Описание проблемной ситуации.




На VI Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»

Номинация

«Коррекционно-развивающие

Психолого-педагогические программы»

Название психолого-педагогической программы

«Играем вместе»

Авторский коллектив

Педагог-психолог Букатова Марина Сергеевна,

Педагог-психолог Малахова Анна Александровна

Контактная информация

Букатова Марина Сергеевна.

e-mail: RGOY-zhentr@yandex.ru,

тел., факс (83902)35-85-52, тел. (83902)35-88-14, 89232134817

Почтовый адрес

Республика Хакасия,

Г. Абакан, ул. Белоярская, 60 А.

Оглавление

1. Заявление для участия в VI Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы »…………………………………………………………………….…3

2. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Играем вместе »……………………………………………………………..4

3. Аннотация психолого-педагогической программы ………………...…25

4. Отзыв на психолого-педагогическую программы администрации ГБОУ РХ Центр «Радость» ……………………………………………….28

Материалы, иллюстрирующие реализацию программы

Фото группы «Играем вместе»………………………………..……………30

Отзывы участников программы………………………………………...….33

Приложения

Анкета обратной связи………………………………………………….…..34

Конспекты коррекционно-развивающих занятий…………………….…..35

В Оргкомитет VI Всероссийского конкурса

Психолого-педагогических программ

«Новые технологии для «Новой школы»

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Авторский коллектив в составе Букатовой Марины Сергеевны, Малаховой Анны Александровны направляет для участия в VI Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа психолого-педагогическую программу «Играем вместе».

Практическая апробация указанной программы проведена с «3» октября 2013г. по «23» марта 2014г. в Государственном образовательном учреждении Республики Хакасия «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость».

Отзыв образовательного учреждения прилагается.

Авторский коллектив в составе Букатовой Марины Сергеевны, Малаховой Анны Александровны согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.

 

 

Подписи ____________________/__________________/

ФИО

____________________/__________________/

ФИО

 

«25»июня 2014 г.


Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа

«Играем вместе»

Вид программы: коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа.

Описание проблемной ситуации.

Проблема развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.

Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х годах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Однако в те годы, это положение Ж. Пиаже не имея, особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения. Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления.

В отечественной психологии генезис общения у детей изучала М.И. Лисина, которая выделила специфические формы общения ребенка со взрослым и установила, что вступление в общение определяется потребностью в самопознании, которая удовлетворяется через познание других людей и с их помощью.

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Л.С., Выготский, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, А. С. Рузская, Е.О. Смирнова, В. С Мухина, и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Таким образом, общение - важное условие психического развития ребенка, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Формирование психологических качеств, необходимых ребенку для адаптивного взаимодействия в социуме, усвоение им общественных норм является одним из важнейших условий его гармоничного развития, социальной адаптации. Важным в этом плане является возраст 3- 4 года. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности.

Подтвержденным является тот факт, что из года в год увеличивается количество рождающихся детей с проблемами здоровья и развития (дети с ограниченными возможностями здоровья). Очень много детей с общим недоразвитием речи. Так, в ГБОУ РХ «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость» (далее Центр «Радость») количество обращений к учителю-логопеду по проблеме речевого развития детей 3-4- лет увеличилось в 2013-2014 учебном году в полтора раза по сравнению с прошлым годом. У этих детей затруднена адаптация к условиям детского сада. Дети с недоразвитием речи или полным отсутствием речи не могут быть понятыми, как воспитателями, так и другими детьми. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряжённое состояние, повышенная раздражительность, обидчивость и т. д. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

Другая сторона проблемы - неэффективные приемы общения родителей со своими детьми. Многие родители неосознанно тормозят речевую активность своих детей, буквально предугадывая их желания. Ребенку стоит только захотеть что-нибудь, как родитель моментально исполняет его желания, реагируя на мимику, жестовую речь ребенка – указ пальцем на нужный предмет. В случае неверного истолкования его просьбы, ребенок проявляет бурные эмоциональные реакции. Отсутствие речи и неумение пользоваться невербальными методами общения приводят к тому, что ребёнок и не пытается обращаться к детям, у него были «свои» способы общения с родителями. Поэтому немаловажным является и такое направление работы, как помощь родителям в изменении способов «неэффективного» общения с детьми.

Для решения рассмотренных трудностей развития детей в Центре «Радость» организована комплексная психолого-педагогическая помощь детям и их родителям (законным представителям). Важным компонентом данной помощи является коррекционно-развивающей программы «Играем вместе», которая реализуется педагогом-психологом и учителем-логопедом. Помимо специалистов Центра и детей обязательными участниками занятия являются родители, которые обучаются эффективному взаимодействию со своими детьми.

Программа «Играем вместе» направлена на развитие адаптивных коммуникативных качеств детей 3-4 лет, позволит ребенку легче адаптироваться в коллективе сверстников, способствует повышению уверенности в своих силах, развитию речи.

Участники программы:

- дети младшего дошкольного возраста с трудностями общения; эмоциональными проблемами (замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость); нарушениями речи;

- родители;

- педагог-психолог и учитель-логопед Центра «Радость».

Цель программы: развитие коммуникативных навыков у детей 3-4 лет.

Задачи:

- развивать мотивацию общения;

- развивать навыки общения, умение согласовывать свои действия с действиями других детей;

- формировать у детей представления о правилах и нормах поведения и общения друг с другом;

- развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;

- развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление), мелкую моторику.

- развивать речь: обогащать словарь, формировать грамматический строй речи, развивать звукопроизношение;

- учить родителей приемам эффективного взаимодействия с детьми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: