Несколько отлична концепция происхождения личностных расстройств Отто Кернберга — наиболее авторитетного современного исследователя личностных расстройств в рамках аналитической модели. Он разделял точку зрения о том, что истоком так называемых нарциссических и пограничных личностных расстройств являются травматические ранние объектные отношения, в результате которых не развиваются, остаются диффузными и конфликтными селф-объектные репрезентации.
Для защиты от амбивалентных объектных отношений (прежде всего ранних детско-родительских) развивается особый механизм —расщепление (см. т. 1, подразд. 3.3). «Репрезентации себя и объектов расщепляются на две качественно противоположные части и переживаются как отдельные (так называемые хорошая и плохая части). Только путем их объединения опять восстанавливается целостность восприятия объекта. В качестве расщепляющей психической субстанции выступает «Я», которое осуществляет этот акт для того, чтобы отделить негативно переживаемую часть, которая способна принять на себя всю агрессивную энергию. Одновременно конструируется позитивная часть объекта, вмещающая все хорошее, и, благодаря этому, способная защитить от плохого. Цель терапии заключается в том, чтобы преодолеть расщепление путем усиления «Я», которое должно стать достаточно толерантным к тому, что негативное и позитивное сосуществуют рядом, не реагируя на это тревогой» (Kind J. — 2000. - S. 3).
О. Кернберг трактовал расщепление в самом общем виде как следствие плохой дифференциации и интеграции селф-объектных репрезентаций. В результате защитой от внутренних и интерперсональных конфликтов служит или чрезмерная идеализация объекта, или же его обесценивание (это одинаково касается и себя, и других). Таким образом, О. Кернберг приписывал аффективной нестабильности, свойственной пациентам с личностными расстройствами, функцию защиты от потенциально травматических для таких пациентов межличностных отношений.
|
Важную роль в возникновении личностных расстройств О. Кернберг отводил биологическим факторам. Он постулировал наличие у новорожденного биологически детерминированного доминирующего аффекта. Это может оказывать важное влияние на формирование первичных примитивных когнитивных схем восприятия окружающего мира: «Я считаю, что наиболее важным связующим звеном между биологическими и психологическими детерминантами личности является врожденная склонность к переживанию позитивного аффекта, приносящего удовольствие и подкрепление, и негативного, болезненного, агрессивного аффекта» (Kernberg О. — 1996. — Р. 109). В стойком доминировании негативного аффекта О. Кернберг видел важный биологический диатез или уязвимость, которые при неблагоприятных психологических факторах могут привести к развитию личностного расстройства: «Аффекты как врожденные конституционально и генетически детерминированные модусы реагирования вначале провоцируются физиологическим и телесным опытом, а затем, постепенно, контекстом развития объектных отношений» (Kernberg О. - 1996. - Р. 114).
Комбинация таких факторов, как врожденная предрасположенность к агрессивным аффектам, ранняя травма, выраженная дисфункция ранних объектных отношений, физические заболевания и сексуальные или физические эбьюзы1, ведет к доминированию агрессивности в структуре личности, что, в свою очередь, в зависимости от доминирующих защитных механизмов, ведет к разным нарушениям, которые О. Кернберг причислял к наиболее тяжелой личностной патологии: параноидной, ипохондрической, садомазохистической и злокачественной нарциссической.
|
О.Кернберг полагал, что первой и главной характеристикой здоровой личности является интегрированная концепция себя и значимых других, т.е. интегрированная Эго-идентичностъ. Внутренняя интегрированность является фундаментальной предиспозицией для нормальной самооценки, удовлетворенности собой, вкуса жизни. Интегрированный взгляд на себя обеспечивает возможность для реализации потребностей и долговременных целей. Интегрированный взгляд на значимых других обеспечивает возможность адекватной оценки, эмпатии, эмоциональной вовлеченности, что, в свою очередь, обеспечивает оптимальный баланс зависимости и автономии.
Второй характеристикой здоровой личности является сила Эго, во многом производная от Эго-идентичности. Она особенно ярко проявляется в широте диапазона эмоциональных реакций (для расстройств личности характерны ригидные, по-
1 Эбьюз — от англ. abuse, ставшего широко распространенным термином для обозначения разных видов насилия.
вторяющиеся формы эмоционального реагирования на самые разные ситуации), контроле импульсов и способности к субли мации в работу и различные увлечения. Настойчивость и креатин ность в работе и межличностных отношениях, способность к доверию, взаимности и надежности в отношениях с другими так же производна от зрелой и интегрированной Эго-идентичности. Слабо развитая Эго-идентичность может проявляться уже в под ростковом и юношеском возрастах отсутствием интересов, хроническим чувством скуки, неумением строить стабильные меж личностные отношения, крайней зависимостью от мнения окружающих. Иллюстрация этих проявлений неразвитой Эго-идентичности у подростка приводится ниже.
|
Пациентка в возрасте 14 лет пришла на консультацию с мамой и по ее инициативе. Мама обеспокоена отсутствием интереса к учебе и неспособностью работать и заниматься какой-либо продуктивной деятельностью. Жалуется, что девочку с детства трудно было заставить что-то делать, всегда настаивала на своих желаниях, проявляла настойчивость и добивалась своего — ложилась, когда хотела, отказывалась заниматься, находя массу предлогов — устала, что-то болит, не могу, мне плохо и т.д. По словам девочки, на уроке она «ловит ворон» — ничего ей особенно не интересно, она уже значительно отстает от программы. Все ей кажется скучным: «Вообще непонятно, зачем человек живет так скучно — учится, поступает в институт, опять учится, работает, умирает». Мать пугают ее разговоры о бессмысленности жизни, что послужило поводом для обращения в психологическую консультацию. При расспросах объясняет, что ей бы хотелось жизни яркой и интересной, как в шоу-бизнесе — все время новые события, люди. Основный аффект — скука, чтобы избавиться от скуки, нужны яркие впечатления — новая одежда, походы на дискотеки, отношения с мальчиками. Отношения с противоположным полом играют особую роль, служат основным источником разнообразия в жизни. Свои межличностные отношения характеризует как нестабильные, в то же время испытывает большую потребность в них, «чувство влюбленности заряжает энергией, придает какой-то смысл и интерес».
При целенаправленном расспросе выясняется, что охлаждение наступает, как только она начинает чувствовать полную власть над мальчиком, когда он начинает выполнять ее капризы и желания. Тогда чувство скуки возвращается, интерес теряется, и она рвет отношения. Относительно длительные отношения были только один раз. На вопрос, что их поддерживало, отвечает, что этот мальчик «ходил налево», увлекался другими девочками, поэтому интерес не терялся очень долго. Но и «измены» она терпеть не могла, это казалось ей неприемлемым и оскорбительным, поэтому отношения прерывала. Отмечаются выраженные социальные страхи — если ей кажется, что она одета не в соответствии с определенными требованиями (не те ботинки, не тот фасон брюк), то боится показаться кому-то на глаза, ждет насмешек, испытывает чувство стыда. Проблема внешнего вида и одежды, оценки со сто-
роны окружающих занимает много чувств и мыслей, имеет очень большое значение в жизни.
Третья характеристика здоровой личности — это интегрированное и зрелое супер-Эго, репрезентирующее интерна-лизованную систему ценностей, которая является стабильной, индивидуализированной и в значительной степени независимой от бессознательных инфантильных запретов. Такая структура означает способность к реалистичной самокритике, гибкость в принятии решений. Интегрированное супер-Эго толерантно к неидеальности и отделенности (автономности) объектов. Интер-нализированная система ценностей делает человека более свободным от конформизма, в то же время способствует его большей надежности в отношениях с другими. Автономия и независимость развиваются параллельно со способностью к зрелой зависимости.
Четвертая характеристика здоровой личности — это хороший контроль за либидонозными и агрессивными импульсами, что означает способность к полному выражению чувственных и сексуальных потребностей вместе с возможностью проявления нежности и эмоциональной взаимности с другим человеком, с нормальной степенью идеализации другого и отношений с ним. Психическое здоровье выражается также в возможности сублимации агрессии в направлении уверенного в себе поведения, возможности защитить себя без эмоциональных срывов в отношении Других и без аутоагрессии.
Описанная выше модель психического здоровья и личностной патологии концептуализирует их как результат процесса развития, в котором происходят ранние интернализации интеракций со значимыми другими. Симбиотическую стадию (см. выше классификацию М.Малер), согласно О.Кернбергу, сопровождают недифференцированные Я-репрезентации и объектные репрезентации, которые сопровождаются максимальным негативным или позитивным аффектом типа «все хорошо — все плохо». Такого рода аффективно заряженные недифференцированные репрезентации образуют базовые структуры динамики бессознательного. На следующей стадии развития (сепарация) происходит градуальная дифференциация между Я-репрезентациями и объектными репрезентациями в условиях поляризованного и максимального аффекта («все хорошо — все плохо»). Начало третьей фазы (индивидуация) характеризует расщепление как доминирующий опыт объектных отношений. В нормальных условиях эти поляризованные репрезентации постепенно интегрируются в более сложные образования — конструкты «Я», которые согласуются с более реалистичным взглядом на себя, объединяющим импульсы любви и ненависти.
Таблица 3 Особенности психической организации при личностных расстройствах (по О. Кернбергу)
Критерии | Невротическая организация | Пограничная организация | Психотическая организация |
Идентичность | Четкая граница между Я-репрезентациями и объект-репрезентациями. Целостная идентичность | Диффузная идентичность: противоречащие друг другу аспекты «Я» и Других плохо интегрированы между собой и отделены друг от друга | Диффузная идентичность, противоречивые сэлф-объектные репрезентации; образы «Я» и Других нечетко разграничены, не интегрированы в целостную картину |
Механизмы защиты | Вытеснение и защитные операции высшего уровня: рационализация, интеллектуализация, реактивное образование и др. | Главным образом расщепление, а также другие защиты низшего уровня: примитивная идеализация, проективная идентификация, уничтожение, всемогущество, обесценивание. Защиты оберегают пациента от интрапсихического конфликта, от дезинтеграции и смешения «Я» и объекта | Главным образом расщепление, а также другие защиты низшего уровня: примитивная идеализация, проективная идентификация, всемогущество, обесценивание. Защиты оберегают пациента от интрапсихического конфликта, от дезинтеграции и смешения «Я» и объекта |
Способность к тестированию реальности | Способность к тестированию реальности сохранена: различать «Я» и не-Я, интрапсихические и внешние источники восприятия | Чувство реальности в целом сохранно, но может периодически нарушаться, способность реалистично оценивать себя и Других снижена | Искажение реальности и чувства реальности. Способность реалистично оценивать себя и Других утеряна |
Параллельная интеграция происходит с репрезентацией значимых Других, возникает обобщенная репрезентация каждой из важных персон ближайшего окружения, в основном родительских фигур, а также сиблингов. Стадия интеграции завершается относительной константностью образа себя и объектов. Такое развитие обусловливает способность строить стабильные отношения с другими по контрасту с механизмом расщепления на идеальный и негативный образ, ведущий к постоянным конфликтам и разрывам интерперсональных отношений.
О. Кернберг расположил все личностные расстройства по отношению к двум основным — шизотипальному и пограничному, как наиболее выраженным и ярким формам личностной патологии. В обоих случаях до определенной степени нарушается связь с реальностью и доминируют примитивные защитные механизмы. Эти два типа О. Кернберг связал с крайними полюсами экстраверсии и интроверсии.
Наиболее высокому уровню личностной организации, согласно О. Кернбергу, соответствует обсессивно-компульсивное расстройство, для которого характерно отщепление агрессии в хорошо интегрированное, но в высшей степени садистическое супер-Эго, что ведет к перфекционизму, мучительным сомнениям и хронической потребности в контроле своего окружения и себя самого. Сила агрессии определяет регрессивные черты этого расстройства, часто смешанного с параноидными и шизоидными чертами. В таблице 3 представлены характеристики психической организации при личностных расстройствах в сравнении с невротическим и психотическим уровнем психической организации.
О. Кернберг определяет личностные расстройства как «сочетание ненормальных или патологических черт характера, достигших достаточной силы, чтобы вызвать значимые расстройства интра-психических или межличностных функций» (Кернберг О. — 2000. - С. 104).