Личностная патология — центральная проблема постклассического психоанализа




Большой вклад в развитие современных представлений о пси­хологических механизмах возникновения и развития личностных расстройств внес постклассический психоанализ — психология «Я», теория объектных отношений, психология самости Хайнц Кохута. Основные положения этих теорий и их отличия от классического анализа были рассмотрены нами ранее (см. т. 1, гл. 3). Важным толчком для развития теории объектных отноше­ний послужила психология «Я» Х.Хартмана, указавшего на то, что отношения с объектами окружающего мира не сводятся к механизму катексиса и энергетическим процессам распределения либидо. Интроецированные объекты обладают рядом когнитив­ных характеристик, таких как константность, дифференцирован -ность, интегрированность. Отношения с объектами, по Х.Хар-тману, проходят три стадии: 1) первичного нарциссизма — слитности субъекта с объектом; 2) восприятия объектов с точки зрения их способности удовлетворять потребности; 3) восприятия объектов как отдельных относительно константных сущностей, имеющих собственные потребности и особенности. Он вводит понятие самости (Selbst) в новом когнитивном понимании как систему представлений о себе. Различные отклонения в развитии личности в рамках психологии «Я» связываются с плохо интегри­рованной 'и слабо дифференцированной концепцией «Я».

В последующих разработках в рамках теории объектных от­ношений личностные расстройства связываются прежде всего с неудачным прохождением стадии сепарации, по Маргарет Ма­лер (см. т. 1, гл. 3). В рамках трех основных стадий раз­вития (симбиоз, сепарация, индивидуация) она выделила шесть субстадий: симбиоз, дифференциация, фаза трени­ровки (в самостоятельности), повторное сближение (с объектом), консолидация индивидуальности и начало эмоциональной кон­стантности объектов. Личностные нарушения М. Малер связыва­ла с неудачным прохождением указанных субстадий, которые, в свою очередь, связаны с нарушением межличностных отношений на ранних этапах развития. Эти нарушения заключаются в неуме­нии матери найти баланс поведения, соответствующий конфликт­ным потребностям ребенка в близости и симбиозе, с одной сто­роны, и в самостоятельности и автономии — с другой.

Вот как характеризует суть концепции теории объектных от­ношений один из ведущих немецких специалистов по личностным расстройствам Р. Фидлер: «Личностные расстройства в значитель­но большей мере, чем это было в теории влечений (имеется в виду теория влечений З.Фрейда. — А.Х.) рассматриваются как инди­видуальный ответ или способ совладания с комплексным нару-


шением межличностных отношений. Этиологически эти нару­шения рассматриваются как следствие нарушений раннего ран вития в форме неблагоприятных паттернов взаимодействия ро дителей и ребенка в направлении симбиоз/автономия (травмати ческого или конфликтного характера). Они понимаются как актуальное выражение неблагоприятного опыта межличностных отношений, замедляющих, в силу своей односторонности, пси­хическое развитие как способности к дифференциации и инте­грации селфобъектных репрезентаций» (Fiedler P. — 1998. -S. 64).

Важно отметить, что указанная травматизация происходит м том периоде развития, когда вторичные процессы мышления слабо развиты, и этот травматический опыт не может быть обоб­щен в виде интегрированной когнитивной структуры. «Появление концепций европейских теоретиков объектных отношений и американских межличностных аналитиков возвестило о значи­тельных успехах, достигнутых в терапии..., психология многих пациентов, особенно страдающих от наиболее истощающий типо» психопатологий (имеются в виду личностные расстройства. — А.Х.), с трудом поддается анализу в терминах Ид, Эго и Суперэго. Вместо целостного Эго с присущими ему функциями самона­блюдения, такие пациенты, по-видимому, имеют различные "со­стояния Эго" — состояния, когда они чувствуют и ведут себя совершенно иначе, чем в другое время» (Мак-Вильяме Н. — 1998. — С. 52). Речь идет о том, что саморепрезентации и объ­ектные репрезентации легко деформируются ведущим аффектом в соответствии с прошлыми фантазиями и воспоминаниями.

Вклад теории нациссизма

Важный вклад в развитие представлений о личностных расстройствах внесла психоаналитическая теория нарциссиз­ма. Еще 3. Фрейд выделял четыре совершенно различных явле­ния, которые он обозначал понятием «нарциссизм»:

1) патологическая фиксация либидо на собственной персоне (ближе всего к классической древнегреческой легенде о Нарцис­се);

2) специфический выбор объектов на нарциссической основе (т. е. таких предпочтений в интерперсональных отношениях, при которых человек видит в других себя или свой желанный идеаль­ный образ);

3) развитие либидо в психотическом направлении (отнятие либидо от объекта и обращение его на собственное «Я»);

4) описание здорового нарциссизма, понимаемого как здоровое чувство самоценности.


Именно последнее значение во многом определяет современ­ную теорию нарциссизма. Уже упомянутое выше, введенное Х.Хартманом понятие самости дало мощный толчок развитию теории нарциссизма, в рамках которой постулируется важнейшая роль процесса регуляции чувства собственной ценности для пси­хического здоровья. Глубинное и длительное нарушение чувства собственной ценности стало называться в психоанализе нар-циссинеским личностным расстройством.

Понимание всех личностных расстройств как нарциссических именно в вышеупомянутом смысле восходит к X. Кохуту, который рассматривал нарциссизм (чувство своей ценности) как врожден­ную первичную потребность или часть либидонозной энергии, направленную не на объекты, а на самого себя. Таким образом, наряду с инстанциями Ид, Эго и Супер-эго он ввел инстанцию самость (Selbst). Согласно X. Кохуту, первичный нарциссизм маленького ребенка трансформируется двояким образом:

1) в нарциссическое идеализированное «Я», которое выража­ется в потребности в восхищении, с одной стороны, и грандиоз­ных фантазиях — с другой, и представляет собой нормальный этап в развитии здорового честолюбия и чувства собственной ценности;

2) в идеализированные образы родителей и других близких, которйе, по мере здорового психического развития, начинают трансформироваться в субъективную идеальную концепцию ро­дителя.

«Если соответствующая возрасту трансформация первичных нарциссических образований (сверхидеализация себя и сверх­идеализация родителей) по каким-то причинам не удается, то грандиозные селфобъектные репрезентации остаются действен­ными на бессознательном уровне. Они обусловливают пережива­ния и поведение нарциссического человека в виде неудовлетво-римых и нереалистичных требований к себе и (или) к другим. Нарциссические расстройства в рамках этой модели (имеется в виду модель Кохута. — А.Х.) понимаются в виде травматического опыта в интерперсональных отношениях на первом году жизни» (Fiedler P. — 1998. — S. 66 — 67). Результатом этих нарушений является фиксация на архаическом грандиозном «Я» и психоло­гическая защита в виде высокомерия и самовлюбленности при внутреннем глубинном чувстве своей ничтожности, проявляю­щемся в неуверенности, легко возникающем чувстве стыда, ро­бости, ипохондрических страхах — вплоть до депрессивных со­стояний.

Другим возможным нарушением может быть остановка нор­мального процесса деидеализации образа родителей в результате каких-то травм в интерперсональных отношениях, что, в свою очередь, приводит к фиксации на идеализированном образе ро-


дителей. Это затрудняет интериоризацию родительской функции в инстанцию «самость». Самые ничтожные поводы могут давать толчок к чувству разочарования и обиды, а зачастую может во j никать непонятная ярость, как следствие нереалистичной потреб ности в идеализированных объектных отношениях. В результате такие личности находятся в вечном поиске близости и опеки со стороны авторитетного идеального объекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: