Биологические модели
От моделей «дегенерации» Б. Мореля и «конституции» Э. Кре-пелина современные исследования перешли к акцентированию роли определенных структурных аномалий центральной нервной
системы при глубокой личностной патологии, что, в свою очередь, с называется с возможным участием различных как биологических, гак и психологических факторов: наследственной отягощенно-стью, перинатальными и постнатальными вредностями, травма-гизацией психики в результате тяжелых стрессов.
В настоящее время можно считать доказанной важную роль наследственности в индивидуальных различиях между людьми, в том числе в плане их психологических характеристик. Роль генетических факторов в личностной патологии также не вызывает сомнения у большинства авторов, однако на сегодняшний день остается недостаточно изученной, так как пока проведено очень мало исследований близнецов и приемных детей, которые считаются наиболее надежными. Имеющиеся немногочисленные данные о монозиготных и дизиготных близнецах подтверждают вклад наследственности в возникновение личностных расстройств. Наиболее известное исследование было проведено на базе структурированного интервью SCID-II на выборке из 92 монозиготных и 129 дизиготных близнецов, которые сравнивались с 2 000 здоровых людей. Конкордантность для монозиготных близнецов составила 60 % для личностных расстройств в целом. Среди специфических расстройств наиболее важную роль генетический фактор играл при обсессивно-компульсивном, нарциссическом и пограничном расстройствах личности (Torgersen S., Lygren S., Oien P. - 2000).
Исследования анатомических особенностей центральной нервной системы показывают, что при так называемом пограничном личностном расстройстве обнаружено уменьшение структур в области гиппокампа, включая амигдалу, которое сопровождается ее повышенной реактивностью. Однако в ряде случаев может быть и увеличение объема этих структур. Дисфункции гиппокампа, амигдалы, а также префронтальных отделов, вовлеченных в регуляцию эмоций, рассматриваются как один из факторов ослабленного импульс-контроля у этих пациентов (Herpretz S. — 2007). Обнаружены также нейрохимические сдвиги в работе сератони-нэргической системы (Renneberg В. — 2001). Однако эти биологические маркеры нельзя считать специфическими только для личностной патологии.
|
Наиболее авторитетные исследователи в области психогенетики делают вывод, что генетико-молекулярная модель личностной и любой другой психической патологии не может удовлетворительно объяснить ее происхождение: «Психиатрия находится в хронической и очень некомфортной позиции вечного спора между биомедициной и социальными науками и, кажется, уже жаждет какого-то выхода из этого положения... имеющиеся научные данные попросту не позволяют рассчитывать в будущем на удовлетворительную концепцию, дающую ответы на фундамен-
тальный вопрос о патогенезе психических расстройств, если они будет центрирована на биомедицинском подходе. В самом деле, сбалансированный образ будущего соответствует равному пар тнерству социальных наук и молекулярной биологии» (Reiss D., Plomin R., Hetherington E. M. — 1991. — P. 290).
Современные конституциональные модели, отводящие веду щую роль биологическим факторам, подчеркивают также важность воспитания и характера отношений, который складывается в семье и со сверстниками для формирования личностной патологии (Боев И. В. — 1999). А.Е.Личко, опираясь на концепции классиков отечественной психиатрии П.Б.Ганнушкина и Г. Е. Сухаревой, а также известную классификацию акцентуаций характера К.Леонгарда, предложил свою классификацию психопатий и акцентуаций характера у подростков (Личко А. Е. ~ 1983).
|
Проблема соотношения биологического и социального в характере человека и личностных чертах, а также в различных вариантах патологии личности по-прежнему остается одной и i центральных в современных науках о психическом здоровье. В настоящее время можно считать доказанной важную роль наследственности в индивидуальных различиях между людьми, в том числе и их психологических характеристик. Однако говорить о врожденном характере тех или иных личностных черт было бы значительным упрощением проблемы связи биологического и социального в человеке.
В подразд. 4.4 т. 1, посвященном когнитивно-бихевиоральному подходу, была рассмотрена концепция Г. Айзенка, который связал такие личностные черты, как интроверсия и экстраверсия, а также предрасположенность к разным формам психической патологии с павловской теорией типов нервной системы: преобладанием процессов возбуждения или торможения, от которого зависит быстрота образования условных связей в процессе научения.
Получены эмпирические данные, подтверждающие, что высокая чувствительность к вознаграждению предрасполагает к импульсивному и антисоциальному поведению и злоупотреблению психоактивными веществами, а высокая чувствительность к наказанию создает риск фобий, тревожных проблем, психосоматических нарушений и трудностей в социальных отношениях (Князев Г. Г. и соавт. — 2004). Это говорит о важности средовых влияний на формирование личностных черт и уязвимости к психической патологии.
Таким образом, существует сложная система факторов, опосредствующая влияние наследственности на личностную патологию, и эти факторы еще предстоит выделить и исследовать.