Мишени психологической и психосоциальной помощи




«Черная дыра травмы», по образному выражению одного из аме­риканских исследователей ПТСР Р. Питмена, с неотвратимостью при­тягивает к себе все мысли и чувства субъекта (Pitman R.K. — 1988). Опираясь на эту метафору, можно назвать следующие основные ми­шени психотерапевтической помощи при ПТСР.


Когнитивные. Субъект, как правило, не осознает связь симптомов своего состояния с травматическим воздействием, пережитым им в прошлом. При этом воздействие психической травмы происходит двумя основными путями: либо это постоянные навязчивые мысли и переживания о травмировавшем событии, либо старательное их из­бегание. И в том и в другом случае очевидна основная задача психо­логической коррекции состояния таких лиц — помочь осознать причинно-следственную связь между пережитым травматическим со­бытием и наличествующими у субъекта проявлениями последствий травматического воздействия и далее помочь интегрировать его со­знание. Другими словами, необходимо осуществить реинтеграцию нарушенной вследствие травмы психической деятельности. При этом психотерапевтические интервенции направлены на создание новой когнитивной модели жизнедеятельности, аффективную переоценку травматического опыта, восстановление ощущения ценности собствен­ной личности и способности дальнейшего существования в мире.

Аффективные. Целью психотерапевтического лечения пациентов с ПТСР является помощь в освобождении от преследующих вос­поминаний о прошлом и интерпретации последующих эмоциональ­ных переживаний как напоминаний о травме, а также в том, чтобы пациент мог активно и ответственно включиться в настоящее. Для этого ему необходимо вновь обрести контроль над эмоциональны­ми реакциями и найти происшедшему травматическому событию надлежащее место в общей временной перспективе своей жизни и личной истории.

Личностные. Ключевым моментом психотерапии пациента с ПТСР является интеграция того чуждого, неприемлемого, ужасного и непо­стижимого, что с ним случилось, в его представление о себе (Van der KolkB.A., DuceyC.P. — 1989).

Иными словами, психотерапия должна обращаться к двум фун­даментальным аспектам посттравматического рас­стройства: снижению тревоги и восстановлению чувства личност­ной целостности и контроля над происходящим.

Социальные. Отдельной важной задачей является реинтеграция жертв травматического стресса в нормальную жизнь с нормальной системой отношений.

Анализ исследований ПТСР показывает, что развитие ПТСР и его проявления значительно различаются среди людей, зависят от смыс­лового содержания травматических событий и контекста, в котором эти события происходят. Будущие исследования должны быть направ­лены на изучение взаимодействия между эффектами травматических событий и других факторов, например, таких как ранимость, влияющих на начало и ход психических расстройств. Также важно ответить на вопросы: как и какие личностные черты влияют на возникновение ПТСР и какие приводят к уменьшению симптомов после длительного влия­ния травмы. Приоритетной является проблема разработки эффектив­ных профилактических мер, так как хроническое влияние травмы имеет большое значение для здоровья людей.


Контрольные вопросы и задания

1. Каковы теоретико-эмпирические предпосылки выделения ПТСР в отдельную нозологическую единицу? Какие социальные ситуации по­служили толчком к введению ПТСР (PTSD) в психиатрические класси­фикационные стандарты? Как появление ПТСР связано с успехами психологии и медицины?

2. Как соотносятся понятия «психическая травма», «стресс», «трав­матический и посттравматический стресс?»

3. Каковы этиологические причины развития ПТСР? Какова рас­пространенность ПТСР среди населения и в группах жертв антропо­генных и техногенных катастроф? Какие расстройства коморбидны ПТСР?

4. Какие ситуации относятся к регистру травматических? Каковы диагностические критерии в МКБ-10 и DSM-IV? В чем их различие и чем это можно объяснить? Какие клинические и психологические мето­ды используются для диагностики ПТСР?

5. Какие имеются теоретические модели этиологии и развития
ПТСР? В чем специфика разных моделей? Можно ли считать, что со­
временные биопсихосоциальные модели психической нормы и пато­
логии дают исчерпывающее объяснение этиологии и динамики
ПТСР?

6. Есть ли социокультурная обусловленность развития ПТСР? В чем она выражается? Существуют ли возрастные и половые различия в рас­пространенности и протекании ПТСР? Какова роль личностной уязви­мости в этиологии ПТСР?

7. Можно ли отнести наличие социальной поддержки к важнейшим факторам, влияющим на эффективность лечения ПТСР? Что можно считать наиболее перспективным в дальнейшем изучении специфики ПТСР?

Рекомендуемая литература

БрайтД.,Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб., 2003.

Знаков В. В. Психологическое исследование стереотипов понима­ния личности участников войны в Афганистане // Вопр. психол. — 1990.-№ 4.-С. 108-116. \

Идрисов К.А., Краснов В.Н. Состояние психического здоровья на­селения Чеченской Республики в условиях длительной чрезвычайной ситуации // Соц. и клинич. психиатр. — 2004. — № 2. — С. 5— 10.

Идрисов К.А., Краснов В.Н. Состояние психического здоровья на­селения Чеченской Республики в условиях длительной чрезвычайной ситуации. Сообщения II: Сравнение двух этапов популяционного ис­следования с интервалом в два года // Соц. и клинич. психиатр. — 2005.-№3.-С. 5-11.

Калмыкова Е. С, Падун М.А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме (сообщение 1) // Психол. журн. - 2002. - № 5. - С. 88-105.


Клиническая психология / под ред. М.Перре, У.Бауман. — СПб., 2000.-С. 358-388.

Психология посттравматического стресса. Практическое руковод­ство: в 2 т. / под ред. Н. В.Тарабриной. — М., 2007.

Тарабрина И. В. Психология посттравматического стресса. — М., 2009.

Дополнительная литература

Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диа­гностики, терапии. — СПб., 2004.

Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992.

Исследовательские диагностические критерии. — Женева; СПб., 1995.

Тарабрина Н. В. Психологические последствия войны // Психол. обозрение. - 1996. - № 1 (2). - С. 26-29.

Шавердин Г.М. Травматический стресс: психические расстройства и развитие личности. — Ереван, 1998.


ГЛАВА 6

Личностные расстройства



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: