Влияния когнитивной психологии не избежал и психоанализ. Д. Рапапорту принадлежит попытка «подтянуть» психоанализ к передовому краю академической клинической психологии путем введения понятия «когнитивный стиль личности», которое характеризует устойчивые особенности восприятия мира, людей, определяющие поведение и эмоции (Rapaport D. — 1958, 1960). Согласно Д. Рапапорту, не защитные механизмы и драйвы (либи-донозные потребности), а именно когнитивный стиль личности определяет типичные формы реагирования, относительно стабильный и узнаваемый личностный стиль поведения, а также картину невротических нарушений. Это направление в рамках психодинамической традиции можно назвать когнитивно-психоаналитическим, возникшим в результате попыток второго поколения психоаналитиков углубить представления о функционировании инстанции «Я», ответственной за компромисс между внутренними потребностями и требованиями внешней среды.
Среди исследователей когнитивного стиля личности следус i назвать Г. Виткина. Его экспериментальные исследования строились под влиянием теории объектных отношений, когнитивной психологии и гештальтпсихологии. Им было выделено два типа восприятия объектов (или два типа когнитивного стиля): полезависимый и поле независимый. Дифференцированная и зрелая личностная структура с развитым образом «Я» позволяет воспринимать мир более дифференцированно, вычленять различные элементы и связи между ними. Способность к когнитивной дифференциации делает человека более независимым относительно внешних влияний. Эксперименты на выявление когнитивного стиля вначале проводились Г. Виткиным на примере восприятия, когда испытуемых просили в зашумленном перцептивном поле выделять определенные объекты. Позднее оказалось, что перцептивная дифференцированность связана с высоким уровнем дифференцированности в других сферах психики (Я-концепция, эмоциональное реагирование и т.д.).у
|
Таким образом, он рассматривал психологическую дифференциацию как фундаментальную характеристику, захватывающую всю психическую сферу индивида. Он выделил два стиля — глобальный (недифференцированный) и артикулированный (дифференцированный) и рассматривал глобальность/артикули-рованность как всеобъемлющую характеристику или важнейший параметр когнитивного стиля личности. Его подход к личностной патологии относится к параметрическому.
Исследования показали, что в ходе развития происходит рост перцептивной дифференцированности, а внутренние структуры, в которых представлен перцептивный и жизненный опыт, являются более артикулированными у поленезависимых индивидов, чем у полезависимых. Например, поленезависи-мые инидивиды дают более структурированные ответы в тесте Роршаха, т.е. они более способны накладывать внутренние структуры на воспринимаемое поле. Их также характеризует большая независимость в социальном поведении, большая активность и самостоятельность. Эксперименты подтвердили также, что более низкая когнитивная дифференциация восприятия отличает определенные виды психической патологии от нормы (Witkin H. А. — 1954). В частности, это касается личностной патологии.
Дж. Клейн определял когнитивный стиль как относительно стабильную систему контроля аффективных побуждений (Klein G. — 1954). Для Р.Гарднера индикатором этой системы и развития личности является способность к вьщелению широкого спектра признаков при оперировании с объектами (Gardner R. et. al. — 1959). Это выражается, в частности, в большом количестве характеристик себя, других людей, окружающего мира,
|
которые способна дать зрелая личность. Эти данные легли в основу диагностического интервью О. Кернберга.
В нашей стране целый ряд исследований личностной патологии в аспекте когнитивного стиля личности был проведен под руководством Е.Т.Соколовой (Соколова Е.Т., Федотова Е.О. — 1986; Соколова Е.Т., Николаева В. В. — 1995; Соколова Е.Т. — 1989; Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. — 2001; Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. — 2001). В них была предпринята попытка связать исследования когнитивного стиля, концепцию объектных отношений и идеи отечественной психологии об интериоризации, как ведущем механизме развития психики. Глобальный полезависимый стиль оказался характерным для людей с пограничным уровнем личностной патологии, причем это касалось как актуальных межличностных отношений, так и ранней привязанности этих испытуемых: «...зависимость и недифферен-цированность интрапсихической организации генетически вырастали из спутанно-недифференцированной системы насыщенных аффектом межличностных отношений и, будучи интериори-зованными, становились генерализованным способом познания, отношения к себе и другому» (Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. — 2001. — С. 14).
Исследования когнитивного стиля с помощью конструктов Дж. Келли показали, что при личностной патологии все они связаны между собой, поэтому самооценка является крайне хрупкой и легко «рассыпается» под влиянием частных и локальных обстоятельств и неудач, а также под влиянием оценок со стороны других людей (Соколова Е.Т., Федотова Е.О. — 1986).
|
Современные психодинамические модели личностных расстройств носят выраженную интегративную ориентацию. Наиболее известной из них является модель пограничного личностного расстройства, разрабатываемая британскими психоаналитиками П.Фонаги, А. Бейтманом, Дж.Холмсом, направленная на синтез положений теории привязанности и теории объектных отношений. В ней также нашли отражение разработки когнитивной психологии и психотерапии. На основе этой модели авторами был предложен новый метод лечения пограничного расстройства, доказавший свою эффективность и получивший название терапия, основанная на ментализации {mentalization-based treatment).
В современной экспериментальной когнитивной психологии в последние годы выделилась новая область, значительно повлиявшая на разработку моделей психической патологии — это исследования социального интеллекта, связанного с восприятием, оценкой и переработкой социальных стимулов (см. гл. 2). Как уже отмечалось нами в главе, посвященной шизофрении, было выделено несколько близких друг другу теоретических конструктов.
Конструкт «theory of mind» — модель или представление о психическом состоянии, также часто употребляют как синоним понятия «mental state attribution» — атрибуция психического состояния или понятия «mentalizing» (ментализация) — способность строить гипотезы относительно намерений, представлений и установок других людей.
Дефицитарная способность к ментализации рассматривается британскими психоаналитиками как важнейший психологический дефицит, свойственный наиболее тяжелым формам психической патологии, включая шизофрению и пограничное личностное расстройство (Bateman A., Fonagy P. — 2009). Рассмотренную модель личностной патологии можно назвать моделью дефицитарности процессов ментализации как следствии нарушенных отношений с близкими взрослыми в детстве. Характер этих нарушений приводит к тому, что пациенты склонны трактовать поведение других людей на основе своего негативного, а нередко травматического детского опыта, приписывая им негативные намерения и установки. Результатом являются неадекватные попытки защититься от воображаемого вреда, агрессивное или избегающее поведение, эмоциональные срывы и разрушение интерперсональных отношений. Данная модель имеет много общего с когнитивно-бихевиоральным подходом к личностной патологии А. Бека, который будет рассмотрен далее.