации.

Степень влияния: увеличение сроков строительства имеет высокую

степень влияния на показатели экономической эффективности проектов.

Вероятность возникновения: средняя.

Механизмы минимизации данного риска:

-заключение контрактов на реализацию проектов по проектированию и

строительству обьектов газомоторной инфраструктуры на условиях «под ключ»;

-работа с регионами по решению проблемных вопросов в части

предоставления земельных участков, а также проработка возможных направлений внесения изменений в земельное законодательство;

-заключение Соглашений с муниципальными органами власти о

предоставлении земельных участков для строительства АГНКС и развития рынка газомоторной техники, внесение изменений в документы градостроительного планирования;

-изменение требований к категории электроснабжения обьктов

газомоторной инфраструктуры .

2.Финансовые риски:

Недостаточныйобьем акционерного финансирования.

Инвестиционную программу организации планируется реализовывать

за счет получения акционерного финансирования, при этом существуют риски, что денежные средства будут выделены участниками в недостаточныхобьемах.

Факторы риска:

-возможное сокращение Инвестиционных программ участников

компании

-законодательные требования по резервированию необеспеченных

вложений в дочерние общества для банковских организаций;

-ограничение доступа на рынки капитала для отечественных банков и

компаний.

Степень влияния: недостаточныйобьем акционерного финансирования

имеет высокую степень влияния на исполнение целевых показателей.

Вероятность возникновения: высокая.

Механизм минимизации риска:

-диверсификация инструментов финансирования.

Снижение обьемов акционерного финансирования за счет

использования различных инструментов долгового финансирования для проектов.

-привлечение частных инвесторов к реализации региональных

проектов инвестиционной программы.

В рамках внедрения механизмов управления данным риском в

«Газпром газомоторное топливо» уже осуществляется взаимодействие с частными инвесторами в рамках программ финансового инвестирования и франчайзинга, а также рассматриваются варианты альтернативных источников финансирования. Проработан вопрос организации стороннего(заемного) финансирования деятельности с ведущими лизинговыми компаниями. Их заинтересованность лежит в сфере сотрудничества с организацией по вопросам финансирования потребности путем инвестиционного и/или возвратного лизинга.

Некоторые банки выразили активность в рассмотрении реализации

проектов строительства АГНКС на принципах проектного финансирования(с выделением компании специального назначения для реализации инвестиционного проекта). Однако следует учитывать, что сильная диверсификация кредитного портфеля компании между банками приведет к росту трудовых и временных ресурсов на сопровождение таких заимствований, а также к децентрализации денежных потоков в компании между банками-кредиторами и залогу долей участников в уставном капитале компании.

3. Коммерческие риски

Оценка коммерческих рисков в рамках реализации инвестиционной

деятельности производится в связи с высокой чувствительностью к ним экономической эффективности инвестиционных проектов развития газомоторной инфраструктуры.

1)Недостижение целевых обьемов реализации КПГ(обеспечения

спроса).

Факторы риска:

-низкие темпы роста спроса на газомоторное топливо, которые зависят

от темпов обновления парка ключевых клиентов(приобретение заводской версии газоболонных транспортных средств и техники и/или переоснащение эксплуатируемых транспортных средств газобалонным оборудованием на природном газе);

-усиление конкуренции на рынке реализации газомоторного топлива;

-увеличение продаж СУГ на рынке газомоторного топлива и развитие

других видов моторного топлива;

-увеличение стоимости газобаллонного оборудования для перевода

транспортных средств на природный газ, а также заводской версии газобаллонных автомобилей и техники ;

-отсутствие предложения на рынке техники на ГМТ(ограниченность

ассортимента заводов-производителей);

-отсутствие диверсификации потребительских сегментов.

Степень влияния: недостижениецелевыхобьемов реализации КПГ

имеет высокую степень влияния на исполнение целевых показателей Общества и ухудшения запланированных показателей экономической эффективности проектов.

Вероятность возникновения: высокая.

Механизмы минимизации данного риска:

-создание механизма работы с частными инвесторами для развития

сети по схеме франчайзинга;

-фокусирование основной коммерческой деятельности, направленной

на увеличение обьемов реализации, на развитых региональных рынках ;

-развитие диверсифицированной клиентской базы, установление

долгосрочных взаимоотношений с ключевыми клиентами;

-разработка и внедрение маркетинговых программ, ориентированных

на привлечение и удержание клиентов;

-лоббирование государственные программ субсидирования

приобретения техники на КПГ на федеральном и региональном уровнях;

-организация информационных кампаний по популяризации

газомоторного топлива с задействованием наиболее эффективных каналов коммуникации;

-разработка и внедрение собственных маркетинговых программ по

стимулированию переоборудования техники;

-формирование партнерской сети пунктов по переоборудованию и

техническому обслуживанию.

В целях управления и оптимизации данным риском компанией

разрабатываются и внедряются механизмы развития рынка потребления газомоторного топлива РФ.

2)Недостаточно высокие темпы роста цен на КПГ

Факторы риска:

-динамика цен на широко распространенные виды топлива и СУГ, т.к.

цена на КПГ рассчитывается исходя из целевого экономического эффекта для клиентов и, соответственно, уровня цен на традиционные виды топлива. Таким образом, негативная динамика цен на бензин, СУГ и ДТ может обусловить снижение цены на КПГ;

-усиление конкуренции(появление на рынке альтернативных

предложений ГМТ со стороны прямых конкурентов).

Степень влияния: недостижение целевых темпов роста цены на КПГ

имеет высокую степень влияния на исполнение целевых показателей компании и ухудшения запланированных показателей экономической эффективности проектов.

Вероятность риска: высокая.

Механизмы минимизации данного риска:

-определение алгоритмов ценообразования , обеспечивающих

экономическую эффективность для потенциальных потребителей по сравнению с основными товарами-заменителями;

-систематический мониторинг цен товаров-субститутов(СУГ, ДТ,

бензин);

-заключение длительных контрактов и предоставление ключевым

клиентам скидки, размер которой зависит от срока заключаемого контракта;

-разработка и внедрение маркетинговых программ, ориентированных

на привлечение и удержание клиентов;

-мониторинг проявления обьектов газозаправочной инфраструктуры

конкурентов, а также розничных цен на них;

-ускорение ввода производственно-сбытовой инфраструктуры;

-недостижениезапланированнныхобьемов реализации СПГ.

Факторы риска:

-отсутствие серийной техники на СПГ;

-отсутствие четкого нормативно-правового и нормативно-технического

регулирования в области производства, хранения, транспортировки и реализации СПГ;

-нежелание основных потребителей в силу различных причин

переводить свою технику на СПГ(неготовность к изменениям, другие инвестиционные приоритеты и прочее) может оказать значительное влияние на размер предполагаемой выручки при реализации инвестиционных СПГ проектов;

-появление на рынке конкурентов в сфере производства и реализации

СПГ может значительно снизить потенциальную реализацию и маржинальность проектов компании.

Степень влияния: недостижениецелевыхобьемов реализации СПГ

имеет высокую степень влияния на исполнение целевых показателей Общества и ухудшения запланированных показателей экономической эффективности проектов.

Вероятность риска: высокая.

Механизмы минимизации данного риска:

-организация совместной работы с основными потребителями при

реализации программ по развитию использования СПГ;

-разработка необходимой документации;

-разработка конкурентного предложения для основных потребителей,

ускоренный план создания СПГ инфраструктуры;

-ускорение ввода производственно-сбытовой инфраструктуры.

3)Невыполнение ценовой политики по СПГ

Факторы риска:

-уменьшение цен на традиционные виды топлива;

-увеличение себестоимости производства СПГ в связи с ростом

капитальных затрат.

Степень влияния: невыполнение ценовой политики по СПГ имеет

высокую степень влияния на исполнение целевых показателей компании.

Вероятность риска: средняя.

Механизмы минимизации данного риска:

-мониторинг цен конкурентов;

-разработка и внедрение программ лояльности.

