Основные теоретические модели




Биологические модели

От моделей «дегенерации» Б. Мореля и «конституции» Э. Кре-пелина современные исследования перешли к акцентированию роли определенных структурных аномалий центральной нервной


системы при глубокой личностной патологии, что, в свою очередь, с называется с возможным участием различных как биологических, гак и психологических факторов: наследственной отягощенно-стью, перинатальными и постнатальными вредностями, травма-гизацией психики в результате тяжелых стрессов.

В настоящее время можно считать доказанной важную роль наследственности в индивидуальных различиях между людьми, в том числе в плане их психологических характеристик. Роль гене­тических факторов в личностной патологии также не вызывает сомнения у большинства авторов, однако на сегодняшний день остается недостаточно изученной, так как пока проведено очень мало исследований близнецов и приемных детей, которые счита­ются наиболее надежными. Имеющиеся немногочисленные дан­ные о монозиготных и дизиготных близнецах подтверждают вклад наследственности в возникновение личностных расстройств. Наи­более известное исследование было проведено на базе структу­рированного интервью SCID-II на выборке из 92 монозиготных и 129 дизиготных близнецов, которые сравнивались с 2 000 здо­ровых людей. Конкордантность для монозиготных близнецов составила 60 % для личностных расстройств в целом. Среди специфических расстройств наиболее важную роль генетический фактор играл при обсессивно-компульсивном, нарциссическом и пограничном расстройствах личности (Torgersen S., Lygren S., Oien P. - 2000).

Исследования анатомических особенностей центральной нерв­ной системы показывают, что при так называемом пограничном личностном расстройстве обнаружено уменьшение структур в области гиппокампа, включая амигдалу, которое сопровождается ее повышенной реактивностью. Однако в ряде случаев может быть и увеличение объема этих структур. Дисфункции гиппокампа, амигдалы, а также префронтальных отделов, вовлеченных в регу­ляцию эмоций, рассматриваются как один из факторов ослаблен­ного импульс-контроля у этих пациентов (Herpretz S. — 2007). Обнаружены также нейрохимические сдвиги в работе сератони-нэргической системы (Renneberg В. — 2001). Однако эти биоло­гические маркеры нельзя считать специфическими только для личностной патологии.

Наиболее авторитетные исследователи в области психогенети­ки делают вывод, что генетико-молекулярная модель личностной и любой другой психической патологии не может удовлетвори­тельно объяснить ее происхождение: «Психиатрия находится в хронической и очень некомфортной позиции вечного спора между биомедициной и социальными науками и, кажется, уже жаждет какого-то выхода из этого положения... имеющиеся на­учные данные попросту не позволяют рассчитывать в будущем на удовлетворительную концепцию, дающую ответы на фундамен-


тальный вопрос о патогенезе психических расстройств, если они будет центрирована на биомедицинском подходе. В самом деле, сбалансированный образ будущего соответствует равному пар тнерству социальных наук и молекулярной биологии» (Reiss D., Plomin R., Hetherington E. M. — 1991. — P. 290).

Современные конституциональные модели, отводящие веду щую роль биологическим факторам, подчеркивают также важ­ность воспитания и характера отношений, который складыва­ется в семье и со сверстниками для формирования личностной патологии (Боев И. В. — 1999). А.Е.Личко, опираясь на концеп­ции классиков отечественной психиатрии П.Б.Ганнушкина и Г. Е. Сухаревой, а также известную классификацию акцентуаций характера К.Леонгарда, предложил свою классификацию пси­хопатий и акцентуаций характера у подростков (Личко А. Е. ~ 1983).

Проблема соотношения биологического и социального в ха­рактере человека и личностных чертах, а также в различных ва­риантах патологии личности по-прежнему остается одной и i центральных в современных науках о психическом здоровье. В на­стоящее время можно считать доказанной важную роль наслед­ственности в индивидуальных различиях между людьми, в том числе и их психологических характеристик. Однако говорить о врожденном характере тех или иных личностных черт было бы значительным упрощением проблемы связи биологического и социального в человеке.

В подразд. 4.4 т. 1, посвященном когнитивно-бихевиоральному подходу, была рассмотрена концепция Г. Айзенка, который связал такие личностные черты, как интроверсия и экстраверсия, а также предрасположенность к разным формам психической па­тологии с павловской теорией типов нервной системы: преоб­ладанием процессов возбуждения или торможения, от которого зависит быстрота образования условных связей в процессе науче­ния.

Получены эмпирические данные, подтверждающие, что высо­кая чувствительность к вознаграждению предрасполагает к им­пульсивному и антисоциальному поведению и злоупотреблению психоактивными веществами, а высокая чувствительность к на­казанию создает риск фобий, тревожных проблем, психосомати­ческих нарушений и трудностей в социальных отношениях (Кня­зев Г. Г. и соавт. — 2004). Это говорит о важности средовых влия­ний на формирование личностных черт и уязвимости к психиче­ской патологии.

Таким образом, существует сложная система факторов, опосредствующая влияние наследственности на личностную патологию, и эти факторы еще предстоит выделить и иссле­довать.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: