«Черная дыра травмы», по образному выражению одного из американских исследователей ПТСР Р. Питмена, с неотвратимостью притягивает к себе все мысли и чувства субъекта (Pitman R.K. — 1988). Опираясь на эту метафору, можно назвать следующие основные мишени психотерапевтической помощи при ПТСР.
Когнитивные. Субъект, как правило, не осознает связь симптомов своего состояния с травматическим воздействием, пережитым им в прошлом. При этом воздействие психической травмы происходит двумя основными путями: либо это постоянные навязчивые мысли и переживания о травмировавшем событии, либо старательное их избегание. И в том и в другом случае очевидна основная задача психологической коррекции состояния таких лиц — помочь осознать причинно-следственную связь между пережитым травматическим событием и наличествующими у субъекта проявлениями последствий травматического воздействия и далее помочь интегрировать его сознание. Другими словами, необходимо осуществить реинтеграцию нарушенной вследствие травмы психической деятельности. При этом психотерапевтические интервенции направлены на создание новой когнитивной модели жизнедеятельности, аффективную переоценку травматического опыта, восстановление ощущения ценности собственной личности и способности дальнейшего существования в мире.
Аффективные. Целью психотерапевтического лечения пациентов с ПТСР является помощь в освобождении от преследующих воспоминаний о прошлом и интерпретации последующих эмоциональных переживаний как напоминаний о травме, а также в том, чтобы пациент мог активно и ответственно включиться в настоящее. Для этого ему необходимо вновь обрести контроль над эмоциональными реакциями и найти происшедшему травматическому событию надлежащее место в общей временной перспективе своей жизни и личной истории.
|
Личностные. Ключевым моментом психотерапии пациента с ПТСР является интеграция того чуждого, неприемлемого, ужасного и непостижимого, что с ним случилось, в его представление о себе (Van der KolkB.A., DuceyC.P. — 1989).
Иными словами, психотерапия должна обращаться к двум фундаментальным аспектам посттравматического расстройства: снижению тревоги и восстановлению чувства личностной целостности и контроля над происходящим.
Социальные. Отдельной важной задачей является реинтеграция жертв травматического стресса в нормальную жизнь с нормальной системой отношений.
Анализ исследований ПТСР показывает, что развитие ПТСР и его проявления значительно различаются среди людей, зависят от смыслового содержания травматических событий и контекста, в котором эти события происходят. Будущие исследования должны быть направлены на изучение взаимодействия между эффектами травматических событий и других факторов, например, таких как ранимость, влияющих на начало и ход психических расстройств. Также важно ответить на вопросы: как и какие личностные черты влияют на возникновение ПТСР и какие приводят к уменьшению симптомов после длительного влияния травмы. Приоритетной является проблема разработки эффективных профилактических мер, так как хроническое влияние травмы имеет большое значение для здоровья людей.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы теоретико-эмпирические предпосылки выделения ПТСР в отдельную нозологическую единицу? Какие социальные ситуации послужили толчком к введению ПТСР (PTSD) в психиатрические классификационные стандарты? Как появление ПТСР связано с успехами психологии и медицины?
|
2. Как соотносятся понятия «психическая травма», «стресс», «травматический и посттравматический стресс?»
3. Каковы этиологические причины развития ПТСР? Какова распространенность ПТСР среди населения и в группах жертв антропогенных и техногенных катастроф? Какие расстройства коморбидны ПТСР?
4. Какие ситуации относятся к регистру травматических? Каковы диагностические критерии в МКБ-10 и DSM-IV? В чем их различие и чем это можно объяснить? Какие клинические и психологические методы используются для диагностики ПТСР?
5. Какие имеются теоретические модели этиологии и развития
ПТСР? В чем специфика разных моделей? Можно ли считать, что со
временные биопсихосоциальные модели психической нормы и пато
логии дают исчерпывающее объяснение этиологии и динамики
ПТСР?
6. Есть ли социокультурная обусловленность развития ПТСР? В чем она выражается? Существуют ли возрастные и половые различия в распространенности и протекании ПТСР? Какова роль личностной уязвимости в этиологии ПТСР?
7. Можно ли отнести наличие социальной поддержки к важнейшим факторам, влияющим на эффективность лечения ПТСР? Что можно считать наиболее перспективным в дальнейшем изучении специфики ПТСР?
Рекомендуемая литература
БрайтД.,Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. — СПб., 2003.
Знаков В. В. Психологическое исследование стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане // Вопр. психол. — 1990.-№ 4.-С. 108-116. \
|
Идрисов К.А., Краснов В.Н. Состояние психического здоровья населения Чеченской Республики в условиях длительной чрезвычайной ситуации // Соц. и клинич. психиатр. — 2004. — № 2. — С. 5— 10.
Идрисов К.А., Краснов В.Н. Состояние психического здоровья населения Чеченской Республики в условиях длительной чрезвычайной ситуации. Сообщения II: Сравнение двух этапов популяционного исследования с интервалом в два года // Соц. и клинич. психиатр. — 2005.-№3.-С. 5-11.
Калмыкова Е. С, Падун М.А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме (сообщение 1) // Психол. журн. - 2002. - № 5. - С. 88-105.
Клиническая психология / под ред. М.Перре, У.Бауман. — СПб., 2000.-С. 358-388.
Психология посттравматического стресса. Практическое руководство: в 2 т. / под ред. Н. В.Тарабриной. — М., 2007.
Тарабрина И. В. Психология посттравматического стресса. — М., 2009.
Дополнительная литература
Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. — СПб., 2004.
Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992.
Исследовательские диагностические критерии. — Женева; СПб., 1995.
Тарабрина Н. В. Психологические последствия войны // Психол. обозрение. - 1996. - № 1 (2). - С. 26-29.
Шавердин Г.М. Травматический стресс: психические расстройства и развитие личности. — Ереван, 1998.
ГЛАВА 6
Личностные расстройства