Дж. Кларкин и М.Лензенвегер (Clarkin J., Lenzenweger M. — 1996) выделили следующие семейные факторы пограничного личностного расстройства: потерю в раннем детстве близкого человека (в результате смерти или разлуки); враждебность и хронические конфликты между родителями; алкоголизация родителей; сексуальный эбьюз; физическое насилие; импульсивные и хаотические отношения в семье; неконстантное, непредсказуемое поведение ухаживающих за ребенком близких взрослых.
Несмотря на повышенную частоту конфликтов и насилия, хаос и импульсивное поведение, такие семьи обычно характеризуются повышенной зависимостью членов друг от друга. Нерешенные проблемы сепарации приводят к тому, что в собственных семьях эти пациенты воспроизводят те же паттерны, что были характерны для их родительской семьи. Д. Берковиц следующим образом описывает типичные паттерны взаимоотношений в этих семьях (Berkowitz D. — 1981): манипулятивность; отсутствие границ между поколениями; отсутствие четких семейных правил; контроль в сочетании с пренебрежением нуждами ребенка; противоречивые послания; любые попытки изменений переживаются как угрожающие; ригидные, фиксированные роли, как результат механизмов проективной идентификации; мир воспринимается как враждебный и опасный.
Изучению паттернов семейных взаимоотношений при пограничном и нарциссическом личностных расстройствах посвящен ряд отечественных исследований. В них подчеркивается роль физического и психологического насилия в происхождении личностных расстройств, а также низкий уровень родительской эм-патии (Соколова Е.Т., Николаева В. В. — 1995; Соколова Е.Т. — 2001).
В одном из ранних исследований семейного контекста было показано, что 80 % обследованных пациентов с пограничным личностным расстройством пережили потерю одного из родителей вследствие развода, болезни или внезапной смерти (Walsh F. — 1977). По другим данным родственники этих пациентов значимо чаще страдали психическими расстройствами (Soloff P., Millward J. — 1983; Akiskal H. S. et al. — 1985), чем родственники здоровой выборки. При исследовании пациенток стационара в 82 % случаев была обнаружена психопатология у обоих родителей, а ее тяжесть ассоциировалась с тяжестью пограничного расстройства личности (Shachnow J. et al. — 1997). Эти данные подтверждают роль генетических факторов. В то же время гетерогенность психической патологии родителей говорит о том, что важную роль в происхождении пограничного расстройства может играть нестабильность домашней обстановки, создающая высокий уровень средового стресса, как неизбежное следствие проживания ребенка с психически больными родственниками.
|
Исследования характера привязанности в детстве весьма противоречивы. Наиболее надежные исследования указывают на низкую способность родителей удовлетворять эмоциональные нужды ребенка в сочетании с повышенным уровнем контроля у матерей и дистанцированности у отцов, а также частыми семейными конфликтами (Zweig-Frank H., Paris J. — 1991; Torgersen S., Alnaes R. - 1992).
В ретроспективных исследованиях было показано, что ранняя сепарация от одного до трех месяцев и более характеризует и отличает группу пациентов с пограничным расстройством личности (Links P.S., Steiner M., Huxley G. — 1988; Zanarini M. et al. - 1989).
Экспериментальные исследования характера привязанности взрослых пациентов пограничным расстройством с помощью Шкалы оценки привязанности (ARS) (Hazan С, Shaver P. — 1987) показали, что они чаще, чем здоровые испытуемые и другие пациенты, страдающие психическими расстройствами, оценивают свои отношении с другими людьми как амбивалентные и избегающие (Nickel A. D., Waudby С.J., Trull T.J. — 2002). В этом исследовании было также установлено, что амбивалентная привязанность является предиктором выраженности симптомов по-
|
граничного расстройства личности и связана с уровнем дисфункций родительского поведения. Имеются исследования, показавшие надежную обратную связь между тяжестью нарушения привязанности и успешностью лечения пациентов с пограничным рас-стройством (Mosheim R. et al. — 2000).
