Интегративно ориентированные психодинамические модели




Влияния когнитивной психологии не избежал и психоанализ. Д. Рапапорту принадлежит попытка «подтянуть» психоанализ к передовому краю академической клинической психологии путем введения понятия «когнитивный стиль личности», которое харак­теризует устойчивые особенности восприятия мира, людей, определяющие поведение и эмоции (Rapaport D. — 1958, 1960). Согласно Д. Рапапорту, не защитные механизмы и драйвы (либи-донозные потребности), а именно когнитивный стиль личности определяет типичные формы реагирования, относительно ста­бильный и узнаваемый личностный стиль поведения, а также картину невротических нарушений. Это направление в рамках психодинамической традиции можно назвать когнитивно-психоаналитическим, возникшим в результате попыток вто­рого поколения психоаналитиков углубить представления о функционировании инстанции «Я», ответственной за компро­мисс между внутренними потребностями и требованиями внешней среды.


Среди исследователей когнитивного стиля личности следус i назвать Г. Виткина. Его экспериментальные исследования строи­лись под влиянием теории объектных отношений, когнитивной психологии и гештальтпсихологии. Им было выделено два типа восприятия объектов (или два типа когнитивного стиля): полезависимый и поле независимый. Дифференцированная и зрелая личностная структура с развитым образом «Я» позволяет воспринимать мир более дифференцированно, вычленять раз­личные элементы и связи между ними. Способность к когнитив­ной дифференциации делает человека более независимым отно­сительно внешних влияний. Эксперименты на выявление когни­тивного стиля вначале проводились Г. Виткиным на примере восприятия, когда испытуемых просили в зашумленном перцеп­тивном поле выделять определенные объекты. Позднее оказалось, что перцептивная дифференцированность связана с высоким уровнем дифференцированности в других сферах психики (Я-концепция, эмоциональное реагирование и т.д.).у

Таким образом, он рассматривал психологическую дифферен­циацию как фундаментальную характеристику, захватывающую всю психическую сферу индивида. Он выделил два стиля — глобальный (недифференцированный) и артикулированный (дифференцированный) и рассматривал глобальность/артикули-рованность как всеобъемлющую характеристику или важнейший параметр когнитивного стиля личности. Его подход к личностной патологии относится к параметрическому.

Исследования показали, что в ходе развития происходит рост перцептивной дифференцированности, а внутренние структуры, в которых представлен перцептивный и жизненный опыт, являются более артикулированными у поленезависимых индивидов, чем у полезависимых. Например, поленезависи-мые инидивиды дают более структурированные ответы в тесте Роршаха, т.е. они более способны накладывать внутренние структуры на воспринимаемое поле. Их также характеризует большая независимость в социальном поведении, большая активность и самостоятельность. Эксперименты подтвердили также, что более низкая когнитивная дифференциация вос­приятия отличает определенные виды психической патологии от нормы (Witkin H. А. — 1954). В частности, это касается лич­ностной патологии.

Дж. Клейн определял когнитивный стиль как относитель­но стабильную систему контроля аффективных побуждений (Klein G. — 1954). Для Р.Гарднера индикатором этой системы и развития личности является способность к вьщелению широкого спектра признаков при оперировании с объектами (Gardner R. et. al. — 1959). Это выражается, в частности, в большом количе­стве характеристик себя, других людей, окружающего мира,


которые способна дать зрелая личность. Эти данные легли в основу диагностического интервью О. Кернберга.

В нашей стране целый ряд исследований личностной патоло­гии в аспекте когнитивного стиля личности был проведен под руководством Е.Т.Соколовой (Соколова Е.Т., Федотова Е.О. — 1986; Соколова Е.Т., Николаева В. В. — 1995; Соколова Е.Т. — 1989; Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. — 2001; Со­колова Е.Т., Чечельницкая Е.П. — 2001). В них была предпри­нята попытка связать исследования когнитивного стиля, концеп­цию объектных отношений и идеи отечественной психологии об интериоризации, как ведущем механизме развития психики. Гло­бальный полезависимый стиль оказался характерным для людей с пограничным уровнем личностной патологии, причем это ка­салось как актуальных межличностных отношений, так и ранней привязанности этих испытуемых: «...зависимость и недифферен-цированность интрапсихической организации генетически вы­растали из спутанно-недифференцированной системы насыщен­ных аффектом межличностных отношений и, будучи интериори-зованными, становились генерализованным способом познания, отношения к себе и другому» (Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. — 2001. — С. 14).

Исследования когнитивного стиля с помощью конструктов Дж. Келли показали, что при личностной патологии все они связаны между собой, поэтому самооценка является крайне хрупкой и легко «рассыпается» под влиянием частных и локальных обстоя­тельств и неудач, а также под влиянием оценок со стороны других людей (Соколова Е.Т., Федотова Е.О. — 1986).

Современные психодинамические модели личностных рас­стройств носят выраженную интегративную ориентацию. Наи­более известной из них является модель пограничного личност­ного расстройства, разрабатываемая британскими психоаналити­ками П.Фонаги, А. Бейтманом, Дж.Холмсом, направленная на синтез положений теории привязанности и теории объектных отношений. В ней также нашли отражение разработки когнитив­ной психологии и психотерапии. На основе этой модели автора­ми был предложен новый метод лечения пограничного расстрой­ства, доказавший свою эффективность и получивший название терапия, основанная на ментализации {mentalization-based treatment).

В современной экспериментальной когнитивной психологии в последние годы выделилась новая область, значительно повли­явшая на разработку моделей психической патологии — это ис­следования социального интеллекта, связанного с восприятием, оценкой и переработкой социальных стимулов (см. гл. 2). Как уже отмечалось нами в главе, посвященной шизофрении, было вы­делено несколько близких друг другу теоретических конструктов.


Конструкт «theory of mind» — модель или представление о пси­хическом состоянии, также часто употребляют как синоним по­нятия «mental state attribution» — атрибуция психического со­стояния или понятия «mentalizing» (ментализация) — способность строить гипотезы относительно намерений, представлений и установок других людей.

Дефицитарная способность к ментализации рассматрива­ется британскими психоаналитиками как важнейший психо­логический дефицит, свойственный наиболее тяжелым формам психической патологии, включая шизофрению и пограничное личностное расстройство (Bateman A., Fonagy P. — 2009). Рас­смотренную модель личностной патологии можно назвать моде­лью дефицитарности процессов ментализации как следствии нарушенных отношений с близкими взрослыми в детстве. Характер этих нарушений приводит к тому, что пациенты склон­ны трактовать поведение других людей на основе своего негатив­ного, а нередко травматического детского опыта, приписывая им негативные намерения и установки. Результатом являются неадек­ватные попытки защититься от воображаемого вреда, агрессивное или избегающее поведение, эмоциональные срывы и разрушение интерперсональных отношений. Данная модель имеет много общего с когнитивно-бихевиоральным подходом к личностной патологии А. Бека, который будет рассмотрен далее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: