На основании рассмотренных моделей и эмпирических исследований в самом общем виде можно выделить следующие мишени профилактики личностной патологии и помощи при ее возникновении.
Организация лечебной среды. Одним из наиболее важных условий является хорошая информированность персонала и ближайшего окружения о патологических механизмах эмоциональной дисрегуляции
и ретравматизации с целью разрыва порочного круга интерперсональных конфликтов.
Макросоциальные. Предотвращение домашнего насилия, алкоголизации, распада семей. Помощь детям, терпящим насилие в семье. Профилактика сиротства. Развитие системы социального сопровождения неблагополучных семей, подготовка социальных педагогов для работы с дисфункциональными семьями. Развитие системы семейного консультирования в районных и городских центрах, сотрудничающих с детскими садами и школами. Преодоление доминирующих в большинстве консультативных психологических центров неправильных профессиональных установок на индивидуальную и групповую работу с проблемными детьми, при недооценке роли семейного консультирования и семейной психотерапии. Преодоление распространенной практики направления в больницы маленьких детей отдельно от матери при показаниях для их стационарного лечения. Организация служб, специализирующихся в работе с жертвами насилия.
Семейные. Работа с различными семейными дисфункциями, прежде всего повышенным контролем в сочетании с пренебрежением эмоциональными потребностями ребенка, развитие у родителей способности понимать и удовлетворять эмоциональные потребности ребенка, оказывать ему помощь в переработке негативных эмоций. Профилактика физического и сексуального насилия и его пресечение в тех случаях, когда оно имеет место. Предотвращение ранней сепарации у детей сроком на месяц и более, информирование родителей о негативных последствиях ранней сепарации на месяц и более для психического развития ребенка.
|
Личностные. Перестройка дисфункциональных когнитивных процессов и лежащих в их основе ранних малоадаптивных схем. Развитие способности к пониманию своего внутреннего состояния и ментальных состояний других людей (способности к ментализации), помощь в удовлетворении фрустрированных эмоциональных потребностей, проработка детского травматического опыта, развитие зрелой и интегрированной идентичности, способности к автономии и сотрудничеству с другими людьми.
Интерперсональные. Преодоление отношений ненадежной привязанности, развитие толерантности в межличностных отношениях и способности к принятию как позитивных, так и негативных сторон других людей, предотвращение разрывов, развитие способности к построению межличностных границ и стабилизация социальной сети.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие уровни личностной организации выделяются в психодинамической традиции? Каковы критерии выделения этих уровней? В чем состоит различие между пограничной и невротической организацией личности в области защит?
2. Каковы основные этапы развития объектных отношений и какие нарушения в межличностных отношениях, по М. Малер, лежат в основе патологии характера?
3. Раскройте смысл основных характеристик объектных репрезентаций (константности, интегрированности и дифференцированности) и приведите конкретные примеры.
|
4. Какие потребности, по мнению X. Кохута, должны быть удовлетворены для развития здоровой самости?
5. Какими характеристиками можно описать зрелую Эго-идентич-ность? В чем проявляется «сила Эго», по О. Кернбергу?
6. Как понимается термин «пограничный» в современном психоанализе и отечественной психиатрии?
7. Каковы общие критерии и основные виды личностных расстройств noMKB-lOnDSM-IY?
8. Каковы основные факторы личностных расстройств в рамках биопсихосоциальной модели?
9. Каковы основные мишени психотерапии личностных расстройств?
10. Каковы основные особенности когнитивных схем пациентов,
страдающих личностными расстройствами?
Рекомендуемая литература
Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии.— М., 2000. - С. 15-16,22-36, 104-126.
Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998. — С. 63-95, 125-128, 130-189.
Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. - М., 2000. - С. 180- 181, 287-294.
Карсон Р., Башнер Дэн:., Минека С. Анормальная психология. — СПб., 2004.-С. 553-585.
Дополнительная литература
Каплан Г. И., Сэддок Б.Док:. Клиническая психиатрия: в 2 т. — Т. 1. - М., 1998. - С. 628-671.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М., 2000. - С. 150-205.
Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. — СПб., 1994. — С. 197-205.
Соколова Е. Т., Чечельницкая Е. П. Психология нарциссизма. — М., 2001. - С. 5-13, 14-33, 34-44.
Холмогорова А. Б. Магическое мышление и личностные расстройства // Моск. психотерапевтич. журн. — 2002. — № 4. — С. 80 — 89.
ГЛАВА 7
Алкоголизм и наркомании