Таким образом, выявленное доминирование амбивалентного типа привязанности у пациентов с пограничным расстройством говорит о том, что они испытывают острую потребность в близких отношениях, но при попытках сближения склонны интерпретировать поведение других людей как непринятие и отвержение. Это помогает понять психологические механизмы многих симптомов — эмоциональную диерегуляцию, нестабильность интерперсональных отношений и т.п.
Важная роль семейного контекста личностной патологии отражена в работах ленинградского исследователя А. Е.Личко, который установил связь трансформаций подростковых акцентуаций характера в психопатии с неблагоприятными условиями семейного воспитания. Под психопатическим развитием ©н понимал нарушения формирования личности, происходящие главным образом под влиянием патологического воздействия среды, ближайшего окружения. Подчеркивая общую негативную роль неправильного семейного воспитания в этом процессе, он показал, что конкретные типологические варианты неправильного воспитания могут устойчиво проявлять себя в типичных нарушениях личности подростка в зависимости от исходного типа акцентуации характера (Личко А. Е. — 1983). Так, например, гипопротекция при неустойчивой или конформной акцентуации чаще всего приводит к психопатическому развитию по неустойчивому типу; доминирующая гиперпротекция, реализуемая в отношении подростков с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуациями, усиливает присущие им негативные черты и создает высокий риск возникновения личностных расстройств на более поздних этапах возрастного развития.
|
* * *
Итак, эмпирические исследования личностных расстройств относительно немногочисленны, наиболее хорошо изученным является пограничное личностное расстройство. Предметом эмпирических исследований стали психологические источники и механизмы эмоциональной диерегуляции, свойственной этим пациентам. К наиболее доказанным эмпирическим данным можно отнести наличие детского травматического опыта и выраженную дисгармонию семейных отношений у пациентов, страдающих пограничным личностным расстройством. От других групп пациентов с личностными расстройствами их надежно отличает высокая частота случаев сексуального эбьюза в
детстве, в том числе со стороны родственников, а также ранняя сепарация на срок от одного месяца и более.
Выводы
Анализ истории изучения личностных расстройств и современного состояния проблемы позволяет сделать ряд выводов. Долгое время психологическое изучение личностной патологии было прерогативой психодинамической традиции, от классических работ К.Абрахама до современных моделей К. Кохута и О. Кернберга. Начиная с 1980-х гг. личностные расстройства становятся предметом специального интереса представителей когнитивно-бихевиорального подхода. Обращает внимание общность многих положений в наиболее поздних моделях представителей психодинамической и когнитивно-бихевиоральной традиций, которые развиваются за счет взаимного обогащения.
Так, современные британские психоаналитики П.Фонаги, А. Бейт-ман и Дж. Холмс, уделяя важную роль принципу исторического детерминизма, опираются в своих моделях личностной патологии также и на принцип ситуативного детерминизма, напрямую связывая нарушения когнитивных процессов (ментализации) с эмоциональными и поведенческими проблемами. На синтезе принципов и техник когнитивно-бихевиоральной и психодинамической традиции построена схема-терапия представителя когнитивно-бихевиоральной традиции Дк. Янга. Во всех моделях активно интегрируются идеи теории привязанности. Таким образом, общая тенденция развития в изучении личностной патологии — создание многофакторных диатез-стрессовых биопсихосоциальных моделей.
Следует подчеркнуть определенную стагнацию в эмпирических исследованиях личностных расстройств. Одна из причин этого заключается в трудностях выделения в реальной жизни и практике «чистых» вариантов и преобладании «смешанных» типов личностной патологии. Представляется, что определенным выходом из кризиса может стать параметрический подход, направленный на выделение и оценку выраженности различных личностных черт.
Наиболее изученным является пограничное личностное расстройство. Продвижение в его изучении сопровождается явным прогрессом в лечении этого расстройства, до последнего времени считавшегося малоперспективным. Одним из наиболее доказанных эмпирических фактов является важная роль детской психической травмы в возникновении личностной патологии.