На VI Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»
Номинация
«Коррекционно-развивающие
Психолого-педагогические программы»
Название психолого-педагогической программы
«Играем вместе»
Авторский коллектив
Педагог-психолог Букатова Марина Сергеевна,
Педагог-психолог Малахова Анна Александровна
Контактная информация
Букатова Марина Сергеевна.
e-mail: RGOY-zhentr@yandex.ru,
тел., факс (83902)35-85-52, тел. (83902)35-88-14, 89232134817
Почтовый адрес
Республика Хакасия,
Г. Абакан, ул. Белоярская, 60 А.
Оглавление
1. Заявление для участия в VI Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы »…………………………………………………………………….…3
2. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Играем вместе »……………………………………………………………..4
3. Аннотация психолого-педагогической программы ………………...…25
4. Отзыв на психолого-педагогическую программы администрации ГБОУ РХ Центр «Радость» ……………………………………………….28
Материалы, иллюстрирующие реализацию программы
Фото группы «Играем вместе»………………………………..……………30
Отзывы участников программы………………………………………...….33
Приложения
Анкета обратной связи………………………………………………….…..34
Конспекты коррекционно-развивающих занятий…………………….…..35
В Оргкомитет VI Всероссийского конкурса
Психолого-педагогических программ
«Новые технологии для «Новой школы»
ЗАЯВЛЕНИЕ
Авторский коллектив в составе Букатовой Марины Сергеевны, Малаховой Анны Александровны направляет для участия в VI Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа психолого-педагогическую программу «Играем вместе».
Практическая апробация указанной программы проведена с «3» октября 2013г. по «23» марта 2014г. в Государственном образовательном учреждении Республики Хакасия «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость».
Отзыв образовательного учреждения прилагается.
Авторский коллектив в составе Букатовой Марины Сергеевны, Малаховой Анны Александровны согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.
Подписи ____________________/__________________/
ФИО
____________________/__________________/
ФИО
«25»июня 2014 г.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа
«Играем вместе»
Вид программы: коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа.
Описание проблемной ситуации.
Проблема развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.
Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х годах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Однако в те годы, это положение Ж. Пиаже не имея, особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения. Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления.
В отечественной психологии генезис общения у детей изучала М.И. Лисина, которая выделила специфические формы общения ребенка со взрослым и установила, что вступление в общение определяется потребностью в самопознании, которая удовлетворяется через познание других людей и с их помощью.
В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Л.С., Выготский, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, А. С. Рузская, Е.О. Смирнова, В. С Мухина, и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.
Таким образом, общение - важное условие психического развития ребенка, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Формирование психологических качеств, необходимых ребенку для адаптивного взаимодействия в социуме, усвоение им общественных норм является одним из важнейших условий его гармоничного развития, социальной адаптации. Важным в этом плане является возраст 3- 4 года. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности.
Подтвержденным является тот факт, что из года в год увеличивается количество рождающихся детей с проблемами здоровья и развития (дети с ограниченными возможностями здоровья). Очень много детей с общим недоразвитием речи. Так, в ГБОУ РХ «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость» (далее Центр «Радость») количество обращений к учителю-логопеду по проблеме речевого развития детей 3-4- лет увеличилось в 2013-2014 учебном году в полтора раза по сравнению с прошлым годом. У этих детей затруднена адаптация к условиям детского сада. Дети с недоразвитием речи или полным отсутствием речи не могут быть понятыми, как воспитателями, так и другими детьми. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряжённое состояние, повышенная раздражительность, обидчивость и т. д. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.
Другая сторона проблемы - неэффективные приемы общения родителей со своими детьми. Многие родители неосознанно тормозят речевую активность своих детей, буквально предугадывая их желания. Ребенку стоит только захотеть что-нибудь, как родитель моментально исполняет его желания, реагируя на мимику, жестовую речь ребенка – указ пальцем на нужный предмет. В случае неверного истолкования его просьбы, ребенок проявляет бурные эмоциональные реакции. Отсутствие речи и неумение пользоваться невербальными методами общения приводят к тому, что ребёнок и не пытается обращаться к детям, у него были «свои» способы общения с родителями. Поэтому немаловажным является и такое направление работы, как помощь родителям в изменении способов «неэффективного» общения с детьми.
Для решения рассмотренных трудностей развития детей в Центре «Радость» организована комплексная психолого-педагогическая помощь детям и их родителям (законным представителям). Важным компонентом данной помощи является коррекционно-развивающей программы «Играем вместе», которая реализуется педагогом-психологом и учителем-логопедом. Помимо специалистов Центра и детей обязательными участниками занятия являются родители, которые обучаются эффективному взаимодействию со своими детьми.
Программа «Играем вместе» направлена на развитие адаптивных коммуникативных качеств детей 3-4 лет, позволит ребенку легче адаптироваться в коллективе сверстников, способствует повышению уверенности в своих силах, развитию речи.
Участники программы:
- дети младшего дошкольного возраста с трудностями общения; эмоциональными проблемами (замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость); нарушениями речи;
- родители;
- педагог-психолог и учитель-логопед Центра «Радость».
Цель программы: развитие коммуникативных навыков у детей 3-4 лет.
Задачи:
- развивать мотивацию общения;
- развивать навыки общения, умение согласовывать свои действия с действиями других детей;
- формировать у детей представления о правилах и нормах поведения и общения друг с другом;
- развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;
- развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление), мелкую моторику.
- развивать речь: обогащать словарь, формировать грамматический строй речи, развивать звукопроизношение;
- учить родителей приемам эффективного взаимодействия с детьми.