Мишени психологической и психосоциальной помощи




На основании рассмотренных моделей и эмпирических исследо­ваний в самом общем виде можно выделить следующие мишени про­филактики личностной патологии и помощи при ее возникновении.

Организация лечебной среды. Одним из наиболее важных усло­вий является хорошая информированность персонала и ближайшего окружения о патологических механизмах эмоциональной дисрегуляции


и ретравматизации с целью разрыва порочного круга интерперсональ­ных конфликтов.

Макросоциальные. Предотвращение домашнего насилия, алко­голизации, распада семей. Помощь детям, терпящим насилие в се­мье. Профилактика сиротства. Развитие системы социального сопро­вождения неблагополучных семей, подготовка социальных педагогов для работы с дисфункциональными семьями. Развитие системы се­мейного консультирования в районных и городских центрах, сотруд­ничающих с детскими садами и школами. Преодоление доминирую­щих в большинстве консультативных психологических центров не­правильных профессиональных установок на индивидуальную и групповую работу с проблемными детьми, при недооценке роли се­мейного консультирования и семейной психотерапии. Преодоление распространенной практики направления в больницы маленьких де­тей отдельно от матери при показаниях для их стационарного лечения. Организация служб, специализирующихся в работе с жертвами на­силия.

Семейные. Работа с различными семейными дисфункциями, пре­жде всего повышенным контролем в сочетании с пренебрежением эмоциональными потребностями ребенка, развитие у родителей спо­собности понимать и удовлетворять эмоциональные потребности ребенка, оказывать ему помощь в переработке негативных эмоций. Профилактика физического и сексуального насилия и его пресечение в тех случаях, когда оно имеет место. Предотвращение ранней сепа­рации у детей сроком на месяц и более, информирование родителей о негативных последствиях ранней сепарации на месяц и более для психического развития ребенка.

Личностные. Перестройка дисфункциональных когнитивных про­цессов и лежащих в их основе ранних малоадаптивных схем. Развитие способности к пониманию своего внутреннего состояния и ментальных состояний других людей (способности к ментализации), помощь в удовлетворении фрустрированных эмоциональных потребностей, проработка детского травматического опыта, развитие зрелой и ин­тегрированной идентичности, способности к автономии и сотрудни­честву с другими людьми.

Интерперсональные. Преодоление отношений ненадежной при­вязанности, развитие толерантности в межличностных отношениях и способности к принятию как позитивных, так и негативных сторон других людей, предотвращение разрывов, развитие способности к построению межличностных границ и стабилизация социальной сети.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие уровни личностной организации выделяются в психодина­мической традиции? Каковы критерии выделения этих уровней? В чем состоит различие между пограничной и невротической организацией личности в области защит?


2. Каковы основные этапы развития объектных отношений и какие нарушения в межличностных отношениях, по М. Малер, лежат в основе патологии характера?

3. Раскройте смысл основных характеристик объектных репрезента­ций (константности, интегрированности и дифференцированности) и приведите конкретные примеры.

4. Какие потребности, по мнению X. Кохута, должны быть удовлет­ворены для развития здоровой самости?

5. Какими характеристиками можно описать зрелую Эго-идентич-ность? В чем проявляется «сила Эго», по О. Кернбергу?

6. Как понимается термин «пограничный» в современном психоана­лизе и отечественной психиатрии?

7. Каковы общие критерии и основные виды личностных расстройств noMKB-lOnDSM-IY?

8. Каковы основные факторы личностных расстройств в рамках био­психосоциальной модели?

9. Каковы основные мишени психотерапии личностных расстройств?

10. Каковы основные особенности когнитивных схем пациентов,
страдающих личностными расстройствами?

Рекомендуемая литература

Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психоте­рапии.— М., 2000. - С. 15-16,22-36, 104-126.

Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998. — С. 63-95, 125-128, 130-189.

Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследова­ния. - М., 2000. - С. 180- 181, 287-294.

Карсон Р., Башнер Дэн:., Минека С. Анормальная психология. — СПб., 2004.-С. 553-585.

Дополнительная литература

Каплан Г. И., Сэддок Б.Док:. Клиническая психиатрия: в 2 т. — Т. 1. - М., 1998. - С. 628-671.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиа­трия. - М., 2000. - С. 150-205.

Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класси­фикация психических и поведенческих расстройств. — СПб., 1994. — С. 197-205.

Соколова Е. Т., Чечельницкая Е. П. Психология нарциссизма. — М., 2001. - С. 5-13, 14-33, 34-44.

Холмогорова А. Б. Магическое мышление и личностные расстрой­ства // Моск. психотерапевтич. журн. — 2002. — № 4. — С. 80 — 89.


ГЛАВА 7

Алкоголизм и наркомании



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: