В отечественной психологии исследования психопатий наиболее активно проводились в 1980—1990-х гг. сотрудниками Института социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (В. В. Гульдан, И. А. Кудрявцев, А. Н. Лавринович, Ф. С. Сафуанов и другие) на основе классификации МКБ-9. Эти исследования проводились в контексте исследования криминального поведения и касались в основном агрессивного поведения и его механизмов. Был обнаружен ряд общих закономерностей протекания когнитивных и эмоциональных процессов, а также структуры мотивации при разных типах психопатий. Эти исследования прямо не соотносятся с принятой Международной классификацией МКБ-10,
тем не менее мы кратко остановимся на их наиболее важных результатах.
Так, в исследованиях В. В. Гульдана показаны своеобразные изменения критичности у психопатических личностей, которые проявляются в недостаточной регуляции их деятельности со стороны прошлого опыта, самооценки, в недостаточной способности прогнозировать последствия собственных действий. Отмеченные особенности оказались в той или иной мере присущими всем исследованным психопатическим личностям, независимо от глубины психопатических расстройств, устанавливаемой на клиническом уровне (Гульдан В. — 1975).
Ф. С. Сафуановым были описаны отклонения в смысловой регуляции восприятия, важнейшего психологического процесса, обеспечивающего соответствие поведения социальным нормам. Обнаружено, что в случае моделирования роста эмоциональной напряженности у страдающих патологией характера происходит своеобразное «сужение» сознания, «поляризация» воспринимаемого материала с нарастающей переоценкой личностного смысла одних, субъективно более значимых стимулов и утратой эмоционально-смыслового отношения к другим, относительно нейтральным стимулам (Сафуанов Ф.С. — 1990).
|
Экспериментальное исследование эмоциональной регуляции мыслительной деятельности у психопатических личностей (Лав-ринович А. Н. — 1987) с использованием методики анализа речевой продукции при решении творческих задач, разработанной В.К.Зарецким и И.Н.Семеновым, также выявило склонность к дезорганизации мышления под влиянием эмоций. Непродуктивное переживание своей несостоятельности в процессе решения творческой задачи сопровождалось резким снижением способности к осознанию ошибочных оснований собственной деятельности. В поведении это приводило к усилению ригидности, стереотипности действий, снижению их социальной эффективности и дальнейшему росту эмоциональной напряженности по «закону порочного круга».
Обобщение описанных психологических механизмов позволило выдвинуть патогенетическую гипотезу формирования так называемого психопатического цикла и описать подходы к экспертной оценке психопатических личностей, совершивших противоправные деяния (Кудрявцев И.А. — 1988; Сафуанов Ф.С. — 1998). Одно из первых психологических исследований истерических расстройств личности было выполнено Н. М. Верток под руководством Б. В.Зейгарник (Зейгарник Б. В., Берток Н.М., Захарова М.А. — 1986). Сравнение отношений к экспериментальной ситуации при изучении уровня притязаний позволило зафиксировать специфику мотивации больных истерией, которая проявлялась в завышенных притязаниях, стремлении к самоутверж-
|
дению, поддержанию высокой самооценки, сверхзначимости «экспертной» ситуации.
Было также обнаружено патологическое влияние процессов смысловой регуляции на когнитивное функционирование больных с данным расстройством личности (Виноградова М.Г. — 2004). В частности, как интегральная характеристика познавательной деятельности этих больных описаны их избыточная пристрастность, ориентация на желания, эмоции, доминирование аффективной логики над рационально-логическими конструкциями.
Однако возникновение расстройств познавательной деятельности при истерическом расстройстве не ограничивается эмоционально значимыми условиями деятельности. Даже в ситуациях, субъективно оцениваемых больными как нейтральные, им свойственны специфические расстройства познавательной деятельности (например, снижение чувствительности к противоречиям). Одновременно при истерическом расстройстве расширяется круг объективно нейтральных ситуаций, которые наделяются больными особым личностным смыслом (например, связанным с проверкой их возможностей, состоятельности, успешности и т.п.).
В 1990-е гг. был также проведен цикл отечественных исследований под руководством Е.Т.Соколовой на основе классификации, принятой в психоаналитической традиции (Федотова Е.О., Кадыров И.М., Бурлакова Н.С., Рычкова О. В., Чечельницкая Е.П.). В этих исследованиях была предпринята попытка целостной характеристики когнитивного стиля пациентов, относящихся к пограничному уровню психической патологии. Изучались основные параметры когнитивного стиля — степень когнитивной дифференцированности, интегрированности, полезависи-мости.
|
Были получены эмпирические данные, подтверждающие более высокий уровень полезависимости восприятия и более низкий уровень когнитивной дифференцированности и интегрированности образа «Я» у пациентов с личностной патологией: «целостная интеграция образующих самосознания при пограничном личностном расстройстве разрушается, относительную самостоятельность начинают приобретать отдельные ее образующие, которые трансформируются либо в автономные и конфронтирующие уровни функционирования, либо в сцепленные и слитые, монолитные структуры» (Соколова Е.Т., Николаева В. В. — 1995. — С. 36). Это приводит, с одной стороны, к фрагментарности и множественности «Я», а с другой — к недостаточной стабильности и автономии «Я» от разного рода воздействий, что приводит к его повышенной хрупкости и зависимости от оценок других людей вплоть до утраты индивидуальности.
Многими отечественными и зарубежными исследователями и практиками отмечался низкий уровень тревожности и сниженная реакция на опасность при диссоциальном расстройстве и прямо противоположные паттерны реагирования при пограничном (сверхчувствительность к неприятным стимулам). Сравнивалась эмоциональная реактивность на определенную стимуляцию у пациентов с пограничным и диссоциальным личностным расстройством (Herpretz S.C., Werth U., Quanaibi M., Schuerkens A., Sass H. — 2000). Пациентам обеих групп, а также здоровым испытуемым предъявлялись зрительные стимулы крайне неприятного содержания, связанного со страданием и болью. При этом фиксировались психофизиологические и мимические реакции, а также вербальный самоотчет.
Оказалось, что на неприятные стимулы люди с диссоциальным расстройством реагировали гораздо меньше, чем здоровые, а испытуемые с пограничным расстройством, наоборот, острее. У последних обостренное реагирование проявлялось в вербальном самоотчете и мимических реакциях страха, отвращения \\ избегания. Кроме того, на психофизиологическом уровне отмечалась повышенная активность амигдалы по сравнению со здоровыми. Авторы делают вывод об эмоциональной уязвимости как главной характеристике эмоциональной сферы больных пограничным личностным расстройством. В самоотчетах диссоциальных личностей было меньше реакций эмпатии, сочувствия, отмечалась эмоциональная холодность и крайне низкий уровень избегающего поведения.
При исследовании эмоциональной сферы пациентов с пограничным личностным расстройством экспериментальная группа пациентов сравнивалась с депрессивными (без личностного расстройства) и здоровыми испытуемыми (Renneberg В., Struber К., Senger-Mersicht A., Unger J. — 2000). Было обнаружено, что вызываемые неприятной стимуляцией негативные эмоции у больных с пограничным личностным расстройством легче перестраиваются после поддерживающего вмешательства в виде психотерапевтической беседы, чем у депрессивных пациентов без личностной патологии. Это свидетельствует об эмоциональной лабильности этих пациентов, с одной йтороны, и о высокой чувствительности к внешним влияниям — с другой.
Изучались состояния напряжения и диссоциативные симптомы у пациентов с пограничным личностным расстройством (Bohus M. — 2000). Исследование было построено на методе самоотчета: пациенты и здоровые испытуемые должны были в течение нескольких недель каждый час оценивать свое состояние на основании определенных вопросов. В частности, оценивалось психическое напряжение и выраженность диссоциативных симптомов. Оказалось, что с ростом напряжения у больных нарастает
выраженность диссоциативных симптомов (между соответствующими вопросами была выявлена корреляция). Был также выявлен ряд закономерностей возникновения и развития психического напряжения у больных с пограничными расстройствами по сравнению со здоровыми: психическое напряжение наступает чаще, медленнее спадает, субъективно оценивается как более сильное и связано с появлением диссоциативных симптомов.
Личностные факторы
Результаты факторного анализа многочисленных личностных опросников, а также специальные процедуры факторизации описаний людьми себя и других людей привели к выделению пяти основных факторов, в которые укладываются самые разные характеристики личности. Они были выделены при исследовании людей в самых разных культурах и, по мнению ряда исследователей, являются универсальными характеристиками личности (Первин Л., Джон О. — 2001). В силу своего обобщающего характера эти факторы получили название «большой пятерки» {Big Five). В большую пятерку вошли следующие личностные характеристики: 1) нейротизм (эмоциональная нестабильность, подверженность дистрессам); 2) экстраверсия (широта и интенсивность межличностных взаимодействий, потребность во внешней стимуляции); 3) открытость опыту (толерантность к чужому и новому, активный поиск нового опыта); 4) неоперативность и доброжелательность (отношение к другим людям с сочувствием и эмпатией); 5) сознательность (степень организованности, настойчивости и мотивированности индивида, а также его надежности). Каждая шкала представляет собой континуум с противоположными полюсами.
Исследователи связывают с параметрическим подходом большие надежды в плане целостного описания различных личностных расстройств по единым критериям. Они рассчитывают связать отдельные личностные расстройства с определенной констелляцией факторов. Первые исследования, посвященные этой задаче на основе модели «большая пятерка», получили наиболее согласованные данные по Шкале нейротизма. В плане специфичности черт для отдельных расстройств почти полная согласованность данных отмечается только относительно значимой выраженности экстраверсии при гистрионном (истерическом) личностном расстройстве. Неспецифическим, одинаково характерным для всех личностных расстройств оказался показатель нейротизма. В конструктах «большой пятерки» это означает повышенную ранимость и уязвимость, высокую реактивность на стресс, выраженную тревогу в социальных контекстах, склонность к реакциям беспомощности. Почти во всех пока
немногочисленных исследованиях в группах пациентов с личностными расстройствами обнаружены повышенные показатели по этой шкале. Параметрический подход к патологии личности в настоящее время является точкой приложения сил многих ученых и в ближайшие годы можно ожидать продвижения в этой области.
Травматический опыт
Появляется все больше исследований, подтверждающих важную роль психической травмы в происхождении пограничного личностного расстройства. И. Бауэр описывает результаты исследования, проведенного сотрудниками Вюрцбургского университета (Bauer J. — 2004). Опрос более 2000 юношей и девушек показал, что от 10 до 15 % девушек (в зависимости от района города) и 6 % юношей пострадали или страдают от сексуального насилия. Причем речь шла о тяжелых формах сексуального насилия, связанных с генитальным вмешательством. Как отмечают исследователи, многие эбьюзы происходят в семьях со стороны близких или дальних родственников, а также знакомых, посещающих семью. Дополнительные исследования показывали, что около 5 % детей страдают от физического насилия несексуального характера.
По данным некоторых авторов, от 70 до 90 % пациентов, страдающих пограничным личностным расстройством, пережили в детстве физическое или сексуальное насилие, нередки также случаи очень плохой родительской заботы (Oldham J. M., Skodol A. E., Gallaher P. E., Kroll M. — 1996). Физический эбьюз и отвержение оказались характерными также для антисоциального личностного расстройства (Silverman А. В., Reinherz H.Z., Giaconia R.M. — 1996).
Было убедительно показано, что пациенты с пограничным личностным расстройствам в детстве чаще переживают различные виды сексуального эбьюза (от попыток телесного контакта до полового акта), чем пациенты с другими личностными расстройствами (Links P. S., Steiner M., Huxley G. — 1988; Zanarini M., Gunderson J.G., Marino M.F. et al. — 1989; Herman J.L., Perry C, van der Kolk B.A. — 1989). бреди пострадавших около четверти стали жертвами сексуального насилия со стороны отца, 5 % — со стороны матери, четверть — со стороны сиблингов, и большая часть — от людей, не являющихся родственниками (40 — 50 %). Обнаружено, что сексуальный эбьюз является единственным надежным предиктором пограничного расстройства, значимо отличающим его от других типов личностной патологии: встречается у 71 % пациентов с пограничным расстройством и у 46% пациентов с другими расстройствами личности (Paris J., Zweig-Frank H., Guzder J. — 1994, a, b).
Сексуальный эбьюз у пациентов с пограничным расстройством по сравнению с другими расстройствами личности значимо чаще был со стороны родственников и включал генитальный контакт. Более поздние исследования полностью подтвердили высокую частоту сексуального насилия в детстве у пациентов с пограничным личностным расстройством. О нем сообщили 91 % пациентов, которые также часто жаловались на другие формы злоупотреблений, пережитых в детстве.
Как показывают исследования, дети с подобным опытом, как правило, молчат о пережитых травмах. Менее чем в половине случаев они делятся этим опытом с матерями. До пубертата они нередко депрессивны, замкнуты, у них мало друзей. После пубертата начинаются типичные симптомы пограничного личностного расстройства: тяжелые нарушения в социальных контактах, развитие зависимости от алкоголя и химически активных веществ, манифестация самоповреждающего поведения, тяжелые расстройства пищевого поведения (чаще у девочек) или тяжелые агрессивные срывы и рискованное поведение (чаще у юношей).
Лонгитюдные исследования показали, что в семьях с высоким уровнем нестабильности и низким уровнем тепла повышен риск развития пассивно-агрессивного и зависимого расстройств. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование 1975 —1993 гг. показало, что отвержение ребенка, эмоциональный и физический эбьюз повышают риск пограничного расстройства (Johnson J. G., Smailes E. M., Cohen P. et al. — 2000). Физический эбьюз оказался наиболее важным фактором антисоциального и импульсивного поведения (Cohen P., Brown J., Smaile E. — 2001). Взрослые женщины, перенесшие сексуальный эбьюз в детстве, имели больший риск деструктивных отношений с партнером, сопровождаемых насилием, они также плохо справлялись со своими родительскими функциями.