Интерес в использовании газа в качестве топлива связана с возратсанием
экологических проблем, которые возникают в результате эксплуатации автомобилей, а также с ростом цен на нефтепродукты. В 2014 году в России из всех видов альтернативной замены традиционным моторным топливам более широкое применение получил компримированный природный газ (КПГ). КПГ - это газ природного происхождения, полученный путем сжатия в установках компрессорного типа, являющийся более дешевой и экологичной заменой традиционным видам моторных топлив. Российский автопарк насчитывает около 245 тыс. единиц автомобилей, эксплуатируемых на газовом топливе. В 59 регионах работает уже более 350 автомобильных заправочных станций, специализирующиеся на заправке транспортных средств газовым топливом. Потребление КПГ за прошедший год превысило 600 млн куб. м и к 2020 г. может достигнуть 1 млрд куб. м в год.Прогнозируется, что в России отношение транспорта, эксплуатируемого на КПГ, по отношению к транспорту, использующего традиционное моторное топливо, к 2020 году будет составлять:
· общественный транспорт и техника коммунальных служб - 55%;
· грузовой транспорт и легкий коммерческий транспорт - 35%;
· личный транспорт - 15%;
· сельскохозяйственная техника - 25%
Для того, чтобы автомобиль работал на газовом топливе, необходимо
выполнить его переоборудование, установив газобаллонное оборудование (ГБО). ГБО – это газовая дозирующая система, монтаж которой дает возможность использовать в качестве автомобильного топлива КПГ. При этом ГБО является дополнительной системой, устанавливаемой «поверх» существующей системы питания, что позволяет полноценно использовать автомобиль на 2-х видах топлива.
|
ГБО состоит из следующих составляющих:
1. газовый баллон, обеспечивающий хранение КПГ;
2. переключатель, обеспечивающий смену топлив;
3. редуктор-испаритель, служащий для подогрева и испарения газа;
4. электромагнитный клапан в фильтрующим элементом, обеспечивающий прекращение подачи газа при неработающем двигателе или при использовании бензина и очищения топлива;
5. электромагнитный клапан (карбюраторный двигатель) или эмулятор форсунок (инжекторный двигатель), останавливающий подачу бензина, когда используется газовое топливо;
6. заправочное устройство, обеспечивающее наполнение газового баллона топливом;
7. мультиклапан, предотвращающий утечку газа при поломке ГБО.
Для определения целесообразности переоборудования необходимо
определить срок окупаемости вложений на конкретной модели легковых автомобилей, входящих в состав парка и просчитать экономический эффект от произведенных финансовых затрат. Для примера возьмем парк легковых автомобилей, предназначенный для перевозки сотрудников компании в городе Москва.
Таблица 1. Парк автомобилей компании
№ п/п | Марка автомобиля | Норма расхода топлива, л/100 км | Годовой пробег,км | Количество автомобилей |
Ford Mondeo | 15,2 | 15000,00 | ||
Ford Focus | 11,5 | 20000,00 |
Стоимость переоборудования одного автомобиля обойдется компании
в 30000,00 руб.
Для полного переоборудования указанного парка легковых
автомобилей необходимо затратить следующую сумму:
162*30000 = 4 860 000,00 руб.
Срок окупаемости комплекта ГБО будем рассчитывать по маркам
|
автомобилей, так как разные марки имеют разный расход топлива, а так же разный среднегодовой пробег. Данные для расчетов приведены в таблице 2.
Таблица 2. Виды топлива
№ п/п | Вид топлива | Стоимость одного литра, руб. | Коэффициент увеличения расхода |
Бензин А92 | 41,70 | 1,0 | |
КПГ | 19,00 | 1,15 |
При среднегодовом пробеге 15000,00 км и среднегодовом расходе
бензина 15,2 литра на 100 км пробега, срок окупаемости комплекта ГБО для автомобилей FordMondeo составит:
1)рассчитаем стоимость бензина на эксплуатацию автомобилей Ford
Mondeo в течении одного года:
15000*х=100*15,2;
х = (15,2*10000)/100 = 1520 л;
1520*41,70*35 =2 218 440,00 руб.
2)рассчитаем стоимость газового топлива, которую затратим на
эксплуатацию автомобилей FordMondeo в течении одного года, учитывая коэффициент увеличения расхода:
15,2*1,15=17 л;
15000*х=100*17 х = (17*10000)/100 = 1700 л;
1700*19*35 = 1 130 500,00 руб.
3) экономия на стоимости топлива для эксплуатации автомобилей Ford
Mondeo в течении одного года и ежемесячно составляет:
2 218 440-1 130 500=1 087 940,00 руб.;
1 087 940/12 = 90661,66 руб.
4)рассчитаем срок окупаемости ГБО автомобилей FordMondeo: 30000*35 = 1050000,00 руб.; 1050000/90661,66 = 12 мес.
При среднегодовом пробеге 20000,00 км и среднегодовом расходе
бензина 11,5 литра на 100 км пробега, срок окупаемости комплекта ГБО для автомобилей FordFocus составит:
1)рассчитаем стоимость бензина на эксплуатацию автомобилей Ford
Focus в течении одного года:
20000*х=100*11,5;
х = (11,5*10000)/100 = 2300 л;
2300*41,70*50=4 795 500,00 руб.
2)рассчитаем стоимость газового топлива, которую затратим на
эксплуатацию автомобилей FordFocus в течении одного года, учитывая коэффициент увеличения расхода:
11,5*1,15=13 л;
20000*х=100*13 х = (13*20000)/100 = 2600 л;
2600*19 *50 = 2 470 000,00 руб.
3)экономия на стоимости топлива для эксплуатации автомобилей Ford
Focus в течении одного года и ежемесячно составляет:
4 795 500-2 470 000 = 2 325 500,00 руб.;
2 325 500/12 = 193 791,66руб.
4)рассчитаем срок окупаемости ГБО автомобилей FordFocus:
30000*50 = 1 500 000,00 руб.;
1 500 000/193 791,66 = 8 мес.