Большой вклад в развитие современных представлений о психологических механизмах возникновения и развития личностных расстройств внес постклассический психоанализ — психология «Я», теория объектных отношений, психология самости Хайнц Кохута. Основные положения этих теорий и их отличия от классического анализа были рассмотрены нами ранее (см. т. 1, гл. 3). Важным толчком для развития теории объектных отношений послужила психология «Я» Х.Хартмана, указавшего на то, что отношения с объектами окружающего мира не сводятся к механизму катексиса и энергетическим процессам распределения либидо. Интроецированные объекты обладают рядом когнитивных характеристик, таких как константность, дифференцирован -ность, интегрированность. Отношения с объектами, по Х.Хар-тману, проходят три стадии: 1) первичного нарциссизма — слитности субъекта с объектом; 2) восприятия объектов с точки зрения их способности удовлетворять потребности; 3) восприятия объектов как отдельных относительно константных сущностей, имеющих собственные потребности и особенности. Он вводит понятие самости (Selbst) в новом когнитивном понимании как систему представлений о себе. Различные отклонения в развитии личности в рамках психологии «Я» связываются с плохо интегрированной 'и слабо дифференцированной концепцией «Я».
В последующих разработках в рамках теории объектных отношений личностные расстройства связываются прежде всего с неудачным прохождением стадии сепарации, по Маргарет Малер (см. т. 1, гл. 3). В рамках трех основных стадий развития (симбиоз, сепарация, индивидуация) она выделила шесть субстадий: симбиоз, дифференциация, фаза тренировки (в самостоятельности), повторное сближение (с объектом), консолидация индивидуальности и начало эмоциональной константности объектов. Личностные нарушения М. Малер связывала с неудачным прохождением указанных субстадий, которые, в свою очередь, связаны с нарушением межличностных отношений на ранних этапах развития. Эти нарушения заключаются в неумении матери найти баланс поведения, соответствующий конфликтным потребностям ребенка в близости и симбиозе, с одной стороны, и в самостоятельности и автономии — с другой.
|
Вот как характеризует суть концепции теории объектных отношений один из ведущих немецких специалистов по личностным расстройствам Р. Фидлер: «Личностные расстройства в значительно большей мере, чем это было в теории влечений (имеется в виду теория влечений З.Фрейда. — А.Х.) рассматриваются как индивидуальный ответ или способ совладания с комплексным нару-
шением межличностных отношений. Этиологически эти нарушения рассматриваются как следствие нарушений раннего ран вития в форме неблагоприятных паттернов взаимодействия ро дителей и ребенка в направлении симбиоз/автономия (травмати ческого или конфликтного характера). Они понимаются как актуальное выражение неблагоприятного опыта межличностных отношений, замедляющих, в силу своей односторонности, психическое развитие как способности к дифференциации и интеграции селфобъектных репрезентаций» (Fiedler P. — 1998. -S. 64).
Важно отметить, что указанная травматизация происходит м том периоде развития, когда вторичные процессы мышления слабо развиты, и этот травматический опыт не может быть обобщен в виде интегрированной когнитивной структуры. «Появление концепций европейских теоретиков объектных отношений и американских межличностных аналитиков возвестило о значительных успехах, достигнутых в терапии..., психология многих пациентов, особенно страдающих от наиболее истощающий типо» психопатологий (имеются в виду личностные расстройства. — А.Х.), с трудом поддается анализу в терминах Ид, Эго и Суперэго. Вместо целостного Эго с присущими ему функциями самонаблюдения, такие пациенты, по-видимому, имеют различные "состояния Эго" — состояния, когда они чувствуют и ведут себя совершенно иначе, чем в другое время» (Мак-Вильяме Н. — 1998. — С. 52). Речь идет о том, что саморепрезентации и объектные репрезентации легко деформируются ведущим аффектом в соответствии с прошлыми фантазиями и воспоминаниями.
|
Вклад теории нациссизма
Важный вклад в развитие представлений о личностных расстройствах внесла психоаналитическая теория нарциссизма. Еще 3. Фрейд выделял четыре совершенно различных явления, которые он обозначал понятием «нарциссизм»:
1) патологическая фиксация либидо на собственной персоне (ближе всего к классической древнегреческой легенде о Нарциссе);
2) специфический выбор объектов на нарциссической основе (т. е. таких предпочтений в интерперсональных отношениях, при которых человек видит в других себя или свой желанный идеальный образ);
3) развитие либидо в психотическом направлении (отнятие либидо от объекта и обращение его на собственное «Я»);
|
4) описание здорового нарциссизма, понимаемого как здоровое чувство самоценности.
Именно последнее значение во многом определяет современную теорию нарциссизма. Уже упомянутое выше, введенное Х.Хартманом понятие самости дало мощный толчок развитию теории нарциссизма, в рамках которой постулируется важнейшая роль процесса регуляции чувства собственной ценности для психического здоровья. Глубинное и длительное нарушение чувства собственной ценности стало называться в психоанализе нар-циссинеским личностным расстройством.
Понимание всех личностных расстройств как нарциссических именно в вышеупомянутом смысле восходит к X. Кохуту, который рассматривал нарциссизм (чувство своей ценности) как врожденную первичную потребность или часть либидонозной энергии, направленную не на объекты, а на самого себя. Таким образом, наряду с инстанциями Ид, Эго и Супер-эго он ввел инстанцию самость (Selbst). Согласно X. Кохуту, первичный нарциссизм маленького ребенка трансформируется двояким образом:
1) в нарциссическое идеализированное «Я», которое выражается в потребности в восхищении, с одной стороны, и грандиозных фантазиях — с другой, и представляет собой нормальный этап в развитии здорового честолюбия и чувства собственной ценности;
2) в идеализированные образы родителей и других близких, которйе, по мере здорового психического развития, начинают трансформироваться в субъективную идеальную концепцию родителя.
«Если соответствующая возрасту трансформация первичных нарциссических образований (сверхидеализация себя и сверхидеализация родителей) по каким-то причинам не удается, то грандиозные селфобъектные репрезентации остаются действенными на бессознательном уровне. Они обусловливают переживания и поведение нарциссического человека в виде неудовлетво-римых и нереалистичных требований к себе и (или) к другим. Нарциссические расстройства в рамках этой модели (имеется в виду модель Кохута. — А.Х.) понимаются в виде травматического опыта в интерперсональных отношениях на первом году жизни» (Fiedler P. — 1998. — S. 66 — 67). Результатом этих нарушений является фиксация на архаическом грандиозном «Я» и психологическая защита в виде высокомерия и самовлюбленности при внутреннем глубинном чувстве своей ничтожности, проявляющемся в неуверенности, легко возникающем чувстве стыда, робости, ипохондрических страхах — вплоть до депрессивных состояний.
Другим возможным нарушением может быть остановка нормального процесса деидеализации образа родителей в результате каких-то травм в интерперсональных отношениях, что, в свою очередь, приводит к фиксации на идеализированном образе ро-
дителей. Это затрудняет интериоризацию родительской функции в инстанцию «самость». Самые ничтожные поводы могут давать толчок к чувству разочарования и обиды, а зачастую может во j никать непонятная ярость, как следствие нереалистичной потреб ности в идеализированных объектных отношениях. В результате такие личности находятся в вечном поиске близости и опеки со стороны авторитетного идеального объекта.