4.Операционные риски

1)Увеличение обьемов работ по диагностике, техническому

обслуживанию и ремонту обьектов(ДТОиР).

Факторы риска:

-увеличение расходов по действующим АГНКС в связи с ухудшением

технического состояния обьектов, необходимостью проведения дополнительных работ, возможная приостановка работы АГНКС;

-увеличение расходов по АГНКС нового строительства в связи с

отсутствием опытка эксплуатации подобного иностранного оборудования.

Степень влияния: увеличение обьемов работ по ДТОиР имеет среднюю

степень влияния на финансовый результат.

Вероятность возникновения: средняя/высокая.

Мероприятия по минимизации риска: своевременное и качественное

выполнение плановых работ по ДТОиР.

2)Прекращение подачи сырья.

Фактор риска: прекращение подачи природного газа и электроэнергии

от поставщиков.

Степень влияния: прекращение подачи сырья имеет высокую степень

влияния на финансовый результат Общества.

Вероятность возникновения: низкая.

Мероприятия по минимизации риска:

Заключение долгосрочных контрактов на поставку газа и

электроэнергии и контроль за их исполнением, в т.ч. в части своевременной оплаты.

3)Увеличение стоимости материально-технических ресурсов(МТР) для

производственно-эксплуатационных нужд(ПЭН) и ремонтно-эксплуатационных нужд(РЭН).

Факторы риска: увеличение затрат на МТР и увеличение сроков

поставки.

Степень влияния: увеличение стоимости МТР для ПЭН, РЭН имеет

среднюю степень влияния на финансовый результат Общества.

Вероятность возникновения: средняя/высокая.

Мероприятия по минимизации риска: развитие импортозамещения и

проведение конкурентных закупок для снижения цены.

5.Страновые риски

В настоящее время компания ведет работу по выходу на зарубежный

рынок газомоторного топлива.

Факторы риска развития бизнеса на зарубежных рынках:

-политические, в частности, возможность применения санкций в части

привлечения финансирования компанией;

-изменение экономических показателей зарубежных проектов в

результате резких колебаний курсов валют;

-изменение экономических показателей зарубежных проектов в

результате роста цен на природный газ, электроэнергию и другие ресурсы на зарубежном рынке;

-уменьшение размера ценового дифференциала между СПГ/КПГ и

дизельным топливом на рынках присутствия компании(возможно при повышении налога на КПГ/СПГ, понижении цен на нефть, других факторов);

-снижение обьемов потребления газомоторного топлива на зарубежном

рынке;

-активное развитие альтернативного вида топлива вместо

КПГ/СПГ(электроэнергия, водород, другие виды топлива);

-медленное развитие производственно-сбытовой инфраструктуры

КПГ/СПГ и двигателей/транспорта на КПГ/СПГ, а также сдержанное развитие сетей сервисного обслуживания газомоторной техники;

-законодательные, в том числе низкий уровень поддержки со стороны

государства в части регулирования и специальных программ, преимущественная поддержка производства и использования транспорта на иных видах топлива.

Степень влияния: страновые риски имеют среднюю степень влияния на

целевые показатели

Вероятность возникновения: средняя.

Механизмы минимизации риска:

В целях минимизации указанных рисков внешнеэкономической

деятельности компании предлагается вести постоянный мониторинг экономической и политической ситуации на рынках реализации зарубежных проектов компании. А в случае необходимости , в целях минимизации возможных рисков, принимать меры по корректировке реализуемых проектов.

В целях минимизации фактора неопределенности и обеспечения

нормального функционирования в условиях риска и их уменьшения необходимо в компании разработать и внедрить систему управления рисками(СУР).

Система управления рисками предполагает формирование культуры

управления, всесторонний анализ совокупности имеющихся рисков, их идентификацию, оценку и выработку механизмов контроля и минимизации.

Качество внедрения СУР обеспечивается с помощью процесса оценки

эффективности СУР, осуществляемой путем проведения внутренних и внешних оценок и самооценок.





Читайте также:
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.045 с.