В особую группу в рамках когнитивно-бихевиорального подхода входят интегративно ориентированные модели.
В модели пограничного личностного расстройства Марши Лайнен в центр ставится эмоциональная, когнитивная и поведенческая дисрегуляция (Лайнен М. — 2008). Данная модель завоевала широкую популярность благодаря доказанной эффективности разработанного на ее основе метода диалектической терапии, соединяющей принципы и техники когнитивно-бихевиорального подхода и буддизма. Обучение техникам саморегуляции сопровождается подчеркнутым принятием психотерапевтами чувств пациентов и систематическим подкреплением новых форм поведения, которые вырабатываются в ходе терапии. Необходимо отметить отличие подхода М. Лайнен от традиционных моделей рассматриваемого направления: когнитивная дисрегуляция не рассматривается ею как источник эмоциональной и поведенческой — ни одна из сфер психической жизни не считается основной, всем им уделяется равное внимание.
М.Лайнен выделила следующие наиболее важные особенности пациентов с пограничным личностным расстройством.
Эмоциональная уязвимость. Паттерн значительных трудностей при регулировании отрицательных эмоций, включая высокую чувствительность к негативным эмоциональным раздражителям и медленное возвращение к обычному эмоциональному состоянию, а также осознание и ощущение собственной эмоциональной уязвимости.
Самоинвалидизация. Тенденция игнорировать или не признавать собственные эмоциональные реакции, мысли, представления и поведение. Предъявляются к себе нереалистично высокие стандарты и ожидания. Может включать сильный стьщ, ненависть к себе и направленный на себя гнев.
|
Продолжающийся кризис. Модель частых стрессогенных, негативных средовых событий, срывов и препятствий, часть из которых возникает в результате дисфункционального стиля жизни индивида, неадекватного социального окружения или случайных обстоятельств.
Подавленные переживания. Тенденция к подавлению и чрезмерно му контролю негативных эмоциональных реакций — особенно тех, ко торые ассоциируются с горем и потерями, включая печаль, гнев, чуй ство вины, стыд, тревогу и панику.
Активная пассивность. Тенденция к пассивному стилю решении межличностных проблем, включая неспособность к активному преодолению трудностей жизни, зачастую в комбинации с энергичными попытками привлечь к решению собственных проблем членов своего окружения, выученная беспомощность, безнадежность.
Воспринимаемая компетентность. Тенденция индивида казаться более компетентным, чем он есть на самом деле, обычно объясняется неспособностью к генерализации характеристик настроения, ситуации и времени, также неспособность демонстрировать адекватные невербальные сигналы эмоционального дистресса.
В последнее время широкое распространение получает так называемая схема-терапия {schema therapy) личностных расстройств исследователя из Колумбийского университета США Джеффри Янга, в основе которой лежит синтез когнитивно-бихевиорального подхода и теории привязанности. Согласно этой модели личностная патология есть следствие глубоких нарушений в отношениях с близкими взрослыми в раннем детстве, их неумения удовлетворить важнейшие потребности ребенка в: 1) надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие); 2) автономии, компетентности и чувстве идентичности; 3) свободе выражать свои истинные потребности и эмоции; 4) спонтанности и игре; 5) реалистичных ограничениях и самоконтроле.
|
Риск развития личностного расстройства, согласно Дж.Янгу, зависит также от особенностей врожденного темперамента, который в значительной степени определяет как характер тяжелого раннего опыта (например, доминирование агрессии скорее провоцирует физический эбьюз со стороны близких взрослых), так и его последствия (отвержение со стороны матери наносит больше вреда робкому и стеснительному от природы ребенку, чем общительному и стремящемуся к контактам с другими людьми). В результате чрезмерной выраженности определенных черт темперамента даже в относительно здоровом окружении у ребенка может возникнуть риск личностной патологии и, напротив, даже благоприятные особенности темперамента в виде уравновешенности и общительности могут привести к формированию пограничного расстройства в условиях, травмирующих психику ребенка.
Дж.Янг выделяет ряд негативных когнитивных схем, типичных для пограничного расстройства личности и связанных с: 1) отвержением; 2) дефицитом автономии и навыков; 3) отсутствием разумных ограничений; 4) подстройкой под ожидания других; 5) запретом на самовыражение. Схема-терапия,
основанная на описанной модели, направлена на перестройку соответствующих когнитивных структур путем удовлетворения фрустрированных потребностей в процессе психотерапии в отношениях с психотерапевтом (Young J., Klosko J., Weishaar M. — 2003). В этом принципиальное отличие его позиции от позиции М.Лайнен, которая отводит психотерапевту более техническую роль. Общее в их позициях — указание на необходимость принятия пациента таким, какой он есть, с его чувствами и проблемами и постоянная поддержка и стимуляция к позитивным изменениям в ходе терапии. Важно еще раз подчеркнуть интегра-тивный характер последних моделей, в которых явно просматриваются также идеи экзистенциально-гуманистической традиции, прежде всего клиент-центрированного подхода К. Роджерса (см. т. 1, гл. 5).